.RU

Тема 10. Международное движение капитала - Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 02 Международные экономические...


Тема 10. Международное движение капитала.

  1. Международное движение капитала как форма международных экономических отношений. Экспорт и импорт капитала.

  2. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции.

  3. Государственное и международное регулирование вывоза капитала. Борьба с легализацией (отмыванием) «грязных» денег.

  4. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Оффшорные зоны, оффшорный бизнес.

Литература:

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. — М.: Юристь, 2000. — Гл. 4,6.; с. 89-127.

Буглай В.Б. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев – изд. 2-е перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 211-221.

Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности [текст] / И.Н.Герчикова. – М.: Консалтбанкир, 2001. – с. 462-491.

Международные экономические отношения [текст]: учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Проспект, 2004. – с. 360-420.

Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004, — Гл.12.; с. 117-125.

Международные экономические отношения / Под ред. КН. Ливенцева. — М.: РОССПЭН, 2001, — Гл. 6.

Тема 11-12. Международные валютно-расчетные отношения. Платежный и расчетный балансы

1. Международные валютные отношения как форма

международных экономических отношений. Понятие валюты и валютного курса.

  1. Валютная система Российской Федерации.

  2. Валютные рынки. Особенности функционирования валютного рынка в РОССИИ.

  3. Формы и организации международных расчетов.

  4. Платежный и расчетный балансы.

Литература:

Буглай В.Б. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев – изд. 2-е перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, с. 127-179, 203-211.

Международные экономические отношения [текст]: учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Проспект, 2004. – с. 448-475.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [текст]: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: финансы и статистика, 2005. – с. 109-150.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.К Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 2000. Главы 2 (§2.1, 2.3), 6,8 (§.8.1, 8.2, 8.3), 10 (§10.1, 10.2, 10.4).

Международные экономические отношения / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004. — Гл.22,23.


Тема 13. Международный рынок рабочей силы

  1. Формирование мирового рынка рабочей силы и современные тенденции его развития.

  2. Международная миграция рабочей силы: основные потоки, влияние на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.

  3. Регулирование международной трудовой миграции.

  4. Россия и международный рынок труда.

Литература:

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.:Юристь, 2000. — Гл. 7., с. 166-180.

Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №9.

Внешнеэкономическая деятельность / Под ред. Б.М. Смитиенко и В.К. Поспелова. — М.: Мастерство, 2001.

Международные экономические отношения [текст]: учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Проспект, 2004. – с. 477-495.

Международные экономические отношения /Под ред. Н.Н. Ливенцева. — М: РОССПЭН, 2001, — Гл. 8.

Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004, — Гл. 13., с. 205-214.


Тема 14-15. Интеграционные процессы в мировой экономике

  1. Сущность и формы международной экономической интеграции.

  2. Основные этапы развития западноевропейской интеграции.

  3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.

  4. Современные проблемы функционирования зоны евро.

  5. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке и других регионах мира.

  6. Объективная обусловленность, основные цели и задачи экономического сотрудничества России в рамках СНГ.

  7. Основные этапы экономического сотрудничества в рамках СНГ. Таможенный союз. Союз Белоруссии и России. Евразийское экономическое сообщество. (Евро ЗЭС)

  8. Противоречия, тенденции и перспективы развития экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Литература:

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.:,2000, —Гл. 11., с. 1660180.

Буглай В.Б. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев – изд. 2-е перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 221-250.

Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности [текст] / И.Н.Герчикова. – М.: Консалтбанкир, 2001. – с. 206-314; 512-513.

Международные экономические отношения [текст]: учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Проспект, 2004. – с. 496-540.

Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. BE. Рыбалкина. — М: ЮНИТИ, 2004, Раздел IV., с. 27-28; 273-374.

Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. — М.: РОССПЭН, 2001. — Гл. 10.

Герчикова И.Н. Международные экономические организации. — М.:, 2001. —Гл. 10,11,12.


Тема 16. Международные экономические организации

  1. Общая характеристика и классификация международных экономических организаций.

  2. Экономические организации, входящие в систему ООН.

  3. Специализированные экономические организации ООН.

  4. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

  5. Россия и международные экономические организации.

Литература:

Герчикова И.Н. Международные экономические организации. — М.: Консалтбанкир, 2001.

Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ, 2004, — Гл., 24.

Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. — М.: РОССПЭН, 2001. — Гл. 15.


1.4.2.6 Порядок проведения промежуточного и итогового контроля

Промежуточный контроль за усвоением студентами дисциплины осуществляется в форме тестирования.

1. Тестирование. Проводится по 3-м блокам тем: 1-4, 5-7, 8-11. Подготовка к тестированию предполагает изучение лекционного материала, семинарских и практических занятий, а также учебной литературы.

Основными формами тестовых заданий являются:

Задания с выбором одного правильного ответа требуют из 4 предложенных вариантов выбрать только один ответ. Задания на установление соответствия – это задания предполагают установление элементов одного столбца элементам другого. Вписать правильный ответ – это задание предполагает знание лекционного материала.

Тестирование проводится на бумажных носителях в режиме: 1 задание – 1 минута.

Комплекс тестовых заданий включает 50 заданий. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Максимальное количество баллов, которое может набрать тестируемый – 50 -100%.

Оценки за правильные ответы в процентах (%).

«отлично» - 85-100%

«хорошо» - 70-84%

«удовлетворительно» - 50-69%

«неудовлетворительно» - менее 50%

^ Итоговый контроль за усвоением студентами дисциплины осуществляется в форме выполнения курсовой работы и сдачи зачета для студентов очной и заочной форм обучения.

    1. Выполнение курсовой работы. Темы и методические указания к выполнению курсовой работы представлены в данном УМК в пункте 1.4.2.8.-1.4.2.9

    2. Экзамен. Проводится по вопросам, которые студенты готовят заранее. Вопросы экзамена, представлены в данном УМК в пункте 1.4.2.7.



^ 1.4.2.7 Вопросы к экзамену

По дисциплине «Международные экономические отношения»

Тема 1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения.

        1. Международное разделение труда как основа для формирования мирохозяйственных связей.

        2. Сущность и характеристика мирового хозяйства.

        3. Сущность и содержание международных экономических отношений. Основные и факторы развития МЭО.

        4. Сущность и интернациональный характер современных глобальных проблем человечества.

        5. Сущность процесса глобализации международных отношений. Факторы глобализации. Особенности процесса глобализации на современном этапе.

Тема 2. Мировой рынок товаров. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование в международной торговле.

        1. Мировой рынок товаров. Товар в мировой экономике.

        2. Конъюнктура. Цикличность развития конъюнктуры. Конъюнктуробразующие факторы.

        3. Мировые цены. Ценовые скидки. Ценообразование на разные виды продукции.

        4. Базисные условия поставки товаров. ИНКОТЕРМС – 2000.

Тема 3. Теории международной торговли.

        1. А. Смит и Д. Рикардо: теория абсолютных и сравнительных преимуществ.

        2. Модель Хекшира-Олина (теория шведской школы). Парадокс В. Леонтьева.

        3. Д. – С. Милль: закон международной стоимости.

        4. М. Портер – теория конкурентных преимуществ страны.

Тема 4. Международная торговля и внешнеторговая политика. Внешнеторговые контракты.

        1. Международная торговая политика: сущность и виды.

        2. Средства регулирования внешней торговли: таможенный тариф и таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин.

        3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли.

        4. Международное регулирование внешней торговли (ГАТТ/ВТО) Взаимоотношения России и ВТО.

Тема 5. Внешняя торговля России и ее регулирование.

        1. Россия в современной внешней торговле. Структура экспорта и импорта РФ.

        2. Тарифные методы регулирования внешней торговли РФ.

        3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли. РФ.

Тема 6. Международный рынок услуг.



        1. Международный туризм. РФ на рынке туристических услуг.

        2. Международная торговля услугами.

        3. Международные производственные связи. Роль НТП. Международный рынок технологий.

        4. Основные формы передачи научно-технических знаний. Международная торговля лицензиями. Лизинг.

        5. Международные производственные и научно-технические связи РФ. РФ на мировом рынке технологий.

Тема 7. Международное движение капитала.

        1. Мотивы и модели международной предпринимательской деятельности. Транснациональные корпорации.

        2. Сущность, структура и динамика международного движения капитала в мировом хозяйстве. Формы международного движения капитала.

        3. Инвестиционный климат и инвестиционные риски.

        4. Прямые и портфельные инвестиции. Мировой рынок иностранных инвестиций.

        5. Мировой рынок ссудных капиталов: структура, центры, тенденции развития.

        6. Международный кредит, его формы и роль в мировой экономике.

        7. Иностранные инвестиции в России. Крупнейшие страны-инвесторы в российскую экономику. Регулирование иностранных инвестиций в РФ.

Тема 8. Международные валютно-расчетные отношения. Платежный и расчетный балансы.

        1. Понятие валюты. Валюты и их виды. Валютный курс.

        2. Мировая валютная система: сущность, элементы, функции.

        3. Понятие и формы международных расчетов.

        4. Платежный и расчетный баланс страны: экономическое содержание и структура.

        5. Валютно-финансовые и кредитные организации системы ООН.

Тема 9. Международный рынок рабочей силы.

        1. Международный рынок рабочей силы и международная трудовая миграция. Причины и факторы трудовой миграции рабочей силы. Центры миграции.

        2. Экономические и социальные последствия миграции для стран экспортеров и импортеров рабочей силы.

        3. Национальное и межгосударственное регулирование миграции рабочей силы. Роль международной организации труда. (МОТ).

Тема 10. Интеграционные процессы в мировой экономике.

        1. Сущность интеграционных процессов в мировом хозяйстве. Сущность международной экономической интеграции. Условия и предпосылки для международной экономической интеграции. Этапы развития международной интеграции.

        2. Развитие интеграционных процессов в России.

Тема 11. Международные экономические организации.

        1. Международные экономические организации системы ООН.

        2. Участие РФ в международных экономических организациях.


^ 1.4.2.8 Методические указания по выполнению курсовых работ

Цель курсовой работы. Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Основная ее цель - приобщить студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучить находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме. Исходя из цели, в ходе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

Для выполнения курсовой работы, соответствующей предъявляемым требованиям, студенты должны уметь обрабатывать первоисточники статистической информации, проводить расчеты различных показателей, представлять полученные результаты графически и в табличной форме, формулировать научно обоснованные выводы.


Курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента:



^ 1 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает следующие обязательные элементы:

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (не более 2-х страниц).

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы (теоретическая, аналитическая, рекомендательная), всесторонне раскрывающих сущность проблемы (см. далее). Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Объём курсовой работы должен составлять 35-40 страниц машинописного текста.

Выводы вытекают из материалов курсовой работы и содержат обоснованные предложения. Заключение нужно писать кратко на 2 страницах.

В конце курсовой работы прилагается список использованных источников и литературы, составленный в определенной последовательности.

^ 2 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При выполнении курсовой работы студент должен действовать в соответствии с описанной ниже последовательностью действий.

^ 2.1 Выбор темы и согласование её с руководителем

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются преподавателем. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой. От правильного выбора темы зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения. Выбор темы из числа рекомендованных преподавателем избавляет студента от расплывчатого или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов.

Преподаватель составляет тематику с таким расчетом, чтобы темы курсовых работ в основном не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку данной проблемы.

При выборе следует учитывать, что в одной учебной группе работу на одну и ту же тему может выполнять только один студент, в исключительных случаях - двое. При выборе темы курсовой работы должны быть учтены интересы студента, в том числе предполагаемая тема выпускной квалификационной работы.

^ 2.2 Самостоятельный подбор и изучение литературы

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список
необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с
исследования перечня литературы, рекомендованной преподавателем в
учебной программе данного курса и планах семинарских занятий по соответствующим
темам. При составлении списка литературы рекомендуется пользоваться

библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями. опубликованных в экономических журналах за год статей, которые всегда представлены в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента — из огромной массы российской, зарубежной и мировой экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний. Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена тем, что мировая экономика — наука творческая. Она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концеп­циями, тенденциями.

Рассматривается состояние изученности проблемы в учебниках, монографиях, периодических изданиях, сборниках научных статей, трудах конференций и т.п. Рекомендуется активно использовать оригинальные статьи на иностранных языках, а также ресурсы официальных сайтов сети Internetа.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической и мировой жизни общества, о закономерностях развития мира. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть правительственные постановления и решения, статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные бюллетени по экономическим, политическим, экологическим вопросам; книги, брошюры, статьи.

При изучении литературы рекомендуется делать выписки из книг и статей, основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листах. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листы записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.

^ 2.3 Составление плана (содержания) курсовой работы

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманное содержание (план) курсовой работы, который призван способствовать полному раскрытию основных ее вопросов. Содержание — это основа работы, и от того, как оно составлено, будет зависеть уровень всей письменной работы. Содержание работы тесно связано с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 2-3 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Составленный план (содержание) работы представляется для согласования преподавателю, который консультирует студента в срок, установленный графиком выполнения курсовой работы. В случае выявления недостатков, неполноты, структурно-логических ошибок студенту следует в кратчайший срок внести в содержание) необходимые изменения либо попытаться грамотно обосновать свою точку зрения.


^ 2.4 Подготовка проекта введения к курсовой работе

Введение является очень важной частью курсовой работы и обязательно должно содержать:

Текст введения не должен содержать таблиц и иллюстраций. Рекомендуемый объем текста введения - 1 -2 страницы.

В случае возникновения вопросов согласуйте содержательную часть введения с руководителем курсовой работы.

Как правило, текст введения дополняется и корректируется по завершении курсовой работы.


^ 2.5 Выполнение основной (текстовой) части курсовой работы

2.5.1 Выполнение теоретической главы работы

Это ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы.

В этой части на основе изучения литературы раскрывается:

  1. роль и сущность изучаемой проблемы (объекта);

  2. состояние ее решения на современном этапе;

  3. краткая характеристика степени разработанности отдельных аспектов проблемы. При отсутствии в литературе единой точки зрения по исследуемому вопросу следует привести (со ссылками на источники) различные позиции авторов, дать их сравнительную оценку и сформулировать собственное мнение;

4) обосновывается выбор методики и конкретных приёмов работы студента по
раскрытию поставленных задач. В процессе работы над теоретической частью возможно
расширить круг рассмотренных источников. Эта глава работы может состоять из
нескольких параграфов в зависимости от темы и поставленных задач, однако все они
должны быть объединены логической связью выбранной темы работы. Объем первой
главы должен составлять 10-15 станиц. В установленный срок предоставить оформленную
надлежащим образом теоретическую главу руководителю (по его усмотрению в
электронном или распечатанном виде).

^ 2.5.2 Выполнение аналитической главы работы.

Во второй главе проводится анализ проблемы исследования. При выполнении аналитической части работы активно используйте фактический материал, материалы периодических изданий, отчетную документацию, материалы из сети Internet. Рекомендуется применять методы статистики, экономико-математические, графические модели с использованием информационных технологий. При анализе следует использовать различные формы представления результатов: графики, чертежи, таблицы, схемы и диаграммы, которые должны давать наглядное представление о взаимосвязях

изучаемых показателей, степени влияния отдельных факторов и т.д. Анализ фактического материала должен проводиться за период не менее 3-5-ти последних лет. При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Объем второй главы должен составлять 10-15 страниц. В установленный срок необходимо предоставить аналитическую главу руководителю. Предоставьте скорректированный план третьей (практической, рекомендательной) главы.

^ 2.5.3 Выполнение практической (рекомендательной) главы работы

Качественный уровень проведённого анализа предопределяет прикладную значимость курсовой работы. Рекомендательная часть разрабатывается на основе предыдущих результатов исследования и использования специальной литературы.

Основное внимание должно быть уделено собственным обоснованным выводам, рекомендациям, предложениям.

Следует выделить основные группы предложений. Например, рекомендации могут быть подразделены на группы: организационного, технологического, социального, методологического, экономического и иного характера. Каждое предложение должно содержать аргументацию. Объём третьей главы может составлять 5-10 страниц.

2.6 Заключение является итоговой частью работы, содержит основные выводы,
результаты проведённой работы. Объём заключения должен составлять не менее 2-х
страниц.

^ 2.7 Оформление списка использованных источников, подготовка приложений (если необходимо). Оформление списка использованных источников должно соответствовать последним требованиям ГОСТ «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», образец которых следует смотреть в библиотеке (читальном зале) института. Список литературы располагается в алфавитном порядке.

^ 2.8 Представление выполненной работы руководителю, подготовка к защите

Написанная студентом курсовая работа сдается преподавателю на кафедру экономической теории в срок для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать при необходимости переработку темы и подготовиться к защите работы. Студент защищает курсовую работу до экзамена. Без защиты курсовой работы студент к экзамену не допускается.

Главное назначение рецензии — оказать помощь студенту в самостоятельной работе над курсом международных экономических отношений, дать конкретные методические советы по устранению недочетов. Студенту следует внимательно прочитать рецензию, обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей курсовой работы, в рецензии

кроме общей оценки должны быть указаны:

В рецензии на курсовую работу может быть дана предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная же оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Менять тему курсовой работы нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента: новую тему придется писать уже без методических советов преподавателя. Следовательно, не исключена возможность, что курсовая работа по новой теме будет выполнена плохо и вновь не допущена (уже по новой теме) к защите. Работа не допускается к защите, если:

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем

исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

^ 2.9 Защита курсовой работы. В ходе защиты курсовой работы задача студента —показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Защита и оценка курсовой работы — это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по дисциплине «Международные экономические отношения».

Техническое оформление курсовой работы изложены в методических рекомендациях:

«Оформление курсовых, дипломных работ» Текст, Методические указания

Под редакцией Новиковой Г.В., Косенковой С.в. – НФИ КемГУ, Новокузнецк, 2006 – 31 с.


^ 2.9. Темы курсовых работ

По дисциплине «Международные экономические отношения

1. Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международное разделение труда.

  1. Ценообразование в мировой торговле.

  2. Мировые рынки товаров.

  3. Государственное регулирование внешней торговли.

  4. Внешнеторговая политика стран с развитой рыночной экономикой

  5. Регулирование внешнеэкономической деятельности России.

  6. Внешняя торговля России со странами развитой рыночной экономики

  7. Внешняя торговля России со странами Центральной и Восточной Европы

  8. Внешняя торговля России с развивающимися странами.

  9. Роль ВТО в регулировании международной торговли. Взаимоотношения России и ВТО.

  10. Новые тенденции в области вывоза капитала и развития международных экономических отношений на его основе.

  11. Проблемы международной специализации и кооперации в системе международных экономических отношений.

  12. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

  13. Инвестиционный климат и его составляющие

  14. Создание и функционирование предприятий с иностранными инвестициями в России.

  15. Международная торговля инжиниринговыми услугами.

  16. Международная торговля лицензиями и «ноу - хау»

  17. Международная торговля как форма международных экономических связей.

  18. Международный туризм

  19. Развитие международного туризма в России

  20. Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей.

  21. Экономическая интеграция в рамках Европейского Союза.

  22. Современные проблемы развития зоны Евро.

  23. Образование и деятельность Всемирной торговой организации.




  1. Развитие интеграционных процессов в Северной Америке.

  2. Внешнеэкономические аспекты Концепции национальной безопасности РФ.

  3. Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике.

  4. Международный рынок рабочей силы.

  5. Современные проблемы экономического сотрудничества. (Общая проблематика и вопросы сотрудничества в отдельных сферах экономики)

  6. Формы м методы государственного стимулирования и поддержки экспорта РФ

31. Место России в системе международных экономических отношений


График выполнения курсовой работы

Сроки выполнения

Содержание работы

до 15.02

Выбор темы и согласование ее с преподавателем

до 16.02.

Подбор литературы и составление плана курсовой работы

до 30.03

Утверждение плана роботы, сбор и анализ статистического, фактического, картографического материала

до 30.04

Подготовка 1 варианта курсовой работы, работа над замечаниями

С 01.05 до 12.05

Завершение работы, сдача ее на проверку

С 12.05 до 25.05

Защита курсовой работы



^ 1.4.2.10 Перечень основной и дополнительной литературы


Основная

1. Международные экономические отношения [текст]. / Под ред. B.E. Рыбалкина. — 6-е изд., перераб. и дополн., М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-591 с.


Дополнительная

Нормативно правовые акты

2. Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе»(с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003г.).

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

5. Федеральный закон № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

6. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

7. «Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

9. Федеральный закон от 8 декабря 2003г.N165-ФЗ «О Специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

10. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г.).

11. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.).

12. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.).

13. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г).

14. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 86 «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией».

15. «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 86).

16. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие/ Е.Ф. Авдокушин. — М: Экономистъ, 2003. – 320 с.

17. Буглай В.Б. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев – изд. 2-е перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

18. Внешнеэкономическая деятельность / Под ред. Б.М. Смитиенко и В.К. Поспелова. - М,: Мастерство, 2001.

19. Воложинская М.О. Государе темный импорт ссудного капитала. — М.: Финансовая академия, 2001.

20. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности [текст] / И.Н.Герчикова. – М.: Консалтбанкир, 2001. – 624 с.

21. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.П. Колесова. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

22. Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. — М.:, 1998. Часть II. —М.:, 1999.

23. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. —М.:, Юристь, 2003.

24. Мовсесян А.Г., Смитиенко Б.М. Современный мировой рынок и его конъюнктура. — М.: Финансовая академия, 1999.

25. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [текст]: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: финансы и статистика, 2005. – 576 с.

26. Международные экономические отношения. / Под ред И.П. Фаминского. —М.: Юристъ,2001.

27. Международные экономические отношения [текст]: учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: Проспект, 2004. – 552 с.

28. Международные экономические отношения [текст]: учебное пособие / под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: В.К. Велбен, 2005. – 265 с.

29. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. — М.: Юристь, 2003.

30. Смитиенко Б.М., Супрунович Б.П. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. — М.: Финансовая академия, 2000.

31. Устинов ПН. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. — М.: Экономика. 2000.

32. Хасбулатов .РЖ. Мировая экономика. Том I и II. — М.: Экономика, 2001.


Периодические

Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).

Ведомости.

Внешнеэкономический бюллетень.

Внешняя торговля.

Вопросы экономики.

Коммерсант.

Мировая экономика и международные отношения.

Российский экономический журнал.

Сборник законодательства Российской Федерации.

Финансовая газета.

Экономика и жизнь.

Экономист.

Эксперт.

Die Bank.

Business Week.

The Economist.

Euromoney.

International Financial Statistics.

Problemes Economiques.

Wirtschaftswoche.

World Economic Outlook.

^ 1.4.3.Методические рекомендации для преподавателя

Преподавание дисциплины «Международные экономические отношения» преследует цель – вооружить будущих экономистов специальности 080102 –Мировая экономика знаниями теоретических основ и современного эмпирического состояния Международных экономических отношений в целом и каждой формы связи в отдельности; основных факторов, определяющих современные тенденции в их развитии; проблемами национального и наднационального регулирования мирового хозяйства. Организация учебного процесса по дисциплине предполагает сочетание различных форм деятельности: проведение лекций, семинарских занятий, тестирования, выполнение и защиты курсовой работы.

              1. ^ Методика проведения лекций.

Лекции читаются преподавателем по 11 темам дисциплины. Темы изучаются последовательно друг за другом от тем, требующих простого восприятия, к более сложным, требующим характеристики и анализа современных экономических связей. Наряду с традиционной формой лекция – информация проводятся новые формы подачи лекционного материала , направленные на интенсификацию учебного процесса и на развитие личных качеств студентов. В частности, проблемная лекция. При этом новый материал представляется в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

^ 2. Методика проведения семинарских занятий.

Организация учебного процесса в современных условиях предполагает самостоятельное изучение значительной части учебного материала. Поэтому самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью учебного процесса любой дисциплины. Главную роль в этом процессе играют семинарские занятия. По дисциплине Международные экономические отношения проводятся семинарские занятия по!6 темам. Тематика занятий построена в соответствии с темами лекционного курса. На первом занятии преподаватель знакомит студентов с темами всех семинарских занятий и раздает распечатанный или электронный вариант планов семинарских занятий. В него включены вопросы, выносимые на обсуждения, список литературы. Перед проведением последующих семинарских занятий преподаватель называет номер семинарского занятия. Студенты к семинарским занятиям готовятся самостоятельно, прорабатывая вопросы обсуждения и рекомендуемые списки основной и дополнительной литературы. Преподаватель проверяет степень усвоения рассматриваемого материала и акцентирует внимание на наиболее важных проблемах. В данном курсе возможно рассмотрение отдельных вопросов в виде рефератов или реферативных выступлений, которые также заранее обговариваются с преподавателем.

Семинарские занятия проводятся по следующим темам:

3. Тестирование.

Проводится по трем блокам тем: 1-4, 5-7, 8-11. Подготовка к тестированию предполагает изучение лекционного материала, семинарских занятий, а также учебной литературы.

Основными формами тестовых заданий являются:

Задания с выбором одного правильного ответа требуют из 4 предложенных вариантов выбрать только один ответ. Задания на установление соответствия – это задания предполагают установление элементов одного столбца элементам другого. Вписать правильный ответ –задание предполагает знание лекционного материала.

Тестирование проводится на бумажных носителях в режиме: 1 задание – 1 минута.

Комплекс тестовых заданий включает 50 заданий. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.

Максимальное количество баллов, которое может набрать тестируемый – 50-100%.

Оценки за правильные ответы в процентах (%).

«отлично» - 85-100%

«хорошо» - 70-84%

«удовлетворительно» - 50-69%

«неудовлетворительно» - менее 50%

^ 4. Выполнение курсовой работы.

Темы и методические указания к выполнению курсовой работы представлены в данном УМК в пункте 1.4.2.8. и 1.4.2.9.


2. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ООП, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, включают:

1. график самостоятельной работы, определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. материалы определяющие содержание аттестации, включающие:

- вопросы к экзамену;

- задания по курсовым работам;

- задания для самостоятельной работы по темам;

3. материалы для проведения самой аттестации


^ 2.1 Вопросы к экзамену

По дисциплине «Международные экономические отношения»


tema-zhanr-esse-ispolzovanie-v-esse-slozhnih-sintaksicheskih-konstrukcij.html
tema-zhivopis-12-chasov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-penzinskoj-oosh.html
tema-zhizn-i-tvorchestvo-a-s-pushkina.html
tema-zhiznennij-i-tvorcheskij-put-n-a-nekrasova.html
tema-znachenie-deyatelnosti-borisa-godunova.html
tema-znachenie-torgovih-obichaev-v-mezhdunarodnoj-torgovle-sootnoshenie-zakona-i-obichaya.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnej-religiej-slavyan-ih-mirovospriyatiem-bilo-i-ostayotsya-yazichestvo.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-konkursnoj-dokumentacii-stranica-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-o-boge-edinom-v-sushestve-literatura-chast-pervaya-vvedenie-v-dogmaticheskoe-bogoslovie-razdel-i-dogmaticheskom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dlya-pokupki-ili-zakaza-polnoj-versii-raboti-perejdite-po-izucheni-voprosi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-organizacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-harakteristiki-iskrovogo-razryada-staticheskogo-a-g-ovcharenko-s-l-rasko-elektrostaticheskaya-bezopa-snost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-programme-razvitiya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-klimenkovskaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chrezvichajnaya-pomosh-postavki-i-reagirovanie-doklad-o-rabote-odinnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa-po.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-i-razmeshenie-promishlennosti-mineralnih-udobrenij-rf.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-diskussiya-vice-spikeri-ivanishko-yu-a.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-i-platonov-slovo-kak-fiziologicheskij-i-lechebnij-faktor-stranica-17.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchastie-v-festivalyah-konkursah-ob-obrazovanii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-rasshirit-znaniya-uchashihsya-o-krilove-basnopisce-rabota-nad-tekstom-basen.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-po-sleduyushim-vozrastnim-gruppam-doshkolniki-s-7-do-10-let-s-11-do-14-let-s-15-do-17-let-votdelnuyu-kategoriyu-videlyayutsya-sovmestnie-raboti-detej-i-roditelej-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xiv-ubijca-tajna-gibeli-esenina.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-puteshestvennikov-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/snb-40301-98-nacionalnij-kompleks-normativno-tehnicheskih-dokumentov-v-stroitelstve-stroitelnie-normi-respubliki-belarus.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-raboti-arhivov-organizacij-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-viii-otkritogo-detsko-yunosheskogo-festivalya-iskusstv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-zadachi-oznakomitsya-s-osnovnimi-metodami-analiza-finansovogo-sostoyaniya-firmi-ispolzuemimi-v-rossijskoj.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-deyatelnostnij-podhod-k-interpretacii-teksta-po-nauchnoj-specialnosti-10-02-04-germanskie-yaziki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/40-rukovoditelej-rossijskih-vuzov-prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie-zayavka-na-uchastie-v-konkurse.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-p-chehov-kak-vi-ponimaete-eti-slova-kchemu-dolzhen-stremitsya-kazhdij-iz-nas-bit-luchshe-chestnee-blagorodnee-stremitsya-ponyat-drugogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-4-klassa-na-osnove-avtorskoj-programmi.html
  • letter.bystrickaya.ru/napravlenie-3-sovershenstvovanie-medicinskoj-pomoshi-pri-onkologicheskih-zabolevaniyah.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredelenie-postoyannoj-ridberga-dlya-atomnogo-vodoroda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-6-trenirovka-perifericheskogo-zreniya-uchimsya-chitat-ochen-bistro-s-primeneniem-nlp-meditacii-psihoanaliza.html
  • school.bystrickaya.ru/geometricheskie-otnosheniya-obektov-v-geodezii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obemi-i-istochniki-finansirovaniya-neproektnih-meropriyatij-ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-stranica-20.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdgnen-zhzetn-shain-klemdi-kemelerdi-zhrgzu-iina-kulik-beru.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-proektami-chast-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/752-osnovnie-pokazaniya-i-protivopokazaniya-k-primeneniyu-gipnoterapii-psihoterapiya-v-obshesomaticheskoj-medicine.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-1-detskie-bolezni.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-meropriyatiyah-provedennih-za-nedelyu-s-5-po-9-sentyabrya-2011-goda-po-linii-dvs-5-sentyabrya-sostoyalas-vstrecha-prezidenta-tpp-rossii-s-n-katirina-s.html
  • student.bystrickaya.ru/2-6-noyabrya-2011-goda-projdut-vistavka-i-vstrechi-s-ispanskim-p-isatelem-i-hudozhnikom-tassiesom-hose-antonio-tassies-penella-jos-antonio-tssies-penella-ili-prosto-tassies.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.