.RU

Td width=61 bgcolor


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






















































Ендропов О.В., Болдырева И.О., Подоляк А.Л.

^ ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(методические рекомендации)


^ Новосибирск – 2009


Ендропов О.В., Болдырева И.О., Подоляк А.Л.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Методические рекомендации. – Новосибирск, 2009. – 62 с.


В информационно-методических рекомендациях приводится нормативно-правовая основа и обобщен практический опыт некоторых регионов России по оптимизации нагрузки в процессе физического воспитания в школе. Особое место отводится описанию условий и форм организации, методик и технологий, авторским программам третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях.

Методические рекомендации предназначены для руководителей общеобразовательных учреждений, методистов, учителей физической культуры, педагогам системы дополнительного образования детей, специалистам в области физической культуры и спорта.









© Ендропов О.В.

© Болдырева И.О.

© Подоляк А.Л.






С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение……………………………………………………………………..…….

3

1.

Цели и задачи физкультурного образования школьников России и Европы…………..……………………...………………………………….....


3

2.

Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию.....

7

3.

Индивидуальный подход как один из важнейших принципов

базового курса физического воспитания в общеобразовательной

школе………………………………………………..………………………..



16

4.

Третий урок физической культуры в общеобразовательной

школе………………………………………………….………………..…….


21

5.

Программно-методическое обеспечение учебного процесса по

физической культуре учащихся 1-11-х классов в условиях

модернизации образования ……………………………………………….



28

6.

Особенности организации уроков по физической культуре при трехчасовой учебной нагрузке…………………………………………...


36

7.

Личностно-ориентированный подход в процессе использования

инновационных технологий физического воспитания

школьников………………………………………………………..………...



39

Заключение……………………………………………………………………….

49

Приложения………………………………………………………………………

50

1.

Примерное положение по организации физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений

г. Новосибирска…………………………………………….….



51

2.

Двигательная активность в формировании здоровья школьников через 3-ий урок физической культуры…….….


56

3.

Нормативно-законодательные акты…………………………

58

Литература………………………………………………………………….…….

59


Введение

Модернизация российского образования требует активных преобразований и ставит новые задачи в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия, а также способные к сотрудничеству, мобильные и здоровые.

Однако современная система физического воспитания нуждается в обновлении и содержания, и технологии. Несовершенство методического, кадрового потенциала, недостаточная материальная база, дисбаланс объема часов в недельном расписании (двухчасовая физическая нагрузка и избыток учебной) не позволяют решать поставленные обществом задачи, оказывать серьезного влияния на здоровье, психофизическую подготовку и социализацию школьников. Кроме того, зачастую качество постановки учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательной школе определяется по спортивным результатам, по занятым местам в соревнованиях различного ранга незначительным числом обучающихся. При этом и качество работы учителя физической культуры, его оплата зависят в большой мере от уровня спортивных достижений занимающихся.

В предлагаемой работе сотрудников кафедры физической культуры и спорта НИПКиПРО приводятся современные, в том числе, - инновационные подходы к организации физического воспитания в школе, а также методические приемы, передовой опыт расширения объема двигательной нагрузки школьников введением обязательного третьего часа.


  1. ^ Цели и задачи физкультурного образования школьников России и стран Европы


Разработка учебных программ по любому из школьных предме­тов, отвечающих требованиям жизни и общества, запросам педаго­гической деятельности, относится к категории «вечных» проблем теории и практики школьного образования. Обозначенный статус проблемы обусловлен постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложен­ных в учебные программы целей и растущими требованиями жиз­ни и общества к уровню культуры и образованности подрастающе­го поколения. Одними из наиболее значимых факторов полноцен­ной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при усло­вии вовлечения этой личности в систему рационально организован­ного физического воспитания.

В свете сказанного и тенденций, наметившихся в совершенст­вовании системы школьного образования, особое значение имеет проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «Физическая куль­тура», призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей.

Успешность реализации функций предмета «Физическая культура» напрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как к нормативно-дидактическому документу.

Подобный документ, во-первых, моделирует содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный пе­дагогический процесс, а во-вторых, регламентирует взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в достижении единой конечной цели.

Главными критериями полноценности программы являются, во-первых, полнота отражения в ней целей и задач конкретного учеб­ного предмета как органической части целостного содержания об­щего школьного образования; во-вторых — соответствие цели и задач возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; в-третьих, со­ответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования.

В настоящее время учителям физической культуры предложе­ны четыре учебные программы по физической культуре: комплек­сная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы (авторы — В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 2009) ; программа физического воспитания с оздоровительной на­правленностью для учащихся начальных школ (программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта — баскетболе (авто­ры — М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов и В. И. Туркунов) и про­грамма физического воспитания с направленным развитием двига­тельных способностей для учащихся 1-11-х классов (В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 1993), образовательная программа (А. П. Матвеев, 2005), комплексная программа физического воспитания школьников (В.И. Лях, А. А. Зданевич), педагогическая программа спортивно ориен­тированного воспитания школьников (В.К. Бальсевич, 2004).

Исходя из запросов современного общества необходимо при­нять меры к перестройке физического воспитания в школе, преж­де всего уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах, сравнить их с аналогич­ными западными образцами.

Учитывая, что состояние здоровья школьни­ков вызывает серьезную тревогу, целью их физи­ческого воспитания следует признать решение оз­доровительных задач.

Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач — это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними сред­ствами физического воспитания добиться здоро­вья школьников невозможно. Занятия физичес­кой культурой — лишь одно из условий, от кото­рых зависит здоровье ребенка.

Еще один вид задач — задачи, направленные на углубленное изучение одного вида спорта (бас­кетбола, волейбола). В. И. Лях и другие полагают, что цель физического воспитания заключается в со­действии всестороннему развитию .личности. Ино­го мнения придерживается В. Н. Шаулин: «Декла­рирование всесторонности (всесторонность недо­стижима по определению: нельзя охватить все, рас­пылять внимание) отвлекает от основного, затме­вая тем самым истинные намерения». По его мне­нию, физическое воспитание должно быть направ­лено на разностороннее развитие личности. Зада­чи носят образовательный характер, акцент дела­ется на обучении школьников двигательным навы­кам и умениям, их вооружении умениями и спосо­бами самостоятельного воздействия на свою теле­сность, получении знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Существуют и иные суждения о цели физичес­кого воспитания в школе, которые сводятся глав­ным образом к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, разви­тию физических качеств. Задачи носят тренирую­щий характер: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение фун­кционального состояния, приучение к занятиям фи­зическими упражнениями.

Цель общего среднего физкультурного образо­вания — обучение школьников основам самостоя­тельной двигательной деятельности. Задачи физи­ческого воспитания имеют образовательный харак­тер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рассмотрим постановку целей и задач физ­культурного образования в странах Европы. В большинстве стран Западной Европы цели и за­дачи физического воспитания учащихся школ формируются на государственном (Бельгия, Ита­лия, Люксембург, Португалия, Франция), регио­нальном (Германия, Испания, Швейцария) или на местном уровнях. Однако при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Швей­царии, Австрии и скандинавских странах во главу утла поставлены индивид, социальное развитие отдельного ученика, его спортивное и социальное действие, а само физическое воспитание рассмат­ривается как важная, ничем не заменяемая часть общего воспитания. Отмечается определяющая роль движения, игры и спорта в общем развитии личности ребенка и молодежи.





^ Цели и задачи физкультурного образования школьников в России и странах Европы

Россия

Европейские страны

Цель - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учеником личной физической культурой

Цель - содействие гармоничному физическому и психическому развитию, удовлетворение потреби остей в движении и игре, содействие общему развитию личности в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, социальной, а также в телесной и двигательной областях

Задачи:

• Выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга. Формирование представлений о престижности высокого уровня здоровья.

• Обогащение двигательного опыта, повышение координационных способностей путем освоения новых двигательных действий и выработки умения применять их в различных условиях, проведение работы по разно -стороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости и координационных способностей (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, а также их сочетания.

• Закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, формирование адекватной самооценки, воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции

Задачи:

• Овладение основами популярных видов спорта и по возможности выработка умения самостоятельно действовать в течение всей жизни, содействие укреплению физического и общего здоровья, улучшение качества жизни.

• Введение ребенка в спортивную деятельность, освоение им таких основополагающих двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, подъем и переноска тяжестей, метание, равновесие, защита, постижение жестов человеческой моторики и тем самым развитие способностей к действию и приспособлению к окружающему миру, в котором усиливаются процессы урбанизации и индустриализации.

• Освоение таких способов поведения, которые значимы в сегодняшнем обществе: действия безопасности, передвижения, плавания, утилитарные жесты, знакомство детей и молодежи с природой, жизнью во время отдыха (в палатке, в период путешествия, при передвижении на велосипеде, на парусных лодках, виндсерфинге, гребных судах, во время бега на лыжах)


В качестве целей физического воспитания называются содействие гармоничному физичес­кому и психическому развитию, удовлетворение потребностей в движении и игре, содействие общему развитию личности в интеллектуальной, эмо­циональной, поведенческой, социальной, а также в телесной и двигательной областях. Встречаются и такие формулировки целей и задач, как овладе­ние основами популярных видов спорта и по воз­можности выработка умения самостоятельно дей­ствовать в течение всей жизни, содействие укреп­лению физического и общего здоровья, улучше­ние качества жизни.

Другие значимые цели и задачи физического воспитания — введение ребенка в спортивную деятельность, освоение им таких двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, ла­занье, подъем и переноска тяжестей, метание, рав­новесие, защита, постижение жестов человечес­кой моторики и тем самым развитие способнос­тей к действию и приспособлению к окружающе­му миру, в котором усиливаются процессы урба­низации и индустриализации. Правильно органи­зованное физическое воспитание гарантирует ос­воение таких способов поведения, которые зна­чимы в сегодняшнем обществе: действия безопа­сности, передвижения, плавания, утилитарные жесты. Физическое воспитание может также по­мочь снизить внутреннее напряжение, особенно с помощью музыки, содействует выработке эсте­тических вкусов (чувств).

Отмечается, что ребенка следует не только обучать разным двигательным действиям, предо­ставлять ему широкие возможности для занятий играми и спортом, но и готовить к преодолению исключительных (экстремальных) ситуаций.

Наконец, в странах Западной Европы в цели и задачи физического воспитания (см. таблицу) вхо­дит знакомство детей и молодежи с природой, жиз­нью во время отдыха . Данные виды двигательной активности рассматриваются как хороший повод для контактов, согласованных и кооперативных дей­ствий не только друг с другом, но и между детьми и воспитателями, родителями, другими взрослыми.

Таким образом, очевидно, что в странах За­падной Европы весьма широки постановка и трак­товка целей и задач физического воспитания уча­щихся школ, которые, хотя и вполне согласуются с пониманием и формулировками целей и задач физического воспитания в России, однако по сво­ему объему, насыщенности и направленности пре­восходят наши представления.


^ 2. Инновационный подход к физическому

и духовному воспитанию школьников

В настоящее время интенсивность образовательного процесса в об­щеобразовательных школах, увеличение объема часов на статические предметы, нарушение режима отдыха учащихся и ряд других факторов все больше спо­собствуют ухудшению физического и психического здоровья школьников. Неудовлетворительный уровень физической подготовленности школь­ников во многом связан с отсутствием серьезных стимулов к освоению под­растающим поколением физкультурных ценностей. Реализуемые в школах регламентированные программы по физической культуре часто не решают проблемы формирования у детей мотивов к регулярной двигательной актив­ности (ДА). Одним из наиболее эффективных подходов в сложившейся ситуации является преобразование системы физического воспитания в школе с учетом индивидуальных интересов школьников и создания усло­вий для формирования у них устойчивой потребности в освоении ценнос­тей физической культуры и здорового стиля жизни [8].

В то же время нормальный уровень двигательной активности ДА уча­щихся и, как следствие, достаточное развитие физических качеств и фун­кциональных систем организма не могут быть обеспечены на уроках физической культуры, проводимых в объеме 2 ч в неделю. Поэтому модернизация содержания учебных программ по физической культуре должна сопровождаться из­менением в организации внешкольной работы.

Реальное решение данной проблемы, по нашему мнению, возмож­но лишь при условии, что наряду с совершенствованием школьных учеб­ных программ по физическому воспитанию получат дальнейшее разви­тие системы дополнительного образования, внеклассные формы заня­тий по физической и спортивной подготовке, а также самостоятельные занятия школьников по физическому самосовершенствованию. Поло­жительный эффект может быть достигнут посредством проведения учебных занятий от трёх до пяти раз в неделю, дополнительного часа ДА на спортивных сооружениях и школьных площадках, путем вовлечения школьников в различные подвижными спортивные соревнования и конкурсы. Такой подход более приемлем для учащихся младших классов. Внедренная в 80-е гг. прошлого столетия во многих школах страны данная система борьбы с гипокинезией, по заключению специалистов Госкомспорта СССР и ВНИИФКа, полностью себя оправ­дала.

В высокоразвитых странах накоплен большой опыт приобщения на­селения к ценностям физической культуры и спорта. Так, в ФРГ немалый успех в борьбе с гипокинезией был достигнут путем повсеместного вне­дрения общенациональной программы Триммеровского движения, три­аду которой составляли:

Можно привести и ряд других зарубежных и оте­чественных программ последних лет, таких как «Спорт для всех», «Дети России образованны и здоровы -ДРОЗД» и других, направленных на привлечение де­тей и молодежи к систематическим занятиям физи­ческой культурой и спортом. Однако, на наш взгляд, в большинстве из них не прослеживаются привлека­тельные для молодежи стимулы, обеспечивающие активное мотивированное участие учащихся в пред­ложенных программах.

Большинство из опрошенных нами учителей фи­зической культуры (74,3%) и родителей школьников (63,8 %) считают, что добиться осознанной потреб­ности учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и здоровом -образе жизни возможно только при кардинальном изменении их мента­литета, негативных поведенческих и жизненных уста­новок, сформированных под воздействием широко рекламируемого образа далеко не лучшей части на­шей и зарубежной молодежи, жизненное кредо кото­рой - разрушительная, ярко выраженная иждивен­ческая деятельность с характерными для нашего вре­мени пороками - жестокостью, унижением личности; курением, алкоголизмом, наркоманией, развратом и др.

Не могут изменить сложившуюся в стране нега­тивную ситуацию с физической подготовленностью молодежи предпринимаемые попытки «вдохнуть но­вую жизнь» в комплекс ГТО, являвшийся фактически девизом для молодежи быть «Готовым к труду и обо­роне». Главной движущей силой молодежи в подготовке по комплексу ГТО была сформированная уве­ренность в своей причастности, личном вкладе каж­дого в выполнение общегосударственных задач. Се­годня, когда плоды изнурительного труда многих по­колений граждан нашей страны достались тем, кто их не создавал, а воинская служба стала малопрестиж­ной, маловероятно, что молодежь станет себя гото­вить к новым трудовым свершениям и ратным подви­гам. Следовательно, нужны другие подходы, объеди­няющие идеи и образы, воплощение которых прине­сет осязаемую пользу как обществу в целом, так и каждому его члену.

Таким образом, разработка и внедрение про­грамм физического развития, направленных на попу­ляризацию физической культуры и здорового образа жизни, одна из актуальных задач нового тысячелетия.

Анализ результатов семилетней работы коллек­тива МГАФК по внедрению Комплексной программы физического и духовного воспитания школьников «Спорт - альтернатива вредным привычкам» в шко­лах пос. Малаховка и Ногинского района Московс­кой области позволяет утверждать, что физическая культура и спорт - уникальное средство не только физической подготовки и укрепления здоровья, но и опосредованного решения многих воспитательных задач по формированию личностных ценностей, жиз­ненных позиций и мотиваций подрастающего поколе­ния. В настоящее время возможности физической культуры и спорта в физическом и духовном воспи­тании школьников еще не полностью раскрыты и ис­пользуются недостаточно.

Для решения данной проблемы в предложенной программе был выбран системный комплексный подход по объединению поставленных задач в единое целое с использованием в качестве мотивации естественного интереса молодежи к соревновательной деятельности, лидерству.

Большой выбор программных мероприятий, их разносторонняя спортивная, образовательная и культурная направленность способствовали широкому привлечению к ним школьников в соответствии с их подготовленностью и интересами, дали возможность проявить себя и внести свой вклад в командный результат школы.

Основная цель мероприятий предусмотренных программой - приобщение школьников к системати­ческим занятиям физической культурой и спортом как непременному условию формирования их гражданс­кой позиции, здорового образа жизни посредством

В разработанной программе все программные мероприятия проводились в два этапа: I этап - про­ведение мероприятий в школах по возрастным груп­пам учащихся и формирование сборных команд. II этап - финальные соревнования между сборными командами школ пос. Малаховка на базе МГАФК под руководством преподавателей и студентов соответ­ствующих специализаций.

Организацию и проведение мероприятий осуще­ствляли МГАФК, Московская областная олимпийская академия, Администрация пос. Малаховка, редакция газеты «Малаховский вестник», Администрация гимна­зии № 46 и общеобразовательных школ № 47, 48 и 52.

Разработанная в МГАФК и внедренная в пос. Малаховка программа включает следующие разделы;

• Спортивные соревнования и конкурсы по раз­делу «Спортивная юность». В них включены соревнования по баскетболу, волейболу, мини-футболу, фут­болу, школьному спортивному троеборью. Соревно­вания проводятся среди девушек и юношей по воз­растным группам (5-7-е, 8-9-е и 10-11-е классы). Па­раллельно с проведением спортивных игр по прави­лам соревнований для стимулирования освоения уча­щимися видов спорта проводятся конкурсы по владению основными техническими действиями (элементами) указанных видов спорта.

• Мониторинг физической подготовленности школьников 5-11-х классов - соревнования по школь­ному спортивному многоборью «Физическое совер­шенство» (ноу-хау). В многоборье включены естествен­ные физические упражнения, являющиеся основой дви­гательной деятельности человека: бег, прыжки, подтя­гивания, отжимания, наклоны. Оценочные таблицы, раз­работанные НИИТ МГАФК и специалистами академии, прошли семилетнюю апробацию и корректировку на основе аналитической обработки более 20 ООО резуль­татов тестирования школьников Люберецкого и Ногин­ского районов Московской области. Состав упражне­ний, включенных в многоборье, и система их оценива­ния отвечают следующим требованиям:

Результаты, показанные участниками в соревно­ваниях по спортивному многоборью, оцениваются по сумме очков, набранных в каждом виде испытаний. Очки в каждом из видов программы многоборья на­числяются в соответствии с оценочными таблицами. По результатам тестирования определяются уровень общей физической подготовленности участников, а также отстающие в развитии физические качества, на тренировке которых должны быть сосредоточены уси­лия в последующий период.

Для стимулирования школьных и самостоятель­ных занятий учащихся по физическому самосовер­шенствованию разработаны классификационные тре­бования, почетные знаки «Физическое совершенство» и свидетельства (см. www.mgafk.ru).

Специально разработанная компьютерная про­грамма позволяет автоматически переводить показан­ные участниками результаты (метры, секунды, количе­ство раз) в очки, выявлять у них отстающие в развитии физические качества, а также спортсменов, выполнив­ших нормативы «Физическое совершенство». Создан­ный на основе ежегодного мониторинга банк данных позволяет в динамике проследить физическую подго­товленность учащихся за период обучения в школе с 6-го по 11-й класс, определить эффективность заня­тий по физической подготовке в школе.

Эффективность внедрения соревнований по школьному спортивному многоборью «Физическое совершенство» выразилась в повышении мотивации школьников к выполнению нормативов комплекса и хорошей организации их самостоятельной работы по повышению уровня своей физической подготовлен­ности, что подтверждается данными сравнительного анализа и динамикой показателей физической подго­товленности школьников Ногинского района. Так, по результатам первого мониторинга, проведенного в 2004 г., только 27 школьников выпускных 9-х и 11-х классов выполнили нормативы на золотой знак «Фи­зическое совершенство», а в 2006 г. - уже более 600 школьников тех же классов были удостоены это­го знака.

Начиная с 2005 г. школьное спортивное много­борье было включено в республиканские фестивали, проводимые по программе «Дети России образован­ы и здоровы».

Одним из любимых школьниками мероприятий является конкурс «Все за одного, один за всех!». В течение двух дней команды школ участвуют в десяти мероприятиях различной направленности: соревну­ются в шахматах, настольном теннисе, конкурсах на лучший рисунок по заданной тематике и знатоков спорта, различных эстафетах и играх.

Большое место в программе отводится патрио­тическому воспитанию молодежи на конкретных при­мерах из героического прошлого Российского госу­дарства, ее выдающихся представителей. Ежегодно юбилейным историческим датам посвящаются 10-12 викторин, каждая из которых содержит 20-25 вопросов. Так, в 2005/06 учебном году тематика викторин и конкурсов была посвящена 60-летию По­беды советского народа в Великой Отечественной войне. По десяти викторинам основных сражений, опубликованных в газете «Малаховский вестник», школьниками было представлено более 1000 пра­вильных ответов. При подготовке ответов на многие вопросы викторины участникам приходилось прибе­гать к поиску информации в специальной литерату­ре, что способствовало повышению их грамотности. На заключительный этап конкурса рисунков школами были вынесены 74 лучшие работы и 18 очерков школьников о своих родственниках - участниках ВОВ.

В программу 2006/07 учебного года «Истори­ческое наследие» включены знаменательные события, исторические факты, биографии выдающихся лично­стей в области литературы и искусства, науки и техни­ки, а также сведения о морских походах и сражениях, об истории развития Вооруженных Сил, родов войск и вооружений Российской и Советской армий.

Конкурс «Знаю и умею» (6+1), проводимый во время мероприятий «Спортивная юность» с болельщиками команд. Ведущий за­дает вопрос по спортивной тематике, а школьник, который первым правильно ответил на поставлен­ный вопрос, по заданию ведущего выполняет физи­ческое упражнение (теоретические вопросы и кон­курсные упражнения подбираются с учетом возраста участников и школьной программы). Участник, правильно выполнивший упражнение, получает именное свидетельство и сувенир. Эксклюзивные свидетельства разрабатываются и издаются Научно-методическим центром инновационных физкультур­но-оздоровительных технологий МГАФК «Маяк». Сви­детельства раскрывают образ выдающихся представителей разных направлений деятельности, их зас­луг перед Отечеством, жизненное кредо, напутствие для юных соотечественников. Всего за прошедший период было издано 46 свидетельств, освещающих жизненный путь выдающихся военных деятелей, пи­сателей, поэтов, ученых, представителей спортивной мировой элиты общим тиражом более 1100 экзем­пляров. Их обладателями стали 965 учащихся, а с содержанием ознакомилось абсолютное большин­ство учащихся 5-11-х классов. Для школьников, со­бравших в течение учебного года коллекцию таких свидетельств (не менее 6), были учреждены специ­альные дипломы и призы.

Для учащихся 10-11-х классов в рамках допри­зывной подготовки проводятся соревнования по пре­одолению военизированной полосы препятствий и стрельбе из малокалиберной винтовки.

Ежегодно, накануне празднования очередной годовщины Победы советского народа в ВОВ, в пос. Малаховка проводится легкоатлетическая эстафета, участниками которой являются команды учащихся общеобразовательных школ и студентов всех специ­ализаций МГАФК. На финише участники возлагают цветы к памятнику павшим воинам, награждают по­бедителей ветераны ВОВ.

Для демонстрации школьникам пагубных по­следствий табакокурения и употребления спиртных напитков, а также возможностей физической культу­ры и спорта в укреплении здоровья и повышении фи­зических возможностей человека разработана и чи­тается мультимедийная лекция «Спорт - альтернати­ва вредным привычкам».

Ежегодная комплексная программа завершает­ся проводимым в конце учебного года праздником «Спорт для всех», в котором каждый из школьников может испытать себя более чем в 40 мини-соревно­ваниях, играх и конкурсах, получить свидетельства об одержанных победах и сладкие призы. Здесь же ру­ководители пос. Малаховка и МГАФК объявляют об­щекомандные результаты школ по всей программе и награждают победителей. На празднике лучшие спортсмены академии и юные воспитанники Детско-юношеского спортивного центра, в котором трени­руются более 400 школьников пос. Малаховка, де­монстрируют свое спортивное мастерство.

После завершения праздника проводится «круг­лый стол», на котором организаторы обсуждают ито­ги выполнения программы и намечают основные за­дачи на предстоящий учебный год. Так, в Программу 2006/07 учебного года были внесены дополнитель­ные мероприятия для учащихся 1-2-х классов под общим названием «В мире сказок» и 3-4-х классов - «Народная мудрость в баснях И. А. Крылова».

Объективные данные свидетельствуют, что в пос­ледние годы среди школьников пос. Малаховка зна­чительно сократились правонарушения, заметно по­высился их интерес к учебным занятиям по физичес­кой культуре и спорту, участию в мероприятиях по программе «Спорт - альтернатива вредным привыч­кам», к героическому прошлому нашего народа в борьбе за независимость и приумножению славы на­шей Родины, исторической роли ее лучших предста­вителей, дела и жизнь которых действительно достой­ны подражания нашей молодежи, формирования у нее гражданской ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества.

Полученные экспериментальные данные под­твердили эффективность предложенной программы физического и духовного воспитания школьников. На основе педагогических наблюдений, тестирования школьников, анкетирования учителей и родителей уча­щихся можно сделать вывод, что Комплексная про­грамма физического и духовного воспитания школь­ников «Спорт - альтернатива вредным привычкам» как воспитательный метод помогает развитию субъек­тивного мира молодого человека, позволяет повы­сить его собственную активность, способствует фор­мированию ценностных ориентации, самостоятель­ности в решении сложных нравственных и социальных проблем, а также физической подготовленности, по­вышает стремление к здоровому образу жизни. Ком­плексная программа, как целенаправленно органи­зуемая деятельность, позволяет формировать основ­ные психологические качества, лежащие в основе раз­витой личности: активность, стремление к самореа­лизации, сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные ценности, убеждения, по­требности. Развитие потребностно-мотивационной сферы определяет характер формирования конкрет­ных черт и качеств личности: ответственности и чув­ства внутренней свободы, собственного достоин­ства, самоуважения и уважения к другим, честности и совестливости, патриотичности, готовности к соци­ально необходимому труду, наличию твердых идеалов, инициативности и дисциплинированности, желания и умения понимать других и требовательности к себе, способности размышлять, т. е. тех личностных качеств молодежи, которые претерпели деформацию в слож­ных условиях реформирования государственного устройства, расчленения общества.

Комплексная программа физического и духов­ного развития школьников «Спорт - альтернатива вредным привычкам» была рассмотрена Комитетом по физической культуре и спорту Государственной Думы и рекомендована для внедрения в субъектах Российской Федерации, отмечена ее высокая эффек­тивность, теоретическая и практическая значимость. Указанная Программа удостоена Гран-при VIII Фес­тиваля вузов физической культуры РФ в номинации «Спорт для всех».



  1. ^ Индивидуальный подход как один из важнейших принципов базового курса физического воспитания

в общеобразовательной школе


Вследствие новых тенденций в образовании в области разви­тия базовой физической культуры поставлены задачи, решение ко­торых зависит от разработки и обоснования инновационных тех­нологий, механизмов их внедрения в практику образовательных шкод, Модернизация школьного образования предполагает реали­зацию принципа вариативности программ по физической культу­ре, использование в физическом воспитании научно-технологичес­ких достижений спортивной культуры в рамках общеобразователь­ной школы, что дает возможность выявить неиспользованные ре­зервы для укрепления здоровья, гармоничного развития, повыше­ния умственной и физической активности подрастающего поколе­ния.

Профессором В. К. Бальсевичем и его учениками неоднократ­но приводились данные о несовершенстве классно-урочной фор­мы проведения занятий по физической культуре. Классно-уроч­ная форма, базирующаяся на стандартно-нормативном подходе, когда з качестве модельных характеристик для определенной груп­пы учащихся используются стандартные популяционные норма­тивы, создает видимый эффект хорошей организации, но не вы­держивает проверки временем из-за полного несоответствия его духу. Современные представления биологии, теоретической меди­цины и психологии сводятся к тому, что для оптимизации состоя­ния человека необходим индивидуализированный подход. Анало­гичные выводы делают многие специалисты, занимающиеся про­блемами физической культуры. В соответствии со сказанным индивидуализация процесса физического воспитания в школе — один из важнейших компонентов модернизации школь­ной физической культуры. Причем в этом случае принципиально признание приоритета индивидуализированных тренировочных воздействий [3-5].

Методологическая установка на создание условий, необходи­мых для достижения этой цели, может быть дана в формулировках основных направлений и функций модернизированной инфраструк­туры физической культуры в общеобразовательной школе. Следу­ет сформировать инфраструктуру физического воспитания в шко­ле, обеспечивающую приоритет индивидуализированных трениро­вочных воздействий. Направления поиска резервов совершенствования школьного физкультурного образования многоплановыми охватывают различные формы организации и методики. Можно выделить пять основных подходов.

Первый ориентирует главным образом на освоение знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных уме­ний и навыков. Отстаивается доминирующая роль общеобразова­тельной направленности урока. Одна из основных задач физичес­кого воспитания в школе — формирование у учащихся потребнос­ти в личном физическом совершенствовании. Достигнуть такого результата можно только при решении ряда промежуточных задач: воспитания у школьников устойчивого интереса к занятиям физи­ческими упражнениями, формирования навыков и умений самосто­ятельных занятий, овладения методами самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Второй — тренировочный урок физической культуры - выполняет биологическую функцию, выступает в качестве фактора физического раз­вития и оптимизации умственной работоспособ­ности учащегося, акцент делается на значимости тренировочного эффекта. Решить эту задачу в об­щеобразовательных учреждениях учителя пыта­ются путем решения частных вопросов методики преподавания.

Личный опыт и анализ научно-методической литературы дают основание утверждать что в рамках первого и второго подходов реали­зовать приоритет тренировки и индивидуализированных тренировочных воздействий не представ­ляется возможным. Классно-урочная форма про­ведения занятий не позволяет достигнуть требуе­мого результата по ряду причин.

Во-первых, реальные временные возможно­сти школьного урока физической культуры пре­дельно ограниченны для развертывания адаптаци­онных процессов, обеспечивающих должную фи­зическую подготовку и приобретение техническо­го мастерства, а как следствие этого — не пред­ставляется возможным воспитать у детей потреб­ности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и реализовать образовательную направленность урока.

Во-вторых, нерешенность проблемы сочета­ния массовости образования в подавляющем боль­шинстве учебных заведений разного типа, базиру­ющегося на школьном классе как основной фор­ме организации учебного процесса, и необходимо­сти индивидуализации процесса обучения. Жестко программированные системы физического воспитания, основанные на стандартно-норматив­ном подходе, создают видимый эффект хорошей организации, но не выдерживают проверки вре­менем из-за полного несоответствия его требова­ниям.

^ Третий подход — спортивно ориентирован­ный — основан на рациональном сочетании классно-урочной и секционных форм занятий опреде­ленными видами спорта. Очевидно, что сочетание обучения двигательным действиям с развитием физических качеств повысит эффективность уро­ка физической культуры.

Однако следует отметить недостаточное ко­личество детских спортивных школ и их сконцен­трированность преимущественно в городах. У по­давляющего большинства школьников, даже у тех немногих, кто ощущает потребность в физической активности, мало шансов проявить себя и полу­чить возможность заниматься в детской спортив­ней школе, поскольку эти учреждения в основном заинтересованы в поиске спортивных талантов, причем только в тех видах спорта, которые культивируются в ее отделениях. Следует также учитывать имеющиеся в литературе сведения о том, что от 70 до 95 % учеников могут иметь отклоне­ния в состоянии здоровья и занятия по програм­мам обучения детских спортивных школ, сориен­тированных на достижение занимающимися вы­соких спортивных результатов, для части этой ка­тегории учащихся, несомненно, сопряжены с из­вестным риском для их здоровья.

Четвертый — комплексный — подход к по­строению процесса физического воспитания уча­щихся обеспечивает интеграцию всех форм фи­зического воспитания. Урок физической культу­ры увязан с предусмотренными программой вне­урочными формами занятий физическими упраж­нениями. Их характерной особенностью являет­ся добровольность. Даже при условии функцио­нирования комплексной программы по физичес­кому воспитанию большинство из форм необяза­тельны для посещения школьниками. Результатив­ность этой формы работы зависит не только от учителя физической культуры: она обеспечивает­ся совместными усилиями директора школы, его заместителей, физкультурного актива учащихся старших классов, шефствующих организаций, родителей.

Пятый — отказ, от традиционной классно-урочной системы и проведение занятий в учебно-тренировочные группах на основе конверсии эле­ментов спортивной культуры учебно-тренировочного процесса в интересах их использования в учебном процессе обычной средней школы.

В данном случае в одной параллели классов организация трехразовых занятий в неделю бази­ровалась не на школьном классе, а на учебно-тре­нировочных группах, сформированных на базе этой параллели классов с учетом особен­ностей развития двигательных качеств.

В рамках четвертого и пятого подходов разработана методика индивидуализированных тренировочных воздействий в соответствии с тре­бованиями индивидуально-групповой организа­ции учебного процесса и с учетом развития двига­тельных качеств школьников, основанную на ис­пользовании современных данных теории и мето­дики физического воспитания.

В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не от­дельного ученика, а группы учащихся, обладающих сходными качествами; 2) принимаются во внима­ние .лишь те особенности и их компоненты, кото­рые важны с точки зрения обучения и тренировки, участия в соревнованиях; 3) иногда некоторые свойства или состояния учитываются лишь в том случае, если это важно для данного ученика (напри­мер, перенесенная болезнь или травма); 4) индиви­дуализация реализуется не во всем объеме учебно-воспитательной деятельности, а эпизодически, и интегрирована с неиндивидуализирозанной рабо­той. Таким образом, индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ученика; чаще всего она ограничивается контролем группы учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств. Последнее отвечает тре­бованиям индивидуально-групповой организации учебно-тренировочного процесса.

Первостепенным вопросом в решении про­блемы индивидуализации процесса физического воспитания в образовательной школе является вопрос выявления объективных критериев, на ко­торых должна базироваться эта индивидуализа­ция. Совершенно очевидно, что в качестве таких критериев должны быть выбраны один или не­сколько наиболее информативных показателей, связанных с глобальными характеристиками че­ловеческого организма. Управлять большим чис­лом индивидуальных особенностей школьника учитель не в состоянии.

Результаты собственных исследований свиде­тельствуют, что в качестве фундаментальных кри­териев индивидуализации процесса физического воспитания можно использовать особенности раз­вития двигательных качеств учащихся, когда на­правленность тренировочных воздействий опре­делялась степенью выраженности выносливости и скоростно-силовых качеств.

Нами выполнен сравнительный анализ пара­метров физической подготовленности 11-12-лет­них школьников, занимающихся в учебно-трени­ровочных группах и на базе школьного класса — классно-урочная форма проведения занятий пос­ле годичного педагогического эксперимента. За­нятия проводились три раза в неделю, учебно-тре­нировочные группы формировали с учетом осо­бенностей развития двигательных качеств. Учащиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах, по сравнению со школьниками, занимающимися по классно-урочной форме, при одинаковых временных затратах показали более высокие результаты во всех тестов. В беге на 60 и 1000 м улучшения были статистически значимы­ми (р<0,05). Эффективность данного подхода обусловлена рядом факторов.

Во-первых, формирование учебно-трениро­вочных групп с учетом вышеописанных условий позволило индивидуализировать процесс физи­ческого воспитания, обеспечить конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создать условия для интенсификации физической подготов­ленности учащихся.

Во-вторых, в нашем случае педагогические воздействия не направлены на изменение органи­зации нейродинамических процессов человека. Это — достаточно консервативные механизмы, причем их значительное изменение может приве­сти к неблагоприятным последствиям. Высокая степень генетической детерминированности скоростно-силовых проявлений, выносливости и зависимость этих качеств от свойств центральной нервной системы не вызывает сомнений. Один из основоположников спортивной физиоло­гии — А. Н. Крестовников, опираясь на фундамен­тальные труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского, эксперимен­тально исследовал, индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности в спорте. А. Н. Крестовников [32] указывал, что дви­гательная деятельность человека — внешнее проявление процессов, протекающих в центральной нервной системе, а особенности функционирования двигательного аппарата каждого спортсмена зависят от типа нервной системы, что имеет немаловажное значение в выполнении различных движений, требующих либо большой выносливости, либо значительной быстроты. Поэтому если педагогические воздействия направлены на доминирующие у учеников двигательные качества, то в этом случае индивидуализация педагогических воздействий соответствует организации нейродинами­ческих процессов школьников и будет способствовать эффективному формированию физических и духовных кондиций личности.

В-третьих акцентируя педагогические воз­действия на доминирующие двигательные каче­ства, педагог адресно влияет на специфически наи­более развитые физиологические функции, что позволяет задать высокий уровень тренировочной нагрузки, механизм физиологической адаптации в этом случае - глобальный специфический, спо­собствующий положительному переносу в разви­тии двигательных качеств.

В-четвертых, оптимальное развитие двига­тельных качеств как первоочередная задача школьной физической культуры в совокупности с профессиональным умением учителя быстро и точно определять уровень их развития позволяет эффективно выбирать варианты индивидуализа­ции.

^ 4. Третий урок физической культуры

в общеобразовательной школе


В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы . Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубля­ется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на об­щеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной ак­тивности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью [33]. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число хронически боль­ных детей и количество детей «группы риска» [28, 52].

Как показали проведенные исследования, наиболее типичны для старшеклассников нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а так­же негармоничное физическое развитие (рис. 1).

В условиях чрезмерной учебной нагрузки и выраженного хро­нического утомления интенсификация использования средств фи­зического воспитания, как правило, не оказывает существенного оздоровительного эффекта.

Один из путей выхода из кризисной ситуации — разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию [9] и ис­пользование комплекса оздоровительных мероприятий [60], что мож­но успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) уро­ка физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффек­тивно и более индивидуализированно проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста [34],

Введение третьего урока физической культуры в систему фи­зического воспитания учащихся средней (полной) общеобразова­тельной школы позволит:





Формирование содержания третьего урока пу­тем механического расширения материала существу­ющих программ по физическому воспитанию, пере­насыщенных элементами разных видов спорта, не позволяет эффективно осуществлять оздоровитель­ную работу, поскольку дополнительная физическая нагрузка на фоне интенсивной учебной деятельнос­ти может усугубить негативные тенденции. В этой связи было разработано содержание третьего урока физической культуры (оздоровительной направлен­ности) для учащихся старшего школьного возраста.

В исследовании использовали анкетирование учащихся для оценки уровня сформированности культурологических стремлений (КС): нравствен­ных, психорегулятивных, телесно-регулятивных, эстетических, познавательных; социально зна­чимых качеств личности (СЗКЛ): уважение к ок­ружающим, желание приносить пользу, трудолю­бие, творчество, целеустремленность; тревож­ности, а также основных мотивов занятий фи­зической культурой (укрепление здоровья, обще­ние, смелость, подготовка к профессиональной деятельности, удовлетворение тренировкой, само­утверждение и самореализация).

Дополнительно исследовали уровень сформи­рованности культуры движений по каждому уп­ражнению в соответствии с имеющимися реко­мендациями [7] (по пятибалльной системе), после чего высчитывали средний балл для каждого ис­пытуемого. Знания по физической культуре оце­нивали (по пятибалльной шкале) в соответствии с правильностью ответов, полнотой и умением при­менять их на практике.

Уровень развития основных двигательных ка­честв оценивали также по пятибалльной системе в соответствии с нормативами, приведенными в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [43].

Была составлена педагогическая характери­стика учащихся, в которой по пятибалльной сис­теме оценивались: интерес к учебной деятельнос­ти, работоспособность, агрессивность, эмоцио­нальная устойчивость, уровень концентрации вни­мания, усидчивость.

^ Педагогический эксперимент был проведен в течение одного учебного года. В исследовании участвовали 78 учащихся 10-х классов. Конт­рольную группу (КГ) составили 38 человек; экспе­риментальную (ЭГ) — 40. Уроки физической куль­туры в КГ проводились в соответствии с комплек­сной программой физического воспитания [3], а в ЭГ — в соответствии с разработанным содержанием третьего урока физи­ческой культуры в неделю.

При определении содержания эксперимен­тальной программы по физической культуре уча­щихся 10-х классов использовали критерии доступ­ности, эффективности, всесторонности, соответ­ствия эстетическим требованиям, удовлетворения ведущих (наиболее сформированных) мотивов за­нятий физической культурой у старшеклассников.

Содержание третьего урока физической культуры, а также время выполнения каждого раз­дела на одном уроке приведены в таблице:



В содержание третьего урока физической культуры входят следующие упражнения.

^ 1. Упражнения на внимание. Для формиро­вания навыков концентрации внимания отобраны упражнения на гимнастическом бревне (ходьба с различной амплитудой движений, ускорениями; ходьба с махами ногами и поворотами на носках; стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед; равновесие на одной ноге; упор присев; соскоки); жонглирование руками и ногами волейбольными и теннисными мячами; многократные передачи и ловля баскетбольного мяча различными способа­ми в парах; передачи и ловля волейбольного, тен­нисного мяча: от пола (с отскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; броски баскетбольного мяча в корзину разными способами; метание малых мячей в цель с места и в движении.

^ 2. Упражнения для профилактики наруше­ний осанки. Используются статические позы из системы Хатха-йоги, которые служат надежным средством профилактики искривлений позвоноч­ного столба: «Лук», «Дерево на одной ноге», «Кресло», «Ласточка», «Наклон вперед сидя», «Кобра», «Треугольник», которые формируют навык правильной осанки, развивают мышцы рук, ног, плечевого пояса и спины, улучшают чувство равновесия, расширяют грудную клетку.

^ 3. Физическая подготовка. Включает упраж­нения в беге (в том числе с отягощением); пере­движения в висе; переноску набивных мячей; под­вижные игры с силовой направленностью; упраж­нения на перекладине, прыжки в длину, высоту и «глубину»; упражнения со скакалкой; челночный бег 5 х 6 м; лазанье по канату; отжимания от пола.

^ 4. Дыхательная гимнастика. Направлена на тренировку диафрагмы, мышц живота и грудной клетки, а также формирование элементарных на­выков рациональных дыхательных движений. В качестве средства их формирования использует­ся дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

^ 5. Спортивные игры: волейбол, футбол, бас­кетбол. Проводятся по Комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразо­вательной школы.

6. Упражнения для профилактики простуды выделены в три блока. Блок 1 — упражнения д\я укрепления мышц шеи, что является надежным средством профилактики тонзиллита и фаринги­та. Блок 2 — статические «Асаны» системы Хат­ха-йоги: удержание поз в наклонах вперед, назад, в стороны из основной стойки, сгибание и разги­бание туловища в положении лежа. Блок 3 — ды­хательные упражнения: глубокое ритмичное ды­хание, дыхание с резкими выдохами, поперемен­ное дыхание через левую и правую ноздрю.

^ 7. В системе психорегуляции использованы упражнения из разных систем физического вос­питания и оздоровления, используемые для фор­мирования устойчивости к нежелательным эмоци­ональным реакциям — страху, волнению, обидам, тревогам. Все упражнения классифицированы в три блока. Блок дыхательных упражнений — ды­хание в быстром темпе, ритмичное дыхание, уг­лубленное дыхание. Блок статических поз систе­мы Хатха-йоги и стойки системы Цигун. Блок дина­мических упражнений — «Спонтанный танец» (танцевальные движения под музыку); комплекс из системы Хатха-йоги (серия динамических уп­ражнений «Приветствие Солнцу», состоящая из 12 положений, выполняемых последовательно).

8. ^ Знания сообщаются учащимся по ходу выпол­нения упражнений. Отобраны темы, которые спо­собствуют созданию у школьников навыков само­стоятельных занятий физической культурой: мето­дика проведения оздоровительного занятия, разви­тие двигательных качеств, приемы психорегуляции и формирования внимания, основы дыхательной гимнастики, профилактика простуды и нарушений осанки, гигиена оздоровительных занятий.


^ Эффективность разработанного содержания третьего урока для учащихся 10-го класса оцени­валась в ходе исходного и итогового тестирований. Исходное тестирование не выявило статистичес­ки достоверных различий между исследованными показателями контрольной (КГ) и эксперимен­тальной (ЭГ) групп. После проведения педагоги­ческого эксперимента в течение учебного года получены следующие данные. У юношей ЭГ по всем исследованным показателям зарегистриро­ваны достоверно более высокие уровни по срав­нению с юношами КГ (рис. 2).

Итоговое тестирование в группах девушек показало картину, практически аналогичную та­ковой групп юношей (рис. 3). Отмечено достовер­ное превышение исследованных показателей в ЭГ, за исключением уровня двигательной подготовленности где различий между группами не выяв­лено.

^ Уровни сформированности мотивов занятий физической культурой в КГ и ЭГ юношей статис­тически достоверно выше у представителей ЭГ, за исключением мотива общения (рис. 4).

^ Уровни сформированности исследованных мотивов к занятиям физической культурой деву­шек обеих групп статистически достоверно выше у представительниц ЭГ, за исключением мотивов общения и смелости, где различий не выявлено (рис. 5).

Тревожность в объединенной (КГ и ЭГ) груп­пе юношей и девушек показала следующую кар­тину (рис. 6).

Выявлено, что количество старшеклассников, имеющих высокий уровень тревожности, досто­верно меньше в ЭГ юношей и девушек. Количество испытуемых в ЭГ с низким уровнем тревожности достоверно больше по сравнению с КГ. Количество старшеклассников со средним уровнем тревожно­сти практически одинаково в обеих группах.

^ Педагогическая характеристика учащихся (данные юношей и девушек объединены) КГ и ЭГ после проведения эксперимента представлена на рис. 7.

Выявлено, что все исследованные показатели педагогической характеристики достоверно луч­ше у представителей ЭГ по сравнению с показа­телями их сверстников из КГ.

Таким образом, можно заключить, что разра­ботанная программа третьего (оздоровительного) урока физической культуры способствует повы­шению у школьников старших классов культуро­логических стремлений и социально значимых качеств личности, а также культуры движений, двигательной подготовленности и уровня знаний по физической культуре. При этом уровень теку­щей тревожности имеет тенденцию к снижению. Наиболее эффективно формируются телесно-ре­гулятивные, эстетические и познавательные куль­турологические стремления; социально значимые качества личности: желание приносить пользу; трудолюбие; целеустремленность, а также моти­вы занятий физической культурой: чувство удов­летворения физкультурной деятельностью; чув­ства самореализации и самоутверждения. Педаго­гическая характеристика в ЭГ была лучше, чем в КГ юношей и девушек.






storya-ta-arhtektura-sof-kivsko.html
stounhendzh-predislovie.html
stoyanka-iii-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
stoyanka-pered-kosmovokzalom-bila-perepolnena-i-alise-prishlos-minut-pyat-kruzhit-nad-nej-poka-ne-osvobodilos-mesto-dlya-eyo-flipa-ona-proletela-sovsem-nizko-n-stranica-5.html
stoyanka-perevel-s-ukrainskogo-s-g-kulibaba.html
stoyanka-xx-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-politika-i-upravlenie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastie-v-konferenciyah-laboratoriya-informacionnih-tehnologij-v-sistemnom-analize-i-modelirovanii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-metodi-razvitiya-ekologicheskoj-refleksii-v-sisteme-mnogourovnevogo-obrazovaniya-studentov-vuzov.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-predmetu-ritorika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi-stranica-75.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-prorektor-po-uvr-1-kursa-kolledzha-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radio-19-mayak-novosti-09-03-2005-11-00-00-19.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-071203-iskusstvo-tanca-po-vidam-moskva-2011-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-gruppi-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-chast-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-n-v-ribnikovoj-direktora-bou-omskij-centr-proforientacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-istoriya-drevnej-yaponii-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhozef-s-ribi-mirovoj-fauni-dzhozef-s-nelson-per-s-angl-predisl-i-tolkovij-slovar-n-g-boguckoj-4-e-izd-pererab.html
  • reading.bystrickaya.ru/lestnica-zhelanij-k-chitatelyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abuzdin-aleksej-nikolaevich-predsedatel-izbiratelnoj-komissii-nizhneudinskogo-rajona-1957-1959-rodilsya-v-1909-godu-russkij-chlen-kpss-s-1943-goda-obrazovani.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kubok-sodruzhestva-zenit-sigral-vnichyu-s-shahterom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi.html
  • student.bystrickaya.ru/3-ustrojstvo-kompyutera-obrabotki-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannim-yazikam.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-44-povestki-dnya-strategiya-mobilizacii-resursov-doklad-rabochej-gruppi-ii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-6-cennosti-privichki-i-udovletvorenie-ot-raboti-lekciya-vvedenie-8-chto-takoe-organizacionnoe-povedenie-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/galvanotehnika-i-ee-primenenie-v-mikroelektronike-chast-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-uchastnikov.html
  • crib.bystrickaya.ru/hronometrazh-plenera-na-fone-alpiniadi-zapiski-visokogornogo-hudozhnika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomenacii-po-obsluzhivaniyu-spa-rukovodstvo-aktualno-na-moment-izdaniya-master-spas-ostavlyaet-za-soboj-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnosti-i-matematicheskaya-statistika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shema-16-dejstviya-vooruzhennih-sil-rkka-na-evropejskom-tvd-soglasno-planu-strategicheskogo-razvertivaniya-ot-11-marta-1941-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korrekcionno-razvivayushaya-rabota-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-050400-62-psihologo-pedagogicheskoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-magisterskoj-programmi-230200-11-multimedia-tehnologiya-po-napravleniyu-podgotovki-230200-informacionnie-sistemi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-b-bezverhnij-predsedatel-soveta-direktorov-oao-iapo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi-v-20102011-uchebnom-godu-sankt-peterburg-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/13-k-principam-menedzhmenta-ne-otnositsya-praktikum-po-osnovam-menedzhmenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-107-sovetskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-v-7-klasse-po-teme-pervonachalnie-svedeniya-o-stroenii-veshestv.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamen-kursovaya-rabota-inostrannij-yazik-v-obrazovanii-zachet-2-kurs.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-k-zasedaniyu-atk-voskresenskogo-municipalnogo-rajona.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.