.RU

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ - Становление и развитие кредитных учреждений в тобольской губернии (1776 1917 гг.)



^ СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

^ Во введении обосновываются актуальность и научная новизна темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются его хронологические и территориальные рамки, характеризуются состояние научной разработки проблемы и источниковая база, излагается методология исследования.

^ Первая глава – «Становление и развитие кредитных учреждений в Тобольской губернии (последняя четверть XVIII в. – 80-е годы XIX в.) включает семь параграфов. В этой главе прослежено становление первых банковских учреждений в Тобольской губернии.

^ В первом параграфе – «Правительственная политика в области развития кредитных учреждений» – рассмотрены основные вехи создания кредитных учреждений в России, дана краткая характеристика их деятельности. Первыми банковскими учреждениями стали созданные в 1754 г. Петербургский и Московский дворянские банки, а также банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции, который стал банком для купечества.

К концу XVIII в. список кредитных учреждений дополнили Государственный заемный банк, образованные в обоих столичных городах Сохранные и Ссудные казны (ломбарды) при Воспитательных домах и обязательные в каждом губернском городе приказы общественного призрения.

Учреждение в 1802 г. министерства финансов способствовало дальнейшему совершенствованию техники банковского дела. Дальнейшее развитие кредитной системы России ознаменовалось созданием в 1817 г. Государственного Коммерческого банка. В 1841 г. в России были созданы две первые сберегательные кассы – в Петербурге и Москве, а к 1850 г. в большинстве губернских центров учреждены еще 42 сберегательные кассы, организационно числившиеся при приказах общественного призрения.

Отправной точкой для нового важного этапа в развитии банковской системы России стало создание в мае 1860 г. Государственного банка. У нового банка был значительно расширен круг операций, а его филиалы стали постепенно открываться во всех значимых для торговли и промышленности городах. Годы между принятием первого (1860 г.) и второго (1894 г.) устава Государственного банка стали плодотворными для отечественной банковской системы в целом. Именно в этот период, благодаря системной работе правительства по созданию рыночных банковских структур, появились банковские учреждения – как государственные, так и частные, на акционерной и паевой основе, как долгосрочного, так и краткосрочного кредита; активно создавались городские общественные банки, сберегательные кассы при уездных казначействах, для кредитования сельского населения стали создаваться кредитные кооперативы – преимущественно в форме ссудо-сберегательных товариществ.

Принятие в 1894 г. устава Государственного банка ознаменовало новый этап в развитии отечественной кредитной системы. Правительственная политика, базируясь на уже достигнутых результатах в создании банковской системы, после 1894 г. носит ярко выраженный социальный характер – создается сеть сберегательных касс, услуги которых становятся доступными населению самых отдаленных уголков, активно развивается сеть учреждений мелкого кредита, расширяется сеть ломбардов, находящихся в ведении городских властей.

^ Второй параграф – «Краткая характеристика существовавших на территории Тобольской губернии кредитных отношений до появления банковских учреждений» – посвящен кредитным обычаям народов Севера. Эти явления в экономической жизни края в определенной степени повлияли на традиции и особенности его банковской культуры.

^ Третий параграф – «Тобольская променная контора Ассигнационного банка и ее деятельность (1776–1788 гг.)» – посвящен деятельности первого казенного банковского учреждения на территории Тобольской губернии. Появление променной конторы в Тобольске – фактически филиала Ассигнационного банка, было определено проводившейся в тот период в России общей денежно-эмиссионной политикой, связанной с появлением ассигнаций и стремлением обеспечить в провинции беспрепятственный обмен бумажных денег на монету. Тобольская променная контора начала функционировать 1 декабря 1776 г. и была закрыта в январе 1788 г. Ее деятельность успешной назвать нельзя – те обороты, на которые рассчитывало правительство, открывая контору, так и не были достигнуты.

^ Четвертый параграф – «Кредитные функции Тобольского приказа общественного призрения» – раскрывает деятельность приказа как первого кредитного учреждения. В отличие от Тобольской променной конторы, являвшейся банковской только по названию, Тобольский приказ кредитные функции осуществлял фактически. Созданный как учреждение благотворительное, наделенное правом проводить кредитные операции и привлекать деньги во вклады только для того, чтобы повысить свою доходную статью, Тобольский приказ общественного призрения на десятилетия стал единственным в губернии кредитным учреждением. Он имел достаточно успешную практику как кредитования, так и привлечения средств во вклады. В последующем, когда правительство стало активно привлекать денежные средства населения для финансирования нужд казны, приказ стал в этих вопросах эффективным посредником. За годы своего существования благодаря банковской деятельности приказ увеличил капитал с 15000 руб. в 1782 г. до 214625 руб. 50 коп. при его ликвидации в 1860 году.

В начале 1860-х гг. на базе Тобольского приказа общественного призрения вполне можно было создать губернский банк, но не появилось даже сберегательной кассы, что является несомненным упущением местных властей. Благодаря приказу жители Тобольска познакомились с практикой кредитования, размещения средств во вклады, покупкой ценных бумаг. В дальнейшем все это способствовало более успешной деятельности появлявшихся в Тобольске банковских учреждений.

^ Пятый параграф – «Тобольское губернское казначейство» – раскрывает, как шло становление на территории губернии основных региональных учреждений министерства финансов, которые в последующем, в процессе своего развития, смогли осуществлять как функции сберегательных касс, так и простейшие банковские операции. Учитывая, что одновременно с Тобольским губернским казначейством в 1775 г. были созданы уездные казначейства практически во всех городах Тобольской губернии, можно утверждать, что закладывалась материальная база для кредитно-финансовых учреждений в будущем.

Среди многочисленных обязанностей казначейств, в числе которых на первом месте были прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов, часть операций казначейств была присуща и банковским учреждениям: хранение доходов различных учреждений, подсчет требуемого для данной местности количества денежных знаков; организация выдачи наличных денежных средств, в том числе и населению; обеспечение безопасного хранения денежных средств, включая их упаковку и транспортировку. В виде сети уездных казначейств создавалась финансовая инфраструктура империи, благодаря которой в конце XIX–начале XX в. стало возможным решать самые сложные задачи, в том числе и обеспечить развитие сберегательного дела.

^ Шестой параграф – «Первые государственные сберегательные кассы» – посвящен зарождению сберегательного дела в Тобольской губернии. Первая попытка создания сберегательной кассы в начале 1860-х гг. при Тобольском городском общественном банке успеха не имела, и в итоге сберегательная касса № 115 была создана при Тобольской городской Думе. В силу отсутствия необходимых опыта и знаний, а также заинтересованности, вплоть до передачи этой сберкассы под тем же № 115 губернскому казначейству в 1886 г., эта сберкасса не вела никакой деятельности. В том же 1886 г. были открыты сберегательные кассы при окружных казначействах: в Ишиме (№ 539), Кургане (№ 540), Тюмени (№ 542). В 1887 г. к ним добавились сберегательные кассы при окружных казначействах в Таре (№ 553), Туринске (№ 550), Тюкалинске (№ 551), Ялуторовске (№ 548). Позже всех – в 1889 г. – появилась сберегательная касса при окружном казначействе в Березове (№ 617). В первые же годы деятельности сберкасс при казначействах счет их операций пошел на сотни. Они стали центрами развития у населения привычки к бережливости, а для казны стали еще одним источником пополнения финансовых ресурсов.

^ Седьмой параграф – «Возникновение городских общественных банков» – раскрывает непростой процесс создания в Тобольской губернии первых банковских учреждений, обязанных своим появлением общественной инициативе. Возникновение городских общественных банков следует признать принципиально новым шагом в развитии кредитной системы – в дополнение к государственным кредитным учреждениям появились негосударственные. Новизна дела, отсутствие должной методической помощи сказались на сроках открытия городских общественных банков в Тобольской губернии. Впервые вопрос об открытии подобного учреждения обсуждался на заседании Тюменской городской Думы 9 сентября 1846 г., и только 2 января 1865 г. Тюменский городской общественный банк открылся для публики. В 1865 г. открывается городской общественный банк в Кургане, в 1868 г. – в Тобольске, в 1873 г. – в Таре, в 1875 г. – в Ишиме, в 1882 г. – Тюкалинске.

В Тобольской губернии городские общественные банки, несмотря на востребованность их услуг среди предпринимателей, не получили должного развития вплоть до конца XIX в., в силу целого ряда причин: низкого профессионализма банковских специалистов; отсутствия квалифицированной методической помощи, должной материальной базы, необходимых пассивов для осуществления банковских операций; недостаточно проработанной законодательной базы о деятельности городских общественных банков.

Таким образом, с конца XVIII в. и до второй половины 60-х гг. XIX в. в Тобольской губернии отсутствовали кредитные учреждения, в основе создания которых лежала частная инициатива, и ведущая роль в организации кредитных учреждений принадлежала государству.

Единственным учреждением, выполнявшим кредитование населения в течение десятилетий, являлся Тобольский приказ общественного призрения. Его деятельность как банковского учреждения носила непоследовательный характер, что объясняется государственной политикой в отношении этих учреждений.

Сберегательные кассы при уездных казначействах не удовлетворяли потребности населения в предоставлении услуг, что объясняется большой загруженностью уездных казначеев и их недостаточной квалификацией в сберегательном деле.

Городские общественные банки, несмотря на востребованность их услуг среди предпринимателей губернии, не получили должного развития вплоть до конца XIX века.

В целом же можно констатировать, что к 1894 г. в Тобольской губернии была создана база для дальнейшего развития кредитных учреждений.

^ Вторая глава – «Государственный банк, казначейства и сберегательные кассы (90-е годы XIX в. – 1917 г.) – состоит из четырех параграфов. В главе анализируется практика «государственного банковского сектора» в Тобольской губернии.

^ Первый параграф – «Открытие и деятельность отделений Государственного банка в Тобольске и Тюмени» – раскрывает характер операций главного государственного банка Российской империи. Открытие отделений Государственного банка в Тобольске и Тюмени в 1894 г. произошло в год утверждения нового устава Государственного банка, что ознаменовало качественно новый этап в развитии всей кредитной системы страны. Торгово-промышленный мир губернии с энтузиазмом встретил открытие отделений Государственного банка, который поддерживал все значимые для экономики региона проекты. Уже в 1896 г. банк оказал финансовую поддержку товарищеским маслодельням Курганского округа. Важной составляющей в деятельности отделений Государственного банка в Тобольской губернии являлись учетно-ссудные комитеты, состав которых комплектовался из представителей местной торговли и промышленности с безупречной репутацией. Именно эти структуры, с одной стороны, гарантировали кредитоспособность заемщиков, а с другой – во многом определяли приоритеты в кредитовании экономики губернии.

Принципиальным отличием от коммерческих банков в деятельности Государственного банка является то, что приоритетом его кредитных операций было не столько получение прибыли, сколько поддержка местной торговли и промышленности. Несмотря на то, что в результате такой кредитной политики отделения банка в Тобольской губернии иногда заканчивали год с убытком, в основном они работали прибыльно.

Анализ кредитных операций Тобольского и Тюменского отделений позволяет говорить, что пропорции распределения объемов кредитования в целом совпадают с удельным весом той или иной отрасли промышленности в регионе. Окончательно приоритеты по формам кредитования сложились к 1900 г. и в таком виде, за небольшими изменениями, сохранились до Первой мировой войны, причем в обоих отделениях на первом месте оказался вексельный учет, по объему составлявший в 1913 г. 50 % – в Тюменском и 80 % – в Тобольском отделении. При этом в Тобольском отделении объем кредитов по учету иногородних векселей падал, а в Тюменском – из года в год возрастал, что свидетельствует о неуклонно возраставшей интеграции Тюмени в общую хозяйственную жизнь России. Допуск в качестве залога под кредит государственных ценных бумаг свидетельствует о поддержке государством инвестиций в выпущенные правительством облигации.

Еще одну особенность, которую позволяет выявить изучение активных операций Тобольского и Тюменского отделений Государственного банка – это динамика изменения средней валюты векселя – средней суммы, на которую учитывался вексель. С одной стороны, эти показатели указывают на то, что в Тобольской губернии Государственный банк преимущественно кредитовал крупную торговлю и промышленность, с другой – что постепенно появилась тенденция к расширению круга клиентов за счет средних промышленников и торговцев.

Значимой для экономики губернии являлась поддержка отделениями Государственного банка кредитной кооперации, причем резкий рост объемов кредитования этих структур произошел в 1912 г., что является результатом столыпинских реформ.

В целом все операции Тобольского и Тюменского отделений Государственного банка – нормализация денежного обращения, переводная, продажа ценных бумаг, развитие сберегательного дела, поддержка кредитной кооперации, кредитование торговли и промышленности, поддержка ликвидности частных банков – благотворно влияли на экономику региона.

^ Второй параграф – «Управляющие Тюменским и Тобольским отделениями Государственного банка» – представляет людей, которые принимали ключевые решения о расширении или сужении той или иной банковской операции. В этом параграфе даны характеристики всех выявленных управляющих Тобольским и Тюменскими отделениями с 1894 по 1917 год. Учитывая, что управляющие отделениями Государственного банка одновременно являлись заведующими сберегательными кассами, настоящий параграф представляет чиновников, внесших решающий вклад в становление сберегательного дела в регионе.

Управляющие отделениями были главными экспертами по экономической жизни региона, и представляемые ими ежемесячные записки в Государственный банк во многом способствовали выработке взвешенной политики финансового ведомства. По большинству управляющих удалось проследить основные этапы их служебной карьеры, что позволило понять характер взаимоотношений в провинциальных отделениях банка, выявить механизм подбора и подготовки служащих, критерии оценки их деятельности и сделать вывод о том, что в Государственном банке сложилась вполне современная система подбора и подготовки кадров.

^ Третий параграф – «Банковские операции казначейств» – посвящен деятельности ведомств, которые фактически подменяли собой кредитные учреждения в городах, где не было отделений банков. Они выполняли следующие операции: размен денег (государственных кредитных билетов на монету), покупка и продажа ценных бумаг, оплата купонов и вышедших в тираж государственных ценных бумаг, выдача ссуд под залог государственных ценных бумаг, переводы денежных сумм, открытие и ведение текущих счетов, срочных и бессрочных вкладов, открытие и управление вкладами на хранение в ценных бумагах, операции сберегательных касс, первичное размещение облигаций государственных займов и последующая их конверсия, прием-выдача денег и процентных бумаг «за учреждения Государственного банка».

В городах, где имелись кредитные учреждения, банковские функции казначейств были урезаны, и они исполняли лишь три вида операций: размен денег, обмен и продажа билетов Государственного казначейства, оплата купонов государственных ценных бумаг.

Начиная с 1897 г. многие казначейства на местах фактически стали подменять собой учреждения Государственного банка. Такой шаг был предпринят в связи с планами руководства Министерства финансов и главного банка империи расширить сеть государственных банковских учреждений. Поскольку отделения главного банка страны, несмотря на их растущую сеть по стране, не удовлетворяли спрос на банковские услуги, а коммерческие банки открывали свои отделения и агентства только в наиболее перспективных с точки зрения ведения банковского бизнеса городах, выходом из ситуации стало решение возложить на казначейства ведение простейших банковских операций.

Помимо своих основных функций (бюджетные операции по кассовому исполнению государственного и местного бюджетов) и того, что казначейства с конца XIX в. стали выполнять и ряд операций местных отделений Государственного банка, они фактически возглавили руководство сберегательным делом в регионах. В Тобольской губернии большинство сберегательных касс открылось именно при казначействах – 140 из 177 сберегательных касс, насчитывавшихся в губернии в 1915 г., были приписаны к казначействам.

Одной из наиболее значительных по удельному весу и практически значимых операций, которые выполнялись казначействами в роли банковских учреждений, стала организация денежных переводов частных лиц.

^ Четвертый параграф – «Развитие сети сберегательных касс» – раскрывает динамичный процесс создания в губернии разветвленной сети сберегательных касс. К 1890 г. в Тобольской губернии действовало лишь 9 сберегательных касс. На качественно иной уровень работа по организации сберегательных касс в губернии вышла после открытия в 1894 г. Тобольского и Тюменского отделений Государственного банка. Созданные при них сберегательные кассы стали настоящими координаторами в деятельности всех остальных касс, в том числе и при казначействах.

В результате целенаправленной работы количество сберегательных касс в Тобольской губернии к 1915 г. возросло до 177. По мере развития сети сберегательных касс они становились все более важной частью финансовой инфраструктуры губернии. Благодаря активному созданию сети сберегательных касс их услуги становились доступными в самых отдаленных уголках губернии.

Отделения Государственного банка в Тобольской губернии играли исключительную роль в деле организации доступного государственного кредита на нужды развития промышленности и торговли. При этом они занимались поддержанием ликвидности не только отдельных фирм, но и филиалов частных банков, а через сеть приписных казначейств и сберкасс организовывали банковское обслуживание населения в отдаленных районах Тобольской губернии.

Открытие отделений Государственного банка в Тюмени и Тобольске обеспечило новый уровень предоставления банковских услуг как предпринимателям, так и населению губернии. Качество банковского обслуживания возросло не только благодаря возросшему профессионализму служащих отделений Государственного банка, но и через создание конкурентной среды для отделений акционерных банков.

Отношение государства к развитию торговли и промышленности, которое можно в целом определить как патерналистское, обеспечило устойчивое развитие кредитных учреждений в Тобольской губернии.

^ Третья глава – «Развитие кредитной кооперации (1873–1917 гг.) – состоит из пяти параграфов. В главе прослеживаются все виды учреждений кредитной кооперации в Тобольской губернии.

^ Первый параграф – «Ссудо-сберегательные товарищества» – посвящен процессу создания и развития кредитной кооперации. Возникновение ссудо-сберегательных товариществ в Тобольской губернии шло синхронно со многими регионами Европейской России.

Устав первого в Сибири Курганского ссудо-сберегательного товарищества (1873 г.) был составлен на основании выработанного в 1871 г. Особой комиссией сельского хозяйства и одобренного Министерством финансов так называемого «образцового устава», что стало в пореформенной России довольно распространенной практикой. Согласно уставу, задачей ссудо-сберегательного товарищества было предоставление оборотного капитала крестьянам и ремесленникам, а также их артелям. Каждый член товарищества вносил пай, размер которого не должен был превышать 50 рублей; кроме паевого капитала, товарищество привлекало средства в форме вкладов и займов.

Главным образом, из-за отсутствия у крестьян необходимых навыков большинство ссудо-сберегательных товариществ развалилось. К 1892 г. из 85 учрежденных в Тобольской губернии товариществ закрылось 40, к 1895 г. остались 25, а к 1917 г. – только 13 товариществ.

^ Второй параграф – «Сельские банки» – представляет еще одну форму мелкого кредита, как было принято официально называть подобного рода учреждения. Главной их целью, как и других учреждений мелкого кредита, являлось предоставление крестьянам доступного кредита, избавлявшее их от кабалы сельских ростовщиков. Сельские банки учреждались в соответствии с так называемым нормальным уставом, разработанным совместно министерствами финансов и внутренних дел.

По количеству сельских банков Тобольская губерния была в числе лидеров. Первый подобный банк был создан в 1892 г. в селе Безруковском Ишимского уезда, а последний – в 1905 г. в селе Сумское того же уезда. Всего на 1915 г. в Тобольской губернии насчитывался 61 волостной сельский банк. Эта форма в Тобольской губернии оказалась более успешной, чем ссудо-сберегательные товарищества, по двум причинам: во-первых, в банках можно было размещать крестьянские капиталы, во-вторых, в силу этого был больший контроль со стороны местной власти за их деятельностью.

^ Третий параграф – «Ссудо-сберегательные кассы» – посвящен волостным и сельским общественным ссудо-сберегательным кассам. Первое упоминание о существовании этого типа учреждений в Тобольской губернии датируется 1860 годом. Ссудо-сберегательная касса при Тобольском губернском правлении создавалась, с одной стороны, в целях создания сбережений, с другой – для выдачи ссуд чиновникам губернского правления. Назначение ссуд, имело, как правило, потребительский характер, а сами ссуды являлись краткосрочными. В дальнейшем подобные кассы были созданы в Тобольской губернии при ряде учреждений, и их услугами пользовались исключительно служившие там чиновники.

Необходимость организации кредитования сельских жителей в целях борьбы с ростовщичеством обусловила в 1894 г. правительственное решение о создании сельских сберегательных касс. Решение это было вызвано тем, что 17 губерний, в том числе и Тобольская, пострадали от «полного неурожая». Кассы должны были учреждаться при волостных правлениях и состоять в «заведывании» пяти лиц – распорядителя и четырех членов, избираемых волостным сходом.

Сельские (волостные и сельские общественные ссудо-сберегательные) кассы по характеру деятельности были близкими к сельским банкам и ссудо-сберегательным товариществам. Волостные и сельские кассы получили довольно широкое распространение в Тобольской губернии. Если первые появились в конце XIX в., то создание сельских касс развернулось, главным образом, на протяжении 1910-х гг. Их операции сводились, главным образом, к приему вкладов и выдаче ссуд. Эти учреждения по своей популярности у сельского населения Тобольской губернии не уступали сельским банкам – в 1915 г. их насчитывалось 60.

^ Четвертый параграф – «Кредитные товарищества» – представляет форму кредитной кооперации, которая появилась в губернии, как и во всей России, позже всех, но при этом оказалась самой успешной.

В отличие от ссудо-сберегательных товариществ, кредитные товарищества были свободны от ограничений, связанных с паевой формой и с размером пая. Создаваемые по образцу германских так называемых «райффайзеновских» касс, кредитные товарищества, как правило, руководствовались образцовым уставом, выработанным Министерством финансов в 1896 году. Во всяком случае, деятельность на основе образцового устава давала кредитному товариществу право на получение долгосрочной целевой ссуды от Государственного банка на образование или на увеличение основного капитала товарищества.

Давая средства на образование уставного капитала кредитных товариществ, государство выступало их фактическим соучредителем. Соответственно, в целях обеспечения сохранности государственных средств, строже проверялась и деятельность товариществ. Такой контроль был вполне оправдан, так как во многих случаях, как показывала история отдельных ссудо-сберегательных товариществ, крестьяне плохо разбирались в ведении банковских операций.

Если уставы многих ссудо-сберегательных товариществ предусматривали, главным образом, кредитование, то образцовый устав кредитных товариществ 1896 г. включал и другие операции: прием вкладов, заключение займов, посредничество при покупке предметов, необходимых в хозяйстве членов и при продаже произведений их труда. Ссуда допускалась под залог движимой и недвижимой собственности и стала более долгосрочной – до 5 лет – и не привязанной к величине пая, а определяемой лишь «личными свойствами» заемщика.

Первое в губернии Беловское кредитное товарищество (Ишимский уезд) было открыто в 1903 г. Благодаря грамотной законодательной политике государства по развитию кредитной кооперации и успешному претворению ее в жизнь, число кредитных товариществ в губернии, как и во всей России, росло с каждым годом и к 1917 г. достигло 222.

^ Пятый параграф – «Союзы кредитных товариществ» – посвящен более высокой форме организации кредитных кооперативов, которая получила развитие в годы Первой мировой войны. К этому времени кооперативы выросли численно и экономически окрепли, стали мощной силой, гарантом определенной стабильности для сибирского крестьянина. В Тобольской губернии были созданы Тюменский, Ишимский, Ялуторовский, Курганский и Березовский союзы кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Первые три из них учреждены на основании высочайше утвержденного 27 августа 1915 г. положения Совета министров. Их основной целью была оптимизация деятельности кредитной кооперации. О деятельности союзов кредитных и ссудо-сберегательных товариществ в целом известно немного.

Следует отметить, что в канун Первой мировой войны период становления сети учреждений мелкого кредита в Тобольской губернии в основном завершился. К 1914 г. она успешно функционировала и была представлена разнообразными учреждениями: кредитными и ссудо-сберегательными товариществами, сельскими банками и кассами. Их деятельность была направлена на кредитование сельского хозяйства, а основными заемщиками были крестьяне среднего достатка.

Успех деятельности учреждений мелкого кредита в Тобольской губернии, как и в стране в целом, во многом был определен грамотной политикой государства, прежде всего, в лице Государственного банка. Все это способствовало интенсивному экономическому росту края в начале ХХ в., наиболее яркими примерами чего являются достижения вышедшего на общероссийский уровень западносибирского маслоделия, а также кредитной кооперации.

Если такая форма кредитных кооперативов, как ссудо-сберегательные товарищества, не оправдала себя как в силу своей организационной структуры, так и отсутствия должной организационно-методической помощи и поддержки кредитными ресурсами, то кредитные товарищества, напротив, за короткое время смогли завоевать широкую популярность в крестьянской среде. Залогом успеха в данном случае стал не только профессионализм чиновников отделений Государственного банка и финансовая поддержка государства, но и активное участие в работе товариществ сельской интеллигенции – учителей, врачей, священников.

Развитие кредитной кооперации стало тем проектом, в котором центральная власть в лице Государственного банка и местная – в лице губернской администрации – смогли объединить усилия и добиться хороших результатов. То, что вкладная операция по своим объемам отставала от кредитной в большинстве учреждений мелкого кредита Тобольской губернии, является еще одним аргументом в пользу того, что Государственный банк за счет своих ресурсов поддерживал местную торговлю и промышленность.

Важным моментом в состоянии кредитных учреждений Тобольской губернии является то, что сеть кредитных кооперативов динамично развивалась, постоянно совершенствовались формы их работы. Образование кредитных союзов неизбежно должно было поднять деятельность кредитных кооперативов на новый уровень, что обеспечило бы как переток кредитных ресурсов между товариществами, так и совершенствование методического руководства, реализацию совместных крупных проектов. Заслуга в этих успехах принадлежит государству в лице Государственного банка.

^ Четвертая глава – «Акционерные и частные кредитные учреждения (90-е годы XIX в. – 1917 г.) – состоит из шести параграфов. В этой главе исследуется деятельность «негосударственного банковского сектора» в Тобольской губернии, представленного отделениями акционерных коммерческих и земельных банков, банкирскими конторами, обществами взаимного кредита, городскими ломбардами и городскими общественными банками.

^ Первый параграф – «Отделения акционерных коммерческих банков и их роль в экономическом развитии региона» – представляет провинциальные учреждения акционерных коммерческих банков. Сибирь, ввиду малой плотности населения и отсутствия развитой промышленности, оставалась в целом небогатой капиталами и, как следствие, в ней не было учреждено ни одного своего акционерного банка. На территории сибирских губерний сектор коммерческих банков был представлен филиальными отделениями группы столичных, главным образом, петербургских коммерческих банков.

Отделения акционерных коммерческих банков появились в Тобольской губернии сравнительно поздно – в основном, на рубеже XIX–ХХ вв., когда после появления железнодорожного сообщения создались условия для интенсивного развития промышленности. К началу Первой мировой войны в губернии были открыты шесть отделений трех ведущих петербургских банков: Сибирского торгового, Русского для внешней торговли и Волжско-Камского. Кроме того, существовали и менее крупные, чем отделения, провинциальные учреждения акционерных коммерческих банков: комиссионерства и агентства.

В целом, деятельность отделений акционерных коммерческих банков в Тобольской губернии способствовала оживлению развития оптовой ярмарочной и оптово-розничной торговли, пароходного дела, торговли зерном и маслоделия – отраслей, которые составляли основу экономики края. Отделения столичных коммерческих банков, кроме всего прочего, давали возможность потенциальным клиентам расширить доступ к кредитным источникам, к получению денежных переводов нетоварного характера, к подписке на новые выпуски процентных и дивидендных бумаг, а также к другим банковским услугам, включая и трастовые операции.

^ Во втором параграфе – «Общества взаимного кредита» – рассматривается редкая как для Тобольской губернии, так и для Сибири в целом форма кредитной организации. Близкими по характеру деятельности с акционерными коммерческими банками были общества взаимного кредита. Но, в отличие от банков, заемщиком общества взаимного кредита можно было стать, лишь вступив в него, став его членом. К 1914 г. общества взаимного кредита на территории Тобольской губернии были открыты в Тюмени, Кургане, а также в селе Макушино Курганского уезда.

Утрата документации обществ взаимного кредита на территории губернии не позволяет дать более или менее полную характеристику их деятельности. Сохранился только один отчет – по Курганскому обществу взаимного кредита за первый год его деятельности (1913 г.). Судя по нему, операции общества состояли в открытии вкладов и ведении текущих счетов, в иногородних переводах сумм, а также в кредитовании в форме учета векселей и под товарные документы. Поскольку к 1914 г. общества только начинали действовать, они не могли проводить большой объем операций, однако можно предполагать, что деятельность обществ взаимного кредита способствовала расширению кредитных услуг для потенциальных заемщиков в Тобольской губернии.

^ Третий параграф – «Земельные банки» – освещает деятельность учреждений долгосрочного ипотечного кредита. В отличие от акционерных коммерческих банков, кредитные ресурсы ипотечных учреждений формировались не за счет вкладов, депозитов и текущих счетов, а за счет предоставленного им права выпуска особого вида собственных ценных бумаг – так называемых закладных листов, обеспеченных заложенными в банке недвижимыми имуществами и землей.

В Тобольской губернии действовали Ярославско-Костромской и Нижегородско-Самарский земельные банки. Первый из них начал свою деятельность в губернии в 1895 г., а второй – только в 1900 г. Деятельность этих банков в Тобольской губернии лишний раз подчеркивает, что в условиях Сибири наиболее ликвидным ипотечным активом оставалась городская недвижимость. При этом, в силу характера кредитования, клиентами отделений банков становились небольшая состоятельная прослойка населения, которая за счет ипотечных кредитов получала возможность решать возникшие финансовые проблемы, не прибегая к услугам ростовщиков. Что касается крестьянства, то оно практически не было вовлечено в банковское ипотечное кредитование, что объективно должно было способствовать поиску альтернативных источников кредита.

^ Четвертый параграф – «Городские общественные банки» – характеризует состояние первенцев коммерческого кредита, созданных на общественной основе. В Тобольской губернии к 1914 г. работало 6 городских общественных банков. Самым крупным из них был Тюменский, наименьшие объемы операций отмечены у Тюкалинского общественного банка, открытого, к тому же, позднее всех остальных – в 1882 году.

Становление городских общественных банков проходило в целом непросто – особенно если учесть, что руководили ими непрофессионалы и зачастую на общественных началах. В этом, однако, имелись и свои плюсы – местное купечество, благодаря участию в управлении городскими общественными банками, кроме всего прочего, проходило и хорошую школу практического банковского дела, что повышало их ценность как коммерсантов и руководителей торгово-промышленных дел.

На всем протяжении своей истории городские общественные банки объективно играли большую положительную роль в экономике Тобольской губернии, заметно расширяя возможности населения края пользоваться кредитом. Дополняя в этом коммерческие банки, они предлагали населению более широкий спектр услуг, включая кредитование под недвижимость и ломбардные кредиты под залог ценностей. Это формировало более демократичную, по сравнению с коммерческими банками, клиентуру и способствовало их динамичному развитию.

Если преимущественной целью коммерческих банков, как правило, выступала работа с крупными клиентами, то клиентскую базу городских общественных банков «по определению» составлял более скромный слой предпринимателей, занятых преимущественно в сфере торговли и услуг, в основном, не выходящих за пределы города и его ближайшей округи. Их потенциал и значимость их деятельности для данной местности лучше всего могли оценить не главы провинциальных отделений столичных коммерческих банков, а именно руководители городских общественных банков. Кроме того, существенно, что местные власти направляли доходы городских общественных банков преимущественно на удовлетворение экономических нужд подведомственной территории и проживающего на ней населения.

^ Пятый параграф – «Банкирские конторы» – представляет редкий для Тобольской губернии и в целом для Сибири тип кредитного учреждения. В правовом отношении банкирские конторы приравнивались к торговым домам, которые по закону не были обязаны публиковать периодическую отчетность о своей деятельности. В силу этого история большинства банкирских контор восстанавливается лишь весьма пунктирно.

В Тюмени эта разновидность кредитных учреждений была представлена основанной в 1878 г. в Екатеринбурге банкирской конторой «Я.П. Андреева Наследники», которая получила у горожан уважительное наименование «Андреевский банк». В отличие от многих других банкирских контор, в силу ограниченности капитала специализировавшихся лишь на отдельных видах операций, контора Андреева действительно скорее напоминала небольшой банк. Она успешно проводила свои операции почти 30 лет, но в конце XIX в. по ряду причин оказалась на грани банкротства.

^ Шестой параграф – «Городские ломбарды» – раскрывает деятельность кредитных учреждений, созданных в основном для городских малоимущих жителей с целью оперативно предоставлять им потребительский кредит под залог ценных вещей. До 1914 г. на территории Тобольской губернии было открыто четыре ломбарда: в 1893 г. – в Тобольске и Тюмени; в 1896 г. – в Таре и в 1913 г. – Кургане. Все они открывались по инициативе местных властей и находились в ведении органов городского самоуправления. Итогом деятельности городских ломбардов Тобольской губернии было расширение базы кредитных ресурсов, которой, в отличие от акционерных коммерческих банков, могли пользоваться все слои населения. Такому «демократическому» характеру способствовал сам принцип действия ломбарда, основанный на выдаче кредита под надежный залог.

К началу XX в. негосударственный финансово-банковский сектор предлагал предпринимателям и населению Тобольской губернии достаточно широкий набор услуг, в целом не уступающий по своему качеству аналогичным предложениям в европейской России.

^ В заключении подводятся итоги исследования.

В истории становления и развития кредитной системы на территории Тобольской губернии можно выделить три этапа:

1) от создания в 1776 г. Тобольской променной конторы до учреждения в 1863 г. городского общественного банка в Тюмени;

2) от учреждения в 1860-е гг. городских общественных банков до открытия в 1894 г. отделений Государственного банка в Тобольске и Тюмени;

3) с 1894 г. до декрета советской власти о национализации банков от 14 декабря 1917 года.

Проведенное исследование позволило выявить как закономерности, присущие всем кредитным учреждениям Российской империи, так и черты, специфические для Тобольской губернии.

На первом этапе кредитные учреждения не оказали значительного влияния на экономику региона и благосостояние населения. Положительным результатом можно признать создание определенного капитала приказа общественного призрения для благотворительных целей, ознакомление населения губернии с финансовыми услугами и накопление опыта работы кредитных учреждений, что позволило в дальнейшем подготовить законодательные акты, более отвечающие потребностям экономики.

Второй этап отмечен расширением сети кредитных учреждений – как для нужд местной торговли и промышленности, так и населения, причем впервые на территории Тобольской губернии возможность получать финансовые услуги появилась и у сельского населения. Более активную роль в вопросах предоставления финансовых услуг стала играть местная власть – как губернская, так и на уровне городского самоуправления. Значительная часть как предпринимателей и населения, так и представителей власти на практике познакомилась с основными видами банковских услуг. Именно в этот период в практику входит публикация сообщений о результатах деятельности кредитно-финансовых учреждений. Несмотря на то, что на этом этапе в губернии не были созданы все типы кредитных учреждений, он является достаточно плодотворным как для предпринимательской деятельности, так и повышения финансовой грамотности населения.

Третий этап – наименее продолжительный – оказался самым плодотворным по результатам. Этому способствовала, с одной стороны, политика государства по комплексному развитию кредитных учреждений, с другой – уже подготовленные в финансовом отношении как местная власть, так и население.

Ведущая роль в выработке политики в сфере финансов и кредита в целом и в обеспечении денежными ресурсами и банковскими услугами торговли, промышленности и населения Тобольской губернии принадлежала центральной власти. Местная власть «играла» на более ограниченном поле – в ее компетенции находились городские общественные банки и ломбарды, а также учреждения мелкого кредита – здесь она действовала сообща с центральной властью. Правительство прилагало усилия к оживлению торгово-промышленной деятельности региона, активно декларировало борьбу с ростовщичеством.

Начиная со времени принятия нового устава Государственного банка в 1894 г., в котором его главной задачей было определено создание «системы доступного и дешевого кредита для торгово-промышленного класса и населения», эту работу можно считать системной, постоянной, целенаправленной и эффективной. Об этом же свидетельствуют и конкретные данные по кредитным учреждениям в Тобольской губернии. К 1917 г. здесь действовало два отделения Государственного банка (Тобольское и Тюменское), три отделения Сибирского торгового банка (Тюменское, Тобольское, Курганское), два отделения Русского для внешней торговли банка (Тюменское и Ишимское), отделение Волжско-Камского банка в Кургане, агентства Нижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского земельных банков (в Кургане, Тюмени и Тобольске), шесть городских общественных банков (Ишимский, Курганский, Тарский, Тобольский, Тюкалинский, Тюменский). Кроме того, в Кургане имелось комиссионерство Московского народного банка, а в селе Юдинском Петуховской волости Ишимского уезда было организовано агентство Петропавловского отделения Русского торгово-промышленного банка.

Кредитные и иные банковские операции в Тобольской губернии производили четыре ломбарда (в Кургане, Таре, Тобольске и Тюмени), девять уездных казначейств (Березовское, Ишимское, Курганское, Тарское, Тобольское, Туринское, Тюкалинское, Тюменское, Ялуторовское), 11 центральных сберегательных касс (две – при отделениях Государственного банка и девять – при уездных казначействах) и 166 приписанных к ним сберегательных касс. Кроме них, в губернии имелись станционные отделения Омской сберегательной кассы № 1042, а также почтовые сберкассы, приписанные к Омской сберкассе № 758 Акмолинской области, к Петропавловской сберкассе № 129; к Омской сберкассе № 758 и к Петропавловской сберкассе № 129 Акмолинской области.

Довольно обширной была в губернии и сеть учреждений мелкого кредита, состоявшая из 13 ссудо-сберегательных товариществ, 61 волостного сельского банка, 60 волостных и сельских общественных ссудо-сберегательных касс, 222 кредитных товариществ. В предвоенный период для нужд муниципального хозяйства начала оказывать услуги касса городского и земского кредита.

Таким образом, к 1917 г. кредитные учреждения в Тобольской губернии были представлены всеми основными составляющими общероссийской кредитной системы и во всех крупных населенных пунктах. Банковские услуги стали доступны практически всему населению губернии, даже на севере губернии ситуация стала меняться к лучшему, в первую очередь, за счет организации кредитных товариществ.

Определяющее значение для развития экономики губернии играл краткосрочный коммерческий кредит в крупных суммах, который предоставляли отделения Государственного банка и акционерных коммерческих банков, а также городские общественные банки и общества взаимного кредита.

Деятельность отделений Государственного банка в экономической жизни региона представляется большой и разноплановой. Ее основные направления можно свести к следующему:

– предоставление широкого спектра банковских услуг (вкладные операции, кредитование, услуги по хранению ценностей в персональных сейфовых ячейках, организация денежных переводов, развитие спектра операций с ценными бумагами);

– первичная реализация, организация хранения с управлением, включая страхование от выхода в тираж погашения, кредитование под залог ценных бумаг;

– нормализация денежного обращения в регионе: наблюдение за сбалансированностью денежного обращения по купюрному составу и соотношению купюр и монет, оперативная организация подкрепления денежной наличностью из центра, а также наблюдение за соответствием объема денежного обращения потребностям рынка – имеется в виду, прежде всего, организация ввода дополнительной наличности в период наибольшего спроса на нее, в связи с осенней реализацией урожая с последующим постепенным выводом ее по мере уменьшения спроса на деньги;

– поддержка ликвидности отделений коммерческих банков в регионе, развитие сберегательного дела и кредитной кооперации;

– косвенное содействие повышению уровня профессиональной культуры всех финансово-банковских работников региона, реализуемое, прежде всего, через переход со временем части служащих Государственного банка в частные банковские структуры;

– содействие повышению предпринимательской культуры через привлечение наиболее авторитетных представителей местной торговли и промышленности в члены учетно-ссудных комитетов.

Роль отделений Государственного банка как «банка банков» начинает проявляться, главным образом, начиная с 1911 г. – в первую очередь, через осуществление контрольных функций за частными кредитными учреждениями, а также регулирование продажи ценных бумаг.

Отделения коммерческих банков своей деятельностью, расширением предложения банковских услуг не только обеспечили оживление местной торговли и промышленности, но и способствовали повышению уровня предпринимательской культуры в регионе.

Создание сберегательных касс при волостных правлениях, почтово-телеграфных конторах, станционных отделениях позволило предоставить услуги по сбережению средств сельского населения. Особенностью Тобольской губернии стало широкое распространение сберегательных касс при волостных правлениях. Активная разъяснительная кампания по услугам сберегательных касс проводилась не только ответственными за это работниками казначейств и отделений Государственного банка, но и представителями сельской интеллигенции.

Возникновение в регионе городских общественных банков и их довольно успешная деятельность во многом стали результатом местной инициативы – поддержки со стороны органов самоуправления в лице городских дум и наиболее просвещенных и широко мыслящих представителей купечества. За весь период существования городских общественных банков в Тобольской губернии не было зафиксировано ни одного финансового скандала, связанного с их деятельностью.

Самостоятельное и важное значение среди кредитных учреждений Тобольской губернии имела кредитная кооперация. Если считать точкой отсчета в развитии учреждений мелкого кредита России создание в 1865 г. первого ссудо-сберегательного товарищества, то поиск эффективной формы этого вида кредита растянулся на 30 лет – до принятия в 1895 г. закона о кредитных товариществах. В этом процессе значительной была роль Государственного банка, который с 1895 г. стал контрольным органом для такой беспаевой формы учреждений мелкого кредита, как кредитные товарищества.

Успех в организации кредитных товариществ пришел благодаря активному участию местных властей, широкому привлечению общественных сил, развитию инициативы самих крестьян; в немалой степени он был обеспечен и патерналистским отношением со стороны государства.

Создание сети кредитных кооперативов стало одним из наиболее успешных проектов государства в предоставлении кредитных услуг населению. Государство (сначала – в виде отделений Государственного банка, а позднее – через созданные при отделениях инспекции мелкого кредита) оказывало организационно-методическую помощь в создании кредитных товариществ, на возвратной основе выделяло деньги как в основные капиталы кооперативов, так и в на оборотные средства, привлекало к участию в деятельности кооперативов все культурные силы деревни, в ряде случаев обеспечивало заказами, вело разъяснительную работу. Активную позицию по вопросу о развитии кредитной кооперации занимали и практически все тобольские губернаторы. В данном случае патерналистская роль государства заключалась в том, чтобы запустить такой механизм по развитию общественной инициативы населения в деле организации учреждений мелкого кредита, при котором необходимость в опеке со стороны государства с течением времени отпадет.

Высшей ступенью в развитии кредитной кооперации в регионе стали образованные в 1916-1917 гг. союзы кредитных товариществ, которых на территории Тобольской губернии было создано четыре: Ишимский, Курганский, Ялуторовский и Тюменский. Представляя собой районные кредитные союзы, они изначально задумывались как второй уровень банковской кооперативной системы, во главе которого должен был находиться центральный кооперативный банк.

К 1917 г. развитие кредитной кооперации в Тобольской губернии находилось объективно на очень высоком уровне, включая разнообразный спектр учреждений – ссудо-сберегательные товарищества, кредитные товарищества, общественные ссудо-сберегательные кассы, сельские банки и, наконец, союзы кредитных товариществ.

Городские ломбарды можно признать одним из успешных проектов местного самоуправления, направленного на оказание финансовых услуг населению. Над городскими общественными банками и ломбардами осуществлялся действенный общественный контроль – как со стороны городского самоуправления, так и со стороны местной прессы. Их балансы публиковались в печати, временами их деятельность становилась объектом критики местных журналистов.

Продуманная государственная политика стала как для Тобольской губернии, так и для страны в целом, мощным инструментом для развития сферы финансовых услуг предпринимателям и населению. Показательно, что на тех этапах, когда у государства не было выработано последовательной политики, даже при наличии механизма для оказания финансовых услуг, имеющиеся возможности не реализовывались. Так, например, в приказах общественного призрения в первой половине XIX в. не были использованы имевшиеся возможности для развития ипотечного кредитования и сберегательного дела.

Безусловно, созданная к 1917 г. в Тобольской губернии система кредитных учреждений не была свободна от недостатков как объективного, так и субъективного характера. В первую очередь, это относится к нехватке капиталов многих кредитных учреждений, оперировавших в регионе. С другой стороны, ее развитие шло неравномерно. В то время как в южной части губернии активно развивались промышленность и кредитные учреждения, север заметно отставал от нее в экономическом отношении. Еще одной проблемой было отсутствие собственных крупных банков с правлениями непосредственно в Сибири, что дало бы возможность более активно развивать банковские операции в регионе.

В целом же развитие кредитных учреждений в Тобольской губернии показывает положительную динамику числа отделений и объемов операций по всем видам банковских учреждений. Несмотря на то, что позиции ростовщичества были еще сильны, усилия государства в борьбе с этим злом, в первую очередь, за счет развития кредитной кооперации приносили свои плоды.

Разнообразие кредитных учреждений в губернии создавало необходимую конкурентную среду, что естественным образом повышало качество обслуживания как населения, так и предпринимателей, и эта тенденция имела положительную динамику.

Следует заметить, что в пореформенной России кредитные учреждения по своим задачам и организационно-правовой форме более соответствовали интересам предпринимателей и населения, а государственные органы и местная власть в этом процессе играли более активную роль, чем на современном этапе развития страны. В этой связи представляется, что изучение и использование исторического опыта, изложенного в данном исследовании, может иметь практические результаты. Это касается как успешного опыта поддержки государством и местной властью кредитных учреждений, действовавших на территории губернии, так и борьбы с ростовщическим кредитом через развитие кредитной кооперации, ставшей мощным импульсом для поднятия производительных сил Тобольской губернии в начале ХХ века.

srednevekovij-gorod.html
srednevekovya-18-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22-stranica-11.html
srednezalogovie-otnosheniya-v-sovremennom-anglijskom-yazike-kognitivno-funkcionalnij-aspekt.html
srednie-ceni-na-otdelnie-vidi-platnih-uslug-okazivaemih-naseleniyu-publikuetsya-po-knige-kojchuev-t-k-izbrannoe.html
srednie-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-goroda-moskvi-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo.html
srednie-pokazateli-ege-srednij-ball-publichnij-doklad-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-1591.html
  • college.bystrickaya.ru/3-ishodnie-ponyatiya-marketinga-tema-ishodnie-ponyatiya-marketinga-1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-80-h-godov-priotkrilsya-zheleznij-zanaves-i-poyavilis-emissari-zapadnih-kompanij-kotorie-iskali-kadri-i-innovacionnie-idei-dlya-sozdaniya-sobstvennih-konkur.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-narushenii-postanovlenij-o-vospitanii-yunoshestva.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-vklyucheniya-v-reestr-svedenij-o-sro-stranica-110.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnaya-vistavka-prodazha-dlya-pomoshi-bezdomnim-zhivotnim-vpervie-projdet-v-kirove.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-dlya-laboratornih-i-prakticheskih-rabot-2003.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-takoj-rati-eshyo-ne-slihano.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/veshanie-v-hd-formate-tvch-eto-strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-cifrovogo-televideniya-vo-vsem-mire.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-predstavleniya-rabot-na-soiskanie-premij-pravitelstva-rossijskoj-federacii-v-oblasti-nauki-i-tehniki-dlya-molodih-uchenih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-proektirovanie-pedagogicheskogo-processa-poyasnitelnaya-zapiska-k-obrazovatelnoj-programme-municipalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-tkzed-celinograd-audani-kmn-apparati.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-ispolzovaniya-alternativnih-istochnikov-energii-v-hmao.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-inostrannih-investicij-v-rossii-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6usloviya-dejstvitelnosti-dogovora-dejstvitelnost-dogovorov-v-polzu-tretego-lica.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-rezhimi-podgotovki-sirya-pered-sushkoj-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regulyator-peremennogo-toka-s-amplitudno-shirotno-impulsnoj-modulyaciej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-pole-tyagoteniya-i-gravitacionnie-sili-materiya-prostranstvo-vremya-gravitaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/323-osnovnie-vidi-produkcii-rabot-uslug-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-analiza-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-soavtorov-nauchno-tehnicheskaya-biblioteka.html
  • composition.bystrickaya.ru/ostavajtes-druzya-molodimi-rezervi-nashego-organizma.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-rabochaya-programma-dlya-napravleniya-040100-socialnaya-rabota-fakultet-gumanitarnij-gf.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/umberto-eko-mayatnik-fuko-stranica-17.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-26052006-zhelobkov-dmitrij-1900-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-cveta-v-reklame.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-socialnaya-pedagogika-v-sokrashenii-tematicheskij-plan-kursa.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-geografii-v-2010-godu-v-bryanskoj-oblasti.html
  • write.bystrickaya.ru/francuzskij-yazik-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskie-ukazaniya-sost-s.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhiznennie-cennosti-odinokih-materej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-proektirovanie-i-tehnologiya-evs-programma-i-priglasitelnij-bilet-minsk-bguir-2011-uvazhaemij-kollega.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5--funkcii-marketinga-n-d-eriashvili-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-i-zashiti-ot-chrezvichajnih-situacij-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera-tema-2-opasnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/podrostki-otkrivayut-duhovnoe-ya-t-a-florenskaya-dialog-v-prakticheskoj-psihologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ronda-bern-chto-naverhu-to-i-vnizu-chto-vnutri-to-i-snaruzhi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.