.RU

Статья 4, пункт 2 - Доклад об осуществлении орхусской конвенции



Статья 4, пункт 2

  1. Крайние сроки в связи с отказом предоставить информацию регулируются Законом КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» Если в течение двухнедельного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, об этом доводится до сведения лица, направившего запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать двухнедельного срока.




  1. В соответствии с Законом КР «О доступе к информации…», отказ в предоставлении информации, а также иные действия и решения ответственного лица, нарушающие требования настоящего Закона, по выбору лица, запрашивающего информацию, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, омбудсмену КР, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством КР. Лица, виновные в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей по предоставлению информации, привлекаются к уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной или материальной ответственности в соответствии с законодательством КР.




  1. Предоставление информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, является одной из должностных обязанностей руководителей этих органов или по их письменному поручению - других должностных лиц в пределах их полномочий. Персональную ответственность за соблюдение и исполнение положений Закона»О доступе к информации, …», а также Инструкции по заполнению «Формы отчета …», правильную организацию работы по рассмотрению запросов о предоставлении информации несут руководители государственных органов и органов местного самоуправления.




  1. В госорганах организуются специальные структурные подразделения (службы), устанавливаются положения об этих службах и подразделениях и должностные инструкции, утвержденные в установленном порядке. Указанные положения, помимо наименования, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, должны также содержать сведения о категории предоставляемой информации, видах государственных и дополнительных услуг, связанных с ее предоставлением, (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядке оплаты этих услуг и других условиях обеспечения доступа.




  1. Письменный запрос об информации (подготовка ответа) подлежит исполнению в двухнедельный срок. По решению руководителя может быть определен более короткий срок для подготовки ответа на запрос, который фиксируется в резолюции. Продление сроков исполнения запросов производится только по указанию руководителя, если в процессе работы над ним выявляются причины, препятствующие соблюдению установленного срока, с обязательным уведомлением запрашивающего лица с указанием причины отсрочки. Исполнение запроса может быть продлено на период не более двух недель. Непредставление ответа на запрос в срок, установленный настоящим разделом, или отсутствие уведомления о продлении срока исполнения рассматривается как отказ в выдаче ответа на запрос.



^ Статья 4, пункты 3 и 4

  1. При отсутствии запрашиваемой информации ГАООСиЛХ направляет запрос в ведомство, располагающее необходимой информацией, после чего предоставляет официальный ответ.




  1. Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»: если предмет запроса требует уточнения, ответственное за подготовку ответа лицо вправе по собственной инициативе уточнить предмет запроса у заявителя по контактному телефону. В случае отсутствия контактного телефона ответственное за подготовку ответа лицо самостоятельно уточняет предмет запроса.




  1. В каждом министерстве и ведомстве определен перечень должностных лиц, работающих с документацией с грифом для служебного пользования.




  1. Нормативно-правовая база КР не предусматривает особых ограничений на доступ к информации об административных процедурах.




  1. Закон О коммерческой тайне определяет правовые основы защиты коммерческой тайны на территории КР. Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Согласно части 3 статьи 5 настоящего закона к объектам коммерческой тайны не могут относиться сведения о загрязнении окружающей среды и размерах причиненного при этом ущерба.




  1. Понятие «личных данных» национальным законодоательством не определяется. Юридические лица могут пользоваться правом на защиту личных данных, если вопрос касается авторских прав и интеллектуальной собственности.




  1. Конфиденциальность засекреченной информации не пользуется дальнейшей защитой после того, как такая информация была обнародована по каким-либо другим каналам.




  1. В соответствии с Законом «О доступе к информации, …», для обеспечения сохранности конфиденциальных сведений проводится экспертиза, устанавливающая части документов и материалов, доступ к которым должен быть ограничен. Части документов и материалов, которые не содержат конфиденциальных сведений, должны быть подготовлены для ознакомления и доступны не позднее чем через неделю со дня подписания соответствующего документа. Информацией ограниченного доступа признаются сведения, отнесенные к государственным секретам, а также конфиденциальная информация. Отнесение информации к государственным секретам осуществляется в соответствии с законодательством КР о государственных секретах.




  1. ^ Законом «О внесении изменения в Закон КР «О коммерческой тайне»« за №125 внесено следующее изменение «к объектам коммерческой тайны не могут относиться сведения о численности, составе работников, заработной плате руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест».



Статья 4, пункт 5

  1. Согласно Закону КР «О доступе к информации, …», подготовка ответа на письменный запрос осуществляется в течение двухнедельного срока. Если в соответствии с требованиями запрос нуждается в пересылке в другой государственный орган и орган местного самоуправления, исчисление срока для ответа на запрос начинается со дня получения запроса другим государственным органом или органом местного самоуправления, обязанным предоставить информацию в соответствии с настоящим Законом. Если в течение двухнедельного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, об этом доводится до сведения лица, направившего запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать двухнедельного срока.




  1. Информация предоставляется в соответствии с утвержденным ПКР Реестром платных и бесплатных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти. ГАООСиЛХ предоставляет экологическую информацию бесплатно на официальный запрос. Некоторые другие виды информации, предоставляемые органами государственной власти, осуществляются на платной основе только по тарифам, утвержденным прейскурантом, которые согласованы с Антимонопольным комитетом КР.



Статья 4, пункт 6

Нет данных о не предоставлении экологической информации, вследствии с коммерчиской тайной.


Статья 4, пункт 7

  1. Отказ в предоставлении информации должен содержать следующие сведения: мотивировку с указанием конкретных ссылок на законодательство КР, на основании которого отказано в предоставлении информации;способы и порядок обжалования отказа в предоставлении информации. (Закон «О доступе к информации…»)


Статья 4, пункт 8

  1. Информация предоставляется в соответствии с утвержденным ПКР Реестром платных и бесплатных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти. Подготовка ответов на запросы граждан и организаций осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления бесплатно. Оплачиваются почтовые услуги по доставке ответа на запрос, а также предусматривается оплата предоставления соответствующих копировальных услуг, превышающих 5 страниц.




  1. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе освобождать от оплаты за предоставление информации лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения.




  1. Проведение научных исследовательских работ, регулируемых Регистром платных услуг, на договорной основе с заказчиком, исходя из их утвержденной стоимости 1 чел./день.




  1. препятствия, встретившиеся при осуществлении положений статьи 4




  1. Основная часть законов, регулирующих вопросы доступа к информации об охране окружающей среды, имеет достаточно широкое толкование, недостаточно отработаны процедуры и механизмы, помогающие реализации этих положений. Проблемным вопросом является не столько получение информации на запрос (пассивное информирование), сколько информирование общественности для принятия взвешенного решения (активное информирование). Недостаток финансовых средств, отсутствие четких процедур и незнание прав не позволяют обеспечивать эффективное информирование.




  1. Сведения о состоянии окружающей среды не составляют ни государственную, ни коммерческую тайну. Основанием для отказа в предоставления документации в проведении общественной экологической экспертизы является наличие в объекте экспертизы сведений, составляющих «охраняемую законом тайну». Право на получение информации о готовящихся законопроектах и подзаконных актах регламентируется Постановлением ПКР «О методике анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства» и другими нормативными правовыми актами. Однако граждане не всегда бывают информированы о готовящемся нормативном правовом документе, именно поэтому не могут участвовать в обсуждении и, следовательно, реализовывать вышеупомянутое право.




  1. Тексты проектов нормативно-правовых актов заранее размещаются на сайтах ЖК КР, Правительства, Министерства юстиции, других министерств и ведомств.




  1. В стране нет четкой системы обмена экологической информацией, хотя такие попытки и предпринимаются. ГАООСиЛХ в настоящее время предоставляет возможность размещения информации на своей веб-странице, однако этого недостаточно, чтобы выстроить эффективную информационную сеть.




  1. Природопользователи не имеют ведомственной структуры мониторинга, и, следовательно, не владеют достоверной информацией по своему предприятию, искажают информацию о выбросах и сбросах, состоянии очистных сооружений, аварийных ситуациях, угрожающих окружающей среде и здоровью жителей. Самой проблемной областью в процессе информирования является несвоевременное информирование о принятии решений. Еще одна проблема связана с неумением, со стороны запрашиваемого, правильно оформить запрос на получение информации.




  1. Среди основных постоянных источников экологической информации ГАООСиЛХ - неправительственные организации, международные и национальные проекты и программы, международные организации, научные учреждения.




  1. ^ Реализация законодательства о доступе к информации отслеживается по инициативе активных НКО (правозащитных, экологических, журналистских, женских и других). Несмотря на то, что в последнее время в национальном законодательстве достаточно полно прописаны процедуры и механизмы предоставления информации, на практике не всегда государственные органы надлежащим образом выполняют требования по предоставлению информации.




  1. ^ Проблема получить информацию у предпринимателей.




  1. В целях реализации Закона «О доступе к информации…» создаются библиотеки в министерствах и ведомствах, но при этом не отработаны процедуры и механизма доступа общественности к таким библиотекам.




  1. Несмотря на то что, Указом Президента «О реализации Закона КР «О доступе к информации…» предусмотрено проведение «с помощью средств массовой информации разъяснительную работу среди населения о порядке реализации предоставленных указанным Законом возможностей получения информации, ежегодно публиковать в средствах массовой информации доклады о результатах выполнения требований указанного Закона», такая работа проводится слабо.




  1. В большинстве случаев запросы на информацию поданные в органы местного самоуправления, областные и районные государственные администрации остаются без ответа (Пример запрос на информацию в обладминистрацию Чуйской области вх№1 от26.08.09, запрос в Мэрию г. Бишкек, от 3.04.10г. ).




  1. Не всегда ответы на письменные запросы в госорганы предоставляются в срок, или даются не полные ответы.



IX. дополнительная информация в отношении практического осуществления статьи 4


  1. Статистический государственный учет таких показателей не ведется. Однако специально уполномоченными государственными органами, владеющими информацией об охране окружающей среды, делается все возможное, чтобы обеспечить доступ к экологической информации всех желающих. В Кыргызстане приняты законодательные нормы по работе с письмами и заявлениями граждан, согласно которым определен порядок взаимодействия. Только ГАООСиЛХ в течение одного года предоставляется информация по запросам около тысячи адресов. Регистрируются все запросы и жалобы. Работает телефон доверия. Кроме того, информация постоянно обновляется на сайте, размещается в средствах массовой информации. То же можно сказать и о работе по данному вопросу других специально уполномоченных органов государственной власти в области охраны окружающей среды.




  1. В целях обеспечения доступа к информации, доведения до сведения населения категорий предоставляемой информации государственные органы или органы местного самоуправления ведут реестры официальных документов подлежащих открытому доступу, в которых содержатся наименование, дата принятия, номер каждого издаваемого документа и сведения о его обнародовании, а также иные сведения, устанавливаемые органом, ведущим реестр.




  1. За 2009 год в ГАООСиЛХ поступило напрямую 95 заявлений, обращений и жалоб от граждан, из них: исполнено – 91, не подтвердились факты – 4. В 2009 году руководством принято 129 граждан по разным вопросам. За 2010 год поступило напрямую 166 заявлений, из них решены положительно 108, отказано -18, не подтвердились факты – 12, даны разъяснения по 22.




  1. В мандат многих НПО входят вопросы экологического просвещения и обеспечения доступа к экологической информации.




  1. МО «Милиеконтакт» в рамках проекта в 2008 году проведены исследования по доступу общественности к экологической информации и разработаны «Рекомендации по улучшению доступа к экологической информации».




  1. ЭД БИОМ выпустило более 10-ти наименований экологических постеров, в том числе о безопасных продуктах питания, изменения климата, здоровье, которые распространяются во всех регионах страны.



^ X. адреса вебсайтов, имеющих отношение к осуществлению статьи 4


  1. см. пункт 48

www.gov.kg, www.kenesh.kg (не работают), www.kyrgyz-el.kg, http://aarhus.nature.kg,

www.nature.kg, www.water.kg, www.minfin.kg, www.mes.kg, www.stst.kg, www.gsen.in.kg, www.meteo.knet.kg, http://geo.gov.kg, http://www.minjust.gov.kg, www.sudsystem.kg, www.prokuror.kg, www.mfa.kg, www.caresd.net, www.ekois.net, www.carec.kz, www.eco-portal.kz, http://eco-expertise.org, www.treelife.org.kg, www.eiti.org.kg, www.biom.org.kg


  1. законодательные, нормативные и другие меры по осуществлению положений статьи 5, касающихся сбора и распространения экологической информации


Статья 5, пункт 1

  1. Государственные органы, владельцы экологической информации обязаны своевременно обеспечивать доступ к достоверной, оперативной информации об окружающей среде, согласно Положениям о деятельности этих органов. В КР ведется формирование «Электронного правительства». Реализация данной программы предусматривает комплекс мер по обеспечению доступа физических и юридических лиц к информационным базам деятельности государственных органов. Принято Постановление «Об утверждении единых требований по созданию и поддержке веб-сайтов государственных органов и органов местного самоуправления КР».

  2. В Кыргызстане основные держатели информации об окружающей среде имеют сайты, на которых постоянно выставляется и обновляется информация. Налажен обмен информацией между министерствами и ведомствами, владельцами экологической информацией.




  1. Ведется работа по созданию координационного центра по связям с общественностью в ГАООСиЛХ как исполнительном Агентстве по выполнению обязательств по Орхусской конвенции.




  1. Функционирует система оповещения о чрезвычайных ситуациях, по которой информация распространяется незамедлительно и без задержки.




  1. Не создана институциональная система передачи данных между государственными органами некоторых ветвей системы государственного управления. Информацию от государственных органов получают по запросу. Экологические данные предоставляются бесплатно.




  1. После конференции министров в Киеве Европейской экономической комиссией (ЕЭК) были разработаны экологические показатели, которые доведены до всех природоохранных министерств и ведомств.

  2. При сборе статистических форм отчетности в Национальный статистический комитет КР заполненные предприятиями формы отчетности проходят согласование в территориальных управлениях охраны окружающей среды Госагентства.




  1. Предоставляется информация в режиме реального времени. Например, ежедневные сводки о погоде, качестве воздуха, радиологии (Кыргызгидромет).




  1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны ежегодно в доступной форме обнародовать информацию, включающую сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению государственным органом и органом местного самоуправления до граждан и организаций в соответствии с законами.




  1. Обязанность представителей промышленности и частного сектора предоставлять информацию определяется законодательством, таким, как Закон «О гарантиях и свободе доступа к информации, Закон «О радиационной безопасности населения», Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Практически все крупные предприятия готовят ежегодные отчеты по выполнению ими природоохранных мероприятий, которые размещаются на сайтах предприятий и могут быть предоставлены по запросу.




  1. После ликвидации цианидной аварии золоторудным предприятием Кумтор распространялась информация о сторонах, несущих ответственность, причинах возникновения чрезвычайной ситуации, мерах, принятых с целью предотвращения будущих аварий.




  1. ^ Госорганы обязаны вести реестры официальных документов, подлежащих открытому доступу (Закон «О доступе к информации…»).




  1. Государственная таможенная служба при Правительстве КР ежеквартально представляет в ГАООСиЛХ сводные данные о ввозе и вывозе озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, включая реквизиты импортеров и экспортеров, для формирования отчетности, направляемой Секретариату Монреальского протокола (Положение о государственном регулировании ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции). Министерством юстиции ведется Государственный реестр нормативных правовых актов КР. (Положение о порядке ведения Государственного реестра нормативных правовых актов КР). Озоновый центр ведет базу данных озоноразрушающих веществ.




  1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности ежегодно представляют отчет о составе и фактических объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами в органы государственной статистики, специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды и в органы государственной администрации для ведения учета негативного воздействия на окружающую среду. (Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности КР)




  1. В декабре 2008г. подписано соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер




  1. ^ В 2008г. начата первая национальная инвентаризация лесов, по итогам которой будет подготовлена база данных Национальной оценки лесных и древесных ресурсов.




  1. В 2007г. утверждено ПП «Положение о взаимодействии Единого государственного регистра статистических единиц КР с ведомственными реестрами государственных органов» и «Порядок информационного взаимодействия между заинтересованными государственными органами», но в данном положении отсутствует специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.




  1. ^ При МЧС функционирует система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Кыргызгидрометом при МЧС осуществляется мониторинг природной среды и на официальном сайте предоставляется информация о погоде, качестве атмосферного воздуха и поверхностных вод, радиационной обстановке. Так же, размещаются предупреждения о стихийных метеорологических явлениях, резких изменениях погоды.


Статья 5, пункт 2

  1. В Республике имеется достаточно развитая нормативная база, обеспечивающая доступ к информации, включая ее транспарентность. Существует система мер ответственности за ее невыполнение.




  1. В отношении базы экологических метаданных, создан сборник по инвентаризации предприятий, проведенной в рамках ситуационного исследования по переходу к системе комплексных природоохранных разрешений в КР.




  1. ^ В последнее время Министерством юстиции рекомендуется в проектах законов и действующих законах убирать из текста полномочия государственных органов, ссылаясь на Конституцию и Закон «О правительстве», согласно которым именно в полномочия правительства входит утверждение полномочий министерств и ведомств. Это приводит к тому, что при утверждении положений министерств и ведомств в декабре 2009г. часть полномочий были утеряны, произошло дублирование и параллелизм в функциях. К тому же данные внесения изменений в НПА приводят к неудобствам в получении информации о функциональных обязанностях, и границе раздела ответственности различных государственных органов.




  1. ^ На большинстве сайтов госорганов информация размещается только на официальном языке. Не все официальные сайты министерств и ведомств отвечают «Единым требованиям по созданию и поддержке веб­сайтов государственных органов и органов местного самоуправления КР».




  1. ^ В соответствии с Законом «О доступе к информации…» и Указом Президента «О реализации Закона КР «О доступе к информации, …» госорганы обязаны создать условия для получения, просмотра, и условия, позволяющие делать выписки из документов и материалов, а также делать с них копии.


Статья 5, пункт 3

  1. Практически во всех специально уполномоченных государственных органах ведется банк данных о состоянии и охране окружающей среды в электронных базах.




  1. В соответствии с Едиными требованиями по созданию и поддержке веб-сайтов государственных органов и органов местного самоуправления КР информация, размещенная на сайтах госорганов должна быть надлежащего качества как в отношении внешнего вида и стиля (графического дизайна), так и в отношении информационного наполнения, включая общие динамические ресурсы.


Статья 5, пункт 4

  1. В КР с 1997 года регулярно выпускается национальный доклад о состоянии окружающей среды. Национальным статистическим комитетом КР также постоянно выпускается статистический сборник по экологическим показателям.




  1. ^ В связи с развитием ИКТ на сайте ГАООСиЛХ размещены отчеты о состоянии окружающей среды по компонентам в динамике, начиная с 2000 года.

  2. В соответствии с требованиями Рамочной конвенции об изменении климата и Киотским протоколом ведется учет выбросов парниковых газов и газов-прекурсоров. Сообщения готовятся нерегулярно (подготовлено два национальных сообщения, в 2003 и 2008 гг.) и только при наличии технической поддержки со стороны международных организаций.

  3. В 2009г. ЕЭКООН выпущен 2-ой обзор результавтивности экологической деятельности Кыргызстана.

  4. При поддержке ГЭФ ГАООСиЛХ подготовлен 4 национальный доклад по сохранению биоразнообразия в 2009г.

  5. Кыргызгидромет постоянно издает ежегодники о состоянии загрязнения природной среды (качество воздуха, поверхностных вод, радиологическая обстановка).

  6. На регулярной основе Минздравом издается сборник о динамике заболеваемости и влиянии окружающей среды на здоровье населения.



Статья 5, пункт 5

  1. Право на получение информации о готовящихся законопроектах регламентируется целым рядом нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 21 Закона КР «О нормативных правовых актах КР», законопроектная деятельность министерств и ведомств осуществляется на основе плана законопроектных работ Правительства.




  1. При разработке проектов планов законопроектных работ учитываются поступающие предложения граждан и их объединений. Полные тексты законопроектов можно получить в соответствующем комитете или на сайте Жогорку Кенеша КР, если проект не носит конфиденциального характера. Но не все тексты законопроектов своевременно вывешиваются на сайте. Таким образом, граждане реализуют свои права чаще всего благодаря собственной инициативе.




  1. Вступившие в силу международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются в Ведомостях Жогорку Кенеша (Парламента), сборнике актов и законов Президента КР и в официальных изданиях Правительства КР в соответствии с законами КР «О нормативных правовых актах» и «О порядке опубликования законов КР». Международные договоры КР межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих ведомств или Правительства КР. Государственные органы власти распространяют информацию через СМИ, коммуникативные мероприятия, Интернет, специальные издания.




  1. Практически во всех министерствах и ведомствах существуют пресс-службы или отделы по связям с общественностью, которые взаимодействуют со СМИ. Распространенная форма работы со СМИ - пресс-конференции, пресс-релизы. При областных государственных администрациях также работают пресс-секретари. Коммуникативные мероприятия (семинары, конференции, круглые столы) чаще всего проводятся в рамках проектов, финансируемых международными организациями. В последнее время появляется большое количество сайтов, как правительственных (президентский, электронное правительство, сайты различных секретариатов и государственных программ, сайты министерств), так и сайты неправительственных организаций.

  2. Специальные издания, обзоры, доклады, брошюры, бюллетени чаще всего издаются в рамках проектов международных доноров. Согласно законодательству государственный орган обязан предоставить информацию по запросу в установленный срок.




  1. Для широкого обсуждения на информационном сайте размещаются проекты законов и другие нормативные акты, прошедшие экспертизу у независимых аналитиков. Через голосование и комментарии на форуме сайта государственные структуры получают возможность ознакомиться с мнением гражданского общества по обсуждаемым проблемам. Все, кто не имеет доступа к Интернету, может получить информацию и высказать свое мнение через СМИ.




  1. Осуществляется доступ к нормативным правовым документам через систему Информационного центра «Токтом», а также частично на сайтах Госагентства, Минюста и других.




  1. ^ На сайте ГАООСиЛХ размещена база НПА по охране окружающей среды – www.nature.kg/lawbase.



tema-4-tektonicheskoe-i-geologicheskoe-stroenie-poleznie-iskopaemie-osobennosti-relefa-brestskoj-oblasti.html
tema-4-teoriya-morali-lekciya-4-teoriya-morali-kurs-lekcij-3-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-17075-8.html
tema-4-territorialnaya-organizaciya-naseleniya-v-promishlennih-rajonah.html
tema-4-tipologiya-gosudarstva-nauchnij-rukovoditel-ishmuhametov-hs.html
tema-4-trudovie-resursi-i-ih-ispolzovanie-firmami-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-ekonomicheskoj.html
tema-4-uchastniki-ugolovnogo-sudoproizvodstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-ugolovno-processualnoe-pravo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vopros-ob-iisuse-hriste-o-haraktere-nashego-vremeni.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/garibaldi-richchiotti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valeriya-viktorovna-peruanskaya-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1chel-2chel-ekskursiya-na-ostrov-valaam-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-form-otrazheniya-issledovanie-form-mishleniya-logicheskih-kategorij-ochen-blagodarnaya-i-neobhodimaya-zadacha.html
  • klass.bystrickaya.ru/affiliaciya-i-vlast-kak-socialno-psihologicheskij-fenomen-v-organizacii-sovmestnih-otnoshenij-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inzhenernoe-delo-tehnika-k-k-kim-i-dr-pod-red-k-k-kima-spb-piter-2010-368-s-il-uchebnoe-posobie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/13vidimaya-sreda-kak-ekologicheskij-faktor-obzor-literaturi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-rsn-novosti-16-07-2008-shestakova-anna-15-00-12.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahova-posluga-ta-realzacya-na-rinku-ukrani.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vitalkivayushaya-sila-zakon-arhimeda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandriya-nevskaya-aleksandrijskoe-velikoe-uchilishe-14-j-den-devyatogo-mesyaca-chetverica-nachalo-dnya.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-v-pomanisochka-cheboksari-chgpu-im-i-ya-yakovleva-1997-33-s.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-o-schaste-i-sovershenstve-cheloveka.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-v-nevolina-nauchno-analiticheskij-zhurnal.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-po-teme-problema-gipoteza-teoriya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-yaponiya-pered-vojnoj-russko-yaponskaya-vojna-19041905-gg.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-sovremennoj-planirovochnoj-organizacii-gvolgograda-chast-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-za-2008-god-ot-28-01-2009-g.html
  • student.bystrickaya.ru/3-goda-11-mesyacev-kniga-dlya-roditelej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochineniya-ne-oboznachennie-poryadkovim-nomerom-spravochnik-sostavitel-p-nazarevskij-vsesoyuznoe-izdatelstvo-sovetskij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-chast-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-rasskazi-o-drevnem-horezme-i-o-horezmskoj-ekspedicii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bazi-dannih-opd-f.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-metodologicheskie-osnovi-psihologicheskogo-konsultirovaniya-akademicheskij-proekt.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-na-kachestvo-vnimanie-k-detalyam-26-yanvarya-2012.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnoj-raboti-organizaciya-pr-deyatelnosti-kompanii-na-primere-korporacii-amway.html
  • esse.bystrickaya.ru/raznovidnosti-zadach-issledovaniya-operacij-i-podhodov-k-ih-resheniyu-stranica-14.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacii-uchastnika-dempoletov.html
  • college.bystrickaya.ru/27-june-2008-russian-original-english-konferenciya-storon-bazelskoj-konvencii-o-kontrole-za-transgranichnoj-perevozkoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/klimaktericheskij-sindrom-m-v-oganyan-zolotie-recepti-naturopatii-2006-g-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gordeev-m-n-evtushenko-v-g-tehniki-gipnoza-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/meropriyatiya-go-na-selhozobektah-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.