.RU

Структурный функционализм Т. Парсонс, Р. Мертон

Вопрос № 1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

Структурный функционализм Т. Парсонс.

Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1.Достижение клинической психологии, представляющей человеческий индивид как динамическую структурно-функциональную систему.;

2. Результаты, полученные социальной и культурной антропологией.

3.По мнению Парсонса, Дюркгейм показал подлинное структурно-функциональное понимание социальной системы с вычленением её наиболее важных элементов и функций.

4.Работы немецкого социолога М. Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия[1] . При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуемой Парсонсом «социетальной общностью».

Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами.

Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества.

Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система – жизнеспособна.

Вместе с тем, ни ценности сами по себе, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграцию и социальный порядок без формирования институциональной структуры, под которой понимаются группы ценностейценности, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации, по Парсонсу, – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности, играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как в них выражены целостные ориентации людей – что им дорого и что они ценят, - но и от того, какую моральную поддержку оказывает этим формам общество людей.

Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен, если она развивается по выше изложенной схеме, соблюдая правила институциональной интеграции и эволюции политических, социальных, экономических институтов в соответствие с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций[2] . Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.

В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие".

Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей.

Дифференциация общества требует интеграции. Так, например, в системе, где есть найм, различные профессии, глава дома в традиционном обществе уже не может контролировать производство в рамках своей прежней роли, определяемой родством. Производственная организация должна, поэтому разработать систему авторитета, которой не было в системе родства. Производственные и домашние коллективы должны быть скоординированы внутри более широкой системы посредством изменений в структуре локального сообщества. Тем самым возникают новые "правила" игры и условия для выполнения новых ролей. Парсонс отмечает, что наиболее важным в новой легитимации является новая ценностная ориентация человека, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности - в его профессиональной роли и в его семье.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества[3] . С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненноважные вопросы своих членов.

Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.


statya-opublikovana-v-vestnike-mglu.html
statya-opublikovana-v-zhurnale-informacionnoe-obshestvo.html
statya-opublikovana-v-zhurnale-revista-de-etnologie-i-culturologie.html
statya-opublikovana-verhoglazenko-v-n-hlyuneva-m-v-zvezdenkov-a-a.html
statya-osnovaniya-ocenivaniya.html
statya-osnovnie-ponyatiya-i-termini-primenyaemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone-stranica-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-bibliografov-detskih-bibliotek-rossii-bibliografiya-kak-sredstvo-osvoeniya-detmi-sovremennogo-informacionnogo-prostranstva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-dvernie-konstrukcii-antiterroristicheskoj-komissii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/akustika-muzikalnih-instrumentov-i-chelovecheskogo-golosovogo-apparata.html
  • school.bystrickaya.ru/avstraliya-kak-perspektivnij-region-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-n-tokalin-logicheskij-tehnolog-sistemshik-polnopravdivij-pravozashitnik-istinno-pervij-dissident.html
  • notebook.bystrickaya.ru/knigi-misli-i-serdce-stranica-9.html
  • exam.bystrickaya.ru/zapadnaya-sibir-kak-ptk.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-cennostej-sovremennogo-studenta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proektuvannya-budvnictva-dvopoverhovogo-6-kvartirnogo-zhitlovogo-budinku.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-muzikalnogo-vospitaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-osnovi-inzhiniringa-bankovskih-produktov-lekciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-upravlenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrument-i-oborudovanie-nastoyashaya-instrukciya-ustanavlivaet-osnovnie-polozheniya-i-poryadok-dejstvij-rabotnikov.html
  • reading.bystrickaya.ru/lesson-7-meals-and-cooking-uchebnik-vklyuchaet-tekstovij-material-i-kompleksnuyu-sistemu-uprazhnenij-dlya-otrabotki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obzh-8-a-klass.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/ksbi-aza-tl-pnnen-1-mezhelk-bailau-sratari.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-proekt-gosudarstvennogo-kontrakta-rossijskoj-federacii-utverzhdayu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zolotoe-pravilo-povedeniya-v-istorii-chelovecheskoj-misli-5-voprosi-morali-v-istorii-filosofii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-sostavu-i-soderzhaniyu-rabot-po-podgotovke-obekta-avtomatizacii-k-vvodu-sistemi-v-dejstvie.html
  • klass.bystrickaya.ru/akustika-studij-chast-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-ekstremalnih-turistskih-marshrutov-na-rossijskom-severe-po-regionam-rossijskoj-federacii-na-primere-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-chast-21.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-tasa-salinan-suretter-arili-ezhelg-adamdardi-dni-nanim-senmdern-sipattajdi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-referat-vibiraetsya-algoritma-iz-spiska-sm-nizhe-nuzhno-najti-informaciyu-ob-istorii-sozdaniya-avtorah-kod-realizacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyadok-raboti-konferencii.html
  • report.bystrickaya.ru/kirovskim-kommunistam-razreshili-piket-na-chas-radio-rsn-novosti-11-07-2008-shestakova-anna-18-00-11.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-chisla-i-velichini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-v-poluchenie-patenta-statya-pravovaya-ohrana-izobreteniya-poleznoj-modeli-promishlennogo-obrazca.html
  • student.bystrickaya.ru/12-vrachebno-pedagogicheskie-nablyudeniya-uchebnoe-posobie-omsk-2009-recenzenti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/desislava-georgieva-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-h-kuzmina-garp-yazui-paleografiyase-m-kalligrafiyase-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-9811-ot-4-sentyabrya-2008-goda-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-14-g-joshkar-oli-na-period-s-2008-2009-po-2012-2013-uchebnie-godi-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analogii-v-kurse-fiziki-srednej-shkoli-chast-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-osnovnie-funkcii-yazika-aleksandr-ivin.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-ego-bozhestvennoj-milosti-a-ch-bhaktivedanti-svami-prabhupadi-prochitannaya-6-oktyabrya-1969-goda-v-konvej-holle-london-angliya-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/10115poryadok-ucheta-v-reestre-drobnih-akcij-pravila-vedeniya-reestra-vladelcev-imennih-cennih-bumag-vstupayut.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-drevnij-egipet-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.