.RU

Структурный функционализм Т. Парсонс, Р. Мертон

Вопрос № 1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии.

Структурный функционализм Т. Парсонс.

Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1.Достижение клинической психологии, представляющей человеческий индивид как динамическую структурно-функциональную систему.;

2. Результаты, полученные социальной и культурной антропологией.

3.По мнению Парсонса, Дюркгейм показал подлинное структурно-функциональное понимание социальной системы с вычленением её наиболее важных элементов и функций.

4.Работы немецкого социолога М. Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия[1] . При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуемой Парсонсом «социетальной общностью».

Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами.

Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества.

Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система – жизнеспособна.

Вместе с тем, ни ценности сами по себе, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграцию и социальный порядок без формирования институциональной структуры, под которой понимаются группы ценностейценности, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации, по Парсонсу, – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности, играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как в них выражены целостные ориентации людей – что им дорого и что они ценят, - но и от того, какую моральную поддержку оказывает этим формам общество людей.

Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен, если она развивается по выше изложенной схеме, соблюдая правила институциональной интеграции и эволюции политических, социальных, экономических институтов в соответствие с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций[2] . Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.

В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие".

Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей.

Дифференциация общества требует интеграции. Так, например, в системе, где есть найм, различные профессии, глава дома в традиционном обществе уже не может контролировать производство в рамках своей прежней роли, определяемой родством. Производственная организация должна, поэтому разработать систему авторитета, которой не было в системе родства. Производственные и домашние коллективы должны быть скоординированы внутри более широкой системы посредством изменений в структуре локального сообщества. Тем самым возникают новые "правила" игры и условия для выполнения новых ролей. Парсонс отмечает, что наиболее важным в новой легитимации является новая ценностная ориентация человека, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности - в его профессиональной роли и в его семье.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества[3] . С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненноважные вопросы своих членов.

Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.


statya-opublikovana-v-vestnike-mglu.html
statya-opublikovana-v-zhurnale-informacionnoe-obshestvo.html
statya-opublikovana-v-zhurnale-revista-de-etnologie-i-culturologie.html
statya-opublikovana-verhoglazenko-v-n-hlyuneva-m-v-zvezdenkov-a-a.html
statya-osnovaniya-ocenivaniya.html
statya-osnovnie-ponyatiya-i-termini-primenyaemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone-stranica-16.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sbornik-zadach.html
  • write.bystrickaya.ru/f002-edinij-reestr-strahovih-medicinskih-organizacij-osushestvlyayushih-deyatelnost-v-sfere-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-smo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-tradicij-russkoj-klassicheskoj-shkoli-xix-veka-v-tvorchestve-anni-ahmatovoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/izuchenie-konkurentov-i-zavoevanie-preimushestv-v-konkurentnoj-borbe.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-4-slozhnie-suzhdeniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030500-yurisprudenciya-080507-menedzhment-organizacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-knigam-naipache-zhe-takim-kotorie-po-svoemu-blagorodstvu-ne-unizhayutsya-do.html
  • university.bystrickaya.ru/godovojotche-t-otkritogo-akcionernogo-obshestva-safra-instruments-za-2009-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5obosnovanie-predlozhenij-po-territorialnomu-planirovaniyu-goroda-ob-obshih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-punktuacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-po-uchebnoj-discipline-.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-knigi-v-obyazatelnom-poryadke-dolzhni-imet-upakovku-stranica-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yugri-ot-30.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyatdesyat-pervaya-lo-guan-chzhun-troecarstvie.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-solnce-glavnij-istochnik-zhizni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dorogoj-dim-otechestva-novie-izvestiya-gorelik-olga-30062005-115-str-3-pervij-kanal-novosti-29-06-2005-9-00-00-17.html
  • college.bystrickaya.ru/1-predvaritelnaya-razrabotka-i-komponovka-konstrukcii-ustrojstva-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-basketbolisti-vishli-na-angolcev-v-olimpijskoj-kvalifikacii-05-07-2012-glavnie-novosti-sporta-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ritoricheskij-instrumentarij-delovoj-rechi-prakticheskoe-posobie-moskva-udk-159-98-bbk-88-5-k89.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bz-v-od-z-rimskoe-pravo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/variativnie-modeli-terminologii-mezhdunarodnogo-bakalavriata-na-materiale-anglijskogo-i-russkogo-yazikov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-2-ocenka-ekologicheskoj-obstanovki-sverdlovskoj-oblasti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekologiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/blok-4-ohrana-zdorovya-naseleniya-programma-obshestvennoe-zdorove-i-zdravoohranenie-dlya-studentov-visshih-medicinskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/audiokurs-kazahskogo-yazika-nachalnij-uroven.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-finansovomu-pravu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-postanovlenie-pravitelstva-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-ot-06022004-20-p-ob-obrazovanii-mezhvedomstvennoj-komissii-po-ohrane-truda-pri-pravitelstve-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dialog-kultur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-5-u-ch-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-tretya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-naselyonnih-punktov-ryazanshini-popadayut-v-zonu-podtopleniya-v-period-polovodya-internet-resurs-mediaryazanru-19032012.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-uchet-visshee-professionalnoe-obrazovanie-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-moskva-2011.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-ekologii-pomozhem-pticam.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vrezka-isklyuchitelno-dlya-lyuboznatelnih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-kvalifikacionnih-ispitanij-po-napravleniyam-metodicheskie-rekomendacii-po-attestacii-pedagogicheskih.html
  • books.bystrickaya.ru/dialektika-vzaimosvyazi-yazika-i-formi-v-hudozhestvennom-proizvedenii-i-razvitie-esteticheskogo-soznaniya-lichnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-iyulya-lekciya-vtoraya-normalnim-dlya-cheloveka-yavlyaetsya-sostoyanie-buddi-geshe-dzhampa-tinlej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.