.RU

Справочник нато


СПРАВОЧНИК НАТО

2001

Office of Information and Press

NATO - 1110 Brussels - Belgium

Bureau de l’information et de la presse

OTAN - 1110 Bruxelles - Belgique

ISBN 92-845-0165-2

HB0801RUS

© NATO 2001

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО

ДОГОВОРА (НАТО)

ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ

Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Франция,

Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Люксембург,

Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Турция,

Великобритания и Соединенные Штаты Америки

Североатлантический договор, подписанный в апреле 1949 г. в

Вашингтоне, учредил союз, преследующий цели коллективной обороны в

соответствии со Статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций.

Этот договор является бессрочным. 4 апреля 1999 г. отмечалась его

пятидесятая годовщина.

В соответствии со Статьей 10 Североатлантического договора двери

союза остаются открытыми для вхождения в него других европейских

государств, способных развивать его принципы и вносить свой вклад в

безопасность Североатлантического региона. В 1952 г. к двенадцати

первоначальным странам-участницам Североатлантического союза

присоединились Греция и Турция, затем в 1955 г. членом НАТО стала

Федеративная Республика Германия, а в 1982 г. - Испания. В июле 1997 г.

на встрече на высшем уровне в Мадриде главы государств и

правительств Североатлантического союза пригласили еще три страны

начать переговоры о присоединении к Вашингтонскому договору, и 12

марта 1999 г. Венгрия, Польша и Чешская Республика официально стали

членами этой организации. В настоящее время Североатлантический

союз связывает воедино 17 европейских государств с Соединенными

Штатами Америки и Канадой.

Параллельно с процессом внутреннего и внешнего преобразования

Североатлантического союза, который идет со времени окончания

“холодной войны”, НАТО создала Совет евроатлантического партнерства

(СЕАП), выступающий в качестве форума для консультаций и

сотрудничества с государствами-партнерами всего Евроатлантического

региона. В 1994 г. она выступила с инициативой “Партнерства ради мира”

и разработала программу интенсивного практического сотрудничества и

регулярных консультаций, в осуществлении которой участвуют 27 стран.

Созданные НАТО новые структуры отражают активизацию сотрудничества

с Россией и партнерства с Украиной, а также углубленный диалог с

заинтересованными средиземноморскими странами. Североатлантический

союз подвергся глубоким внутренним и внешним реформам и в начале

3

нового тысячелетия превратился в инструмент обеспечения мира и

стабильности в Евроатлантическом регионе.

В 1999 г. НАТО праздновала свою пятидесятую годовщину. В апреле

1999 г., в самый разгар конфликта в Косово, в Вашингтоне состоялась

очередная встреча на высшем уровне. В это время страны НАТО

участвовали в воздушной кампании с целью положить конец этническим

чисткам и нарушениям прав человека, совершаемым правительством

Союзной Республики Югославия. Конфликт завершился в конце июня

1999 г. после вывода сербских войск и развертывания Сил для Косово

(СДК) под руководством НАТО, которым Совет Безопасности ООН

поручил реализацию Военно-технического соглашения, заключенного

9 июня.

Основное внимание на вашингтонском саммите уделялось

продолжавшемуся кризису в Косово и вопросам будущей стабильности

Юго-Восточной Европы. Другие решения, принятые в Вашингтоне,

связаны с утверждением и публикацией новой редакции Стратегической

концепции Североатлантического союза, принятием Плана действий по

подготовке к членству в НАТО, одобрением мер дальнейшего углубления

программы “Партнерство ради мира”, а также с выдвижением новых

инициатив, направленных на адаптацию оборонного потенциала стран

НАТО к меняющимся требованиям, и приданием новой динамики усилиям

по ограничению распространения оружия массового поражения.

Последующие события в Североатлантическом союзе были связаны,

в частности, с упрочением европейской составляющей безопасности и

обороны в НАТО, а также с развитием структур сотрудничества между

НАТО и Европейским союзом в соответствии с решениями ЕС по

повышению своей оперативной роли в области урегулирования кризисов

и поддержания мира.

****

Эмблема НАТО была принята Североатлантическим советом в

октябре 1953 г. в качестве символа Североатлантического союза. Круг

символизирует единство и сотрудничество, а изображение картушки

компаса - общий путь к миру, который избрали государства-члены

Североатлантического союза.

4

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции 10

Предисловие генерального секретаря 11

Как пользоваться справочником 15

Введение 17

ЧАСТЬ I

^ ГЛАВА 1: ЧТО ТАКОЕ НАТО?

Истоки Североатлантического союза 31

Первостепенные задачи в области обеспечения безопасности 32

ГЛАВА 2: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

Новая обстановка в области безопасности в Европе 39

Новые институты 45

Стратегическая концепция Североатлантического союза 48

Роль объединенных вооруженных сил и преобразование

военного построения Cebepoaтлahтичecкoгo союза 54

Инициатива об оборонном потенциале НАТО 58

Ядерные силы НАТО в новой обстановке в области безопасности 61

^ ГЛАВА 3: ОТКРЫТОСТЬ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

Процесс расширения НАТО 71

Партнерство ради мира 79

Сотрудничество между НАТО и Россией 94

Партнерство НАТО с Украиной 103

Средиземноморский диалог Североатлантического союза 108

Инициатива НАТО для Юго-Восточной Европы 111

^ ГЛАВА 4: ЕВРОПЕЙСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ (ЕСБО)

Развитие ЕСБО 115

Сотрудничество между НАТО и ЗЕС 119

Отношения между НАТО и ЕС 121

5

^ ГЛАВА 5: ОПЕРАТИВНАЯ РОЛЬ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА

В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс установления мира в бывшей Югославии 127

Содействие мирному процессу в Боснии и Герцеговине 143

Роль НАТО в связи с конфликтом в Косово 148

Нарушения прав человека в районе Косово и помощь,

оказываемая СДК в гуманитарных целях 156

^ ГЛАВА 6: РОЛЬ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА В КОНТРОЛЕ НАД

ВООРУЖЕНИЯМИ

Развитие событий в области ядерного,

биологического и химического оружия 166

Развитие событий в области контроля над обычными

вооружениями и разоружения 169

Политика Североатлантического союза по вопросу

распространения ОМП 171

ЧАСТЬ II

^ ГЛАВА 7: ПОЛИТИКА И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Главные политические и руководящие институты

Североатлантического союза 177

Политика консенсуса и принятие coвмecтных решений 181

Урегулирование кризисов 185

Оборонный аспект 187

Ядерная политика 191

Экономическая сфера 193

Информирование общественности 197

^ ГЛАВА 8: ПРОГРАММЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оперативное тыловое обеспечение 209

Ключевые функции тылового обеспечения 214

Оперативное тыловое обеспечение и операции

по поддержанию мира 219

Организации по производству и материально-техническому

обеспечению 219

Сотрудничество, планирование и стандартизация

в области вооружений 220

6

Системы информации и связи 223

Координация действий военных и гражданских служб

управления воздушным движением 224

Противовоздушная оборона 226

Гражданское чрезвычайное планирование 228

Научное сотрудничество 235

Окружающая среда и общество 238

^ ГЛАВА 9: РЕСУРСЫ СОВМЕСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: БЮДЖЕТЫ НАТО

И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Принципы совместного финансирования 243

Распределение затрат 247

Гражданский бюджет 248

Военный бюджет 248

Программа НАТО по инвестициям в обеспечение

безопасности (ПИOБ HATO) 249

Управление ресурсами 250

Управление финансовой деятельностью 251

Финансовый контроль 254

^ ГЛАВА 10: ГРАЖДАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРЫ

Штаб-квартира НАТО 263

Постоянные представители и национальные делегации 263

Генеральный секретарь 264

Международный секретариат 265

Личная канцелярия 265

Отдел генерального секретаря 266

Исполнительный секретариат 266

Отдел информации и прессы 267

Служба безопасности НАТО 268

Отдел по вопросам политики 268

Отдел военного планирования и операций 271

Отдел военно-технического обеспечения 274

Секретариат штаб-квартиры НАТО по консультациям,

командованию и управлению (CШК HATO пo ККУ) 277

Отдел инвестиций в обеспечение безопасности,

материально-технического обеспечения

и гражданского чрезвычайного планирования 278

Отдел по вопросам науки и окружающей среды 282

Административно-хозяйственное управление 282

Управление финансового контроля 283

7

Бюро председателя Главного совета по ресурсам 283

Бюро председателя бюджетных комитетов 283

Международный совет аудиторов 284

Организации НАТО по производству

и материально-техническому обеспечению 284

^ ГЛАВА 11: ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРЫ

Военный комитет 287

Командующие стратегическими командованиями 290

Международный военный штаб 290

Представительства государств-партнеров 296

^ ГЛАВА 12: СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Роль объединенных вооруженных сил 299

Развитие новой военной структуры 302

Значение развития европейской составляющей

безопасности и обороны 303

Концепция многонациональной объединенной

оперативно-тактической группы (МООТГ) 305

Внутренняя адаптация объединенных вооруженных сил НАТО 306

Новые концепции командования и управления 308

Военная структура 310

Расширение НАТО и вступление в нее новых членов 326

Виды деятельности и инициативы по программе

“Партнерство ради мира” 327

Расширение процесса консультаций и сотрудничества 328

^ ГЛАВА 13: КЛЮЧ К ОСНОВНЫМ КОМИТЕТАМ НАТО И ИНСТИТУТАМ

СОТРУДНИЧЕСТВА, ПАРТНЕРСТВА И ДИАЛОГА

Ключ к основным комитетам НАТО 333

Ключ к институтам сотрудничества, партнерства и диалога 370

^ ГЛАВА 14: КЛЮЧ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, АГЕНТСТВАМ И ДРУГИМ

ПОДЧИНЕННЫМ ОРГАНАМ

Введение 377

Оперативное тыловое обеспечение 379

Производственное материально-техническое обеспечение

и военная техника 385

Стандартизация 388

Гражданское чрезвычайное планирование 392

8

Управление воздушным движением и противовоздушная оборона 393

Воздушное дальнее радиолокационное обнаружение 394

Системы информации и связи 396

Радиоэлектронная борьба 402

Метеорология 403

Военная океанография 404

Исследования и технология 406

Образование и учебная подготовка 408

^ ГЛАВА 15: ШИРОКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ

Организация Объединенных Наций (ООН) 421

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 425

Европейский союз (ЕС) 437

Западноевропейский союз (ЗЕС) 446

Совет Европы 457

^ ГЛАВА 16: ПАРЛАМЕНТСКИЕ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Парламентская ассамблея НАТО (ПА НАТО) 463

Ассоциация атлантического договора (ААД) 467

Межсоюзная конфедерация офицеров резерва (МКОР) 473

Межсоюзная конфедерация военных врачей резерва (МКВВР) 475

Приложение 1. Общеупотребительные сокращения 483

Приложение 2. Источники дополнительной информации 515

Приложение 3. Хронология событий 521

Иллюстрации

• Гражданская и военная структура НАТО 657

• Основные комитеты НАТО 658

• Основные институты партнерского сотрудничества и диалога 659

• Международный секретариат НАТО 660

• Отделы международного секретариата 661

• Военная структура НАТО 662

• Военная структура - Верховное командование

ОВС НАТО в Европе 663

• Военная структура - Верховное командование

ОВС НАТО на Атлантике 664

• Международный военный штаб 665

Североатлантический договор 667

9

^ ОТ РЕДАКЦИИ

Со времени публикации юбилейного издания Справочника НАТО к

пятидесятилетию Североатлантического союза в него вступили еще три

страны и произошел ряд других крупных событий. К ним относятся

воздушная кампания НАТО, начавшаяся в марте 1999 г. против военных

структур сербского правительства, ответственного за политику этнических

чисток в Косово, развертывание в июне 1999 г. Сил для Косово (СДК) под

руководством НАТО, а также новые инициативы, выдвинутые на

вашингтонском саммите, включая публикацию новой стратегической

концепции Североатлантического союза.

Все это нашло отражение в настоящем издании наряду с другими

важными событиями, в том числе изменениями, относящимися к

структуре военного управления НАТО, развитию европейской

составляющей безопасности и обороны (ЕСБО), реализации инициативы

об оборонном потенциале (ИОП), расширению деятельности по

программе “Партнерство ради мира” (ПРМ) и Совета евроатлантического

партнерства (СЕАП), развитию отношений между НАТО и Россией,

НАТО и Украиной, расширению Средиземноморского диалога НАТО,

прогрессу, достигнутому в осуществлении Инициативы для Юго-

Восточной Европы, а также событиям в других сферах деятельности

Североатлантического союза, таким как осуществление мер контроля над

вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.

Раздел “Как пользоваться справочником” вводит в содержание

основных глав, где подробно рассматриваются последние политические

события в главных сферах деятельности Североатлантического союза

(Часть I) и кратко характеризуется содержание последующих глав с

описанием организации и структур НАТО (Часть II). Во введении к

настоящему изданию дается обзор главных событий, формирующих

политику Североатлантического союза на протяжении последнего

десятилетия.

Сведения, содержащиеся в этом издании, отражают события,

происходившие до конца марта 2001 г. Информацию о самых последних

событиях, связанных с Североатлантическим союзом, а также

официальные заявления и коммюнике можно получить на вебсайте НАТО

(www.nato.int).

10

^ ПРЕДИСЛОВИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ

В настоящем новом издании Справочника НАТО дается

всеобъемлющий обзор деятельности Североатлантического союза в

начале нового тысячелетия. В нем представлен Североатлантический

союз, преобразившийся под огромным влиянием бурных перемен

прошлого десятилетия и готовый к выполнению своих главных задач,

которые охватывают теперь четыре сферы.

Во-первых, он несет первостепенную и постоянную ответственность

перед своими членами за обеспечение их безопасности и независимости.

Во-вторых, он призван постоянно расширять сферу безопасности с

включением в нее государств-партнеров в масштабах всей Европы в

процессе упрочения двусторонних партнерских связей и многостороннего

сотрудничества. В-третьих, одновременно с указанным выше он должен

быть готов оказывать поддержку деятельности международного

сообщества по предотвращению кризисов и конфликтов, а в случае их

наступления - предотвращать их распространение и помогать

вовлеченным сторонам разрешать их мирными средствами, а не

применением военной силы.

И в-четвертых, для достижения этих целей ему необходимо

установить более справедливые и сбалансированные отношения

трансатлантического партнерства, лежащего в основе Североатлантического

союза, упрочив роль европейских стран НАТО в области урегулирования

кризисов и миротворчества. Цель этого процесса - усиление

Североатлантического союза и создание потенциала урегулирования

кризисов, который НАТО сможет поддерживать без того,

чтобы обязательно принимать на себя ведущую роль в каждом кризисе,

происходящем в Европе. Речь идет о повышении гибкости и расширении

возможностей НАТО для предотвращения и прекращения конфликтов, а

не об изменении основы коллективной обороны, надежным гарантом

которой по-прежнему остается Североатлантический союз.

Североатлантический союз, представленный в настоящем

справочнике, вовсе не оказался без дела после окончания “холодной

войны”, несмотря на предсказания некоторых аналитиков об утрате им

смысла своего существования. Напротив, ему пришлось участвовать в

важнейшем процессе собственной модернизации и перемен,

не утрачивая при этом практической способности выполнять

поставленные перед ним задачи и не замедляя разработку средств,

необходимых для выполнения новых функций, порученных ему

государствами-членами. Дилемма, стоявшая перед ним, заключалась не

11

в том, как найти свое новое предназначение, а в том, как лучше

использовать свои возможности для выполнения программы

деятельности в области безопасности, определенной государствами-

членами во время его создания, а именно: обеспечения гарантий

свободы, защиты общего наследия и цивилизации его народов.

Главным для НАТО было вовсе не создание для себя новой роли,

а успешное выполнение поставленных ей задач с учетом постоянного

чрезвычайно высокого спроса на ее ресурсы.

НАТО - не мировой жандарм. Это организация, хорошо

зарекомендовавшая себя в успешном и быстром формировании

многонациональных сил, таких как СФОР в Боснии и Герцеговине и СДК в

Косово, способных выполнить мирные соглашения и заложить основу

будущей стабильности в районах конфликтов в Евроатлантическом

регионе. Это не клуб, членство в котором предоставляется всем

желающим, а межправительственный союз для обеспечения

безопасности, участие в котором связано с определенными тяготами и

ответственностью, но также и с выгодами. Это не монолитное

самодовлеющее образование, а союз, основанный на договоре между

государствами-членами и преследующий совместно согласованные цели.

Он функционирует в условиях ограничений по сфере деятельности,

ресурсам и способности к действиям, налагаемым его участниками.

И, наконец, этот союз является не средством проецирования силы

отдельных государств-членов, а структурой, позволяющей каждой из

стран определять свои национальные интересы в широком контексте

консенсуса между всеми членами НАТО.

Государства-члены НАТО уже продемонстрировали свою

преданность этим ценностям, что нашло выражение в ряде решений,

направленных на адаптацию Североатлантического союза к

изменившимся обстоятельствам и современным требованиям.

Их деятельность опирается на успешно действующие формы партнерства

со странами, не входящими в НАТО, реализуемые на двусторонней

основе при практическом сотрудничестве по программе “Партнерство

ради мира” и политическими средствами в многосторонней структуре

Совета евроатлантического партнерства. Ценность таких совместных

усилий проявляется в ясно выраженном стремлении многих стран,

участвующих в этих структурах, вступить в НАТО. Она также проявляется

в конструктивном участии в них стран, у которых в настоящее время

отсутствует стремление вступить в Североатлантический союз.

В дополнение к этому, степень сотрудничества, достигнутая в

двусторонних отношениях между НАТО и Россией, подчеркивает

огромные возможные выгоды от этого процесса для всех

заинтересованных сторон, несмотря на неизбежные трудности на этом

12

пути. Высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества достигнут

между НАТО и Украиной, что также имеет положительные последствия

для всех.

Решения ряда саммитов Североатлантического союза определили

его курс после окончания “холодной войны” и заложили основу для

распространения многолетней культуры диалога и сотрудничества в

области безопасности между странами НАТО за пределами этой

организации. Благодаря деятельности воинских формирований под

руководством НАТО, обеспечивающих мирный процесс в Боснии и

Герцеговине и в Косово, эта культура влияет на процесс примирения

различных сообществ и помогает заложить фундамент будущего

сотрудничества в беспокойном Балканском регионе. Основа открытости и

взаимопонимания, необходимая для будущего сотрудничества,

закладывается также и в других сферах, таких как Средиземноморский

диалог НАТО.

Основные события, происходившие в каждой из этих важнейших

областей деятельности Североатлантического союза, описаны на

страницах настоящего справочника. В нем также говорится о процессе

адаптации, позволяющем предпринимать важные шаги по изменению

баланса трансатлантических связей, лежащих в основе сотрудничества в

Североатлантическом союзе. Это многоплановая задача, включающая,

с одной стороны, консультации и сотрудничество с институтами,

участвующими в упрочении роли европейцев в сфере обороны и

безопасности, в частности с Западноевропейским союзом и, в последнее

время, все в большей степени с Европейским союзом, а с другой стороны,

практические меры по созданию оперативных возможностей для

упрочения европейской безопасности и общего расширения

сотрудничества в Североатлантическом союзе. Развитие европейской

составляющей безопасности и обороны (ЕСБО) и реализация

Инициативы в области оборонного потенциала (ИОП), оказывающей

воздействие на весь Североатлантический союз и при этом

поддерживающей ЕСБО, являются неотъемлемой частью программы

деятельности Североатлантического союза. Успешное завершение этого

процесса является центральной составляющей стоящих передо мною

задач по руководству Североатлантическим союзом в период моего

пребывания на посту генерального секретаря.

Существует лишь один критерий, позволяющий судить об успешности

всех этих инициатив и деятельности, - их способность служить интересам

граждан Евроатлантического региона в целом. Достижение ими

поставленной цели становится очевидным только тогда, когда это

приводит к упрочению безопасности, стабильности и совершенствованию

13

механизмов урегулирования кризисов. Поэтому необходимо добиваться,

чтобы общественность в странах НАТО и государствах-партнерах хорошо

знала и понимала суть принимаемых и предполагаемых решений.

Без этого возможности правительств в перспективе будут весьма

ограничены. Следовательно, на правительствах лежит ответственность за

вынесение на рассмотрение общественности вопросов политики,

затрагивающих общенациональные интересы, и их обоснование

соответствующими фактами, цифрами и рациональным доводами.

Я с удовольствием рекомендую эту книгу вниманию всех, у кого будет

возможность ознакомиться с ней, и приглашаю вас к обсуждению этих

вопросов на профессиональном и частном уровне, чего они явно

заслуживают. В процессе создания благоприятных условий для

достижения максимальной стабильности будущего политического,

экономического и социального развития наших стран нет абсолютов,

здесь есть лишь трудный выбор. За правильность выбора отвечают

правительства, но задача общественности - играть активную роль в

дискуссии и, при необходимости, выступать против консерватизма

мышления. Поэтому такие организации, как НАТО, должны также быть

готовы предоставлять общественности наиболее полную информацию.

Без этого обсуждение подобных серьезных и сложных вопросов может

быть необъективным и идти по неправильному пути. Я рад возможности

представить вам настоящий справочник и убежден, что глубокое

понимание содержащейся в нем информации будет содействовать

открытой дискуссии и анализу, которым должны постоянно подвергаться

вопросы безопасности.

14

^ КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРАВОЧНИКОМ

Часть I настоящего справочника начинается с краткого описания

истоков Североатлантического союза и его первостепенных задач в

области безопасности (гл.1), затем следует оценка факторов, которые в

совокупности привели к созданию новой обстановки в области

безопасности после окончания “холодной войны” и позволили вследствие

этого осуществить преобразование НАТО (гл. 2).

В последующих главах первой части, во-первых, описывается

повышение уровня открытости Североатлантического союза, как в

процессе его расширения, так и при использовании многосторонних и

двусторонних форм сотрудничества, созданных Советом евроатлантического

партнерства, Партнерством ради мира, Средиземноморским диалогом,

Основополагающим актом НАТО-Россия, Особым партнерства НАТО-

Украина (гл. 3); во-вторых, рассматривается развитие европейской

составляющей безопасности и обороны в Североатлантическом союзе и

активизация соответствующих форм сотрудничества сначала с

Западноевропейским союзом и, в последнее время, с Европейским союзом

(гл. 4); в-третьих, там представлена практическая оперативная деятельность

НАТО в сферах миротворчества и контроля над вооружениями, а также

меры, направленные на ограничение распространения оружия массового

поражения (гл. 5-6).

Часть II справочника посвящена описанию способов формирования

политики и процесса принятия решений в Североатлантическом союзе.

В ней также кратко характеризуются различные функции главных

политических и руководящих органов НАТО (гл. 7). В последующих главах

представлены программы и виды деятельности союза, определяющие его

эффективность в разнообразных областях планирования и сотрудничества,

образующих в совокупности круг вопросов безопасности, стоящих сегодня

на повестке дня НАТО. Там содержатся сведения о материально-

техническом обеспечении, стандартизации, связи, вооружении,

организации управления воздушным движением и противовоздушной

обороне, которые позволяют организовывать взаимодействие между

воинскими формированиями стран НАТО и их партнеров. Кроме того,

там представлена информация о деятельности в области гражданского

чрезвычайного планирования и оказания помощи при бедствиях, о научном

сотрудничестве, а также сотрудничестве в природоохранной и социальной

сферах (гл. 8).

Все эти программы и виды деятельности НАТО опираются на

организационные договоренности и структуры, необходимые для обмена

15

информацией, консультаций и процессов принятия решений, а также

административной и бюджетной деятельности в этих сферах. Поэтому в гл.

7-14 содержатся сведения о процедурах принятия решений, механизмах,

регулирующих процесс управления ресурсами и бюджетами совместного

финансирования, а также о гражданской и военной организации,

структурах и агентствах, которые созданы НАТО для выполнения своих

задач в соответствии с коллегиальными решениями, принимаемыми

странами-участницами.

Важная деятельность других международных организаций в

области обеспечения безопасности, действующих независимо от

Североатлантического союза или во взаимодействии с ним, а также их

взаимодополняющие функции отражены в гл. 15, где рассматривается

широкая институциональная основа безопасности.

Наконец, в гл. 16 описываются еще три организации, влияющие на

формирование политики в области безопасности. Это Парламентская

ассамблея НАТО, сводящая воедино на международном уровне

законодательные и исполнительные аспекты формирования политики

в области безопасности в отдельных странах НАТО и государствах-

партнерах; Ассоциация атлантического договора, которая объединяет ряд

неправительственных ассоциаций, информирующих общественность своих

стран о роли и политике НАТО, а также Межсоюзная конфедерация

офицеров резерва, которая ведет работу на международном уровне среди

гражданских лиц, являющихся офицерами-резервистами в различных

странах НАТО.

В приложениях 1 и 2 представлены широко используемые сокращения

и источники дополнительной информации.

Справочник НАТО публикуется Отделом информации и прессы НАТО

под эгидой генерального секретаря в качестве информационного издания о

Североатлантическом союзе и его политике. Используемые в справочнике

формулировки отражают, насколько это возможно, консенсус между

государствами-членами, лежащий в основе всех решений в

Североатлантическом союзе. Однако он не является официально

утвержденным документом НАТО и поэтому не обязательно отражает

официальные мнения или позиции отдельных правительств государств-

участников по всем рассматриваемым здесь вопросам.

Дополнительную информацию о НАТО, а также официальные тексты

коммюнике и заявлений, издаваемых Североатлантическим союзом,

можно получить на вебсайте НАТО (www.nato.int).

16

ВВЕДЕНИЕ

^ НАТО СЕГОДНЯ - ОТ РИМА К ВАШИНГТОНУ

Время от времени, в решающие моменты в истории НАТО,

Североатлантический союз проводит встречи на высшем уровне

с участием глав государств и правительств. Присутствие премьер-

министров, президентов и их непосредственное участие в процессе

принятия решений на основе консенсуса поднимает общественный

престиж таких встреч и придает им особую историческую значимость.

К 1991 году стало очевидно, что коренные сдвиги в сфере

международной безопасности, происшедшие в конце восьмидесятых

годов, требуют по-новому определить облик НАТО, что и было сделано в

последующие несколько лет. Первая из четырех встреч на высшем

уровне, целью которых было определение курса на адаптацию

Североатлантического союза в предстоящее десятилетие, состоялась в

ноябре 1991 г. в Риме. За ней последовала еще одна встреча на высшем

уровне в январе 1994 г. в Брюсселе и две другие решающие встречи в

верхах - в Мадриде в июле 1997 г. и в Вашингтоне в апреле 1999 г.

Динамика перемен, создаваемая этими встречами, поддерживалась

частыми заседаниями министров иностранных дел и министров обороны

в период между встречами в верхах. В частности, на заседании

министров иностранных дел в г. Синтра (Португалия) в мае 1997 г.,

были провозглашены меры по дальнейшему расширению сферы

сотрудничества в области безопасности и создания соответствующих

структур для управления этим процессом.

^ РИМСКАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

- НОЯБРЬ 1991 Г.

Стратегическая концепция, принятая главами государств и

правительств стран НАТО в Риме в ноябре 1991 г., определила широкий

подход к обеспечению безопасности на основе диалога,

сотрудничества и поддержания потенциала коллективной безопасности.

Она последовательно свела воедино политические и военные элементы

политики НАТО в области обеспечения безопасности, сделав

сотрудничество с новыми партнерами в Центральной и Восточной Европе

неотъемлемой частью стратегии Североатлантического союза.

Эта новая концепция предусматривала уменьшение зависимости от

ядерного оружия и проведение существенных изменений в объединенных

17

вооруженных силах НАТО, в том числе, значительное сокращение их

численного состава и понижение степени боевой готовности,

повышение их мобильности, гибкости и приспособляемости к различным

вариантам обстановки, а также расширение использования

многонациональных формирований. Были также приняты меры по

оптимизации структуры военного командования НАТО и адаптации

механизмов и процедур военного планирования Североатлантического

союза, в частности, в свете будущих требований в сфере урегулирования

кризисов и миротворчества.

На римской встрече на высшем уровне руководители

Североатлантического союза также обнародовали Декларацию о мире и

сотрудничестве, в которой определены перспективные задачи и

направления политики НАТО в сфере общей институциональной основы

обеспечения безопасности Европы в будущем и в области развития

партнерства и сотрудничества со странами Центральной и Восточной

Европы. В ней подчеркивалось, что Североатлантический союз

поддерживает меры стран Центральной и Восточной Европы по

проведению реформ, предлагалась практическая помощь для

преодоления трудного переходного периода, участие в соответствующих

структурах Североатлантического союза, а также опыт и специальные

знания Североатлантического союза в политической, военной,

экономической и научной областях. С этой целью был создан Совет

североатлантического сотрудничества (ССАС), задачей которого было

наблюдать за развитием этого партнерства в будущем.

После опубликования римской декларации на заседаниях министров

иностранных дел и министров обороны и на постоянной сессии

Североатлантического совета были приняты дополнительные меры по

развитию процесса адаптации и преобразования НАТО. Следует особо

отметить три области деятельности: создание институциональной

политической основы развития отношений между НАТО и ее

партнерами по сотрудничеству в Центральной и Восточной Европе,

развитие сотрудничества в оборонной и военной сферах, усиление роли

НАТО в области урегулирования кризисов и миротворчества.

В первой из этих областей, то есть в институциональной сфере,

исходным значительным событием явилось учреждение Совета

североатлантического сотрудничества, которое состоялось на заседании

20 декабря 1991 г. с участием министров иностранных дел или

представителей стран НАТО и шести стран Центральной и Восточной

Европы, а также трех балтийских государств. Задачей ССАС было

способствовать сотрудничеству в области безопасности и по сопутствующим

вопросам между странами-участницами на всех уровнях, а также

18

наблюдать за процессом развития тесных институциональных связей и

неофициальных отношений между ними. 11 государств, возникших на

территории бывшего СССР и образовавших Содружество Независимых

Государств (СНГ), стали участниками этого процесса в марте 1992 г. В

апреле и июне 1992 г. к нему присоединились соответственно Грузия и

Албания, а к 1997 г., когда вместо ССАС был создан Совет

евроатлантического партнерства (СЕАП), в составе ССАС было уже 22

партнера по сотрудничеству. Сотрудничество в ССАС осуществлялось на

основе рабочих планов, которые первоначально составлялись на

годичной основе, а начиная с 1995 г. стали разрабатываться на

двухгодичный срок. Совет евроатлантического партнерства сделал еще

один практический шаг в развитии этого процесса и разработал План

действий СЕАП (1998 - 2000 гг.) как основу своей работы в будущем.

Во-вторых, в оборонной и военной областях, министры обороны

стран НАТО провели 1 апреля 1992 г. первое совещание с партнерами по

сотрудничеству для рассмотрения путей углубления диалога и развития

сотрудничества по вопросам, входящих в сферу их компетенции. 10

апреля 1992 г. состоялось первое заседание Военного комитета с

участием партнеров по сотрудничеству. Стали проводиться регулярные

заседания с участием государств-партнеров на уровне министров

обороны и в рамках Военного комитета. Параллельно с этими

многосторонними заседаниями развивались двусторонние контакты и

сотрудничество между министерствами обороны и на военном уровне в

целом.

В-третьих, на фоне кризиса в бывшей Югославии и в других регионах

все больше внимания уделялось роли НАТО в области урегулирования

кризисов и миротворчества, в частности, при поддержке

ею миротворческой деятельности ООН в бывшей Югославии.

Основные инициативы, предпринятые НАТО в этой области, описаны в гл. 5.

Консультации и сотрудничество в ССАС имели разнообразный

характер, однако основное внимание уделялось следующим вопросам

политики и безопасности: миротворчеству; концептуальным подходам к

контролю над вооружениями и разоружению; вопросам оборонного

планирования и военным делам; демократическим концепциям военно-

гражданских отношений; конверсии оборонной промышленности в

гражданских целях; расходам на оборону и военным бюджетам;

научному сотрудничеству и природоохранным вопросам;

распространению информации о НАТО в государствах-партнерах по

сотрудничеству; консультациям по вопросам планирования политики;

организации управления воздушным движением военно-гражданскими

службами.

19

^ БРЮССЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

- ЯНВАРЬ 1994 Г.

В январе 1994 г. на саммите Североатлантического совета в Брюсселе

НАТО выступила с новой важной инициативой, направленной на упрочение

стабильности и безопасности во всей Европе. Странам ССАС и другим

государствам было направлено приглашение присоединиться к новой

широкомасштабной программе сотрудничества с НАТО, известной под

названием “Партнерство ради мира” (ПРМ). С тех пор программа

партнерства превратилась в важнейший компонент безопасности в

Евроатлантическом регионе и в настоящее время занимает одно из

центральных мест в деятельности НАТО. Приглашение участвовать в

программе “Партнерство ради мира” было обращено ко всем

государствам-членам Совета североатлантического сотрудничества

(ССАС), а также к другим странам, участвующим в Совещании по

безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые могли и желали

внести свой вклад в эту программу. Виды деятельности, проводимые

каждым из партнеров, основаны на совместно разрабатываемых

Индивидуальных программах партнерства. Сфера и цели Партнерства,

а также его развитие и последующее углубление описаны в гл. 3.

После совещания в Синтре в мае 1997 г. на смену ССАС пришел Совет

евроатлантического партнерства (СЕАП), целью которого было начать

новый этап сотрудничества. Принципы СЕАП были разработаны в тесном

взаимодействии между Североатлантическим союзом и государствами-

партнерами и отражены в Учредительном документе СЕАП.

Принятие Учредительного документа СЕАП явилось выражением

решимости тогдашних 44 стран-участниц поднять политическое и военное

сотрудничество между ними на качественно новый уровень.

В этом документе вновь подтверждается общая приверженность

государств-членов Совета упрочению и распространению мира и

стабильности в Евроатлантическом регионе. Разделяемые ими ценности и

принципы, лежащие в основе этой приверженности, излагаются в Рамочном

документе программы “Партнерство ради мира” (ПРМ) (см. “Справочник

НАТО. Документы”, издаваемый отдельно). По сути дела,

СЕАП обеспечивает общую основу для консультаций по вопросам политики

и безопасности, а также для углубления сотрудничества по программе

“Партнерство ради мира”.

В декабре 1997 г. СЕАП одобрил План действий, в котором отразилось

стремление его членов сделать свое партнерство более прочным и

оперативным. Одной из целей, лежащих в основе Плана действий,

было придать еще большую направленность и глубину консультациям и

20

сотрудничеству по вопросам политики и безопасности и повысить

“прозрачность” в отношениях между 44 государствами-участниками.

Министры иностранных дел стран СЕАП также одобрили принцип создания

Евроатлантического координационного центра реагирования на

стихийные бедствия и катастрофы и Евроатлантического подразделения

реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

СЕАП предоставляет возможности для проведения многосторонних

консультаций, направленных на достижение конкретных результатов,

углубления практического сотрудничества, расширения консультаций и

сотрудничества по региональным вопросам между всеми государствами-

членами совета.

В основе успешного сотрудничества между союзниками по НАТО и их

партнерами по программе “Партнерство ради мира” и в СЕАП лежат два

принципа. Во-первых, принцип всеобщности, что означает предоставление

равных возможностей всем союзникам по НАТО и их партнерам для

политических консультаций и практического сотрудничества. Во-вторых,

принцип использования механизмов самодифференциации, в соответствии

с которым партнеры могут сами принимать решения об уровне и

направлениях своего сотрудничества с Североатлантическим союзом.

В соответствии с этими принципами совещания СЕАП могут проводиться в

виде пленарных сессий или в ограниченном “формате”, т.е. между

государствами-членами Североатлантического союза и неограниченными

по составу группами государств-партнеров для конкретного рассмотрения

практических вопросов или же, в особых случаях, соответствующих

региональных дел. Увеличилось также разнообразие мероприятий по

сотрудничеству, проводимых под эгидой СЕАП. На основе принципов

всеобщности и самодифференциации расширяется деятельность по

вопросам оборонной экономики, науки, охраны окружающей среды в связи

с военной деятельностью, сотрудничества в области миротворчества и

готовности к действиям при гражданских чрезвычайный ситуациях.

ПРМ в своей углубленной форме по-прежнему остается четко

определенным элементом практического сотрудничества в военной и

оборонной областях в гибких рамках СЕАП. Большинство государств-

партнеров также создали свои дипломатические миссии при НАТО,

которые вносят значительный вклад в поддержание связей и контактов во

всех этих сферах.

21

^ МАДРИДСКАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

- ИЮЛЬ 1997 Г.

Встреча на высшем уровне в Мадриде в июле 1997 г. явилась

заметным событием в связи с подведением на ней итогов осуществления

крупных инициатив, выдвинутых Североатлантическим союзом за

предшествующие пять-шесть лет. Одновременно с этим на ней был

провозглашен переход к новой перспективной фазе развития НАТО,

в ходе которой надлежало испытать и проверить на практике новые

структуры и направления политики, принятые в соответствии с новыми

реалиями. Задачей руководителей Североатлантического союза в

Мадриде было свести воедино главные направления будущей политики

Североатлантического союза и обеспечить их общую целостность и

согласованность.

Наглядной демонстрацией приверженности Североатлантического

союза делу своего внутреннего и внешнего преобразования стали

конкретные широкомасштабные меры, принятые на мадридской встрече

по всем рассматривавшимся на ней важнейшим направлениям

деятельности: начало переговоров с Чешской Республикой, Венгрией и

Польшей об их вступлении в НАТО и одобрение политики “отрытых

дверей” по вопросу присоединения других стран в будущем;

углубление программы “Партнерство ради мира” и создание новой

структуры в виде СЕАП для дальнейшего развития сотрудничества;

открытие совершенно новой главы в отношениях между НАТО и Россией;

придание официального статуса развивающемуся партнерству с

Украиной; активизация диалога со странами Средиземноморья;

прогресс в области европейской составляющей безопасности и обороны

в НАТО; уточнение радикально реформированной структуры военного

командования Североатлантического союза. Весь этот круг вопросов,

стоявших на повестке дня, свидетельствовал о том, что НАТО может

браться за решение новых сложных задач без ущерба для своей

традиционной деятельности и выполнять свою роль в будущем,

опираясь на свою уже доказанную способность адаптироваться к

меняющимся требованиям в области обеспечения безопасности.

^ ВАШИНГТОНСКАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

- АПРЕЛЬ 1999 Г.

23-25 апреля 1999 г. НАТО провела в Вашингтоне пятнадцатую в

своей пятидесятилетней истории встречу на высшем уровне. На этой

встрече, проходившей в исключительный период в истории

22

Североатлантического союза, состоялось празднование его пятидесятой

годовщины, которое отличалось сдержанностью в связи с беспрецедентной

воздушной кампанией НАТО, направленной на установление мира в

Косово. И хотя больше всего внимания на этой встрече неизбежно

уделялось кризису в Косово, руководители НАТО, тем не менее,

утвердили многочисленные программы в других областях деятельности и

отметили достигнутые успехи, что имело долговременное значение для

Североатлантического союза.

К достижениям вашингтонской встречи относится выполнение

обещания, данного на мадридском саммите, состоявшемся двумя годами

раньше. В Мадриде Чешская Республика, Венгрия и Польша получили

приглашение Североатлантического союза начать переговоры о

присоединении, и при этом было дано обещание, что двери НАТО будут

оставаться открытыми и для других. В Вашингтоне руководители этих

трех стран впервые были равноправными участниками встречи в верхах,

а Североатлантический союз обнародовал инициативу, направленную

на содействие другим заинтересованным странам в подготовке к

возможному приему в НАТО в будущем. “^ Три новых члена НАТО не будут

последними”, - заявили руководители Североатлантического союза в

коммюнике вашингтонской встречи.

В Мадриде руководители НАТО обязались углубить программу

“Партнерство ради мира” и расширить весь круг деятельности

Североатлантического союза в области партнерства. В Вашингтоне же

руководители НАТО отметили прогресс, достигнутый в этой работе,

и обнародовали новые инициативы, направленные на ее продолжение.

В Мадриде руководители Североатлантического союза дали указание о

пересмотре Стратегической концепции (которая по сути излагает задачи

Североатлантического союза и средства для их выполнения).

В Вашингтоне была утверждена новая стратегическая концепция,

отражавшая коренные изменения в общей панораме евроатлантической

безопасности конца двадцатого века. В Мадриде НАТО и Украина

подписали Хартию об особом партнерстве. В Вашингтоне руководители

НАТО и президент Украины провели первую встречу на высшем уровне и

подтвердили, что Украина играет важную роль в обеспечении

евроатлантической безопасности и стабильности.

Работа, проделанная на вашингтонской встрече в верхах, получила

всеобъемлющее отражение в коммюнике этой встречи и в Стратегической

концепции. В коммюнике указаны главные темы встречи и направления

деятельности Североатлантического союза в этот важный период его

истории. Стратегическая концепция снабжает Североатлантический

союз всем необходимым для противостояния вызовам XXI века и

23

использования предоставляемых им возможностей, а также направляет

ход его будущего политического и военного развития.

Конкретные достижения этой встречи - в форме решений и программ

- подготовили почву для вступления Североатлантического союза в XXI

век. Хотя в Стратегической концепции отмечается, что за последнее

десятилетие произошло резкое изменение климата евроатлантической

безопасности, там также указывается на “появление новых сложных

факторов риска для мира и стабильности в Евроатлантическом

регионе, таких как притеснение, межэтнические конфликты,

экономические неурядицы, крах политического строя и

распространение оружия массового поражения”. Концепция излагает

цели и задачи Североатлантического союза на будущее и отражает

решимость стран-участниц НАТО поддерживать необходимый военный

потенциал для выполнения всего комплекса задач союза.

Важным фактором преобразования облика НАТО является развитие

европейской составляющей безопасности и обороны (ЕСБО) в рамках

Североатлантического союза. На вашингтонской встрече руководители

Североатлантического союза приветствовали достигнутый к тому

времени прогресс и призвали к продолжению работы по реализации

ЕСБО. НАТО также выступила с Инициативой об оборонном потенциале,

направленной на повышение мобильности и оперативной совместимости

вооруженных сил Североатлантического союза, а также их

эффективности и способности к ведению длительных действий.

Аналогичным образом Североатлантический союз произвел изменения в

структуре объединенного военного командования, отражающие коренные

перемены в обстановке безопасности. Эти изменения должны дать НАТО

возможность проводить более эффективные операции.

В Коммюнике вашингтонской встречи кратко определена еще одна

новая инициатива Североатлантического союза, а именно - в области

оружия массового поражения (ОМП). Главная цель НАТО в отношении

этого разрушительного оружия заключается в “предотвращении

распространения ОМП, а если оно произойдет - обращении его

вспять дипломатическими средствами”. Для более эффективного

противостояния вызовам, связанным с распространением этого оружия, в

штаб-квартире НАТО в рамках Международного секретариата создан

Центр по ОМП. Задача этого центра - координировать осуществление

комплексного военно-политического подхода посредством следующих

мер: развития дискуссии и углубления понимания вопросов ОМП в НАТО;

углубления существующих программ для повышения готовности к

боевым действиям в условиях применения ОМП; расширения обмена

24

информацией между странами НАТО по вопросам программ содействия

уничтожению ОМП.

Приветствуя трех новых членов союза на их первой встрече на

высшем уровне, руководители НАТО подчеркнули, что двери союза будут

оставаться открытыми для вхождения в него других стран. На встрече

был обнародован “План действий по подготовке к членству в НАТО”

(ПДПЧ), являющийся “практическим проявлением политики “открытых

дверей”. ПДПЧ - это программа деятельности, позволяющая

заинтересованным странам по собственному усмотрению выбирать из

нее соответствующие мероприятия. Программа охватывает пять

направлений деятельности: политические и экономические вопросы,

оборонные (военные) вопросы, ресурсы, вопросы безопасности и права.

НАТО подчеркнула, что эту программу не следует рассматривать как

перечень критериев членства в союзе и что активное участие в ПРМ и

СЕАП остается существенным для стран, заинтересованных в возможном

вступлении в НАТО в будущем. Североатлантический союз подчеркивает,

что все решения о приеме той или иной страны в НАТО будут

приниматься на разовой основе в соответствии с Декларацией

мадридской встречи на высшем уровне и с Декларацией вашингтонской

встречи на высшем уровне.

После сессии Североатлантического совета на высшем уровне в

Вашингтоне там было также проведено заседание руководителей и

представителей стран Совета евроатлантического партнерства.

Руководители стран СЕАП обсудили положение в Косово и выразили

поддержку требованиям международного сообщества и свое возмущение

политикой насилия, притеснений и этнических чисток, проводимых в

Косово властями Союзной Республики Югославия. Руководители этих

стран выразили свою поддержку обеспечению безопасности на широкой

основе и усилиям по укреплению экономики и демократии в юго-

восточном регионе Европы. Они также одобрили доклад под названием

“^ По пути к партнерству XXI-го века - углубленное и более оперативное

партнерство”, целью которого является повышение готовности

вооруженных сил Североатлантического союза и его партнеров к

взаимодействию в будущем.

Хотя Россия отказалась участвовать в вашингтонском саммите в

связи с событиями в Югославии, руководители НАТО вновь заявили о

своей приверженности партнерству с Россией в соответствии с

Основополагающим актом НАТО-Россия. Они также подчеркнули,

что тесные отношения между НАТО и Россией представляют взаимный

интерес и имеют огромную важность для стабильности и безопасности в

Евроатлантическом регионе.

25

Руководители НАТО провели первую в истории союза встречу на

высшем уровне с президентом Украины. Обе стороны приветствовали

прогресс в укреплении своего особого партнерства и обсудили широкий

круг вопросов евроатлантической безопасности.

В Коммюнике вашингтонской встречи была вновь отмечена важность

Средиземноморского диалога НАТО, составляющего неотъемлемую

часть подхода союза к вопросам обеспечения безопасности на основе

сотрудничества. Руководители НАТО приняли решение о необходимости

для Североатлантического союза добиваться скорейшего осуществления

мер расширения политического и практического сотрудничества,

начавшегося в рамках этого диалога.

Достижения вашингтонской встречи на высшем уровне, явившиеся

плодом нескольких лет труда, имели практическое и концептуальное

значение. Они также отражали ближайшие приоритеты стран НАТО,

в частности настоятельную необходимость окончания конфликта в Косово

и восстановления прав жителей Косово.

^ ОКОНЧАНИЕ КОНФЛИКТА В КОСОВО

Вечером 9 июня 1999 г. было заключено Военно-техническое

соглашение между НАТО и Союзной Республикой Югославия.

В соответствии с договоренностью, достигнутой 3 июня между

югославским правительством и специальными представителями

Европейского союза и России, Военно-техническим соглашением

предусматривался, в частности, немедленный вывод из Косово

югославских сил безопасности.

10 июня 1999 г. у генерального секретаря НАТО Хавьера Солана

появились основания для объявления о приостановке воздушных

операций против Югославии. В тот же день Совет Безопасности ООН

одобрил резолюцию 1244, в которой приветствуется принятие

Югославией принципов политического решения, в том числе

немедленного прекращения насилия и быстрого вывода югославских

военных, полицейских и военизированных формирований. В резолюции

также было объявлено о создании “международного гражданского

присутствия и присутствия по безопасности в Косово”, действующих под

эгидой ООН. Силы для Косово (СДК) под руководством НАТО,

созданные для выполнения части этого мандата, связанной с

обеспечением безопасности, были введены в Косово 12 июня и

полностью завершили свое начальное развертывание к 20 июня.

Более подробно с этими событиями можно ознакомиться в гл. 5.

26

Сразу после конфликта в Косово самыми важными вопросами,

стоявшими на повестке дня Североатлантического союза,

были выполнение соглашения об окончании конфликта, восстановление

мира, возврат беженцев и защита жителей Косово, независимо от их

этнического происхождения. Совместное участие воинских контингентов

из стран НАТО, России, Украины и многих других стран, не входящих в

НАТО, в достижении этих целей было во многом обязано опыту,

накопленному в ходе продолжающейся дислокации Сил по стабилизации

(СФОР) в Боснии и Герцеговине. Многие страны-участницы также активно

работали по программе НАТО “Партнерство ради мира”, и этот фактор

сыграл значительную роль в выполнении многонациональными силами

своей задачи создания основы будущей стабильности в регионе.

В последующие месяцы влияние конфликта в Косово ощущалось

также при реализации ряда инициатив, выдвинутых на вашингтонской

встрече на высшем уровне в апреле 1999 г., и последующих решений,

принятых Североатлантическим союзом. В частности, этот конфликт дал

дополнительный импульс мерам по созданию европейской составляющей

безопасности и обороны и усилению европейского потенциала для

вмешательства в целях урегулирования кризиса и миротворческой

деятельности на случай такого конфликта в будущем, в котором

Североатлантический союз в целом может и не участвовать. Этот процесс

описан в гл. 4.

^ НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

В марте 2000 г., через год после вмешательства Североатлантического

союза в Косово, новый генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон

обнародовал доклад, в котором кратко отмечаются успехи, достигнутые в

результате этой военной операции и развертывания СДК, а также

обрисованы остающиеся проблемы.

Лорд Робертсон, бывший министр обороны Великобритании,

приступил к исполнению своих обязанностей генерального секретаря

НАТО 14 октября 1999 г. В первый день пребывания на своем посту в

изложении первостепенных задач, стоявших, по его мнению,

перед Североатлантическим союзом в предстоящие месяцы,

он уделил особое внимание трем направлениям деятельности,

имевшим первоочередную важность и долгосрочное значение для союза.

Во-первых, НАТО должна полномасштабно выполнять свою роль по

стабилизации на Балканах после кризиса в Косово и как можно скорее

27

обеспечить посредством своих миротворческих миссий в Боснии и

Герцеговине и в Косово условия для самоподдерживающегося мира.

Во-вторых, он подчеркнул необходимость усиления европейской

роли в НАТО, охарактеризовав это как вопрос крайней необходимости,

если НАТО суждено быть такой же сильной организацией в будущем,

какой она была в прошлом. Североатлантический союз должен развивать

хорошие, эффективные и надежные связи с Европейским союзом по мере

повышения роли последнего в этой области. Отмечая, что “усиление роли

^ Европы в НАТО не означает уменьшение роли Северной Америки”,

лорд Робертсон подчеркнул тот факт, что трансатлантические отношения

остаются ключевыми для поддержания эффективности НАТО и что без

прочных трансатлантических связей невозможна реальная стабильность

в Европе и защита ее демократических ценностей.

В-третьих, он уделил особое внимание ближайшему приоритету

создания более тесных отношений между НАТО и Россией,

отметив возобновление заседаний Совместного постоянного совета

НАТО-Россия в качестве весьма позитивного события в этом процессе.

В настоящем издании Справочника НАТО описывается развитие

направлений политики НАТО в этих и других областях деятельности

союза. Для облегчения работы с этой книгой она разделена на две части.

В первой части подробно рассматриваются конкретные области

сотрудничества, направленного на достижение целей Североатлантического

союза, и кратко характеризуются условия, в которых проходит развитие

политики. Во второй части описываются соответствующие процедурные и

структурные механизмы, созданные для облегчения обмена

информацией, проведения консультаций, принятия решений и

выполнения оперативных задач, которые имеют первостепенное

значение для этого процесса.

28

ЧАСТЬ I


srednyaya-ocenka-39--administraciya-publichnij-doklad.html
srednyaya-shkola-47-odno-iz-starejshih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-goroda-permi-staroe-zdanie-shkoli-postroeno-v-1913-godu-nahoditsya-v-avarijnom-sostoyanii-i-s.html
srednyaya-shkola-sostav-obuchayushihsya.html
srednyaya-zarabotnaya-plata-po-vsemu-personalu-bez-vislugi-let-ostalas-na-prezhnem-urovne-136203-rub-za-2008g-136198-rub-za-2009g.html
sredstv-na-urokah-literaturi.html
sredstva-bios-dlya-raboti-s-klaviaturoj-annotaciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-46-747-ot-5-dekabrya-2011-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-i-poryadok-vidachi-listkov-netrudosposobnosti-pri-zabolevaniyah-i-travmah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-cerkovnoj-ierarhii.html
  • tests.bystrickaya.ru/logicheskaya-programma-resheniya-zadachi-delaj-tak-i-vse-budet-v-poryadke-to-eta-zadacha-ne-yavlyaetsya-tvorcheskoj-psihologicheskij-mehanizm-tvorchestva-postroen-na-vzaimodejstvii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ipostanovka-problemi-i-neobhodimost-razrabotki-programmnih-meropriyatij-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14-iyulya-2007g-n446.html
  • znanie.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-ezhekvartalnij-otchet-nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-metodicheskoj-raboti-shkoli-plan-raboti-vasilevskoj-msosh-2010-2011-uch-god-protokol-1-pedagogicheskogo-soveta.html
  • tests.bystrickaya.ru/kvota-est-a-rabotnika-net-v-2008-godu-uglublennie-medicinskie-osmotri-proshli-43570-novosibircev.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-celyu-predpriyatiya-yavlyayutsya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-menedzhment-dlya-specialnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vprovadzhennya-grejdingu-v-torgovelnih-kompanyah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42oborotnie-sredstva-3-vibor-organizacionno-pravovoj-formi-predpriyatiya-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-razgovora-s-e-s-kocherginim-e-i-gorfunkel-blagodarim-za-pomosh-v-rabote-nad-knigoj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravoslavnie-podvizhnici-hh-stoletiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-organizaciya-proizvodstva-i-upravlenie-predpriyatiem-tema-organizaciya-i-ekonomicheskoe-obosnovanie-tehnicheskoj-podgotovki-proizvodstva-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennaya-demograficheskaya-situaciya-v-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/chislennost-arbitrazhnih-upravlyayushih-chlenov-sro-109-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tektologiya-a-bogdanova-i-neoklassicheskaya-teoriya-organizacij-predvestniki-eri-reinzhiniringa-chast-3.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda-stranica-33.html
  • crib.bystrickaya.ru/kaplin-v-g-osnovi-ekotoksikologii-ucheb-posobie-dlya-vuzov-po-specialnostyam-agroekologiya-izashita-rastenij-v-g-kaplin.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-usilij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie-konstrukcii-vklyuchaya-svarku-specialnost.html
  • report.bystrickaya.ru/imya-chislitelnoe-str-60-67-zadacha-nastoyashego-uchebnika-pomoch-uchashimsya-ovladet-kak-navikami-perevoda-tak.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-47-imeni-a-p-gajdara-oktyabrskogo-rajona-stranica-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-vperiod-s-22-po-25-maya-2012-goda.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-masati-azastan-tarihi-bojinsha-gmeler.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protivostoyanie-papstva-i-imperatorskoj-vlasti-husto-l-gonsales.html
  • klass.bystrickaya.ru/abhazam-nashli-olimpijskogo-soyuznika-gosduma-rf-monitoring-smi-13-marta-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-14-urok-viktorina-protiv-tabaka-tabachnij-tuman-obmana-urok-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ii-proekt-gosudarstvennogo-konkurs-3-razdel-i-priglashenie-k-uchastiyu-v-konkurse-3.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-avgust-2009-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-kalendarno-tematicheskomu-planirovaniyu-po-russkoj-literature-dlya-8-a-klassa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tsnkteme-anitama-bdan-r-zhoba.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrol-i-upravlenie-kachestvom.html
  • tests.bystrickaya.ru/luchshij-rukovoditel-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-rdk-detskoj-shkoli-iskusstv-biblioteki-muzeya-centra-i-dr.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-zdorovya-detej-vipusknoj-gruppi-publichnij-otchyot-dou-detskogo-sada-18-obsherazvivayushego-vida-skazka.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avstraliya-avstraliya-eto-edinstvennoe-v-mire-gosudarstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.