.RU

Старославянский язык







Старославянский язык


Учебно-методический комплекс дисциплины


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


Старославянский язык

Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009




ББК 81.2

С 77

^ Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент В.А. Акимов

Рецензент:

канд. филол. наук, доцент Т.Ф. Байрамова


С 77 Старославянский язык [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Л.И. Моисеева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ имени В. М. Шукшина, 2009. – 150 с. – 100 экз.


Учебно-методический комплекс дисциплины содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) – Русский язык и литература.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Л.И. Моисеева, 2009.








СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа 6

1.1.Программа дисциплины
«Старославянский язык» 8

1.2.Модульная рабочая программа дисциплины
«Старославянский язык» 12

1.3. Карты ресурсов 15

1.3.1.Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой 15

1.3.3.Карта обеспечения дисциплины оборудованием 16

2. Дидактические материалы 17

2.1. Лекции теоретического курса 17

2.2. Практические занятия 42

2.3. Лабораторные занятия 59

3. Средства контроля 67

3.1. Рейтинг-контроль 67

3.1.1. Технологическая карта дисциплины 67

3.1.2. Модульная технологическая карта дисциплины 67

3.2. Контрольно-измерительные материалы 69

3.2.1. Задания для контрольных работ 69

3.2.2. Комплект тестов для текущей
и промежуточной аттестации 85

3.2.3. Перечень вопросов к экзамену
по старославянскому языку 106

4. Методические рекомендации 107

4.1. Методические рекомендации для студентов 107

4.2. Методические рекомендации для преподавателей 111

5. Приложения 113

Утверждаю

Декан факультета

__________________Л.И. Чиркова

«_____»___________2009

Рабочая программа
^ Кафедра русского языка
(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование дисциплины ДПП. Ф.03 Старославянский язык

Статус обязательная

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности 050301.65 (032900) – Русский язык и литература
(коды специальностей (направлений)

Формы обучения дневная

(дневная, заочная)

Объем дисциплины 128

(общий объем дисциплины, час.)
^ Распределение по семестрам



Номер семес-тра




Учебные занятия

Число
курсовых
проектов
(работ),
расчетных
заданий

Форма итоговой аттестации

(зачет,
экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная
работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

2

128

72

28

28

16

56



экзамен

Рабочая программа составлена на основании ^ ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф.03 Старославянский язык. 128 часов

Старославянский язык как первый книжно-письменный язык славян, его историко-культурное и научно-лингвистическое значение. Основные методы и методики исторического изучения языка. Понятие о праславянском языке. Графика. Глаголица и кириллица, вопрос об их происхождении. Важнейшие памятники старославянского языка. История праславянской фонетической системы. Фонетика старославянского языка. Фонетическая система старославянского языка второй половины IХ века. Позднейшие звуковые процессы, отразившиеся в памятниках письменности Х – ХI веков. Морфология старославянского языка. Общая характеристика лексики старославянского языка. Основные особенности синтаксиса старославянского языка.

Разработчик доцент Л.И. Моисеева

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка

Зам. заведующего кафедрой _____________________ А.И. Акимова

Одобрена Ученым советом филологического факультета


«_____»_______________ 2009 г. Председатель ______________________

    1. ^ Программа дисциплины
      «Старославянский язык»

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – реализация принципа историзма в изучении языка как способа лингвистического мышления студентов.

^ Задачи дисциплины:

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты по окончании изучения курса должны

знать:

уметь:

владеть навыками:




Содержание дисциплины

Введение

Понятие о старославянском (древнецерковнославянском) языке. Старославянский язык как общий для славян древнейший письменно-литературный язык. Лингвистическое, историко-культурное и педагогическое значение изучения старославянского языка. Особое значение старославянского языка для истории русского литературного языка.

Современные славянские народы и их языки. Группировка языков славянских народов по признаку их происхождения. Важнейшие древнейшие признаки языкового родства славянских наций. Место старославянского языка среди других славянских языков.

Общественно-исторические условия возникновения письменности у славян. Значение славянской письменности в борьбе за независимость славян.

Деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия.

Старославянское письмо. Кириллица и глаголица; вопрос об их происхождении в различных славянских странах. Характеристика кирилловского письма (азбуки) сравнительно с современным русским письмом. Буквы кириллицы, в том числе сложные, слитные, йотированные; их звуковое значение. Числовое значение букв. Надстрочные знаки.

Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма. Краткая характеристика их (самост.).

Научная и учебная литература по старославянскому языку.

Вклад русской филологической науки в изучение старославянского языка (открытие, издание, описание памятников; разработка грамматики; труды Востокова, Селищева и др.).

Звуковая система старославянского языка второй половины IX в.

Фонетическая структура слов. Открытость всех слогов; построение слога по принципу восходящей звучности. Ограниченность сочетаний согласных такими, которые в отношении слогоделения примыкают к следующему гласному.

Гласные звуки. Физиологическая классификация гласных звуков. Гласные переднего ряда и непереднего образования; полного и неполного образования (редуцированные); носовые и неносовые.

Ограниченность употребления гласных в начале слова. Употребление гласных после смягченных и несмягченных согласных. Гласные в различных положениях в слове:

а) редуцированные Ь и Ъ в сильном и слабом положении;

б) изменение Ъ и Ь перед i, j или i в редуцированные Ы и И, обозначавшиеся буквами Ы и И.

Согласные звуки. Физиологическая классификация согласных звуков.

^ Позднейшие языковые процессы, отразившиеся в памятниках IX и отчасти X века

Падение редуцированных гласных.

Изменения, связанные с падением редуцированных гласных:

а) утрата слабых редуцированных Ь и Ъ и переход их в гласные полного образования Е и О в сильном положении;

б) утрата слабых редуцированных Ы и И и переход их в сильном положении в гласные Ы и И полного образования;

в) утрата слабых Ь и Ъ и совпадение в связи с этим сочетанием Ðú, ðü, ëú, ëü в слоговых плавных ð‚ ë.

Следствия падения редуцированных:

а) появление закрытых слогов;

б) появление внутри слов сочетаний äë‚ òë‚ äì‚ áí‚ ïí и др.

в) ассимиляция согласных по звонкости и глухости.

Отражение всех этих процессов в памятниках письменности.

^ Краткая характеристика важнейших черт звуковой системы праславянского языка древнейшей поры

1. Качество и количество гласных; наличие открытых и закрытых слогов, дифтонги с гласными е, о, а краткими и долгими в первой части и с *i *u во второй.

Дифтонгические сочетания гласных с носовыми *n , *m и плавными *r, *l.

Слоговая функция плавных и носовых.

2. Согласные взрывные (глухие и звонкие, придыхательные и непридыхательные, задненебные лабиализованные и нелабиализованные, палатальные и непалатальные), фрикативные и сонорные.

3. Отсутствие аффрикат и шипящих звуков.

Возможность сочетания согласных звуков с j, сочетание задненебных согласных с последующим любым гласным, в тои числе и с гласным переднего ряда.

Возможные группы согласных звуков в одном слоге.

Звуковые процессы, имевшие место в ранние и поздние периоды праславянского языка.

Возникновение праславянских гласных на месте долгих и кратких гласных индоевропейского языка.

Упрощение системы взрывных индоевропейских согласных (утрата придыхательности, утрата лабиализации задненебных). Изменение палатальных задненебных в *s и *z. Изменения *s в *ch в определенных фонетических условиях и появление в результате обобщения фонетического явления (путем аналогии).

Звуковые процессы, связанные с действием возникшей на славянской почве тенденции к открытости слогов (закон открытого слога).

1. Изменение дифтонгов в монофтонги (монофтонгизация дифтонгов) перед согласными и на конце слова.

2. Изменение дифтонгических сочетаний. -*or, -*ol, -*er, -*el, между согласными; -*or, -*ol перед согласными в начале слова; редуцированный перед плавным между согласными; сочетание с носовым согласным перед согласным; сочетание гласного с носовым согласным (с одним или двумя) в конце слова.

1. Упрощение групп согласных *dt, ttst; ss, ts, bs, pss; bt, ptt; dm, tmm; dn, tn, bnn; sknn; bvv; ktt.

2. Явление конца слова; утрата конечных согласных звуков (одного или двух согласных).

3. Изменения сочетаний согласных с последующим j: *rj, nj, sj, zj, gj, rj, chj, bj, hj, vj, mj, dj, tj; изменение сочетаний: zgj, zdj, skj, stj.

Звуковые процессы раннего и позднего периода, связанные с действием закона слогового сингармонизма. Палатализация заднеязычных согласных:

1. Изменения g, k, ch перед гласными исконно переднего образования в шипящие звуки ž, č, (1 палатализация или 1 смягчение).

2. Изменение g, k, ch после гласных переднего ряда и перед гласными переднего ряда ě, i из дифтонга *oi *ai в свистящие звуки dź, ć, ś (2 палатализация или 2 смягчение); вопрос о хронологии этих процессов.

Судьба сочетаний gv, kv, chv перед гласным звуком, обозначаемым буквой «ять» (h) дифтонгического происхождения.

Изменение групп согласных gt, kt перед гласными переднего ряда.

Морфология

Грамматические разряды слов в старославянском языке. Способы выражения грамматических значений слов. Чередование звуков, аффиксация, служебные слова.

Имя существительное. Категория рода, числа, падежа. Звательная форма. Типы склонения существительных:

  1. тип с основой на *ä, *jä

  2. тип с основой на *о,*jо

  3. тип с основой на *ú

  4. тип с основой на *í

  5. тип с основой на согласный

  6. тип с основой на *ü

Отражение в памятниках письменности процессов возникновения категории одушевленности; тенденции к выработке единообразного типа склонения у существительных одного грамматического рода.

Местоимения. Личные местоимения 1 и 2 лица, возвратное местоимение. Выражение 3 лица формами указательных местоимений. Полные и энклитические формы личных и возвратного местоимения, склонение возвратного местоимения. Неличные местоимения. Их классификация по значению. Склонение неличных местоимений, различающих род и число: тъ, и(же), вьсь. Склонение неличных местоимений, не различающих рода и числа: къто, чьто.

^ Имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Их важнейшие продуктивные суффиксы.

Именные (нечлененные) и полные (члененные) формы прилагательных; различие в их грамматическом значении и синтаксическом употреблении.

Склонение имен прилагательных.

Образование и склонение полных (членных) прилагательных. Происхождение форм членных прилагательных. Фонетические процессы в окончании членных прилагательных. Образование и склонение прилагательных в сравнительной степени (именные и членные формы сравнительной степени).

Глагол. Спрягаемые и неспрягаемые формы. Глагольные основы (настоящего времени и инфинитива). Глаголы тематические и нетематические. Настоящее время.

Спряжение тематических и нетематических глаголов в форме настоящего времени.

Классы глаголов.

Формы будущего времени. Будущее простое, будущее сложное 1, будущее сложное 2. Образование. Спряжение.

Прошедшее время глагола. Простые формы прошедшего времени.

Аорист. Значение. Формы аориста в старославянском языке: аорист простой,

сигматический. Образование. Спряжение.

Имперфект, его значение. Образование и спряжение. Сложные формы: перфект и плюсквамперфект, их значение, образование и спряжение.

Чередование звуков при образовании глагольных временных форм. Образование форм повелительного и сослагательного наклонений.

Инфинитив и супин, их образование.

Причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залогов. Именное и местоименное (членное) склонение.

Синтаксис

Простое предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Употребление связки в настоящем времени и составном сказуемом. Именительный и винительный предикативные. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени в именной часто составного сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим. Особенности в употреблении падежных форм существительных. Родительный разделительный с предлогом ОТ и без него. Двойной именительный и двойной винительный падежи. Обозначение места и времени родительным, дательным, винительным, творительным и местным без предлога падежами. Дополнительный глагольный член: инфинитив, супин, родительный падеж при супине.

Согласуемые и несогласуемые виды определений.

Особенности грамматических способов выражения категории принадлежности (по сравнению с русским языком). Синтаксические функции прилагательных и причастий. Возможность одного отрицания наряду с двумя отрицаниями. Оборот дательный самостоятельный. Типы предложений по их грамматическим отличиям.

^ Общая характеристика лексики старославянского языка

Многозначность слов. Лексические варианты. Антонимы. Синонимы.

    1. Модульная рабочая программа дисциплины
      «Старославянский язык»

№ п/п

Дидактические единицы

1

Введение

Понятие о древнем языке. Понятие о старославянском языке как первом письменно-литературном языке славянства. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о его диалектной основе. Понятие «живой» и «мертвый» язык.

Время жизни старославянского языка, его превращение в церковнославянский язык. Региональные редакции (изводы) церковнославянского языка.

Три группы славянских языков: восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки. Генетическое родство славянских языков. Место славянских языков среди языков мира. Понятие об индоевропейской семье языков, о праиндоевропейском языке – основе и праславянском языке как генетическом источнике всех славянских языков.

^ Графика. Фонетика. История алфавита. Понятие о графике. Буквы и звуки в буквенно-звуковом типе письма.

Общественно-политические условия появления славянской письменности в середине IX в. Жизнь и культурно-просветительская деятельность славянских первоучителей – Константина Философа и Мефодия.

Глаголица и кириллица (сходство и различия). Источники обеих азбук. Вопрос об их происхождении. Константин – создатель первой славянской азбуки.

Состав букв и количество их в кириллице. Буквы гласных и их звуковые значения. Дублетные буквы. Буквы согласных и их звуковые значения. Буквы-лигатуры и диграфы. Числовое значение букв.

2

^ Особенности звуковой структуры. Фонологическая система старославянского языка:

Структура слога. Сущность законов восходящей звучности (открытого слога) и внутрислогового сингармонизма. Отступления от этих законов. Неподвижность слоговых границ. Автономность слога.

^ Система гласных фонем. Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, назальность – неназальность, лабиализованность – нелабиализованность, сверхкраткость – несверхкраткость. Таблица, отражающая систему 11 гласных фонем. Носовые гласные; буквы «юс большой», «юс малый», их обозначавшие. Качество звука, обозначавшегося буквой «ять». Редуцированные фонемы , , изолированность признака сверхкраткости – несверхкраткости. Сильные и слабые позиции редуцированных , . Редуцированные [], [].

^ Система согласных фонем. Их дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость – звонкость, твердость – мягкость. Специфика состава согласных: фонем , ; отсутствие фонем сложные согласные <ж'д'> и , наличие аффрикаты <д'з'> в ранний (кирилло-мефодиевский) период, которая в поздний период изменилась в .

Специфика признака глухости – звонкости: отсутствие позиции нейтрализации и соотносительности пар глухих – звонких фонем, в отличие от современного русского языка. Исключение для приставок – предлогов на [з].

Звуковые процессы праславянской эпохи.

Фонетические процессы, связанные с действием закона открытого слога. Изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний с носовыми и плавными согласными.

Процессы, связанные с действием закона слогового сингармонизма. Палатализация заднеязычных согласных. Изменения согласных перед й.

3

^ Особенности грамматической системы

Имена

Имя существительное. Основные грамматические категории: род, число (ед., мн., дв.), падеж. Звательная форма. Категория собирательности. Вопрос о категории одушевлености. Система 6 типов склонений. Условный характер классификации типов склонений по древнейшим праиндоевропейским основам: с основой на *-ā твердая и мягкая разновидности; с основой на *-ŏ твердая и мягкая разновидности. Соотвествие падежных окончаний твердой и мягкой разновидностей в склонениях на *-ā и *-ŏ, возникшее в результате фонетических преобразований на конце слова. Чередования заднеязычных и свистящих согласных при образовании падежных форм; с основой на *-ŭ; с основой на *-ĭ; с основой на *-ū; с основой на согласные (консонантные основы, атематический тип). Фонетические преобразования суффиксов – признака консонантных основ. Разносклоняемые существительные. Отражение в памятниках письменности тенденции к взаимодействию склонений.

Местоимение. Две группы местоимений: личные 1 и 2 лица и возвратное; неличные местоимения. Специфика каждой из групп по характеру указательного значения, морфологическим признакам и по синтаксическим функциям. Склонение личных и возвратного местоимений. Отсутствие личного местоимения 3-его лица. Способы указания на 3 лицо или предмет. Неличные местоимения. Склонение. Два варианта: твердый и мягкий. Специфика местоименного склонения. Склонение неличных местоимений, не различающих рода и числа: къто и чъто.

^ Имя прилагательное. Семантические группы прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Грамматические категории (род, число, падеж) как словоизменительные категории. Склонение именных прилагательных по двум типам склонения (*-ā и *-ŏ (обеих разновидностей). Образование местоименных (полных) прилагательных путем слияния именных (кратких) прилагательных с указательными местоимениями в праславянском языке. Склонение полных прилагательных. Стяженные формы полных прилагательных. Формы сравнительной степени (именные, краткие; местоименные, полные). Склонение кратких форм. Супплетивные формы сравнительной степени. Образование и склонение полных форм сравнительной степени. Способы выражения значения превосходной степени в старославянском языке. Счетные слова (слова, обозначавшие числа). Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Названия и специфика слов первого и второго десятка, десятков, сотен. Склонение счетных слов. Именные и членные формы слов, обозначавших порядок предметов при счете.

4

Глагол

Грамматические категории: наклонение, время, лицо, число, залог. Предикативные формы глагола. Две основы глагола с синхронной и диахронной точек зрения. Классы глаголов, выделяемые по диахронной основе настоящего времени, существовавшие в праславянском языке до образования носовых гласных. Происхождение двух спряжений как двух типов окончаний в праславянском языке. Спряжение бывших нетематических глаголов (V класс). Система форм будущего времени: будущее простое, будущее I сложное, будущее II сложное. Система форм прошедшего времени: простые (синтетические) и сложные (аналитические) формы. Аорист – синтетическая форма прошедшего времени со значением прошлого действия как целостного акта, не соотносимого с моментом речи. Три типа аориста в старославянском языке: простой, сигматический древний: от основ инфинитива на гласный, на согласный; сигматический аорист нового типа. Имперфект как синтетическая форма прошедшего времени со значением длительного или многократно повторявшегося действия. Морфологические показатели имперфекта. Отражение в поздних памятниках сближения форм имперфекта с формами сигматического аориста, стяженных форм имперфекта. Перфект – аналитическая форма прошедшего времени, обозначавшая наличное состояние, являвшееся результатом действия, совершенного в прошлом. Отражение этого значения в структуре перфекта. Плюсквамперфект – аналитическая форма прошедшего времени, имевшая относительное временное значение (обозначение действия или состояния, предшествовавшего другому прошедшему действию или состоянию). Отражение этого значения в структуре плюсквамперфекта. Ирреальные наклонения. Образование повелительного наклонения. Сослагательное (условное) наклонение как аналитическая форма. Непредикативные (именные) формы глагола. Причастие – глагольная именная форма, характеризовавшаяся как глагольными категориями, так и категориями прилагательного. Действительные причастия настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Образование и склонение. Действительные причастия прошедшего времени (несклоняемые). Страдательные причастия как специализированные формы выражения страдательного залога в пассивных конструкциях. Страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Инфинитив – неизменяемая именная форма глагола. Супин – неизменяемая именная форма глагола, служащая для указания на цель движения при глаголах движения. Наречия – неизменяемые слова, обозначавшие признак действия (состояния) или признак признака. Образование наречий. Служебные слова. Предлоги первичные. «Новые» предлоги как наречные по происхождению слова. Союзы и частицы как средства выражения модальных и синтаксических значений.

5

^ Синтаксис старославянского языка

Простое предложение. Подлежащее. Сказуемое. Способы выражения. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Особенности беспредложного управления. Конструкции с двойными падежами. Специфика сложного предложения. Союзы и союзные слова в сложном предложении. Оборот «дательный самостоятельный». Его структура и значения. Перевод на современный русский язык. Разные гипотезы о его происхождении.

^ Сравнительно-исторический анализ языка. Соотношение фонетических особенностей старославянского и древнерусского языка (неполногласные- полногласные сочетания между согласными и в начале слова; результаты йотации [*t][*d] в ст.-сл., древнерусском и современном русском языках; отсутствие перехода [е] в [о] и отражение в поэтических текстах.) Сочетания гласных с плавными и правила их чтения.

^ Историко-культурный анализ текстов.

Значение книжных памятников для изучения древней культуры: книжной, общественной, религиозной. Глаголические и кириллические памятники письменности. Старославянская лексика памятников письменности и ее значение для современных славянских языков.




    1. ^ Карты ресурсов

      1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой

__Ф__│__Р__│__В____ __ Старославянский язык 128

(наименование) кол-во часов (общее)

для студентов образовательной профессиональной программы

050301.65 (032900) – «Русский язык и литература»

(шифр, наименование)

дневной формы обучения

(форма обучения)



п/п

Наименование

Кол-во экз

Место хранения




^ Основная литература







1.

Иванова, Т.А. Старославянский язык [Текст] : учебник. – СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2005. – 238 с.

50

Библиотека

2.

Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку [Текст] : методическое пособие. – Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина. 2007. – 64 с.

50

Кабинет
русского языка




^ Дополнительная литература







1.

Хабургаев, Г.А.Старославянский язык [Текст] : учебник. – М.: Просвещение, 1986. – 288 с.

70

Библиотека

2.

Бондалетов, В.Д Старославянский язык [Текст] : Сборник упражнений. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 312 с.

72

Библиотека

3.

Кривчик, В.Ф. Старославянский язык [Текст] : учебник для студентов вузов. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. – 303 с.

61

Библиотека







      1. Карта обеспечения дисциплины
        учебными материалами

I. Словари

II. Исторические памятники письменности

III. Мультимедийные средства

IV. Раздаточный материал



      1. Карта обеспечения дисциплины оборудованием

Оборудованные аудитории

№ пп.

Наименование

Аудитория



Словари, сборники задач и упражнений, раздаточный
материал

Кабинет русского языка
(аудитория №7)



Материалы по этнографии

Этнографический кабинет
(аудитория № 9)



Аудио-, видеоаппаратура, 10 компьютеров
(тесты для текущего и промежуточного контроля)

Компьютерный класс
(аудитория № 10)



10 компьютеров
(тесты для текущего и промежуточного контроля)

Компьютерный класс
(аудитория № 2)

tehnicheskij-otchet-akti-ispitanij-protokoli-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-kompleksnogo-remonta-mou-sosh-38.html
tehnicheskij-pasport-prikaz-19-10-98-g-moskva-187-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-pervichnih.html
tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij-stranica-18.html
tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-10.html
tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-15.html
tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-1926-godu-bil-gotov-proekt-imenovavshijsya-v-dokumentah-broneavtomobil-amo-f15-guvp-eotorij-predstavlyal-soboj-2-tonnuyu-mashinu-s-4-8-mm-bronej-vooruzheniem-stranica-3.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vostochnie-slavyane-v-drevnosti-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-svedeniya-ob-ocenshike-ocenshikah-emitenta-170003-rossiya-tver-peterburgskoe-shosse-45-b-informaciya-soderzhashayasya.html
  • klass.bystrickaya.ru/52sozdanie-cikla-lekcionnih-opticheskih-demonstracij-s-kompyuternim-soprovozhdeniem.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnoe-agentstvo-zheleznodorozhnogo-transporta-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rendi-gejdzh-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sky-express-otpravlyayut-po-marshrutu-airunion-pervij-kanal-novosti-10-09-2008-borisov-dmitrij-12-00-14.html
  • thesis.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-travmatizma-vo-vremya-zanyatij-fizicheskoj-kulturoj.html
  • books.bystrickaya.ru/copyright-aldous-huxley-doors-of-perception-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/latinsko-russkij-slovar-a-z-cisik-latinskij-yazik-quantum-scimus-tantum-possumus-minsk-2009.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-pravovie-sistemi-mira-dlya-otdeleniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-yurisprudenciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-5-obshie-polozheniya-8-stranica-8.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-i-obichaj-stranica-13.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-marketinga-chast-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-otvazhnogo.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2010-goda-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/ilajdzh-bejli-poluchaet-zadanie-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-orenburg-2009-bbk-f-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-socialno-gumanitarnie-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/244mezhdunarodnij-forum-vistavochnoj-industrii-5rexpo-isklyuchitelnosti-specializacii-i-uslugah-konkretnih-kurortno-turistskih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/solzhenicin-a-i-zhizn-i-tvorchestvo.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-2-predateli-rossii-1-holujstvo-kak-visshaya-doblest-v-rossii-yurij-kozenkov-golgofa-rossii-ostalis-li-russkie-v-rossii.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovoe-testirovanie-po-kursu-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xvi-veka.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-prilozhenie-k-standartnoj-dokumentacii-dlya-torgov-priglashenie-k-uchastiyu-v-torgah-put.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-dou-centra-razvitiya-rebyonka-detskogo-sada-13-zvyozdochka.html
  • control.bystrickaya.ru/delateli-gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhilishnoe-stroitelstvo-v-respublike-belarus.html
  • literature.bystrickaya.ru/dostavka-tovara-v-koncepcii-logistiki-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/polskaya-literatura-novogo-vremeni.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/velichajshie-otkritiya-kotorie-sdelaet-chelovechestvo-v-xxi-vekeprognoz-predskazanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-ustanovku-detskogo-igrovogo-i-sportivnogo-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/13-kajnozoj-nastuplenie-krioeri-novie-tipi-soobshestv-tropicheskie-lesa-i-travyanie-biomi-evolyuciya-mlekopitayushih-i-poyavlenie-cheloveka.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-zala-razmishlenij-olimpiya-klevskaya-dyuma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/integraciya-rossii-v-mirovuyu-ekonomiku-chast-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-1-semestr-5-disciplina-chasov-lekcii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.