.RU

Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации» - страница 20



ществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав

муниципальной собственности, действуя от имени муниципального образова-

ния. В ряде случаев эти права осуществляет непосредственно население муни-

ципального образования.

Исследователи отмечают, что системное управление муниципальной соб-

ственностью складывается из четырех основных методов: организационно-

правовые, организационно-экономические, финансовые и учетно-аналити-

ческие1.

Первый метод заключается в издании органами и должностными лицами

местного самоуправления правовых актов, регулирующих вопросы управле-

ния муниципальной собственностью. Это могут быть, например, решения об

участии в обществах и товариществах, решения о развитии коммунальной ин-

фраструктуры муниципального образования, о развитии муниципального

транспорта и пр.

Как представляется, в целом данный метод является универсальным, по-

скольку не только организационные, но и экономические, и финансовые ме-

тоды управления собственностью объективируются и формализуются посред-

ством принятия правовых решений.

Организационно-экономический метод, к которому относят ведение ре-

естров имущества, планирование его использования, его инвентаризацию,

аудит и т.п. на сегодняшний день недостаточно развит в большинстве муници-

пальных образований. Его реализация также неразрывно связана с изданием

правовых актов, но не нормативных, принятием которых, по справедливому

1 Щепачев В.А. Становление и развитие местного самоуправления в субъекте Россий-

ской Федерации. Федеральный и региональный аспекты. Оренбург, 2004.

229


мнению многих ученых, излишне «увлечено» местное самоуправление, а пра-

воприменительных. Этому методу надлежит в настоящее время уделять перво-

очередное внимание, и органы государственной власти должны создавать

условия, а также устанавливать в своих нормативных правовых актах такие

предписания, которые способствовали бы развитию данного рода деятельно-

сти в муниципальных образованиях.

Финансовый метод тесно связан с экономическим, разница заключается

лишь в том, что учитываются и планируются доходы и расходы муниципаль-

ных образований. Этот вид деятельности в достаточной степени развит в му-

ниципальных образованиях, поскольку без него невозможно осуществление

бюджетного процесса – см. комментарий к ст. 52 Федерального закона.

Наконец, учетно-аналитический метод позволяет определить, какого рода

деятельность муниципального образования и какого рода объекты собствен-

ности приносят доход, а какие – влекут расходы, спрогнозировать их соотно-

шение и, с учетом этого, предложить оптимальный план развития муници-

пального образования.

3. Под приватизацией муниципального имущества понимается возмезд-

ное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных

образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Порядок

приватизации регулирует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества» (в настоя-

щее время действует с изменениями на 24 июля 2008 г.). Приватизация муни-

ципального имущества осуществляется органами местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о

приватизации. Способы приватизации муниципального имущества жестко

ограничены федеральным законодательством и включают:

– преобразование муниципального унитарного предприятия в открытое

акционерное общество;

– продажу муниципального имущества на аукционе;

– продажу акций открытых акционерных обществ на специализирован-

ном аукционе;

– продажу муниципального имущества на конкурсе;

– продажу акций открытых акционерных обществ через организатора

торговли на рынке ценных бумаг;

– продажу муниципального имущества посредством публичного предло-

жения;

– продажу муниципального имущества без объявления цены;

– внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные ка-

питалы открытых акционерных обществ;

– продажу акций открытых акционерных обществ по результатам довери-

тельного управления.

Правила установления нормативной цены муниципального имущества,

подлежащего приватизации, определены Постановлением Правительства

Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 87 «Об утверждении Правил

определения нормативной цены подлежащего приватизации государственно-

го или муниципального имущества».

Начальная цена приватизируемого муниципального имущества устанав-

ливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря

2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального иму-

щества», на основании отчета об оценке муниципального имущества, состав-

ленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ

230


«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в настоящее время

действует с изменениями на 30 июня 2008 г.).

Порядок продажи муниципального имущества посредством публичного

предложения и порядок продажи муниципального имущества без объявления

цены утверждены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549

«Об утверждении положений об организации продажи государственного или

муниципального имущества посредством публичного предложения и без объ-

явления цены» (в настоящее время действует с изменениями на 15 сентября

2008 г.).

Порядок проведения конкурса по продаже муниципального имущества

утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об

утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственно-

го или муниципального имущества» (в настоящее время действует с измене-

ниями на 15 сентября 2008 года).

Порядок продажи муниципального имущества на аукционе и порядок

продажи находящихся в муниципальной собственности акций открытых ак-

ционерных обществ на специализированном аукционе утверждены постанов-

лением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении Поло-

жения об организации продажи государственного или муниципального иму-

щества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в

государственной или муниципальной собственности акций открытых акцио-

нерных обществ на специализированном аукционе».

Порядок продажи объектов незавершенного строительства, закрепленных

на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переход прав

на земельный участок регулируется нормами ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса

РФ, нормами ГК РФ и нормами Федерального закона «О приватизации госу-

дарственного и муниципального имущества» (см. также по данному вопросу

определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2003 года №403-О «По

запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и

3 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса

РФ», пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона «О привати-

зации государственного и муниципального имущества»» и постановление

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 2004 г. № 5607/04).

Возможности сохранения доли муниципального образования в уставном

капитале открытых акционерных обществ определяются информационным

письмом Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008 г.

№ 124 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами

отдельных положений статей 40 и 401 Федерального закона «О приватизации

государственного и муниципального имущества»».

4. Общие вопросы, касающиеся статуса унитарных предприятий, опреде-

лены в статьях 113-115 ГК РФ. Статус муниципальных унитарных предприя-

тий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О го-

сударственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в настоящее

время действует с изменениями на 1 декабря 2007 г.). Унитарным предприяти-

ем является коммерческая организация, не наделенная правом собственно-

сти на имущество, закрепленное за ней собственником. Муниципальными

предприятиями являются унитарные предприятия, основанные на праве хо-

зяйственного ведения, муниципальными казенными предприятиями явля-

ются унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управ-

ления. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госу-

231


дарственные и муниципальные предприятия. Имущество муниципального

унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципаль-

ному образованию. От имени муниципального образования права собствен-

ника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного

самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определя-

ющими статус этих органов.

О статусе межмуниципальных хозяйственных обществ – см. комментарий

к статье 68 Федерального закона.

Статья 52. Местные бюджеты

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный

бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в со-

став муниципального района, составляют консолидированный бюджет муници-

пального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены

сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселе-

ниями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определя-

ется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоя-

тельно.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность

местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требо-

ваний к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного

процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципаль-

ного долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных об-

разований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за

его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоя-

тельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Россий-

ской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в

соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполне-

нию и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или

частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муници-

пального района.

4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральны-

ми законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными право-

выми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы госу-

дарственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской

Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые

на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению во-

просов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осу-

ществления органами местного самоуправления отдельных государственных пол-

номочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Россий-

ской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций

соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, го-

довой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения мест-

ного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоу-

232


правления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических за-

трат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселе-

ния возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае

невозможности их опубликования.

1. Бюджетные правоотношения в муниципальном образовании осущест-

вляются в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, На-

логовым кодексом РФ, законодательством субъекта РФ, уставом муниципаль-

ного образования, решениями органов местного самоуправления, иными ак-

тами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Термин «бюджет» употребляется в двух значениях. С одной стороны, это

экономическая категория, а с другой – правовая. Бюджет как экономическая

категория имеет также две стороны – материальную и социальную. С матери-

альной стороны бюджет представляет собой централизованный фонд денеж-

ных средств (соответственно местный бюджет – это местный фонд денежных

средств), а с социальной – это система экономических отношений, связанная

с собиранием и использованием централизованного фонда денежных средств.

С правовой точки зрения бюджет муниципального образования (местный

бюджет) является основным нормативным актом муниципального образова-

ния, разрешающим и утверждающим расходование денежных средств.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен

для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Ис-

пользование органами местного самоуправления иных форм образования и

расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств му-

ниципальных образований не допускается.

Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается наличием соб-

ственных источников доходов и правом определять направления их использо-

вания и расходования. Проект местного бюджета разрабатывается местной

администрацией, утверждается местный бюджет решением представительно-

го органа местного самоуправления. Местный бюджет утверждается на оче-

редной финансовый год и плановый период. В местном бюджете раздельно

предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обяза-

тельств муниципального образования в связи с осуществлением им полномо-

чий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципаль-

ного образования, исполняемых за счет субвенций из бюджетов другого уров-

ня для осуществления отдельных государственных полномочий.

2. Основное требование, предъявляемое к структуре местного бюджета, –

ее сбалансированность. Данный термин означает соответствие доходов мест-

ного бюджета производимым из него расходам (объем предусмотренных бюд-

жетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на

суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефи-

цита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов –

см. статью 33 Бюджетного кодекса РФ). Обязанность по выполнению этого

требования ложится на органы местного самоуправления, прежде всего, на

местные администрации.

Следует отметить, что одним из наиболее распространенных в западных

странах способов обеспечения сбалансированности местного бюджета за счет

ресурсов бюджетов более высокого уровня является введение социальных

233


стандартов. Возможность принятия федеральных и региональных государ-

ственных минимальных социальных стандартов предусмотрена п. 3 ч. 6 ст. 19

комментируемого Федерального закона. Федеральные социальные стандарты

могут разрабатываться Правительством РФ в целом по России с последующей

«разбивкой» по субъектам РФ, исходя из достигнутого уровня обеспечения на-

селения коммунально-бытовыми, социально-культурными благами и услуга-

ми, на основе научно обоснованных норм и материальных возможностей госу-

дарства. Субъекты РФ, с учетом имеющихся в регионах материально-

финансовых возможностей, также вправе разработать соответствующие стан-

дарты. К полномочиям органов местного самоуправления относится введение

муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов

расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (см.

комментарий к ст. 53 Федерального закона).

Отклонениями от принципа сбалансированности являются дефицит (пре-

вышение расходов над доходами) и профицит (превышение доходов над рас-

ходами) местного бюджета.

Согласно ч. 3 ст. 921 Бюджетного Кодекса РФ дефицит местного бюджета

не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов

местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступле-

ний и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам

отчислений. Причем для муниципального образования, в бюджете которого

доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ (за исключением

субвенций) или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчисле-

ний в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала

70% объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не

должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов мест-

ного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчис-

лений.

Максимально допустимая степень профицита местного бюджета дей-

ствующим законодательством не оговаривается. В случае возникновения

профицита местного бюджета соответствующими ресурсами (остающимися

после исполнения всех расходных обязательств бюджета) в полном объеме

и по собственному усмотрению распоряжаются органы местного самоуправ-

ления.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и кон-

троль за его исполнением – это стадии местного бюджетного процесса, кото-

рый органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно. Поми-

мо названных в Федеральном законе, к стадиям бюджетного процесса также

относится осуществление бюджетного учета, составление, внешняя проверка,

рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетное регулирова-

ние на муниципальном уровне осуществляется по вопросам местного бюдже-

та, местного бюджетного процесса, а также осуществления муниципальных

заимствований и управления муниципальным долгом.

Участниками местного бюджетного процесса являются: глава муници-

пального образования, представительный орган местного самоуправления,

местная администрация, контрольный орган муниципального образования,

главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные адми-

нистраторы и администраторы доходов местного бюджета, а также получатели

бюджетных средств.

234


4. Местная администрация, как правило, осуществляет следующие полно-

мочия в области бюджетного процесса:

– разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налого-

вой политики муниципального образования;

– прогноз социально-экономического развития муниципального образо-

вания;

– внесение на рассмотрение представительного органа местного самоу-

правления проекта бюджета, а также отчета о его исполнении;

– внесение предложений по установлению, изменению, отмене местных

налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;

– обеспечение исполнения местного бюджета;

– ведение реестра расходных обязательств муниципального образова-

ния;

– осуществление муниципальных заимствований, обслуживание и управ-

ление муниципальным долгом в соответствии с федеральным законодатель-

ством;

– предоставление муниципальных гарантий от имени муниципального

образования;

– предоставление субсидий муниципальным учреждениям, не являю-

щимся бюджетными учреждениями.

5. Бюджетный контроль в рамках местного бюджетного процесса в муни-

ципальном образовании осуществляют:

– структурное подразделение местной администрации в области фи-

нансов;

– контрольный орган муниципального образования;

– главные администраторы доходов местного бюджета;

– главные администраторы источников финансирования дефицита мест-

ного бюджета;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

При этом местная администрация вправе создавать специальные подраз-

деления внутреннего финансового аудита (внутреннего финансового контро-

ля), осуществляющего разработку и контроль за соблюдением внутренних

стандартов и процедур составления и исполнения местного бюджета, состав-

ления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку

и организацию осуществления мер, направленных на повышение результатив-

ности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

В целом, бюджетная отчетность включает в себя:

– отчет об исполнении местного бюджета;

– баланс исполнения местного бюджета;

– отчет о финансовых результатах деятельности субъектов местного бюд-

жетного процесса;

– отчет о движении денежных средств по счетам;

– иные документы в соответствии с бюджетным законодательством.

В отчете об исполнении местного бюджета указываются общий объем до-

ходов, расходов и дефицита (профицита) местного бюджета.

6. Проект местного бюджета и отчет о его исполнении в обязательном по-

рядке выносятся на публичные слушания, порядок организации и проведения

которых определяется уставом и иными нормативными правовыми актами

муниципального образования – см. комментарий к статье 28 Федерального за-

кона.

235


Статья 53. Расходы местных бюджетов

1. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных

Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств му-

ниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса

Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и

условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправле-

ния, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои

полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муници-

пальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные

социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на реше-

ние вопросов местного значения.

3. Расходы бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной

обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи

60 настоящего Федерального закона.

4. Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование пред-

ставительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с

пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, на решение вопро-

сов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5,

6, 12 – 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществля-

ются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений,

входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2

статьи 55 настоящего Федерального закона.

5. Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление от-

дельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправ-

ления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,

устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти

и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в

соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Феде-

рации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюд-

жетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государ-

ственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъ-

ектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми

актами органов местного самоуправления.

6. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномо-

чий федеральных органов государственной власти, органов государственной вла-

сти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев,

установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Феде-

рации.

1. На основании ст. 66 Бюджетного кодекса РФ расходы местных бюдже-

тов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и ка-

питальные. Капитальные расходы бюджетов – часть местного бюджета, обе-

спечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе ка-

питальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития

(порядок и условия его формирования должны определяться специальным

федеральным законом, который на сегодняшний день не принят).

236


Текущие расходы местных бюджетов – это часть местного бюджета, обе-

спечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления,

муниципальных учреждений, а также другие расходы местных бюджетов, не

включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классифика-

цией Российской Федерации.

Расходование средств местного бюджета осуществляется в следующих

формах:

– выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

– оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридиче-

скими лицами по муниципальным контрактам;

– ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обя-

зательных выплат населению, установленных законодательством Российской

Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представи-

тельных органов местного самоуправления;

– предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе

налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и

других обязательств);

– предоставление субвенций и субсидий физическим и юридическим

лицам;

– инвестирование в уставные капиталы действующих или вновь создава-

емых юридических лиц;

– выделение средств на обслуживание и погашение долговых обяза-

тельств, в том числе муниципальных гарантий.

Виды расходов, совместно финансируемых из бюджетов Российской Фе-

дерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований

определены в ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.

Виды расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов,

определены в ст. 87 Бюджетного кодекса РФ.

Расходные обязательства муниципального образования регламентируют-

ся статьей 86 Бюджетного кодекса РФ.

Реестр расходных обязательств муниципального образования – это свод

нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправ-

ления договоров и соглашений, предусматривающие возникновение расхо-

дных обязательств, подлежащих исполнению за счет местного бюджета. При-

меры реестров расходных обязательств органов местного самоуправления му-

ниципального района и поселения приведены в приказе Министерства

финансов РФ от 27 августа 2004 г. № 243 «О методических рекомендациях

субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюд-

жетных отношений».

2. Органы местного самоуправления обладают свободой внутренней орга-

низации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не содержит по-

ложений, касающихся ограничений по установлению ими размеров и условий

оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления,

выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои

полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников

муниципальных предприятий и учреждений. Однако в соответствии с п. 2 ст.

136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюд-

жетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Фе-

дерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополни-

тельным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных

финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюд-

237


жета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать уста-

новленные высшим исполнительным органом государственной власти субъ-

екта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, вы-

борных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои

полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содер-

stanislav-grof-puteshestvie-v-poiskah-sebya-stranica-6.html
stanislav-labunskij-k-severu-ot-chernobilya-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko-stranica-10.html
stanislav-lem-futurologicheskij-kongress.html
stanislav-lem-stranica-30.html
stanislav-lem-stranica-37.html
stanislav-lem-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/devid-d-shvarc-iskusstvo-mislit-masshtabno.html
  • grade.bystrickaya.ru/obobshyonnaya-sistema-kriteriev-cennosti-prirodnogoi-kulturnogo-naslediya-vklyuchaya-kulturnie-landshafti.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voennoe-vospitanie-v-sparte-chast-4.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-ekspertiza-v-rossii-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoraya-lekciya-chast-pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prirodnij-gaz.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-knig-postupivshih-v-biblioteku-urags-v-iyule-avguste-2006-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-obshaya-teoriya-konflikta-russkij-gumanitarnij-internet-universitet-biblioteka-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tablica-vipiska-iz-buhgalterskogo-balansa-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/funkcii-i-metodi-prognozirovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-29-liza-hendriks-bessmertnij-voin.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-no-1-introduction-to-risk-and-risk-measures-t-rockafellar.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pomosh-s-neba-gazeta-kubanskie-novosti-21092011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-sentyabrya-2011-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-specialnost-060500-buhgalterskij-uchet-analiz-audit.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-organizacii-izucheniya-disciplini-uchebnaya-programma-po-discipline-filosofiya-dlya-specialnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tovarishi-chinovniki-ministri-s-deputatami-pervij-kanal-novosti-19-09-2008-sharafutdinov-maksim-06-00-07-00-08-00-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-po-povisheniyu-kachestva-uslug-v-2010-godu.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalist-nezavershennaya-rabota-novosti-oao-dek-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izuchenie-istorii-novosibirskoj-oblasti-itogi-i-perspektivi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-i-sovershenstvovanie-informacionnogo-i-dokumentacionnogo-obespecheniya-deyatelnosti-region.html
  • grade.bystrickaya.ru/naredba-no-36-ot-24-noemvri-2003-g-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriticheskaya-filosofiya-i-kanta-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-storona-predstavlyayushaya-doklad-stranica-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/pavel-sanaev.html
  • abstract.bystrickaya.ru/05-0-20-1-0-15-04-aktualnie-novosti-mignews-com-ua-26-12-2009-06-17.html
  • write.bystrickaya.ru/f10-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-trebovaniya-k-rezultatam.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zanyatie-1-2-chasa-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-administrativnoe-pravo.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-rossijskaya-proza-stranica-15.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-rashodov-na-oplatu-truda-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-nacionalnij-interes-27012007-kiselev-dmitrij-1600-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-yanvarya-2007-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vegetativnaya-regulyaciya-ritma-serdca-i-endokrinnij-status-podrostkov-i-molodih-lic-v-usloviyah-evropejskogo-severa-rossii-03-00-13-fiziologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-ekspluataciya-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-proekta-federalnogo-zakona-ob-obyazatelnom-ekologicheskom-strahovanii-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/elektricheskoe-oborudovanie-rekomendacii-kasayushiesya-unificirovannih-obsheevropejskih-tehnicheskih-predpisanij-primenimih.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskij-kurs-pervogo-inostrannogo-yazika-anglijskij-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravlenie-035700-62-lingvistika-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.