.RU

Справочник состоит из IV разделов


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


ВВЕДЕНИЕ


"Справочник основных методических средств практического психолога учреждений образования... Москва 1998" подготовлен сотрудниками Городского психолого-медико-социального центра при Комитете образования г. Москвы. В справочнике представлены сведения о методических разработках, приемах и упражнениях психологической коррекции, применяемых в работе с детьми и подростками. В подготовке информации использовались методические издания, вышедшие за период 1993-1997 гг„ фонды государственных научных библиотек.

Справочник состоит из IV разделов:

1. Познавательная сфера

2. Эмоциональная сфера

3. Коммуникативная сфера

4. Личностная сфера

Информация в справочнике представлена по следующим позициям:

1) название методики (издания); 2) автор (составитель, редактор); 3) место, год издания, издательство, в какой серии выпущено, форма выпуска; 4) краткое содержание; 5) возраст, на который рассчитана приводимая методика.

Издания, включающие более одной методики, а также издания, где автором собраны и отредактированы методики наиболее известные в психологической практике, обозначены как сборник.

^ РАЗДЕЛ I: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

1. Развитие творческого мышления детей

Симоновский А. Э.

Ярославль: "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Упражнения для формирования умения управлять процессами творчества:

- развитие наглядно-действенного мышления, для детей 5-7 лет

- развитие причинного мышления, для детей 8-11 лет

- развитие эвристического мышления, для подростков 11-14 лет.

Предлагается программа развития творческого мышления.

Цель пособия - развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные ситуации.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 2. Развитие познавательных способностей детей

Тихомирова Л. Ф.

Ярославль: "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Упражнения, игры, задания для развития познавательных процессов:

- восприятия;

- памяти;

- внимания.

Предложенные задания позволяют определить уровень готовности ребенка к школе. Теоретические материалы и диагностические методики помогут выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 3. Развитие речи детей

Новоторцева Н. В.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С.: "Вместе учимся, играем") популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Упражнения и задачи по развитию речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие речевого творчества у детей;

- работа с дикцией;

- счет, сравнения, обобщения;

- развитие моторики.

Для практической работы предлагаются словесные игры, игры-путешествия, загадки, потешки, скороговорки, которые вызывают интерес ребенка к слову и облегчают освоение чтения и письма.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 4. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук

Башаева Т. В.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С.: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

375 игр для развития восприятия, которые организованы в Игровую Систему Сенсорного Обучения (ИССО):

- восприятие свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений;

- восприятие сложных явлений окружающего мира: литературных произведений, социальных явлений, природы, музыки, сложных движений.

Предлагаются образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок осваивает в игровых занятиях. С помощью игр устраняются обнаруженные пробелы в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства, их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполнота системы эталонов.

^ 5. Развитие логического мышления у детей

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Упражнения для развития, интеллектуальной сферы и познавательных способностей:

- умение описывать различные свойства предметов и знакомство с их новыми свойствами: "Кто летает?", "Съедобное - несъедобное";

- умение сравнивать и находить одинаковые свойства или признаки предметов, и классифицировать их по группам: "Что лишнее?", "Домино", "Я знаю...", "Белый лист", "Круг, треугольник, квадрат", "Цвета";

- знакомство с категориями: шире и уже, короче и длиннее, впереди и сзади, справа и слева, раньше и позже и т. п.

В книге представлены диагностические задания определяющие степень готовности ребенка к школе и к обучению в среднем звене младших школьников.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 6. Развитие памяти детей

Черемошкина А. В..

Ярославль : "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Игры, упражнения, задания для развития памяти:

- детей дошкольного возраста (3-7 лет);

- детей младшего школьного возраста (7-10 лет);

- подростков (11-15 лет).

Предложенные задания учитывают уровень развития непосредственной и опосредованной памяти детей разных возрастных периодов. В книге описана диагностика уровня развития памяти дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков. возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 7. Развитие интеллектуальных способностей школьника

Тихомирова Л. Ф.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Игры, упражнения, задания для развития интеллектуальных способностей у детей и подростков.

Предлагаемые задания и упражнения по развитию восприятия, памяти, мышления и внимания подростков могут быть использованы исходя из их индивидуальных особенностей, которые выявляются в результате диагностики. Описанные тренинги способствуют развитию всех личностных качеств подростков.

возраст: младший школьный, средний школьный.

^ 8. Развивающие игры для школьников

Калугин М. А, Новоторцева Н. В.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"),

популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Игры и методический материал для развития;

- речи, обогащения словарного запаса: "Путешествие по городу", "Спасатели", "Серпантин одной фразы", "Словосочетания";

- математических способностей: "Дробь", "Портной", "Сколько кошек";

- литературных способностей.

Расширение кругозора. Закрепление материала урока, развитие памяти. "Знаете ли вы историю русской литературы ?".

Подвижные игры для развития: моторно-двигательной, эмоциональной, коммуникативной сфер.

возраст: младший школьный.

^ 9. 1000 загадок

Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И.

Ярославль: "Академия развития" 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов.

Предложенные загадки позволят развить логическое мышление детей, сформировать навыки восприятия, использования речи-доказательства и речи-описания. Загадки разбиты по тематике.

возраст: младший и средний школьный.

^ 10. Ребенок от 7 до 14 лет: как научить Вашего ребенка учиться

Лорен Бредвей, Барбара Аяберс Хилл

Пр. с англ,, Москва: "ЮВЕНС", 1997 г., научно-популярное издание для родителей, психологов, педагогов.

Визуальные, слуховые, речевые, макромоторные занятия.

Методика домашней работы для детей младшего школьного возраста.

Рекомендации по коррекции трудностей в обучении и подготовке ребенка к учебе:

- диетическая терапия;

- ирлен-методика;

- зрительная терапия;

- физиотерапия;

- трудовая терапия;

- речевая и слуховая терапия;

- отсрочка от поступления в школу;

- неудачи: второй год;

- кто может быть экспертом при определении причин школьной неуспешности.

возраст: младший школьный, подростковый.

^ 11. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы

Дубровина И. В. (ред.)

2-е издание, Москва: AcademiA, 1995 г., методическое пособие для практических психологов учреждений образования.

Приводятся оригинальные программы развивающей работы с дошкольниками, диагностики, готовности к школьному обучению, комплексной коррекционной работы с детьми, недостаточно готовыми к школьному обучению, развивающие игры с первоклассниками.

возраст: дошкольный, младший школьный.

12. Психогимнастика

Чистякова М. И.

2-е издание, Москва: Просвещение - ВЛАДОС, 1995 г., методическое пособие; снабжено иллюстративным и нотным материалом для использования в учебных целях.

Курс специальных игровых занятий по развитию:

- внимания;

- памяти;

- воображения;

- эмоциональной сферы;

- нравственных представлений.

Коррекция:

- трудностей поведения и характера;

- проблем психомоторного развития ребенка.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 13. Интенсивный курс повышения грамотности на основ НЛП

Павлова М. А.

Москва: "Совершенство", Московский центр НЛП в образовании, 1997 г., учебное пособие.

Система работы по повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи; включает элементы психокоррекции.

возраст: младший школьный, подростковый.

^ 14. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов

Борисова Е. М., Логинова Г. П.

Обнинский городской психолого-физиологический центр "Детство", Психологический институт РАО, Москва, 1993 г., методическое пособие для психологов и педагогов.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию основных мыслительных действий и умений работать со словом (вербальных способностей). Занятия могут проводится психологом (педагогом) в групповом или индивидуальном вариантах.

Представленная программа состоит из двух разделов: 1) включает примерную беседу, которую необходимо провести с учащимися до начала коррекционной работы; 2) собственно упражнения (три части). В первую часть включены упражнения, способствующие развитию способности работать со словом. Во второй части содержатся задания направленные развитие умений работать с понятиями, находить их существенные и не¬существенные признаки, проводить с ними различные мыслительные операции (обобщения, классификации). Третья часть представлена упражнениями, развивающими навыки осмысления вербальной информации, понимания смысла пословиц, метафор, иносказаний.

возраст: 13-15 лет.

^ 15. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками

Дубровина И. В. (ред.)

Москва - Тула, 1993 г., методическое пособие для практических психологов и педагогов.

Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками. Развитие мышления у младших школьников (2-3 классы). Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: программа курса занятий. Программа умственного развития учащихся подросткового возраста (6-8 кл).

возраст: младший и средний школьный, подростковый.

^ 16. Мир - с точки зрения другого

Понарошка Я.

Ростов-на-Дону: агентство "ПРЕСС-РЕЛИЗ", 1990 г., методика включает 17 занятий; 29 карточек-картинок.

Преодоление детского эгоцентризма, развитие пространственного воображения, формирование фундаментальных навыков пространственной ориентации; усвоение понятия об относительности пространства; формирование обратимости - способности мысленно представить события в прямом и обратном направлениях и символической функции использования при решении задач условных заместителей реальных предметов.

Первоначальные представления о компасе, карте, часах, глобусе, форме Земли, сторонах света.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 17. Улучши свой интеллект. Тесты для детей 11-13 лет

Рассел К., Картер Ф.

Пер. с англ., Минск: ООО "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей.

Головоломки из Британской национальной организации MENSA: 360 вопросов и заданий скомпонованные в 12 групп по 30 штук в каждой.

возраст: подростковый.

^ 18. Улучши свой интеллект. Тесты для детей 14-16 лет

Рассел К., Картер Ф.

Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей.

Головоломки из Британской национальной организации MENSA; 12 нестандартизированных, тренировочных заданий для проверки и развития интеллекта.

возраст: подростковый.

^ 19. Числовые ребусы

Рассел К., Картер Ф.

Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей.

Головоломки из Британской национальной организации MENSA:

156 разнообразных задач для развития наблюдательности, смекалки, логического мышления, пространственного воображения.

возраст: подростковый.

^ 20. Ребусы в картинках

Рассел К., Картер Ф.

Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., для широкого круга читателей.

Головоломки из Британской национальной организации MENSA:

160 загадок с иллюстрациями, для развития интеллекта.

возраст: подростковый.

^ 21. Оцени свой интеллект

Рассел К., Картер Ф.

Пер. с англ., Минск: 000 "ПОПУРРИ", 1996 г., издание адресовано педагогам, психологам, студентам.

400 вопросов и задач, скомпонованны в 8 групп по 50 штук. Каждая группа подается авторами как нестандартизированный, тренировочный тест для оценки и оттачивания интеллекта.

возраст: подростковый.

^ 22. Психологическая коррекция умственного развития учащихся

Дубровина И В. (ред.)

Москва, 1990 г., методическое пособие.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) 6-8 классы. Коррекционные программы на основе теста: №1, № 2. Процедура проведения коррекционных занятий.

возраст: подростковый.

^ 23. Дети с проблемами психического развития

Усанова О. И.

Москва, Научно-практический центр "Коррекция", 1995 г., для психологов, дефектологов, педагогов классов коррекционно-развивающего обучения, организаторов образования, врачей, студентов.

В монографии рассматриваются проблемы теоретико-психологического обоснования комплексного подхода к взаимодействию специалистов разного профиля при оказании помощи детям с проблемами психического развития. Приведены правила организации диагностической работы, порядок проведения диагностических процедур, анализируются вопросы сбора, интерпретации и презентации психолого-педагогической информации, рассматривается технология психологического консультирования.

Специальное внимание уделено проблемам коррекционной и развивающей работы при трудностях интеллектуального и речевого развития детей. Приводятся методики:

- экспериментального исследования высших психических функций;

- исследования речи;

- исследования мышления.

Даны рекомендации к составлению психолого-педагогического заключения по материалам изучения мышления и речи детей.

возраст: младший и средний школьный.

^ 24. Развивающие игры для детей

Ехевич Н.(сост.), Никитин Б.(конс.)

Москва, "Физкультура и спорт", "Пресс-о-ФиС, СГГТОМО", 1990 г., сборник-справочник, снабжен иллюстративным и стимульным материалом к методике.

В справочнике представлены развивающие игры из авторской системы нетрадиционного воспитания Никитиных. В издание вошел ряд игр, способствующих развитию умения анализировать, синтезировать и комбинировать, развитию навыков классификации, логики, пространственного воображения, внимания, зрительной памяти, навыков счета, реакции, цветоощущения, математических, конструкторских способностей, аккуратности, точности, графических способностей, особое внимание уделяется развитию креативности и умению творчески мыслить.

Система занятий опирается на правило о необходимости раннего формирования и развития интеллекта и разносторонних способностей у детей. Коротко изложенный подход можно было бы охарактеризовать следующим образом:

1. Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

2. Ребенку не объяснятся новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем - ребенок может заниматься самостоятельно.

4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

6. Если ребенок не справится с заданием, нужно вернутся к легким, уже

сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

7. Если ребенок достиг "потолка" своих возможностей или утратил интерес к игре, занятия нужно на время отложить.

Всего представлено 18 игр: "Внимание", "Внимание угадайка", "Дроби", "КБ САМ", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Обезьянка", "План и карта", "Рамки и вкладыши Монтессори", "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Таблица Пифагора", "Таблица сотни", "Термометр", "Точечки", "Узелки", "Уникуб", "Часы".

возраст: младший дошкольный - младший школьный.

^ 25. Готов ли ваш ребенок к школе?

Ветер Л. А., Марцинковская Т. Д., Ветер А. Л.

Москва, "Знание", 1994 г., {С: "Готовимся к школе"), издание для родителей, педагогов, психологов.

Освещаются проблемы психологической готовности ребенка к школе.

Рассматриваются такие составляющие "школьной готовности" как: мотивационная, личностная готовность (в которую входят "внутренняя позиция школьника"), волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Определяется наличие навыков письма и счета и их роли при поступлении ребенка в школу.

В качестве "контрольных" авторами книги рекомендуются: 1) графический диктант, 2) методика десяти слов, 3) опосредованное запоминание (пиктограмма). На основе методики предложена система учебных заданий, для проведения развивающих занятий с ребенком и коррекции выявленных недостатков.

возраст: средний, старший дошкольный.

^ 26. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе (ДИАКОР)

Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.

Москва, Правление общества "Знание" России, ТОО "ИнтелТех", 1994 г., методическое издание для психологов, дефектологов, а также учителей младших классов, прошедших специальную подготовку. Нейропсихологичская методика диагностики и коррекции младших школьников в связи со школьной неуспеваемостью "ДИАКОР" применяется при обследовании состояния слухоречвой, зрительной и двигательной памяти у школьников 1-4 классов и проведении коррекционной работы, с целью улучшения этих видов памяти.

Методика применяется, также как диагностическая, при определении иррегулярности психического развития (ИПР) и минимальных мозговых дисфункций (ММД). Приведено описание тестов методики, процедура обследоаания по отдельным тестам, последовательность выполнения тестирования, обработка и оценка результатов - качественная и количественная оценка параметров памяти, модальные шкалы, нейропсихологическая шкала, процедура определения нормативных оценок в баллах.

В зависимости от типа нарушении для детей могут быть сформированы индивидуальные коррекционные программы, которые приводятся авторами во второй части методического издания. Основные направления коррекционной работы: методики направленные на развитие -слухоречевой памяти, зрительной памяти, моторной памяти. Даются некоторые практические рекомендации по работе с детьми, имеющими признаки левшества. Применение методических приемов коррекции в работе с детьми, в соответствии с данными нейропсихологической шкалы.

возраст: младший школьный.

^ 27. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы

Милостивенко Л. Г.

Санкт-Пб., фирма "Стройлеспечать", 1995 г., учебное пособие, рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, воспитателям, родителям.

Автором изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок чтения) и дислексии (ошибок письма) у детей младшего школьного возраста и дошкольников (профилактика ошибок чтения и письма в детском саду). Пособие предназначено для работы с детьми в логопедических группах. Основное внимание уделяется последствиям общего недоразвития всех компонентов языка: как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического. В связи с этим указываются следующие направления коррекционной работы:

- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;

- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

- развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;

- формирование связной речи: различные виды перессказа, составление рассказа по серии картинок, по одной картинке, по плану, "по началу" и "по финалу" и т. п.;

- совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого - "кулак-ребро-ладонь", пробы Хеда, рядоговорение: дни недели, времена года);

- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.;

- развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии ("написание" букв на спине, на руке, в воздухе, и их угадывание ребенком);

- развитие конструктивного праксиса, путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;

- подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями, составление схем и т. д.

возраст: с 3 до 9 лет.

^ 28. 90 уроков психологического развития младших школьников

Локалова Н. П.

Москва, издательство "Луч", 1995 г., 2 кн.: методическая и практическая часть, предназначена для учителей начальных классов, школьных психологов, студентов педагогических вузов, родителей.

Приведена система занятий для учащихся 1-3 классов (по 30 уроков в год, по классам), направленная на развитие познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления. В подборе заданий автор руководствовалась дидактическим принципом "от общего к частному."

Содержание уроков психического развития в начальных классах включает:

- предпосылки овладения учебной деятельностью;

- сенсорно-перцептивные процессы;

- внимание;

- память (опосредованная, неопосредованная);

- мышление (наглядно-образное, словесно-логическое);

- произвольность;

- внутренний план действия.

Форма проведения - урочная; не реже 1 раза в неделю. Пособие снабжено стимульным материалом, сводными таблицами и планами занятий для удобства использования в учебных целях.

возраст: младший школьный.

^ 29. Психология самопознания личности. Практическое пособие

Мотков О. И.

Москва, Российская Академия Образования, Институт развития личности, Юго-Восточное ОУ Московского департамента образования, ИМЦ, при участии предприятия "Треугольник", 1993 г., практическое пособие: изучение особенностей личности, творческого потенциала и процессов внимания, памяти и мышления детей и взрослых; для педагогов и практических психологов учреждений образования, социальных работников, родителей,

В пособии представлен ряд методик изучения личности (профессиональная ориентация, культурно-психологический потенциал, творческие способности); и диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов у детей и взрослых. На основе данного материала автором предлагаются методические рекомендации в области коррекционной и развивающей работы в каждом конкретном случае. Для диагностики и развития познавательных процессов рекомендуются следующие методики:

память: модификации - "Объем памяти на слова", "Объем памяти на числа", "Объем ассоциативной памяти", "Оперативная память на числа";

внимание: модификации традиционных методик - "Изучение особенностей переключения внимания", "Тест Бурдона", "Задачи на пространственное воображение";

мышление: "Изучение оперативного мышления: игра "5" – открытый вариант", "Планирование маршрутов", "Уровень интеллектуальной активности".

Приводится подробное описание процедуры оценки результатов.

Для изучения и развития творческого потенциала личности предлагаются:

- тесты Е.Торренса (модификация О. И. Моткова, с 3 класса);

- методика "Четыре скрепки", "Девять точек";

- "Опросник Г. Девиса" и др.

Методики изучения личностной сферы (см. раздел IV).

В пособие вошли "Экспериментальные программы развития психической культуры личности детей и педагогов" (О. И. Мотков).

возраст: младший школьный, подростковый, юношеский и старше.

^ 30. Методы психологической коррекции для работы с детьми младшего школьного возраста

Пономаренко Л, П., Теплякова К. Г.

Одесса, Институт усовершенствования учителей, Центр практической психологии, Областное отделение педобщества, 1994 г., учебно-методическое пособие для школьных психологов.

В пособии предложены разнообразные материалы психокоррекционной направленности для детей младшего школьного возраста. Цель -оптимизация психического развития учащихся начальной школы. Изложен подробный теоретический материал, приведены рекомендации по организации коррекционной работы, с учетом таких принципов как:

- принцип нормативности (с указанием возрастных, индивидуальных и

предметных норм);

- принцип системности;

- принцип деятельности.

Организация и планирование коррекционной работы: 1) выбор формы коррекционной работы; 2) разработка программы коррекционного курса; 3) определение необходимой периодичности занятий; 4) организация сотрудничества с учителями и родителями ребенка; 5) подготовка места проведения занятий и наглядного дидактического материала. Сведения о диагностических показателях готовности к школьному обучению. Описание психокоррекционных методов. Групповые игры и упражнения. Игры и упражнения за столом. Психотехнические упражнения. Психотерапевтические методы. Направленность психокоррекционных игр и упражнений:

- формирование внутренней позиции школьника;

- формирование познавательных интересов;

- формирование и развитие способности действовать во внутреннем плане

(умение осуществлять действие замещения, оперировать знаками символами; кодировать и декодировать информацию, пользоваться схемами);

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие пространственных представлений (умение определять в

пространстве признаки объекта, направление действия, владение

пространственной лексикой);

- расширение системы представлений об окружающем мире, словарного

запаса;

- развитие воображения;

- формирование интеллектуальных операций и навыков, обеспечивающих усвоение учебного материала на начальных этапах обучения;

- развитие волевой саморегуляции и произвольности поведения: формирование умения принимать и удерживать учебную задачу, способности к концентрации;

- формирование способности осуществлять операцию контроля, контролировать результаты своих действий;

- формирование способности к рефлексии, развитие произвольности познавательных процессов;

- формирование навыков совместной деятельности, способности к сотрудничеству;

- развитие способности к сопереживанию, пониманию чувств и настроений другого человека (эмпатии);

- развитие спонтанности, свободы самовыражения, преодоление скованности, барьеров в общении;

- снижение эмоционально-психической напряженности.

возраст: младший школьный.

^ 31. ЛогоМиры. С чего начать

Семенов А. Л. (ред.)

Пер. с англ., Институт НОВЫХ технологий образования, Москва, 1994 г.

Распространятся в комплекте с копией программы и книгой "ЛогоМиры. Справочное пособие". Авторские права на программный продукт "ЛогоМиры", а также, право выдачи лицензии на его использование, принадлежат Институту новых технологий образования.

Программа ЛогоМиры представляет собой русскоязычную версию системы MicroWorlds, созданный фирмой LogoComputer Sistems Inc (LCSI). Работа с программой осуществляется при помощи языка Лого. Программа объединяет графику, программирование, мультипликацию, звуки. Является эффективным программно-педагогическим средством развития интеллекта, умения решать задачи, познавательных способностей и творческого мышления у детей. Моделирует проективный подход к занятиям по асем направлениям учебного плана. Данная система может быть использована в начальной и средней школе, во внешкольном образовании. Книга "ЛогоМиры. С чего начать" является введением с систему "ЛогоМиры" для компьютера Макинтош.

возраст: начальный и средний школьный.

^ 32. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет

Зак А. 3.

Москва, Интерпракс, 1994 г.

Учебно-методическое пособие для учителей, 2 книги.

Первая часть содержит курс из 119 занятий по развитию интеллектуальных способностей детей 6-7 лет; детей 7-8 лет, посещающих классы выравнивания.

Вторая часть содержит поурочные конспекты к 119 занятиям курса. Третья часть содержит задания для самостоятельной работы детей по развитию способностей анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.

Цель поисково-творческих, учебно-тренировочных и типовых заданий, представленных в пособии - развить способности ребенка. Курс включает четыре темы: "Развитие способности планировать", "Развитие способности анализировать", "Развитие способности рассуждать", "Развитие способности комбинировать". возраст: младший школьный возраст.

^ 33. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет

Зак А. 3.

Москва, Интерпракс, 1994 г.

Учебно-методическое пособие для учителей, 2 книги: "Учебно-методическое пособие для преподавателей" и "Задания для самостоятельной работы детей (раздаточный материал)". В книге предложены 158 занятий по развитию у младших школьников основных интеллектуальных способностей: анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать.

Занятия включают следующие виды задач: развитие способности анализировать -задачи "на группировку"; развитие способности комбинировать - задачи "на преобразование", развитие способности рассуждать - задачи "на выведение", способности планировать - задачи "на перемещение".

Предлагаются программы циклов занятий по развитию интеллектуальных способностей.

возраст: младший школьный возраст.

^ 34. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет

Зак А. 3.

Москва, Интерпракс, 1994 г.

Учебно-методическое пособие для преподавателей, 2 книги. Предложен курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Пособие содержит поисково-творческие занимательные задачи неучебного содержания, конспекты 185 занятий по развитию интеллектуальных способностей, программы курса и диагностические методики для развития интеллектуальных способностей детей.

возраст: младший школьный возраст.

^ 35. Математика и язык. Комплект: книга для учителя, тетрадь для ученика

№1 -11

Семенов А. Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В.

Москва, Институт новых технологий образования, 1995 г.

Книга открывает серию "Начала образования". Тетради рассчитаны на детей в возрасте 6-8 лет. Пособие служит дополнением к курсам для развития способностей детей к мышлению и коммуникации, может использоваться как основной учебный материал. Основная цель курса - освоение языка. В текстах вводятся ключевые слова и выражения с определенным смыслом, понятным для учащихся и учителей. Курс рассчитан на детей плохо читающих. Основная задача научить ребенка понимать сообщения на родном языке.

Тетрадь №1. Главная задача - усвоение правил, принципов, законов совместной деятельности учителя с учениками. Введение в работу первого ключевого слова и выражения: раскрасить, вот картинка, вот как...

Тетрадь №2. Знакомство с понятием одинаковости объектов различных категорий. Ключевые слова: одинаковые, разные, два, такое же.

Тетрадь №3. Введение нового ключевого слова: бусины ("геометрические" и "алфавитные"), которые выполняют роль математических символов.

Тетрадь №4. Ключевые слова : оба; одна, а другая -..., все, каждый, буква - имя, цифра - имя. Выполнение практических заданий с помощью бусин.

Тетрадь №5 Знакомство с понятием цепочки и ключевыми словами: еще, начало, конец, есть, не забудь, показать, нитка. Ребенок работает с цепочкой бусин. Знакомство ребенка с временными причинно-следственными, языковыми, письменными, телесными цепочками.

Тетрадь №6 Знакомство с понятиями равенства и тождественности. Понятия одинаковости цепочек формируется на примерах, с вспомогательным словесным комментарием.

Тетрадь №7. Ключевые слова и выражения: первый после..., второй после..., третий после..., следующий, следующий после каждой, каждый не последний. Продолжение работы с понятиями равенства и тождественности.

Тетрадь №8. Словарь ключевых слов и выражений: сосчитай, числовая линейка, фигура. Цель материала тетради: установить связь между числом и конкретной, наглядной, телесной и деятельной реализацией числа, для более легкого усвоения ребенком самого понятия числа.

Тетрадь №9. Словарь ключевых слов и выражений: мешок, пустой мешок, одинаковые мешки, положи в мешок, вынь из мешка, всего, ноль. Цель - научить ребенка понятию множества, с помощью графических и телесных объектов.

Тетрадь №10. Словарь ключевых слов и выражений: соединить в пары, алфавитный порядок, алфавитная линейка, слово. Предлагаемые определения помогают ребенку формировать ясность понятий.

Тетрадь №11. Словарь ключевых слов и выражений: область, цепочка слов. Знакомство детей с началами топологии.

возраст: младший школьный возраст.

^ 36. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников

Баскакова И. Л.

Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995 г., методическое пособие для психологов и педагогов.

Пособие содержит методики изучения различных свойств внимания, которые могут использоваться в психодиагностических целях и как упражнения для развития внимания:

- определение типа внимания(зрительного или слухового);

- исследование объема, переключения, распределения, устойчивости, направленности внимания;

- исследование абстрактного внимания;

- методика В. М. Когана на выявление индивидуального темпа психической деятельности;

- исследование сосредоточенности и концентрации внимания.

Исследование внимания у школьников рекомендуется проводить методами наблюдения, анкетирования и эксперимента, предлогается схема анализа внимания на уроке.

возраст: дошкольный, школьный.

^ РАЗДЕЛ II: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

1. Развитие эмоционального мира детей

Кряжева Н. Л.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г.,(С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Свыше 130 игр и упражнений для развития эмоционального мира ребенка.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 2. Развивающие игры для школьников

Калугин М. А, Новоторцева Н. В.

Ярославль : "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов, сборник.

Игры и методический материал, для развития:

- речи, слухового и звукового анализаторов, обогащения словарного запаса;

- математических способностей;

- литературных способностей.

Расширение кругозора. Подвижные игры: развитие эмоциональной, моторно-двигательной и коммуникативной сфер.

возраст: младший школьный.

3. Психогимнастика

Чистякова М. И.

2-е издание, Москва: Просвещение - ВЛАДОС, 1995 г., методическое пособие; снабженное иллюстративным и нотным материалом для использования в учебных целях.

Курс специальных игровых занятий по развитию:

- внимания;

- памяти;

- воображения;

- эмоционально-волевой сферы.

А также коррекции:

- психомоторики,

- трудностей поведения и характера.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 4. Азбука настроений: развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет

Белопольская Н. Л.

Москва: Институт психологии РАН, 1993 г.

Карточки - 36, разделенные на группы по 6 в каждой с изображением одного из 6-ти персонажей (мужчины, женщины; кошки, мышки, рыбки, попугая).

Формирование навыка распознавания чувств и настроений другого человека, повышение психосоциальной компетенции ребенка.

Приводится варианты развивающих игр, в которые можно поиграть с ребенком, на основе методики.

возраст: 4-10 лет.

^ 5. Я расстраиваюсь

Элизабет Крейри

Пер. с англ., Санкт-Петербург, АО "Комплект", 1995 г., (С: Учимся владеть чувствами), книга для совместного чтения родителей с детьми.

Помощь ребенку в дифференциации своих чувств и выработке способности правильно на них реагировать. Описаны словесный, физический и творческий способы, помогающие справляться с эмоциями.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 6. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников

Воропаева И. П.

Москва, Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 г., методическое пособие для педагогов, работающих в классах компенсирующего обучения.

Практический материал пособия может быть использован как на уроке, так и вo внеурочной работе с детьми. Коррекцию эмоционально-личностных нарушений рекомендуется проводить с помощью художественно-игровой деятельности:

- детского фольклора, который содержит большой блок словесных игр;

- рисования и музыки, способствующих эффективному развитию сенсорной сферы детей.

Пособие предлагает примерное содержание коррекционно-развивающеи деятельности в недельном воспитательном цикле, материалы для вербальных импровизаций (скороговорки, игры с поэтическими приговорками, молчанки и т. л.), материал для невербальных импровизаций (игры на развитие пантомимики, этюды на расслабление мышц, на выразительность жеста, на выражение основных эмоций).

возраст: младший школьный, средний школьный.

^ РАЗДЕЛ III: КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА

1. Учим детей общению

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В.

Ярославль ; "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Игры-тренинги коммуникативных способностей. Коррекция:

- нарушений общения;

- нарушения самооценки.

Работа с беспокойными, агрессивными, застенчивыми или конфликтными детьми. Пособие располагает материалом для диагностики уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

- тест на развитие самоконтроля;

- отношение ребенка к самому себе (рассказ о самом себе по рисункам: "Моя семья", "Мое заветное желание", "Чего я боюсь" и др).

- особенности межличностных отношений ребенка (методика Рене Жиля).

возраст: старший дошкольный, младший школьный.

^ 2. Развивающие игры для школьников

Калугин М. Л., Новоторцева Н. В.

Ярославль: "Академия развития", 1997 г.,(С; "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов. Сборник.

Игры и методический материал для коррекции и развития:

- речи;

- математических способностей;

- литературных способностей.

Расширение кругозора. Подвижные игры для развития: коммуникативной, моторно-двигательной, эмоциональной сфер.

возраст: младший школьный.

^ 3. Общаться с ребенком. Как?

Гиппенрейтер Ю. Б.

2-е издание: исправленное и дополненное, Москва: "ЧеРо", 1997 г.

Популярное издание для родителей, педагогов, профессиональных

воспитателей, психологов.

Как построить нормальные отношения с ребенком? Можно ли поправить отношения если они зашли в тупик?

возраст: подростковый.

^ 4. Азбука настроений: развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет

Белопольская Н. Л.

Москва, Институт психологии РАН, 1993 г., карточки - 36 шт., разделенные на группы, по 6 в каждой, с изображением одного из 6-ти персонажей (мужчины, женщины; кошки, мышки, рыбки, попугая).

Формирование навыка распознавания чувств и настроений другого человека, повышение психосоциальной компетенции ребенка. Приводятся варианты развивающих игр, в которые можно поиграть с ребенком, на основе методики.

возраст: 4-10 лет.

^ 5. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать

Гаврина С. Е, Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Ярославль: "Академия развития", 1997 г., (С: "Вместе учимся, играем"), популярное пособие для родителей и педагогов.

В книге представлена программа развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости, пальчиковая гимнастика, графические упражнения. Описаны диагностические задания, определяющие уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей: методика "Домик", тест для определения школьной зрелости, методики "Дорожки", "Графический диктант", "Манометрический тест", и др.

Пособие содержит рекомендации о том, как правильно вести себя с ребенком левшой, о правильном научении ребенка навыкам письма.

возраст: дошкольный, младший школьный.

^ 6. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение

Коротаева Е.

Москва, "КСП", 1997 г., пособие адресовано учителям, психологам, студентам психолого-педагогических факультетов.

Пособие содержит традиционные и нетрадиционные игры, направленные на развитие навыков общения, эмпатии, взаимоприятия, понимания людьми друг друга. Предлагается программа учебного спецкурса для старшеклассников "Общение: хочу, могу, умею", ориентирована на тренинговую форму. Также предлагается технология обучения скорочтению.

возраст: дошкольный, младший школьный, подростковый.

^ РАЗДЕЛ IV: ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

1. Как по настоящему любить своего ребенка

Росс Кэмпбелл

3-е издание, Пер. с англ. - СПб.: "Мирт", 1997 г.

Практические советы по воспитанию ребенка не достигшего подросткового возраста; книга ориентирована на родителей, а также, будет интересна специалистам в области детской психологии.

возраст: 0-12 лет.

^ 2. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками

Дубровина И. В. (ред.)

Москва - Тула, 1993 г., методическое пособие для психологов и педагогов.

Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: программа курса занятий. Сюжтно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками. Развитие мышления у младших школьников (2-3 классы). Программа умственного развития учащихся подросткового возраста (6-8 кл,).

возраст: младший и средний школьный, подростковый.

^ 3. Методики диагностики и коррекции отношения к природе

Дерябо С, Д., Ясвин В. А..

Москва, Психологический институт РАО, Центр комплексного формирования личности: (С: "Экологическая психология и педагогика"), 1995 г., пособие для практических психологов и педагогов.

Методика проведения эколого-психологического тренинга.

возраст: подростковый.

^ 4. Я и мой мир. Я и другие. Какой я?

Калинникова Л. А.

Харьков: издательская фирма "Retorika", 1996 г., три рабочие тетради.

Методика по развитию самосознания ребенка.

возраст: младший школьный.

^ 5. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция

Неболюбова Т. В., Гриншпун И. Б.

Москва, Международная педагогическая академия, 1993 г., программа и учебно-методические материалы к спецкурсу, предназначены для студентов, обучающихся заочно по программе Международной педагогической академии, педагогов и психологов, работающих по специальности семейная педагогика.

Курс состоит из четырех тем и трех подтем, посвященных основам теории и некоторым принципам и методам коррекции детских невротических страхов. Упоминаются подходы к коррекции детских страхов в русле различных школ. Среди методов терапии:

- расширение субъективной "зоны безопасности" ребенка;

- символическое отреагирование страха;

- стимуляция творческой активности ребенка; снятие "барьера страха";

- рисунок, драматизация;

- "индивидуальная сказка" как средство терапевтической работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Индивидуальная и групповая форма работы. Предлагается примерный список известных классических сказок, которые могут быть использованы при коррекции.

возраст: старший дошкольный, младший школьный, средний школьный, подростковый.

^ 6. Психология самопознания личности. Практическое пособие.

Мотков О. И.

Москва, Российская Академия Образования, Институт развития личности, Юго-Восточного ОУ Московского департамента образования: НМЦ, при участии предприятия "Треугольник", 1993 г., практическое пособие: изучение особенностей личности, творческого потенциала и процессов внимания, памяти и мышления детей и взрослых; для педагогов и практических психологов учреждений образования, социальных работников, родителей.

В пособии представлен ряд методик изучения личности (профессиональная ориентация, культурно-психологический потенциал, творческие способности); и диагностики индивидуальных особенностей познавательных процессов у детей и взрослых. На основе данного материала автором предлагаются методические рекомендации в области коррекционной и развивающей работы в каждом конкретном случае.

Для диагностики и развития познавательных процессов рекомендуются следующие методики: "Объем памяти на слова", "Объем памяти на числа", "Изучение особенностей переключения внимания", "Изучение оперативного мышления; игра "5" - открытый вариант", "Уровень интеллектуальной активности" и др.(подробнее см. в разделе I).

Методики изучения и развития личностной сферы: "Базовые (ядерные) стремления личности", "Опросник Г.Айзенка" (подростковый вариант), "Опросник К.Леонгарда - Г.Шмишека - определение типа характера", "Культурологические стремления", "Схема психологических наблюдений за проявлениями праличности", "Самооценка способностей", "Сферы интересов учащихся", "Самоанализ личности", "Анализ личности", "Социометрическая методика", "Наша группа", "Моя семья", "Наш руководитель", "Стиль педагогического руководства", "Ориентировочное определение предпочтительного типа будущей профессии", "Культурно-психологический потенциал", "Мое психическое состояние", "Методика активизации самовоспитания подростков".

В пособие вошли "Экспериментальные программы развития психической культуры личности детей и педагогов" (О. И. Мотков).

возраст: младший школьный, подростковый, юношеский и старше.

^ 7. Как помочь нашим детям избавиться от страха.

Захаров А. И.

Санкт-Петербург, Гиппократ", 1995 г.

Пособие рекомендовано психологам, учителям, родителям.

В книге описаны проявления и последствия страха, происхождение и их возрастная динамика. Предлагаются способы устронения страхов, в частности, с помощью рисования и игры. Посредством рисования удаляются страхи, порожденные воображением и страхи основанные на травмирующих событиях. Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при попадании в неожиданную ситуацию общения, что служит предупреждением и коррекцией неуверенности в себе и застенчивости. Используются игры: "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки", "Кто первый", "Быстрые ответы", "Автобус", "Коридор".

возраст: младший школьный, средний школьный.

8.Ребенок и стресс

Шелдон Левис, Шейла Левис

Пер. с англ. Е. Григорьева, СПб: "Питер Пресс", 1996 г., (С: "Сам себе психолог").

Книга адресована учителям, психологам, воспитателям, родителям.

Авторы предлагают практические рекомендации по снятию стресса у ребенка с использованием "игр для здоровья", способы прерывания стрессовых циклов, возникающих во время роста и развития детей.

возраст: младший школьный, подростковый.



stanovlenie-hunnov-istoriya-naroda-hunnu.html
stanovlenie-i-razvitie-anglijskoj-turistskoj-terminologii-i-ih-ekstralingvisticheskoj-obuslovlennosti.html
stanovlenie-i-razvitie-geopolitiki-kak-nauki.html
stanovlenie-i-razvitie-inoyazichnoj-podgotovki-v-shkole-dorevolyucionnoj-rossii-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
stanovlenie-i-razvitie-kriminalistiki-v-kazahstane-1906-2009-gg-12-00-09-ugolovnij-process-kriminalistika-i-sudebnaya-ekspertiza-operativno-rozisknaya-deyatelnost.html
stanovlenie-i-razvitie-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-liceya-1-klassicheskij-goroda-rostova-na-donu.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim-zanyatiyam-i-zadaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-haraktere-hristianskoj-zhizni-discipline-lyubvi.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vtoroj-doshkolnij-period-razvitiya-rebenka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekcii-informatika-zhurnalistika-literaturnoe-tvorchestvo-istoriya-iskusstv-matematika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-skazaniya-uladskogo-cikla-kniga-rasskazivaet-o-proishozhdenii-religii-mifah-i-predaniyah-keltov-odnogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-patrioticheskogo-vospitaniya-i-fizicheskoj-podgotovki-yunoshej-doprizivnogo-vozrasta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-shkolnoj-biblioteki-otkritij-publichnij-doklad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvennoj-deyatelnosti-spk-rus-vohomskogo-rajona-kostromskoj-oblasti-i-opredelenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-metodicheskaya-sistema-obucheniya-geometrii-v-osnovnoj-shkole-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocherk-prirodi-istoricheskij-ocherk-turistsko-ekskursionnie-marshruti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris3-struktura-ekonomiki-regiona-s-uchetom-transportnoj-sostavlyayushej-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gidrogeohimicheskij-monitoring-vulkana-mutnovuskij-kamchatka-vibor-i-aprobaciya-geohimicheskogo-metoda-prognoza-ego-izverzhenij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/amurenergosbit-novosti-oao-dek-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seksualnaya-simvolika-v-kulture.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-b-l-i-c-a-2-chislovie-znacheniya-k-zadache-2-metodicheskie-ukazaniya-kraschetno-graficheskoj-rabote-po-soprotivleniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vramkah-provedeniya-goda-rossijskoj-istorii-kafedra-kulturi-i-kommunikativnih-tehnologij-sovmestno-s-kafedroj-filosofii-fakulteta-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/goloprizhki-veri-majkl-talbot-golograficheskaya-vselennaya-chasti-1-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-razrabotano-predstavitelyami-shestnadcati-regionov-rossijskoj-federacii-avtorskij-kollektiv-predstavlen-professorsko-prepodavatelskim-sostavom-ipk-i-pedagogicheskih-universitetov-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-metodi-modelirovaniya-i-prognozirovaniya-ekonomiki-napravlenie-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovie-resursi-oplata-truda-i-proizvoditelnost-truda-v-rastenievodstve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-drondu-departamenta-selskogo-hozyajstva-i-pererabativayushej-promishlennosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-stranica-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25denezhnie-sredstva-i-ih-ekvivalenti-otchetnost-ooo-kb-ikf.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-skolko-nado-golodat-vsovetskoj-i-zarubezhnoj-literature-vse-bolee-populyarnimi-stanovyatsya-termini-naturopati.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simferopol-nevatim-10-programmi-letnih-semejnih-lagerej-2009-soderzhanie-harkov-tajnie-znaki-i-chudesa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-3-klass-uroka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/silvestr-levaj-mihael-kunce-mocart-vengerskij-tekst-peter-siami-myuller.html
  • writing.bystrickaya.ru/29-rekomendacii-po-pravilnomu-kombinirovaniyu-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-ravnomernoe-dvizhenie-zhidkosti-po-n-n-pavlovskomu-slovar-po-gidrogeologii-i-inzhenernoj-geologii-annotaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xv-detskogo-cerebralnogo-paralicha.html
  • studies.bystrickaya.ru/brak-v-drevnem-rime.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-v-latov-intellektualnaya-odisseya-odessita-roberta-fogelya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-organizacionno-normativnoe-obespechenie-utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologichnost-detalej-mashin.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.