.RU

Тема 2. Культура первобытности - Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск


^ Тема 2. Культура первобытности

  1. Концепция пассионарности и этногенеза Л. Гумилева («Этногенез и биосфера Земли»).

  2. Классификация первобытности.

  3. Причины возникновения культуры в первобытную эпоху.

  4. Особенности захоронений в первобытную эпоху.

  5. Анимизм, фетишизм как форма архаического сознания.

  6. Искусство первобытности как форма передачи информации.



^ Тема 3. Культура древних цивилизаций

  1. Культура Месопотамии.

  2. Социальная структура и религиозно-мифические верования в Древнем Египте.

  3. Древнеегипетская пирамида как символ жизни и смерти.

  4. Нравственно-этические основы жизни в Древнем Египте.

  5. Наука и художественная культура Древнего Египта.

  6. Хараппский и арийский периоды в развитии культуры Древней Индии. Древнеиндийская социальная структура.

  7. Древнеиндийские верования и философские учения.

  8. Искусство Древней Индии.

Тема 4. Культура Древней Греции. Культура ДревнегоРима.

  1. Вольный дух крито-микенской культуры.

  2. Художественно-этические принципы греческой культуры.

  3. Архитектура Греции.

  4. Скульптура Греции.

  5. Культура Этрурии.

  6. Архитектура Древнего Рима.

  7. Римский портрет.


Тема 5. Культура европейского Средневековья

  1. Картина мира и городская жизнь Средневековья.

  2. Особенности менталитета средневекового человека.

  3. Культура эпохи Меровингов и Каролингов.

  4. Романский стиль в искусстве средневековья.

  5. Архитектура и скульптура готического стиля.



^ Тема 6. Культура Возрождения и Нового Времени

  1. Главные идеи и периодизация эпохи Возрождения.

  2. Мировоззренческие основы Ренессанса.

  3. Художественная культура Ренессанса.

  4. Европейская культура Нового времени.

  5. Европейская культура века Просвещения.

  6. Культура века европейской классики (XIX в.)



3.4. Структурированное содержание
контролируемой самостоятельной работы


Тема 1. Культура и цивилизация. Письменный тест № 1

  1. Культура и цивилизация: тождество и различия в понятиях.

  2. Проблемы современной цивилизации (глобальная цивилизация).

  3. Концепция Арнольда Тойнби.

  4. Концепция Освальда Шпенглера и Николая Бердяева.

  5. Концепция Льва Гумилева.

  6. Культура первобытного общества.


Тема 2. Культуры Древнего Востока. Письменный тест № 2

  1. Духовные источники культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.

  2. Искусство Древнего Китая.

  3. Верования в древней Японии.

  4. Понятие прекрасного в эстетике Японии.

  5. Художественная культура Японии.

  6. Культура арабского Востока.


Тема 3. Культура Византии Темы для рефератов

  1. Храмовое искусство Византии.

  2. Мозаика и фрески Византии.

  3. Символы в византийском искусстве.

  4. Исихазм в византийской культуре.

  5. Византийская иконопись.

  6. Духовная сущность религиозного искусства.

  7. Понятие канона в искусстве.

  8. Личность и духовный поиск Григория Паламы.


Тема 4. Культура ХХ века. Темы письменных работ

        1. Социальный контекст развития культуры ХХ в.

        2. Научно-технический прогресс ХХ в. Миф машины.

        3. Человек и техника. Кризисное противостояние цивилизации и культуры.

        4. Художественная культура ХХ в.

        5. Понятие «авангард» в искусстве ХХ в.

        6. Эффект полистилизма в искусстве ХХ в.

        7. Постмодернистские формы в искусстве ХХ в.



^ Тема 5. Массовая культура. Темы для дискуссии

  1. Понятие «массовое» в культуре ХХ в.

  2. Возникновение массовой культуры.

  3. Теории массовой культуры.

  4. Массовая культура и экранные искусства.

  5. Имеют ли отношение СМИ к массовой культуре?

  6. Бывает ли массовая культура искусством?



^ Тема 6. Культура России. Темы творческих работ

    1. Художественные особенности древнерусской культуры.

    2. Русская религиозная мысль.

    3. «Серебряный век» русской культуры.

    4. Высокие образцы советского искусства.

    5. Сохранился ли в русской культуре духовный смысл?



^ Тема 7. Культура Беларуси. Темы рефератов

  1. Культура белорусских земель в IХ–ХII вв.

  2. Культура Беларуси ХIV–ХVI вв.

  3. Культура Беларуси ХVII в.

  4. Культура Беларуси ХVIII в.

  5. Культура Беларуси ХIХ в.


Тема 8. Культура Беларуси ХХ в. Темы рефератов

  1. К вопросу о понятии «национальная культура».

  2. Национальная идея и белорусская культура.

  3. Взаимовлияние литературы и журналистики в белорусской культуре.

  4. Народное образование как факт белорусской культуры.

  5. Художественная культура Беларуси.

  6. Советский период в истории белорусской культуры.


^ 3.5. Карта оценки видов учебной работы студента

по дисциплине «Культурология»




Ф. И. О.

курс, группа

Посещаемость

КСР

Пром. зачет

Кол-во баллов

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Рефе­раты

Письм. раб.

Дискуссии

Творч. раб.

Рефе­раты

Письм. раб.










































































































































































































































































































































































































































































































































































Модуль 4

Список основной и дополнительной литературы по дисциплине


Основная литература


  1. Кармин, А. С. Основы культурологии / А. С. Кармин. СПб., 1997.

  2. Быстрова, А. Н. Мир культуры. Основы культурологии / А. Н. Быстрова. М., 2000.

  3. Культурология / под ред. проф. А. Н. Марковой. М., 1998.

  4. Хрестоматия по культурологии / под ред. А. А. Радугина.

  5. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М., 1996.

  6. Культурология / под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д, 1995.

  7. Силичев, Д. А. Культурология / Д. А. Силичев. М., 2004.

  8. Левяш, И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. Мн., 1998.

  9. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологии / В. С. Поликарпов. М., 1997.

  10. Парашкоў, С. А. Гісторыя культуры Беларусі / С. А. Парашкоў. Мн., 2003.


Дополнительная литература


  1. Бердяев, Н. О культуре // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  2. Бердяев, Н. Воля к жизни и воля к культуре // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  3. Сорокин, П. Кризис нашего времени // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  4. Фейблман, Д. Теория человеческой культуры // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  5. Шпенглер, О. Закат Европы // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  6. Тойнби, А. Постижение истории // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  7. Мамфорд, Льюис. Миф машины. М., 2000.

  8. Гумилев, Н. Этносфера. История людей и история природы. Экопрос, 1993.

  9. Фрэзер, Джеймс. Золотая ветвь. М., 1998.

  10. Тайлор, Э. Первобытная культура. М., 1989.

  11. Й. Хейзинга. Homo Ludens // В. Р. Бобахо, С. И. Левикова. Культурология (хрестоматия). М., 2000.

  12. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. СПб., 1997.

  13. Бьювел, Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1997.

  14. Шмелев, И. П. Феномен Древнего Египта. Мн., 1993.

  15. Гачев, Г. Образы Индии. М., 1993.

  16. Бонгардт-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

  17. Бэшем, А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

  18. Переломов, Л. С. Слово Конфуция. М., 1992.

  19. Конрад, И. Запад и Восток. М., 1966.

  20. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. М., 1988.

  21. Григорьева, Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.

  22. Гришелева, Л. Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

  23. Грюнёбаум, Г. Э. Классический ислам. М., 1988.

  24. Игнатенко, А. А. В поисках счастья. М., 1989.

  25. Еремеев, Д. В. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1980.

Модуль 5

Примерный перечень вопросов тестов


Тест 1


  1. Виды материальной культуры:

а) техника; г) предметы быта;

б) коммуникация; д) наука.

в) производство;

  1. Виды духовной культуры:

а) религия; в) мораль; д) технологии.

б) философия; г) искусство;

  1. Виды материально-духовной культуры:

а) экономическая культура; г) экологическая культура;

б) политическая культура; д) художественная культура.

в) правовая культура;

  1. Функции культуры:

а) ____________________________; г) _________________________;

б) ____________________________; д) _________________________;

в) ____________________________; е) _________________________.

  1. Классификация цивилизаций:

а) первобытная; в) индустриальная;

б) аграрная; г) постиндустриальная.

  1. ^ Кто из авторов в какой работе утверждал, что «эстетический критерий оказывается самым верным и тонким» в определении границ цивилизации:

а) А. Тойнби _________________; в) Л. Гумилев _________________;

б) П. Сорокин ________________; г) Н. Бердяев _________________.

  1. ^ Кто из авторов наиболее последовательно противопоставлял культуру и цивилизацию:

а) Л. Гумилев ; в) Н. Бердяев;

б) Й. Хейзинга; г) О. Шпенглер.


Тест № 2


  1. В религиозных мировоззрениях каких цивилизаций была вера в триединого Бога:

а) Древний Египет; в) Древняя Индия;

б) Месопотамия; г) Древняя Япония.

  1. В какой стране были впервые провозглашены принципы миролюбивой политики:

а) Вавилон; б) Ассирия; в) Шумеры; г) Древняя Индия.

  1. Идея воскресающего бога была в:

а) Шумерах; в) Древней Индии;

б) Древнем Египте; г) Древнем Китае.

  1. Какие религии были популярны в Древней Индии:

а) ведизм; в) джайнизм; д) буддизм;

б) брахманизм; г) индуизм; е) синтоизм.

  1. Ортодоксальные философские учения Древней Индии:

а) вайшемика; в) йога ; д) ньяя;

б) веданта ; г) миманса; е) сикхизм.

  1. Древнеиндийская литература:

а) «Махабхарата»; в) «Веды»;

б) «Рамаяна»; г) «Сказание о Гильгамеше».

  1. Основные понятия даосизма:

а) ________________________________________________;

б) ________________________________________________;

в) ________________________________________________;

г) ________________________________________________.

  1. ^ Основные понятия конфуцианства:

а) ________________________________________________;

б) ________________________________________________;

в) ________________________________________________;

г) ________________________________________________;

д) ________________________________________________.

  1. ^ Назовите открытия, сделанные в Древнем Китае, которые

обогатили мировую культуру.

____________________________________________________

____________________________________________________.

  1. Главные принципы синтоизма:

а) ________________________________________;

б) ________________________________________;

в) ________________________________________;

г) ________________________________________;

д) ________________________________________.

  1. ^ Что значит прекрасное в японской эстетике:

а) саби – __________________; д) сантори – ____________________;

б) ваби – _________________; г) югэн – _______________________.

в) сибуй – _________________;

  1. ^ В какой стране были антропоморфные божества:

а) Шумеро-Аккадское царство; в) Древний Китай;

б) Древняя Индия; г) Древняя Япония.


Модуль 6


Схема рейтинговой оценки

усвоения курса «Культурология»


  1. Посещение студентом лекции – 0,5 балла.

  2. Посещение студентом практического занятия – 1 балл.

  3. Оценка учебной активности на практических занятиях:

  1. Оценка тестов по изучаемой дисциплине – по 10 баллов за каждый.

  2. Выступление студентов с научными докладами на конференциях – 5 баллов.

  3. Участие студентов в деловых играх – 5 баллов.

  4. Сдача промежуточных зачетов по дисциплине – 5 баллов.

  5. Окончательная оценка усвоения курса определяется следующим образом:

Модуль 7

Вопросы к итоговому экзамену по курсу «Культурология»

  1. Понятие «культура», структура культуры, функции культуры.

  2. Материальная и духовная культура. Искусство как вид культуры.

  3. Культура и цивилизация: тождество и различия в понятиях. Концепция Арнольда Тойнби.

  4. Культура и цивилизация. Концепции Освальда Шпенглера и Николая Бердяева.

  5. Культура первобытного общества. Классификация первобытности.

  6. Эволюция культуры. Концепция пассионарности и этногенеза Л. Н. Гумилева («Этногенез и биосфера Земли»).

  7. Концепция игры как основы культуры Й. Хейзинги.

  8. Особенности захоронений в первобытную эпоху. Анимизм, фетишизм как форма архаического сознания.

  9. Искусство первобытности как форма передачи информации.

  10. Культурные ценности Шумеро-Аккадского царства.

  11. Культура Вавилонии.

  12. Культура Ассирии.

  13. Мифология Месопотамии.

  14. Религиозно-мифологические верования древних египтян.

  15. Нравственно-этические основы жизни в Древнем Египте. Наука и искусство Древнего Египта.

  16. Древнеегипетская пирамида как символ жизни и смерти.

  17. Наука и художественная культура Древнего Египта.

  18. Хараппский и арийский периоды в развитии культуры Древней Индии. Древнеиндийская социальная структура.

  19. Древнеиндийские верования и философские учения.

  20. Искусство Древней Индии.

  21. Духовные источники культуры Китая.

  22. Искусство Древнего Китая.

  23. Верования в Древней Японии.

  24. Понятие прекрасного в эстетике Японии.

  25. Художественная культура Японии.

  26. Вольный дух крито-микенской культуры.

  27. Сущность и нравственные принципы греческой демократии. Художественно-этические принципы греческой культуры.

  28. Архитектура Древней Греции.

  29. Скульптура Древней Греции.

  30. Культура Этрурии.

  31. Цивилизация Древнего Рима.

  32. Римская община, римское право, римский город.

  33. Архитектура Древнего Рима.

  34. Римский портрет.

  35. Храмовое искусство Византии.

  36. Мозаика и фрески Византии.

  37. Исихазм в византийской культуре. Византийская иконопись.

  38. Картина мира и городская жизнь Средневековья.

  39. Культура эпохи Меровингов и Каролингов.

  40. Романский стиль в искусстве Средневековья.

  41. Архитектура и скульптура готического стиля.

  42. Главные идеи и периодизация эпохи Возрождения.

  43. Мировоззренческие основы Ренессанса.

  44. Художественная культура Дученто.

  45. Художественная культура Треченто.

  46. Художественная культура Кватроченто.

  47. Идеи гуманизма эпохи Возрождения.

  48. Европейская культура Нового времени.

  49. Европейская культура века Просвещения.

  50. Культура века европейской классики (XIX в.)

  51. Художественные стили в искусстве ХIХ века.

  52. Современная культурная жизнь Беларуси.

  53. Постмодернизм как явление ХХ века.

  54. Эффект полистилизма в художественной культуре ХХ в.

  55. Массовая культура как явление ХХ века.

  56. Философские течения и проблема человека в ХХ веке.

  57. Художественная культура ХХ века.

  58. Формы массовой культуры в современном искусстве.

  59. Нравственно-художественная ценность древнерусских икон.

  60. Художественно-культурные ценности Беларуси.

  61. Культура советского времени.

  62. Культура России конца ХХ – начала XXI вв.

  63. Культура белорусских земель в IX–XII вв.

  64. Культура Беларуси периода Великого княжества Литовского.

  65. Культура Беларуси XVII–XVIII вв.

  66. Культура Беларуси XIX–XX вв.

  67. Национальная идея и национальная культура.

  68. Взаимовлияние литературы и журналистики в белорусской культуре.

Содержание


Модуль 1. Культурология. Конспект лекций

Тема 1. Предмет и структура культурологии.

Определение понятия «культура»

1.1. Культурология как научная дисциплина

1.2. Виды культурологии

1.3. Понятие культуры

1.4. Определения культуры


Тема 2. Структура и функции культуры

2.1.Материальная культура

2.2. Духовная культура

2.3. Материально-духовные виды культуры

2.4. Функции культуры


Тема 3. Культура и цивилизация

3.1. Понятие цивилизации

3.2. Классификация цивилизаций

3.3. Концепция А. Тойнби (1889–1975)

3.4. Концепция П. Сорокина (1889–1968)

3.5. Концепция Н. Бердяева (1874–1948)

3.6. Концепция О. Шпенглера (1880–1936)

3.7. Концепция Л. Гумилева (1912–1992)


Тема 4. Культура первобытности

4.1. Общая характеристика первобытности

4.2. Специфика архаического сознания

4.3. Искусство первобытного общества

4.4. Концепция Й. Хейзинги (1872–1945)


Тема 5. Культура древних цивилизаций

5.1. Культура Месопотамии (Двуречья)

5.2. Культура Древнего Египта

5.3. Культура Древней Индии


Тема 6. Культуры Древнего Востока

6.1. Культура Древнего Китая

6.2. Культура Японии

6.3. Культура арабского Востока


Тема 7. Античная культура

7.1. Культура Древней Греции

7.2. Культура Древнего Рима


Тема 8. Культура Византии

8.1. Византия как культурный центр

8.2. Храмовое зодчество Византии

8.3. Иконописное искусство Византии


Тема 9. Культура европейского Средневековья

9.1. Средневековое пространство

9.2. Особенности менталитета средневекового человека

9.3. Художественная культура Средневековья


Тема 10. Культура Ренессанса

10.1. Периодизация эпохи Возрождения

10.2. Мировоззренческие основы Ренессанса

10.3. Религиозная борьба в эпоху Возрождения

10.4. Художественная культура Ренессанса


Тема 11. Европейская культура Нового времени

11.1. Культура ХVII века

11.2. Культура эпохи Просвещения (ХVIII в.)

11.3. Культура XIX века (век европейской классики)


Тема 12. Культура ХХ века

12.1. Художественная культура ХХ века

12.2. Массовая культура

12.3. Постмодернизм


Тема 13. Культура России


Тема 14. Культура Беларуси

14.1. Культура белорусских земель в IX–XIII вв.

14.2. Культура Беларуси XIV–XVI вв.

14.3. Культура Беларуси XVII в.

14.4. Культура Беларуси XVIII в.

14.5. Культура Беларуси XIX в.

14.6. Культура Беларуси ХХ в.


Модуль 2. Программа лекционного курса

2.1. Тематический план лекционного курса

2.2. Аннотированное изложение содержания курса


Модуль 3. Программа практических занятий и КСР

3.1. Тематический план практических занятий

3.2. Тематический план контролируемой самостоятельной работы

3.3. Структурированное содержание практических занятий

3.4. Структурированное содержание контролируемой самостоятельной работы

3.5. Карта оценки видов учебной работы студента

Модуль 4. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

Модуль 5. Примерный перечень вопросов тестов

Модуль 6. Схема рейтинговой оценки усвоения курса «Культурология»

Модуль 7. Вопросы к итоговому экзамену по курсу «Культурология»


toplivo-iz-opilok-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
topografiya-i-stroenie-golovnogo-mozga-lekciya-1.html
topologiya-elektricheskoj-cepi-lekciya-1.html
topologiya-sovremennogo-russkoyazichnogo-diskursa-modi-v-aspekte-perevoda-s-anglijskogo-na-russkij-yazik.html
toponim-evropa-v-lingvokognitivnom-aspekte.html
toponimi-vladimirskoj-oblasti-kak-otrazhenie-istorii-kraya-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/perspektivi-primeneniya-i-rezultati-chislennogo-modelirovaniya-strujnoj-termokompressornoj-ustanovki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-dogovor-postavki-v-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-den-chto-noch-i-zrene-napryagat-kollektivnij-sbornik-stihov.html
  • studies.bystrickaya.ru/kolichestvo-osadkov-v-mm-po-dannim-meteostancii-mihajlovskoe-diplomnaya-rabota.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-dlya-provedeniya-otkritogo-konkursa-08.html
  • education.bystrickaya.ru/14-12-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnij-analiz-rezultatov-obrazovatelnogo-processa-v-2007-08-uch-god-celi-i-zadachi-na-2008-09-uch-god-osnovnoj-celyu-deyatelnosti-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strokov-a-a-vooruzhennie-sili-i-voennoe-iskusstvo-v-pervoj-mirovoj-vojne-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/3prodolzhenie-a-f-losev-dialektika-mifa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-sistemu-kontrolya-i-upravleniya-elektromehanicheskim-kompleksom-naznachenie-i-oblast-primeneniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-10-brachnosemejnie-otnosheniya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave-konspekt-lekcij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potok.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostavlenie-obosnovanij-polozhenij-shemi-territorialnogo-planirovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razreshenie-na-poezdku-v-kruiz-kniga-sostoit-iz-vosmidesyati-treh-rasskazov-v-kotorih-avtor-opisivaet-razlichnie.html
  • desk.bystrickaya.ru/optimizaciya-taktiki-vedeniya-bolnih-perenesshih-ostrij-koronarnij-sindrom-s-nizkim-riskom-neblagopriyatnih-ishodov-14-01-05-kardiologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-ikt-na-sovremennih-urokah-anglijskogo-yazika.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/z-frejd-totem-i-tabu-psihologiya-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/1-funkcionalno-semanticheskoe-pole-lokativnosti-v-karachaevo-balkarskom-yazike-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-inostrannih-lic-i-lic-bez-grazhdanstva-osnovnie-prava.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochemu-deti-lgut.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-mozhete-poznakomitsya-s-drugoj-statej-roditelyam-o-vospitanii-tolerantnosti-u-podrostkov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikladnie-matematika-i-fizika-ot-fundamentalnih-issledovanij-k-innovaciyam-moskva-dolgoprudnij-mfti-2011.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-standart-pd-ds-ekaterinburg-2006-utverzhdayu-dekan-ekonomicheskogo-fakulteta-s-m-kadochnikov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obzh.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyazi-s-organami-gosudarstvennoj-vlasti-godovoj-otchet-oaomrsk-severo-zapada-po-itogam-raboti-za-2011-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-fizkulturi-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-francuzskomu-yaziku-yaziku-specialnosti-torgovie-tovarishestva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-zakonodatelstva-samarskoj-oblasti-v-2009-godu-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskoe-nasledie-bfporshnevai-ego-sovremennoe-znachenie-b-f-porshnev.html
  • education.bystrickaya.ru/2chz-39ab-byulleten-novih-postuplenij-aprel-2009-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-radio-13-mayak-novosti-23-05-2005-14-00-00-13.html
  • writing.bystrickaya.ru/geostrategicheskij-proekt-dlya-rossii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-po-estestvoznaniyu-10-klass-3ch-v-nedelyu-1-polugodie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-obrazovatelno-vospitatelnaya-rabota-respublikanskaya-programma-deti-tatarstana-2005-2007-gg-programmi-i.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-sd-117-ob-utverzhdenii-obrazcov-pechatej-blankov-i-vivesok-federalnih-sudov-obshej-yurisdikcii-s-izobrazheniem-gosudarstvennogo-gerba-rossijskoj-29-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.