.RU

Справочная - Учебно-методический комплекс дисциплины Русский языки культура речи


Справочная

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – Екатеринбург: «Урал-Советы», 1994. – 796 с. и др. издания.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993 (и послед. изд.).

7. Словарь иностранных слов. – 14-е изд., испр. / Сост. А.Г. Спиркин, И.А. Акчурин, Р.С. Карпинский; Гл. редактор Ф.Н. Петрова. – М.: Рус. яз., 1987. – 608 с.


^ I. Теория


Выписать в рабочие тетради определения коммуникативных качеств речи: точность [4, с. 57], логичность [4, с. 62], чистота [4, с. 64], богатство [4, с. 72], выразительность[4, с. 80], уместность [4, с. 86].


II. Практика

Задание 1. (Точность) Найдите ошибки в словоупотреблении, объясните и исправьте их. В случае затруднения обращайтесь к толковым словарям и справочникам.
^ Образец: Николай заболел и не сумел прийти на собрание.
Суметь – оказаться достаточно умелым для чего-либо. Суметь решить задачу. Здесь надо: «не смог прийти» (т.е. оказался в условиях, не позволяющих прийти).

1. Вы не подскажете, как проехать к кинотеатру «Октябрь»? 2. В глухой Сибири, на Дальнем Востоке возникли новые города, заводы, фабрики. 3. Вперед подумай, а потом отвечай. 4. В Норильске Георгия вместе с другими определили на рудник «Угольный ручей». 5. Я – литератор, специальность обязывает меня помечать мелочи. 6. Кондитер – должность серьезная. 7. Весы инкрустированы бронзой. Надписи свидетельствуют о дате их изготовления. 7. Скажи значение этого слова. 8. Как ты думаешь, какую оценку можно тебе поставить? 9. Ты, Лена, хорошо сегодня с листа работала. А ты, Ваня, примера не назвал. 10. Теперь Таня расскажет нам правило. 11. Кто из вас может изменить слово «полотно» и слово «золото» по смыслу?


Задание 2. (Логичность). Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами: 1) объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; 2) объединение слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; 3) нарушение требования единого основания деления понятий; 4) неправильный выбор союза; 5) неправильное попарное соединение однородных членов; 6) нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др. Устраните алогизмы.

Образец. По «анкетным» данным – возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту – они [герои произведения] ничуть не схожи. В однородном ряду объединены слова, обозначающие несоотносимые понятия: ‘интеллект’ не относится к анкетным данным.


1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов. 3. На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины. 4. В магазин завезли лук, картофель, грейпфрукты, чеснок и другие овощи. 5. Цех нашего завода получил 20 новых станков, два сварочных аппарата и восемь кубометров леса, два крана и другие машины и механизмы. 6. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики и культуры. 7. Нас со всех сторон обступили дубы, осины, пихты, стройные березы и другие лиственные деревья. 8. На стадионах и спортивных площадках ребята занимались различными видами легкой атлетики: бегом на разные дистанции, прыжками в длину и высоту, теннисом, футболом. 9. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 10. В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 11. Он читал все, что ему попадалось под руку: рассказы, повести, романы, научно-популярную литературу, фантастику. 12. Рыба водится в реках, озерах, оросительных каналах, внутренних водоемах, водохранилищах. 13. Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом. 14. По «анкетным» данным – возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту – они [герои произведения] ничуть не схожи.


Задание 3. (Чистота) Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов: 1) использование слова без учета его семантики; 2) немотивированное употреблении слов; 3) нарушение лексической сочетаемости и др. Исправьте, где это необходимо, предложения.

Образец. ^ Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве. Здесь нарушение семантической сочетаемости из-за смешения слов импорт (‘ввоз товара’) – экспорт (‘вывоз товара’). Правильно: Экспорт этой страны


1. В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный. 2. Он стоически сопротивлялся ударам судьбы. 3. Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то. 4. Строительство кинотеатра, начатое в мае, форсируется усиленными темпами. 5. Гринев – полный контраст Швабрину. 6. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 7. Речь многих студентов конспективна. 8. Удобрения были вовремя транспортированы на поля. 9. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. 10. Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву. 11. Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.


Задание 4 (Чистота). Выпишите в тетради определения свойств, нарушающих критерий чистоты - речевые штампы, канцеляризмы [4, с. 70]. Прочитайте отрывок из рассказа Г. Рыкалина «Совещание имен существительных». Сделайте вывод о приеме комического в рассказе.

Задание 5 (Богатство). Определите разницу в значениях «похожих слов». Для этого значение каждого слова выпишите из толкового словаря в рабочую тетрадь.

Бобер и бобр, броня и броня, буханка и булка, гололед и гололедица, индеец / индиец / индус, песельник и песенник, сажать и садить, цветастый и цветистый, штурмовик и штурмовщик.


Задание 6. Назовите общий признак, лежащий в основе неточного словоупотребления. Измените фразы так, чтобы они соответствовали норме (см. Многословие в [4, с. 131-132]).

Образец

Словосочетание

с подчеркнутой ошибкой

в словоупотреблении

Лексическое значение слов по толковому словарю или словарю иностранных слов

^ Тип ошибки

Исправленный вариант

Сняться в анфас

Анфас (фр. en face букв. в лицо)

Плеоназм (лишнее слово, потому что его значение содержится в значении другого слова)

Сняться анфас


Вывод: тип ошибки – многословие в его разновидности (плеоназм).


Моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.


Задание 7 (Богатство). Установите тип фразеологических ошибок в употреблении устойчивых выражений. Объясните значение фразеологических единиц (см. типы ошибок в [4, с. 132]).


Образец оформления записи.

Фразеологизм

с подчеркнутой ошибкой

в словоупотреблении

Значение фразеологизма (по фразеологическому словарю)

^ Тип ошибки

Исправленный вариант

1. И все же он взял меня за горло.

Взять за горло


Принудительно заставить что-л. сделать

Неустраненная многозначность.

Смысл предложения можно истолковать по-разному

В данном случае может быть два варианта.

1. И все же он заставил меня признаться во всем.

2 И все же он взял меня за горло, и я признался во всем.


1. В соревнованиях одержала успех наша команда. 2. Мы уделяем большое значение повышению качества изготовляемой продукции. 3. Давайте до обеда заморим червяков. 4. У нас хоть есть свое дело, свой камень преткновения – общение с афганцами. 5. Бедный, бедный Пьер Безухов! Элен наставила ему рога, а князь Курагин сделал из него дойную корову. 6. Вряд ли надо из-за такого пустяка дрова ломать. 7. Всегда ли пьяным море по колено? 8. Этому вопросу наш начальник не уделяет значения. 9Качество выполненной работы заставляет желать лучшего. 10. Давай посмотрим, как там в трубы подается черное золото. 11. Между нами черная кошка проскочила. 12. Мы теряем под собою землю.

Межсессионные задания для студентов ОЗО

Межсессионные задания состоят из трех частей.

Часть 1 содержит задания к лабораторному занятию, которое, согласно учебному плану, проводится в третьем семестре. Представлен план самостоятельной подготовки к аудиторному занятию, в который входят теоретические вопросы, упражнения и образцы их выполнения, список обязательной и справочной литературы.

В часть 2 включены задания, которые направлены на подготовку к контрольному тестированию и предусматривают организацию самостоятельной работы со справочной литературой. Для подготовки к тестированию необходимо: 1) узнать по орфоэпическому словарю, какой из предлагаемых орфоэпических и акцентологических вариантов является нормативным, выписать его, а также выписать значения незнакомых слов; 2) исправить грамматико-синтаксические ошибки, при этом необходимо объяснить их тип и сформулировать грамматические и синтаксические правила.

В части 3 предлагается тематика рефератов для индивидуальной работы.


Часть 1


Задания по темам «Языковая политика», «Язык и структура официальных документов», «Речевая ситуация: структура и компоненты» необходимо выполнить письменно, ответив на предлагаемые вопросы.


Тема 1. ^ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА


ЛИТЕРАТУРА


1. Культура русской речи [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001 – С. 25-29.

2. Русский язык и культура речи. Хрестоматия / Сост. Т.А. Ашихмина – Бийск, НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – С. 4-6.


ПЛАН

Задание. Письменно ответьте на предлагаемые вопросы

Примечание: термины, которые вызывают затруднение, выпишите отдельно для обсуждения


а) какие аспекты являются наиболее важными в культуре речи как особой языковедческой дисциплины;

б) выпишите основные государственные документы о языке, время их принятия и выработанные в них направления государственной политики по отношению к русскому языку;

в) выпишите позитивные примеры общего направления деятельности государства в области языка и роли государства в защите широкой сферы функционирования языка;

г) приведите примеры влияния государства в деле филологического образования и преподавания русского языка;

д) с чем связаны негативные стороны попыток воздействия власти на язык? Приведите примеры;

е) каковы основные направления государственной политики по отношению к языку?

ж) выписать определение языковой политики и ее цели.


^ Тема 2. ЯЗЫК И СТРУКТУРА ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ


ЛИТЕРАТУРА

1. Культура русской речи [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М) , 2001. – С. 216-230.

2. Русский язык и культура речи. Хрестоматия / Сост. Т.А. Ашихмина – Бийск, НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008 – С. 10-19.


ПЛАН

Задание. Письменно ответьте на предлагаемые вопросы

Примечание: термины, которые вызывают затруднение, выпишите отдельно для обсуждения


а) дайте определение делового стиля;

б) выпишите характеристику трех подстилей официально-делового стиля. Что их объединяет?

в) в связи с чем форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), а само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи?

г) чем обусловлена принадлежность деловой речи информативному тексту?

д) выпишите отличительные языковые черты делового сти­ля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксичес­кие), определяющиеся требованиями однозначности, логичности и аргументированности

е) выпишите требования к текстовым нормам делового стиля (отличие текстовых норм от языковых, степени жесткости текстовых норм);

ж) охарактеризуйте языковые нормы делового стиля (трудности выбора языковых средств, особенности лексики, морфологии, синтаксиса; роль этикетных формул).


Тема 3. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ


ЛИТЕРАТУРА


1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. – С. 165-172; 400-402.

2. Русский язык и культура речи [Текст]: хрестоматия / Сост. Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – С. 26-40.


ПЛАН


1. Основные единицы речевого общения (Введенская, с. 165-172): составьте план к параграфу, выпишите в рабочую тетрадь термины и их определение: речевое событие, речевая ситуация, каноническая речевая ситуация, неканоническая речевая ситуация, речевое взаимодействие.

2. Определение и структура речевой коммуникации и речевой ситуации


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

1) в рабочей тетради составьте план к параграфам «Условия успешного общения» [2, с. 26-31];

2) «Причины коммуникативных неудач» [2, с.31-34];

3) «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» [2, с.34-40]. Выпишите в рабочую тетрадь термины и их определение: информативный диалог, интерпретативный диалог, диалоговый шаг, речевая стратегия, кооперативные стратегии, некооперативные стратегии, речевая тактика, коммуникативные сигнал


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ

1) охарактеризуйте статусные роли коммуникантов, ситуативные роли коммуникантов, стилевые приемы[2, с.41-44].

2) в рабочую тетрадь выпишите характеристики основных видов речевого поведения: фатическое и информативное по плану [2, с. 47-49]:

а) фатическое речевое поведение: ситуативно-целевая задача, используемые собеседниками правила, варьирование в зависимости от отношений говорящих;

б) информативное речевое поведение: три способа взаимодействия коммуникантов и их основные признаки, формы коммуникативной тактики.

3) речь и самораскрытие: охарактеризуйте модель «окно Джохари», позволяющую выявить индивидуальные стили поведения людей в зависимости от их самораскрытия [2, с. 49-52].

4) в рабочую тетрадь выпишите стили рефлексивного слушания.


Часть 2


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ


Выполненные задания помогут в период сессии продемонстрировать учебные и практические компетенции:

1) владение нормативными орфоэпическими, акцентологическими вариантами,

2) знание значений слов из пассивного словаря;

3) умение объяснить грамматические и синтаксические ошибки и исправить их;

4) умение объяснять, что обозначают выписанные из орфоэпического словаря пометы.


ЛИТЕРАТУРА


1. ^ Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с

2. Орфоэпический словарь русского языка [Текст] : Произношение. Ударение. Грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под. ред. Р.И. Аванесова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 704 с.

3. Русский язык и культура речи. Хрестоматия / Сост. Т.А. Ашихмина – Бийск, НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008 – 158 с.


Орфоэпические нормы

Задание 1. По орфоэпическому словарю выберите нормативный вариант произношения звуков в предложенных ниже лексических вариантах, запишите его в тетрадь, сохраняя нумерацию и ^ ПЕРЕНОСЯ ИЗ СЛОВАРЯ ПОМЕТЫ

Задание 2. Выпишите в тетрадь из толкового словаря или словаря иностранных слов значения подчеркнут слов.

Примечание. Оба задания выполняются на одной и той же паре слов. См. пример ниже.


Например. 1) компетэнция – компетенция;2) подсвечник – подсвешник; 3) демограф – дэмограф.

Образец записи в тетради



Задание 1

Задание 2

1. Компете´нция, неправ. компе[тэ]нция

1. Круг полномочий какого-л органа или должностного лица,

2. Круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом.

2. Подсве´чник, -а [сь вь и свь; шн]




3. Демо´граф [де] и [дэ]

Специалист, занимающийся изучением народонаселения, его изменения.




№ п/п

Орфоэпические варианты

№ п/п

^ Орфоэпические варианты

1

Ильинична – Ильинишна

51

черви – червы (карточная масть)

2

конечно - конешно

52

андеграунд – андерграунд

3

обожжет - обожгет

53

ветви – ветьви

4

итого – итово

54

катехизис – катэхизис

5

коллоквиум – коллёквиум

55

Одэсса – Одесса

6

петля – петьля

56

сарделька – сардэлька

7

компетэнция – компетенция

57

США – СэШэА

8

скворечник – скворешник

58

дебют – дэбют

9

кенар – кенарь

59

зверь – зьверь

10

сессия – сэссия

60

жжотся – жжется

11

диспансер – диспансэр

61

рассекет – рассечет

12

нагинаться – нагибаться

62

хищник – хишник

13

пустячный – пустяшный

63

академик – акадэмик

14

сленг – слэнг

64

моветон – мовэтон

15

челн – чёлн

65

тенор – тэнор

16

дермантин – дерматин

66

мучить – мучать

17

одеколон – одэколон

67

сервис – сэрвис

18

тоннель – туннель

68

свекла – свёкла

19

междугородний – междугородный

69

желчь – жёлчь

20

матрас – матрац

70

никчемный – никчёмный

21

бессеребреник – бессребреник

71

опека – опёка

22

музей – музэй

72

Сергеевич – Сергеич

23

прецедент – прецендент

73

инцидент – инциндент

24

согбенный – согбённый

74

бытие – бытиё

25

сосредоточивать – сосредотачивать

75

нуль – ноль

26

уполномачивать – уполномочивать

76

чрезвычайный – черезвычайный

27

бархатка – бархотка

77

подожжет – подожгет

28

дошть – дощь

78

Андреевич – Андреич

29

фанера – фанэра

79

калоша – галоша

30

вожжы – вожжи

80

местоименный – местоимённый

31

пятикопеечный – пятикопеешный

81

картонка – кардонка

32

яишница – яичница

82

каприччио – каприччо

33

пастэль – пастель

83

насквозь – наскрозь

34

скучный – скушный

84

обстрагивать – обстругивать

35

одинокий – одинокай

85

задолжник – задолженник

36

декан – дэкан

86

компрометировать - компроментировать

37

ФээРГэ – эФэРГэ

87

многоженец – многожёнец

38

сосиски – сосиськи

88

фьорд – фиорд

39

облажу (все окресности) – облазию

89

решетчатый – решётчатый

40

расшитый – рашшитый

90

дэтэктив - детектив

41

боюс – боюсь

91

будущее – будующее

42

полишинель – полишинэль

92

конъюнктура – конъюктура

43

термин – тэрмин

93

интриган – интригант

44

Саввична – Саввишна

94

крестный ход – крёстный ход

45

булочная – булошная

95

маневры – манёвры

46

прачечная – прачешная

96

невропатолог – нервопатолог

47

церквам – церквям

97

юристконсульт – юрисконсульт

48

течет – текет

98

афера – афёра

49

жжется – жгется

99

кринка – крынка

50

дуршлаг – друшлаг

100

пуловер - полувер



^ Акцентологические нормы


Задания 3-4

Задание 3. По орфоэпическому словарю выберите нормативный вариант постановки ударения в предложенных ниже лексических вариантах, запишите его в тетрадь, сохраняя нумерацию и ^ ПЕРЕНОСЯ ИЗ СЛОВАРЯ ПОМЕТЫ

Задание 4. Выпишите в тетрадь из толкового словаря или словаря иностранных слов значения подчеркнут слов.

Например. 1) нуво´риш – нувори´ш; 2) укрáинский – украи´нский

Образец записи в тетради



Задание 1

Задание 2

1. Нувори´ш

[От франц. nouveau riche буквально «новый богач»]… быстро разбогатевший человек, богач-выскочка, пробивающийся в высшие слои общества.

2. Украи´нский -ая, -ое !не рек. устар. укра´инский







№ п/п

Акцентологические вари анты

№ п/п

^ Акцентологические вари анты

1

христиáнин - христиани´н

51

дóсуг – досу´г

2

тóрты - торты´

52

обеспéчение – обеспечéние

3

вы прáвы – вы правы´

53

вероисповéдание – вероисповедáние

4

шáсси – шасси´

54

стóляр – столя´р

5

мю´зикл – мюзи´кл

55

танцóвщица – танцовщи´ца

6

книга прóдана – книга проданá

56

при´даное – придáное

7

звóнит – звони´т

57

отку´порить – откупóрить

8

краси´вее – красивéе

58

пу´рпурный – пурпу´рный

9

дóбыча – добы´ча

59

заржáветь – заржавéть

10

цéмент – цемéнт

60

чи´стильщик – чисти´льщик

11

свёкла – свеклá

61

срéдства – средствá

12

некрóлог – некролóг

62

жáлюзи – жалюзи´

13

новорождённый - новорóжденный

63

украи´нский – укрáинский

14

пáртер – партéр

64

хвóя – хвоя´

15

бáловать – баловáть

65

алфáвит – алфави´т

16

пулóвер – пуловéр

66

чéрпать – черпáть

17

инду´стрия – индустри´я

67

пломбирóванный – пломби´рованный

18

дóгмат – догмáт

68

гастронóмия – гастрономи´я

19

квáртал – квартáл

69

у´гля – угля´

20

цы´ган – цыгáн

70

болéро – болерó

21

бáрмен – бармéн

71

ми´нуть – мину´ть

22

воспри´нять – восприня´ть

72

назвалáсь – назвáлась

23

созы´в – сóзыв

73

взорвáлась – взорвалáсь

24

щáвель – щавéль

74

бáловать – баловáть

25

кóрысть – коры´сть

75

вéчеря – вечéря

26

стату´я – стáтуя

76

дремóта – дремотá

27

завсегдáтай – завсегдатáй

77

мастерски´ – мáстерски

28

мими´крия – мимикри´я

78

ми´зерный – мизéрный

29

плáнер – планёр

79

тóлика – толи´ка

30

до полунóчи – до полу´ночи

80

ту´ника – туни´ка

31

кровоточи´ть – кровотóчить

81

избáловать – избаловáть

32

смокóвница – смоковни´ца

82

а´рба – арбá

33

стáнковая живопись – станкóвая живопись

83

хóленый – холёный

34

инди´го – индигó

84

óптовый – оптóвый

35

звóнница – звонни´ца

85

кáшлянуть – кашляну´ть

36

мы´тарства – мытáрства

86

обóдрить – ободри´ть

37

знáмение – знамéние

87

пóслушник – послу´шник

38

облéгчить – облегчи´ть

88

освéдомить – осведоми´ть

39

нефтепрóвод – нефтепровóд

89

мóлох – молóх

40

áлкоголь – алкогóль

90

заку´порить – закупóрить

41

освéдомиться – осведоми´ться

91

зáдолго - задóлго

42

дóговор – договóр

92

непри´язнь - неприя´знь

43

хво´я – хвоя´

93

ржа´веть – ржаве´ть.

44

пихта´ – пи´хта

94

ко´мпас – компа´с.

45

гофри´рованный – гофриро´ванный

95

у´гольный – уго´льный.

46

каза´ки – казаки´

96

шёлковый – шелко´вый.

47

пригуби´ть - пригу´бить

97

ва´ловый – валово´й

48

фле´йтовый – флейто´вый

98

зна´мение - знаме´ние

49

одновре´менный одновреме´нный

99

береста´ - берёста

50

пе´тля – петля´

100

апо´строф - апостро´ф



^ Грамматические нормы


Задание 5 [3, с. 118-120; 127-128]. Подчеркните фрагмент предложения, в котором допущена грамматическая ошибка, укажите разновидность ошибки, запишите нормативный вариант.

Образец.



^ Предложение с грамматической ошибкой

Объяснение нормативного варианта

Отредактированный вариант предложения

Родом я из Сибири, моя бабушка живет в Камень-на-Оби


Нарушена норма склонения сложных слов. В сложносоставных географических названиях склоняются обе части.

Родом я из Сибири, моя бабушка живет в Камне-на-Оби



1. А дождик за окном так и сыпет. 2. Наша столовая открывает предпраздничную торговлю полуфабрикатов и кулинарных изделий. 3. Льготные билеты даются согласно каникулярных справок. 4. Хочется сказать доброе слово по адресу работников бухгалтерии. 5. У вас билет с плацкартом? 6. Покладите свою сумку сюда. 7. Поступив на службу, его отправляют на Кавказ. 8. В три часа встретимся у памятника Покрышкина. 9. Какая красивая тюль у тебя на окне! 10. С Венгерова уже автобуса не будет. 11. У сынишки в школе строгая директор. 12. В Алма-Ату съезжу, яблок привезу, орех. 13. Ты знаешь, хорошо я время провела в Мочищенском дом-отдыха. 14. Берега Москва-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов. 15. Катерок «Витязь» пришвартовался у деревни Малиновка. 16. Произошли изменения в быту деревни. 17. Живу от института далеко, около Сорокино.


Синтаксические нормы


Задание 6 [3, с. 127-128].. Подчеркните фрагмент предложения, в котором допущена синтаксическая ошибка, укажите разновидность ошибки, запишите нормативный вариант.

Образец.

^ Предложение с синтаксической ошибкой

Объяснение нормативного варианта

Отредактированный вариант предложения

Я делюсь с мамой обо всем, что со мной происходит.


Нарушена норма управления: делиться – чем? – требуется ТВ. п.

Я делюсь с мамой всем, что со мной происходит.


1. Выдал ли Володя кому-нибудь о нашем существовании? 2. Горечь о том, что он чужд для людей, терзала его душу. 3. Дима признался дома обо всех своих двойках. 4. Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе. 5. Остап мне понравился своей преданностью к отчизне. 6. Я от тебя заберу эту собачку. 7. Гриневу свойственно уважение любимой девушки. 8. Я могу к бабушке ездить только по каникулам. 9. Мы на антракте бегали в буфет. 10. Тимуровцы старушкам в магазин ходят. 11. Мы никому не запрещаем участвовать на наших соревнованиях. 12. Проходя мимо зданий старого города, наш взгляд приковывают фасады старых построек. 13. Льют грязь на друг друга. 14. Он не только читает газеты, но и книги. 15. Машины, выехавшие на трассу, устремились на финиш. 16. Сегодня произошло покушение и убийство. 17. Я хочу передать привет Оле, большой. 18. Для меня, как абсолютно нового человека, бросилось в глаза абсолютное чувство локтя. 19. Я думаю, это пример о том, что надо бороться до последних секунд. 20. На совещании были представители всех хозяйств, которые были подвержены саранче. 21. Прийдя домой, у меня сидели гости.


Часть 3



spravochnoe-posobie-k-snip-23-01-99-udk-69-551-58035-stranica-9.html
spravochnoe-posobie-k-snip-23-01-99-udk-69-551-58035-stranica-94.html
spravochnoe-posobie-k-snip-23-01-99-udk-69-551-58035.html
spravochnoe-posobie-pod-redakciej-prof-g-n-maslennikovoj-izdatelstvo-tpu-2009-stranica-22.html
spravochnoe-posobie-rassmotreno-i-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-filosofskih-i-socialnih-nauk-protokol-5-ot-24-yanvarya-2005-g-dopusheno-uchebno-metodicheskim-centrom-sevntu-v-kachestve-spravochnogo-posobiya.html
spravochnometodicheskoe-posobie-po-istorii-kinoiskusstva-chast-ii-stranica-16.html
  • institute.bystrickaya.ru/gonsales-galego-inostrannaya-literatura-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/obmanutie-mirom-arhimandrit-rafail-karelin.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-dlya-provedeniya-1-etapa-imunicipalnie-sorevnovaniya-lego-robotov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-hudozhestvennom-mire-simfonicheskih-tancev-s-v-rahmaninova-chast-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obem-auditornoj-nagruzki-76-uchebnih-chasov-programmi-professionalnoj-perepodgotovki-gosudarstvennih-sluzhashih.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-str.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-rabote-s-sistemoj-dodocent.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudi-pod-pressom-vedomosti-kornya-anastasiya-12022007-24-str-a2-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xiv-na-perepute-kniga-eta-napisana-po-raznim-prichinam-no-mozhet-bit-glavnim-obrazom-kak-otvet-na-voprosi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predmet-istoriya-obshestvoznanie-vozrast-14-15-let-9-klass-prodolzhitelnost.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-3-harakteristika-gruppi-ii-v-nacionalnaya-ekonomika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harakteristika-epohi-vozrozhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-4-kursa-osennego-semestra-2008g.html
  • school.bystrickaya.ru/lazernie-tehnologii-i-kompleksi-razrabotki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-filosofiya-dlya-specialnostej-170600-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-1-izuchenie-nomenklaturi-fizicheskoj-karti-mira.html
  • education.bystrickaya.ru/14-generalnij-plan-i-transport-rekomendacii-po-tehnologicheskomu-proektirovaniyu-podstancij-peremennogo-toka-s.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlyat-postigat-poznavat-issledovat-filosofstvovat-uchebnoe-posobie-aspirantam-moskva-2003-a-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chto-proishodit-v-kabinete-glavnogo-uroki-i-nasledie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-istoriya-obrazovatelnaya-oblast-obshestvoznanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gou-cdo-distantnoe-obuchenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-ugolovnomu-pravu-obshaya-chast-na-2011-2012-uchebnij-god-dlya-studentov-ivvo-iii-semestr.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-proillyustrirovat-otveti-na-voprosi-i-tablicej.html
  • bystrickaya.ru/vidi-grazhdanskogo-sudoproizvodstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smert-turina-poskolku-naznachenie-kommentariev-menyaetsya-v-shirokih-predelah-v-raznih-chastyah-etoj-knigi-avtorskij.html
  • school.bystrickaya.ru/d-v-tumanov-tvorim-zolotim-perom-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ministerstvo-oboroni-otchet-o-vipolnenii-rekomendacij-i-zamechanij-viskazannih-chlenami-ekpp-v-doklade.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predposilki-formirovaniya-kulturi-drevnego-vostoka-uchebnoe-posobie-tomsk-2003.html
  • university.bystrickaya.ru/gordie-chistokrovki-i-prostie-trudyagi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-e-t-o-d-i-k-arascheta-realnoj-stoimosti-dolgovih-obyazatelstv-1-gazeta-osnovana-v-noyabre-2007-goda-administraciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mehanizmi-realizacii-putej-gibeli-kletki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-istoriya-psihologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-dlya-specialnosti-050401-65.html
  • desk.bystrickaya.ru/otricanie-kniga-avtomobil-pomidor.html
  • report.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-2007.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-analiza-viyavlennih-konkurentnih-preimushestv-programma-po-razvitiyu-rossijsko-indijskogo-torgovo-ekonomicheskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.