.RU

Тема 4. Основные психические процессы - Учебно-методическое пособие в 2-х частях Для студентов заочной формы обучения...


Тема 4. Основные психические процессы

План.

4.1. Условия формирования психических процессов.

4.2. Познавательные процессы:

а) ощущения;

б) восприятие;

в) память;

г) мышление;

д) воображение;

е) внимание.

4.3. Речь в структуре познавательной деятельности.

4.4. Эмоционально-волевые процессы.


4.1. Условия формирования психических процессов

Развитие психики человека обусловлено генетическими особенностями индивида и условиями среды, в которых происходит рост и развитее организма. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными или когнитивными процессами. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Мышление и воображение не возможны без речи.

Но ощущения и восприятие имеют и животные, они обладают вниманием и памятью, у животных можно наблюдать элементарные формы интеллекта, они способны к научению, могут, по-видимому, переживать элементарные эмоции, связанные с удовлетворением биологических потребностей, могут общаться между собой и, в какой-то степени, с человеком. Человек существенно отличается от животных по особенностям своих познавательных процессов. Значительный вклад в разработку этой идеи внёс Л.С.Выготский. Он предложил для обозначения познавательных процессов человека использовать понятие высшей психической функции. С помощью этого понятия он обозначил психические процессы, которые радикально преобразовались под влиянием истории существования людей, их культуры и благодаря этому достигли высшего уровня своего развития.

К высшим психическим функциям, получившим у человека наиболее высокого уровня развития, Л.С.Выготский отнёс восприятие, память, мышление, воображение, внимание и речь. Они противопоставлялись низшим, или натуральным (природным) психическим функциям, которые есть у животных и которыми человек обладает с рождения. Высшие психические функции человек приобретает в процессе жизни, в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный характер. К натуральным психическим функциям Л.С.Выготский относил такие познавательные процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга независимо от обучения и воспитания (например, непроизвольная и механическая память).

Произвольность высших психических функций означает их осознанность, подчинённость воле человека и управляемость с его стороны. Это, например, произвольное внимание, произвольное, сознательное запоминание или припоминание какого-либо материала. Опосредованность высших психических функций указывает на то, что для сознательного, волевого контроля и управления соответствующими функциями человек обращается к каким-либо, придуманным им же самим, средствам: записям, условным обозначениям, символам (вспомните хотя бы «узелки на память») и т.п.


4.2. Познавательные процессы

А) Ощущения –

это простейшие, но очень важные психические познавательные процессы. Они помогают нам ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки. Ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предметов или явлений на органы чувств. Предметы и явления, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия на органы чувств называется раздражением.

Восприятие раздражения осуществляется с помощью анализатора (И.П.Павлов). Любой анализатор состоит из 3-х отделов: рецептора (органа чувств), проводника (нервного волокна) и нервного центра коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. При воздействии раздражителя на рецептор возникает нервный импульс, который по чувствительному нерву передаётся в определённые участки коры головного мозга. При этом возникает ощущение. Таким образом, ощущения имеют рефлекторную природу. Различают следующие виды ощущений:

- зрительные ощущения;

- слуховые ощущения;

- вибрационные ощущения;

- ощущение равновесия;

- обонятельные ощущения;

- вкусовые ощущения;

- тактильные (кожные) ощущения;

- кинестезические (двигательные) ощущения;

- осязание – сочетание кожных и двигательных ощущений;

- органические ощущения (о работе организма, его внутренних органов);

- болевые ощущения.

Однако не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не чувствуем давления пылинки, не ощущаем незначительные изменения температуры и т.п. Минимальная величина раздражителя, дающая едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Величина абсолютного порога ощущения характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, то есть способность реагировать на минимальные воздействия. Значения абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: с возрастом ослабевает чувствительность зрительного и слухового анализаторов; в то же время профессионально можно развивать музыкальный слух; у охотников развивается способность видеть в темноте, чувствовать даже слабые запахи и т.п.

Другая важная характеристика анализатора – различать изменения в силе раздражителя. ^ Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает заметное различие в силе и качестве ощущения, называется порогом чувствительности или различения.

Развитие различных видов ощущений имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем пространстве, действовать в соответствии с малейшими изменениями в условиях.

Важнейшими свойствами ощущений являются также адаптация, сенси-билизация, синестезия.

При длительном пребывании человека в относительно стабильных условиях чувствительность его анализаторов может меняться, они как бы перестают воспри-нимать те или иные раздражители: запахи в квартире, температуру воды в реке (на море) при купании и т.п. Такое присбособление органов чувств к внешним воздей-ствиям называется адаптацией.

Ощущения, как правило, не возникают изолированно друг от друга. При этом работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя её. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие и сильные, наоборот, ухудшить зрение; обтирание лица прохладной водой повышают остроту зрения и т.п. Изменение чувствительности одних органов чувств под влиянием раздражителей, действующих на другие органы чувств, называется сенсибилизацией.

Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Так, например, у некоторых людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета или какие-либо иные зрительные образы, и, наоборот, сочетание красок порождает музыкальные ощущения. Такое явление называется синестезией. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора. Так плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.

^ Ощущения, связанные с работой органов чувств, называются сенсорными. Сенсорные способности человека складываются в течение всей жизни. Их можно и нужно тренировать и развивать.

Б) Восприятие.

Знания об окружающем мире человек приобретает не столько через ощущения, сколько через восприятие. Восприятие связано с ощущением. В результате ощущения человек получает информацию об отдельных свойствах и качествах предмета или явления: о температуре, цвете, вкусе и т.д. Восприятие же даёт целостное представление о предметах и явлениях. Таким образом, восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных систем объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Однако восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие есть результат сложной аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, при которой отдельные возбуждения и ощущения связываются друг с другом, образуя целостную систему. Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определённого пола и возраста, со своими интересами, взглядами, жизненным опытом, ценностными ориентациями и т.д. Поэтому восприятие процесс субъективный и во многом зависит от психических особенностей и состояний личности.

В данный момент времени для человека что-то является основным в восприятии, а что-то – второстепенным. ^ Состояние сосредоточенности на чём-то, особой ясности восприятия называется апперцепцией.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями. Зрение подаётся иллюзиям больше, чем другие органы чувств. На рисунках показаны некоторые зрительные иллюзии.

Маленький круг среди больших кажется меньше такого же круга среди еще более маленьких (рис.2). На самом деле они совершенно одинаковы, но кажутся разными, потому что один окружен большими, чем он сам, кружками, а другой – меньшими. Вот эти-то кружки-соседи и создают иллюзию, что кружки разные.




Рис 2. Круги


Трудно поверить, что оба изображенные на рисунке отрезка одинаковой длины (рис. 3).


Рис.3 . Иллюзия Мюллера-Лайера

Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Покажите эти рисунки любому из ваших знакомых, и у них они вы­ищут ту же иллюзию, что и у вас.

А вот описание других зрительных иллюзий.

Если взять два одинаковых кубика и покрасить один белой, а другой – чёрной краской, то белый кубик будет казаться больше чёрного. Вообще все светлые предметы воспринимаются обычно как более крупные, чем тёмные.

Иллюзии возникают не только при зрительном, но и при других видах восприятия. Так, если после мороза руки поместить под струю холодной водопроводной воды, первые мгновения вода будет казаться тёплой.

Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может одну вещь принять за другую.

В) Память.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, всё в той или иной степени запоминается. Память – это сохранение в сознании и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память – это отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память – это возможность возвращения к прошлому опыту, дополнения и использования его. Запомнить что-либо – это значит связать запоми-наемое с тем, что нам уже известно и понятно, то есть найти ассоциативные связи. Ассоциации – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности – мысль об одном влечёт за собой припоминание других предметов и явлений, Вспомните себя на зачёте или экзамене: как хочется порой, чтобы нам подсказали первое слово..,

- по сходству – образы одних предметов и явлений вызывают воспоминания о чём-то сходным с ними..,

- по контрасту – ассоциируются резко противоположные явления.

В процессе запоминания и воспроизведения важную роль играют смысловые связи:

- причина и следствие,

- целое и часть,

- общее и частное.

Физиологические и биологические исследования объясняют феномен памяти сложными электро-химическими процессами, которые вызывают изменения в клетках головного мозга на молекулярном уровне. Однако на сегодня единой теории механизмов памяти не существует.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека и его индивидуальными особенностями. Виды памяти условно можно разделить на три группы:

1. Что человек запоминает лучше и быстрее: движения, чувства, мысли, предметы и явления? В соответствии с этим выделяют: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую (смысловую), образную память. Образная память, в свою очередь, подразделяется на: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.

2. Как человек запоминает? Это может быть непроизвольное или произвольное запоминание. Соответственно и память бывает непроизвольной и произвольной.

3. Как долго сохраняется запоминаемое? В соответствии с продолжительностью запоминаемого различают:

а) иконическую (сенсорную) память – непосредственный «отпечаток» сенсор-

ной информации, когда удерживается довольно точная картина воспринима-

емого объекта в течение 0,1 – 0,5 секунды (считается, что на этом этапе память

не контролируется сознанием);

б) кратковременная память – достаточно точно воспроизводит только что

воспринятые предметы и явления, произошедшие события. Продолжитель-

ность запоминания от нескольких минут до нескольких часов;

в) долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение мате-

риала. При этом важна установка на продолжительность запоминаемого, по-

нимание значимости информации, необходимости её для профессиональной

или иной личностно значимой деятельности. Ёмкость долговременной па-

мяти практически неограниченна;

г) оперативная память – запоминание каких-либо сведений на время выполне-

ния отдельных операций или действий. Оперативная память может исполь-

вать как кратковременную, так и долговременную информацию.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а развиваются, взаимодействуя между собой.

К основным процессам памяти (мнемическим процессам) относят: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание.

Для лучшего запоминания существует множество приёмов. Эти приёмы и способы лучшего запоминания называют мнемотехникой. Понятия хорошей и плохой памяти очень относительны. По этом поводу французский мыслитель XVII века Франсуа де Ларошфуко иронизировал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Дело в том, что пробелы памяти мы можем достаточно успешно заполнить мышлением.

Хорошая память – это способность быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить. К качественным характеристикам памяти относятся:

- быстрота запоминания;

- прочность сохранения;

- точность памяти;

- готовность памяти.

Память, как и другие психические процессы можно и нужно тренировать и развивать. Для этого существует специальная система приёмов и упражнений. Но главное упражнение сводится к тому, что память должна быть постоянно в рабочем напряжении, запоминаемое должно периодически повторяться и уточняться.


Г) Мышление.

Человек не только отражает окружающий мир, но и стремится его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мышление – это процесс опосредованного и обобщённого познания окру-жающего мира.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами и признаками, в восприятии – в совокупности всех этих качеств и признаков, если память позволяет нам удерживать в сознании конкретную информацию о предметах и явлениях, то посредством мышления осуществляется анализ связей и отношений между предметами и явлениями, отражение таких особенностей, свойств и признаков, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. С помощью мышления мы познаём общее в предметах и явлениях, закономерные и существенные связи между ними, которые недоступны ни ощущению, ни восприятию, ни памяти.

Мышление – это сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность. Выделение его видов осуществляется по разным основаниям. Различают:

- теоретическое и практическое мышление;

- репродуктивное (нетворческое) и продуктивное (творческое) мышление;

- интуитивное (чувственное) и логическое мышление;

- критическое и некритическое мышление;

- предметно-действенное или наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и словесно-логическое или абстрактное мышление.

Разберём более подробно последнюю группу, так как она соответствует процессу генезиса, то есть развитию мышления в фило- и онтогенезе.

Предметно-действенное (наглядно-действенное) мышление связано с практичес-кими, непосредственными действиями с предметами. Его ещё иногда называют «ручной интеллект» или «метод проб и ошибок». Это связано с тем, что для решения тех или иных задач, субъекту необходимо непосредственное взаимодействие с предметами, входящими в проблемную ситуацию. Такой вид мышления уже замечен у высоко-организованных животных, он же характерен для детей раннего возраста. Видимо, в эволюционном плане предметно-действенное мышление является наиболее ранним проявлением мыслительной деятельности.

Приобретя опыт в предметно-образном мышлении, дети (и видимо наши перво-бытные предки) переходят на следующий этап развития мышления: наглядно-образное. При этом человек представляет себе предметы и ситуации, результат действия ещё до его начала. Естественно, данный вид мышления становится возможным после накопления определённого опыта взаимодействия с предметами, знаний об их свойствах (железо тонет в воде, а дерево не тонет), понимания сходства и различий.

Экспериментами Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других психологов было выявлено наглядно-схематическое мышление. Оно является как бы промежуточным между наглядно-образным и словесно-логическим, так как позволяет в реальной ситуации, сохраняя её общий образ, но, отбросив второстепенные черты, выделить основные, и найти позитивное решение проблемы.

Переход к словесно-логическому (абстрактному) мышлению позволяет полностью отойти от конкретности, оперировать только понятиями.

Рассмотренные виды, иллюстрируют эволюционный процесс развития мышления и его развитие в онтогенезе. Однако это не доказывает приоритетность какого-либо одного вида. У взрослого человека присутствуют все виды мышления, а выбор одного из них зависит от характера задачи и ситуации (если мы хотим расставить в помещении мебель, то опираемся на предметно-действенное и наглядно образное мышление; когда думаем, как доставим эту мебель к месту назначения, включаем наглядно-схематическое мышление; когда размышляем об оплате за приобретённую мебель, в большей степени опираемся на абстрактное мышление). Кроме ситуативных, существуют ещё индивидуальные особенности мышления, при этом в первую очередь имеются в виду перечисленные выше: теоретическое или практическое, продуктивное или репродуктивное, интуитивное или логическое, критическое или некритическое мышление. Они по своей сути являются разновидностями наглядно-схематического и словесно-логического (абстрактного) мышления.

Разница между людьми состоит в преимущественном использовании какого-либо одного вида мышления. Это зависит от характера профессиональной деятельности, от особенностей интеллекта, и, как уже было сказано, от индивидуальных особенностей человека.

Мышление человека неразрывно связано с речью (подробнее см. п. 4.3.«Речь в структуре познавательной деятельности»). Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видел, а, возможно, никогда и не увидит. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма и средство мышления. Мышление – это сложное аналитико-синтетическое взаимодействие двух сигнальных систем.

Сигналы, которые непосредственно улавливаются органами чувств (цвет, запах, боль и т.д.) – обусловливают функционирование так называемой первой сигнальной системы. Сигналы, представленные через язык, слово – обусловливают вторую сигнальную систему. В мышлении человека ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Основными формами мышления являются:

1. Суждение – это высказывание кого-либо о чём-либо: утверждение или отри-цание. Суждения могут быть:

- истинными,

- ложными (ошибочными),

- предположительными.

2. Рассуждения – работа мысли над суждением.

3. Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вы-вод из нескольких суждений. Различают два основных вида умозаключений:

- индукция – это умозаключение от частных случаев к общему положению;

- дедукция – вывод делается от общего суждения к суждению единичному, от

общего положения к частному случаю.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций, посредством которых осуществляется раскрытие наиболее существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами. К мыслительным операциям относятся:

а) сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства или различия между ними;

б) анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нём отдельных свойств, черт, качеств;

в) синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или явлений, мысленное сочетание их отдельных свойств;

г) абстракция – выделение какого-либо признака, свойства или отдельной части предмета (явления) с целью более углублённого познания, отвлекаясь (абстрагируясь) от остальных стон действительности;

д) обобщение – объединение предметов и явлений, каких-либо их сторон на основе общих и существенных признаков;

е) конкретизация – это подтверждение какого-либо теоретического положения конкретным фактом, примером, уточнение или дополнение не отмеченных ранее сторон и характеристик предметов и явлений.

Обобщения, которые человек делает в процессе мышления, закрепляются в понятиях. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятие обозначается словом – термином. Это как бы материальная оболочка понятия. В рамках изучаемой темы: «Психические процессы», мы уже познакомились с множеством понятий, используя соответствующие термины: ощущение, восприятие, память, мышление и т.п. Сущностная сторона понятия раскрывается через определение. Например, понятию «мышление» мы дали следующее определение: «Мышление – это процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира».

Словесно-логическое (абстрактное) мышление по своей сути – мышление поня-тийное. Понятийное мышление обличено в словесную форму. Мы мыслим словами даже когда представляем образы обдумываемого.

Мышление начинается с проблемы. Благодаря мышлению, человек решает проб-лемы. Но каждая решённая проблема выводит нас к новым проблемам, которые до этого были неосознаваемыми или мало осознаваемыми.

Индивидуальные различия мыслительной деятельности людей проявляются в качестве мышления (качестве ума). Наиболее существенные из них: самостоятельность мышления, широта, глубина, гибкость, способность к предвидению.

«Качество ума» часто связывают с таким понятием как интеллект. Термин этот достаточно распространённый. Существует множество методик по «измерению» интеллекта, но, как пишет Г.Дж.Айзенк в своей книге «Узнай свой собственный коэффициент интеллекта» (1962 г.): «…среди специалистов нет общего согласия относительно природы интеллекта. Дискуссии по этому вопросу были очень популярны в 20-е и 30-е годы, но они почти полностью прекратились в настоящее время, поскольку стало очевидным, что они были весьма многословными и не приводили к какому-либо разумному решению» 9). «Вероятнее всего, – пишут д.пс.н. К.М.Гуревич и к.пс.н. Е.Н.Горбачёва в книге «Умственное развитие школьников: критерии и нормативы» /1992 г./, – это (интеллект. – А.В.) присущий каждому человеку психофизиологический механизм, который находится в действии постоянно и служит условием приобретения, переработки и применения поступающей информации» 10).

Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в его природной избирательности. В отношении одной информации, поступающей из какой-либо одной области, он более продуктивен, а в отношении другой – малоэффективен. Это означает, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира одинаково усваивается и перерабатывается с помощью мышления, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. В то же время важно понимать, что для любого проявления интеллекта необходим опыт, предварительное накопление знаний и умений, без чего не будет базы для дальнейшего развития.


Д) Воображение

Наряду с образами памяти, которые отражают наше восприятие, человек может создавать в своём сознании совершенно новые образы. В этих образах может появиться то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего не было в личном опыте, и даже то, что в действительности не существует. Это образы воображения. Воображение – это психический процесс, в результате которого нашим мышлением создаются новые образы, действия и предметы. Однако, новые образы, действия и предметы, созданные воображением, исходят из представлений памяти. С помощью воображения эти представления подвергаются глубокому преобразованию. Воображение, так же как и ощущение, восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, ещё не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения.

Говоря о воображении, можно выделить некоторые его формы:

- агглютинация – соединение в целое несодиняемых в реальной действительности образов;

- гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

- заострение – подчёркивание каких-либо признаков.

Классификация воображения основывается на степени его активности, то есть возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого, выделяют активное (произвольное) и пассивное воображение. К пассивному воображению относятся: сон, грёзы, галлюцинации. При активном (произвольном)

__________________________________________________________________________________________________________________

9) Г.Дж.Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – «АЙ КЬЮ»./ Перевод с английского, 1993.– С.6.

10) Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы, – М.: Знание, 1992. – С. 17.


воображении происходит преднамеренное создание образов в соответствии с постав-ленной целью. В произвольном (активном) воображении выделяют:

а) воссоздающее, или репродуктивное воображение. Оно связано с воссозданием образов, сотворённых другими. Это могут быть представления о литературных героях, описанных автором; музыкальные образы; представление об инженерных конструкциях или местности при чтении чертежей, изучении схем, карт и т.п.;

б) творческое воображение. Его часто отождествляют с творческим мышлением, креативностью, то есть с творчеством как таковым. Однако и в этом случае новые образы являются производными от тех предметов, событий и явлений, которые окружают нас в реальном мире, хотя творческим воображением художника они могут быть видоизменены до неузнаваемости.

Разновидностью активного воображения являются мечты и фантазии.

Существует зависимость между воображением и умом человека. Развитие вообра-жения связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как и любую сторону психической деятельности человека. В каждом человеке заключён «кусочек фантазии», но проявляться эта фантазия или воображение будут по-разному, в зависимости от направленности личности – её интересов, знаний, ценностных ориентаций, эмоционального настроя.


Е) Внимание

– это направленность и сосредоточенность нашего сознания в данный мо -

мент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. Чтобы улучшить ощущения и восприятие мы прислушиваемся, вглядываемся; для более продуктивного мышления – задумываемся и т.д. То есть, в отличие от других познавательных процессов, внимание не имеет своего собственного продукта. Следовательно, внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нём свои ощущения, восприятия, память, мышление, воображение.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и после(пост)произвольное внимание. Первая и вторая разновидности внимания связаны с отсутствием или присутствием волевого усилия. Послепроизвольное внимание возникает на фоне произвольного, когда какая-либо деятельность первоначально требует волевого усилия, затем появляется интерес к ней, и в дальнейшем устойчивое внимание сохраняется без дополнительного напряжения воли.

Различают также внешнее и внутреннее внимание. Внешнее – направлено на окружающие предметы и явления; внутреннее – на собственные переживания, чувства и мысли.

Внимание характеризуется несколькими свойствами:

1. Направленностью – определяет готовность к действию.

2. Сосредоточенностью, то есть способностью удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального.

3. Устойчивостью, то есть длительностью удержания внимания на каком-либо

объекте или виде деятельности.

4. Объёмом – количестве объектов, которые охватываются вниманием одновремен-

но.

5. Распределением внимания, то есть способностью выполнять две и более раз-

личные деятельности одновременно, удерживая на них своё внимание.

6. Переключением – сознательным и осмысленным перемещением внимания с

одного предмета или действия на другие.

За вниманием стоят потребности, мотивы, цели и установки личности. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы («Что такое?»). Внимание, как психическая функция, развивается постепенно и на определённом уровне своего развития становится свойством личности, которое называется внимательностью. Противоположностью внимательности являются невнимательность и рассеянность.

Под рассеянностью нередко понимают углубление в работу, благодаря чему человек не замечает ничего вокруг. Естественно, такое углубление возможно лишь тогда, когда мы целиком отдаёмся какой-либо одной деятельности. В действительности же нам приходится, занимаясь тем или иным делом, всё же следить при этом за изменением окружающей обстановки и распределять своё внимание.

Совсем другой вид рассеянности представляют собой случаи, когда человек не в состоянии долго сосредоточиться, когда его внимание как бы скользит с одного объекта или явления на другие, ни на чём не задерживаясь. Такая рассеянность у взрослых людей бывает в состоянии утомления. У детей она встречается довольно часто и связана с недостаточной сформированностью волевых качеств.

Помимо рассеянности, наблюдаются и другие расстройства внимания. К числу их относится сужение сознания и ограничение объёма внимания. С этим нередко связывается и слабость распределяемости внимания. Такого рода нарушения наблю-даются при некоторых органических заболеваниях мозга. Заболевания мозга могут провоцировать чрезмерную подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. В отдельных случаях такой постоянный пере-ход от одного объекта к другому делает невозможным выполнение какой бы то ни было работы.

При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность или вовсе неподвижность внимания, остановка его на чём-нибудь одном.


4.3. Речь в структуре познавательной деятельности

Речь – это специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык – это некоторая максимально возможная система знаков, из которой каждый субъект использует для себя конкретную долю в силу своих возможностей.

По исследованиям Б.Г.Ананьева, наилучшие речевые результаты фиксируются в возрасте 35 – 40 лет. До этого речевые навыки развиваются и совершенствуются, проходя определённые периоды овладения функциями и формами.

Язык как система, как норма, регулирующая поведение людей, и речь как конкретный процесс использования языковых знаков, в своём совместном проявлении показывают особенности отражения объективного мира данной этнической общностью. Язык формирует представление о мире, его образе и, адекватный этому миру, образ бытия и поведения. Следовательно, языковые категории – падежные, родовые, временные и другие, усваиваемые ребёнком в его речевом развитии, определяют его чувственное представление о мире, заставляют выбирать и соответствующие формы поведения.

Л.С.Выготский постоянно подчёркивал связь языковых (речевых) процессов с мышлением, а также постоянное развитие и совершенствование речевых процессов, расширение словарного запаса от ребёнка к взрослому, от непрофессионала к профессионалу. Являясь непосредственным воплощением мышления, язык вмещает в себя всё познавательное богатство человека, как в индивидуальном, так и общественном аспектах и закрепляет в материальной форме его индивидуальное и общественное сознание.

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии человек становится немым. Глухонемота приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Зрительная система в развитии речевых функций принимает небольшое участие.

Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью и степенью активности информанта. ^ К активным видам речевых процессов относят говорение и письмо; к пассивным – аудирование (слушание) и чтение.

Речь – продукт социального развития, она необходима для общения. Но одно дело – общаться со своими знакомыми, другое – с малознакомыми людьми, в официальной обстановке и, тем более, выступать перед большой группой людей (так называемая публичная речь). Однако в любом случае надо стремиться точно и логично излагать свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые будут наверняка понятны собеседнику. Не менее значима и корректность фраз и предложений, отсутствие ненужных обобщений и язвительных выпадов, тем более неуместным является использование ненормативной лексики. В говорении очень заметно проявляется наше эмоциональное состояние, а также отношение к теме разговора и к собеседнику. Эмоционально выразительная речь всегда более привлекательна и интересна, чем монотонная.

^ Письменная речь на сегодня представлена в общей структуре речевых процессов достаточно слабо. Её заменяют современные технические устройства, сам процесс письма становится непопулярным, рассматривается как старомодный и трудоёмкий. Так, почти совсем исчезает такой некогда популярный способ обмена информации, как эпистолярный, уходят в прошлое альбомы и дневники. В то же время, подчерк, стиль изложения могут дать ценную, нетривиальную информацию о пишущем. Психологическими показателями являются: расположение текста на странице, наличие полей, размер и наклон букв, их конфигурация, степень нажима, соотносительные размеры прописных и строчных букв и другие характеристики подчерка.

^ К пассивным видам речевых процессов, как уже говорилось, относят аудирование (слушание) и чтение. Цель слушания – понимание речи. Для хорошего понимания речи важна позиция слушателя: его внимательность, заинтересованность в усвоении информации, умение сосредоточиться именно на ней, а не на собственных проблемах. Умение внимательно и заинтересованно слушать очень часто входит в круг профессиональных обязанностей, например руководителя в беседе с подчинёнными. Через акустический речевой канал идёт большой поток информации, зачастую более значимый, чем через зрительный. Однако экспериментальные данные показывают, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации, при чём на вербальном уровне усваивается:

- за счёт передачи смысла – около 7% информации,

- через интонацию – 38%,

т.е. суммарно – всего 45%. 55% информации усваивается на невербальном уровне! Этому способствуют мимика и жесты. Поэтому специалисты по менежменту очень большое внимание уделяют не только собственно речевой информации, о чём было сказано, но и паралингвистической: как сказано, каким тоном, с какими акцентами и паузами, с каким выражением лица и т.п. Кроме того, на восприятие речевой информации влияют установки человека. Часто складывается ситуация: «Я сказал, что хотел сказать, он понял то, что хотел понять». Слушать и главное слышать – непростое искусство, ему можно и нужно обучаться. Хороший слушатель – это всегда доброжелательный, внимательно относящийся к своему собеседнику и его речи (особенно к содержанию) человек, умеющий понимать подтекст, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, позой, мимикой, не перебивающий своего собеседника и не спешащий навесить на него ярлык.

Чтение – это мощный познавательный процесс, позволяющий самостоятельно усваивать самую различную информацию. Эта речевая форма относится к поздним, и более того, к факультативным, так как в слабо развитых человечески сообществах может быть поголовная неграмотность. Сензитивным периодом для овладения навыком чтения (как и письма) является младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет), Поэтому проблемы взрослых – скорость и осознанность чтения уходят в детство. Хотя прививать любовь к чтению, как увлекательной деятельности, и формировать вкус к качественной литературе необходимо начинать с самого раннего детства.

На сегодня разработано достаточно много методик обучения взрослых быстрому и осознанному чтению. Среди них: вертикальное чтение с удержанием глаз посередине страницы, расширение зон бокового зрения. Выделяют следующие диапозоны чтения: низкая скорость – до 200 слов в минуту, средняя – 200 – 300 слов, быстрая – 300 – 450, сверхбыстрая – более 500 слов в минуту.


4.4. Эмоционально-волевые процессы

На отдельные факты и явления, на всё, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определённым образом, то есть проявляем эмоции: радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление и т.п. Термин эмоции (от латинского: emovere – потрясаю, волную) – означает неравнодушное отношение к различным событиям и явлениям.

Эмоции не возникают сами по себе, без причины. Их истоки в потребностях и мотивах человека. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, это вызывает у нас положительные эмоции, если не удовлетворяются, или возникают препятствия к удовлетворению потребностей – возникают отрицательные эмоции.

Через эмоции формируются чувства, то есть сложные, устоявшиеся отношения человека к чему-либо или кому-либо. Чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру, к самому себе и к другим людям.

Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития от примитивной чувствительной реакции у животных к высшим чувствам человека. Эмоциональные процессы у человека являются субъективной формой отражения мотивации и выполняют две основные функции: регуляции поведения и смыслообразования. Эмоции помогают организовывать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом, открывают личностный смысл событий и явлений. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь раскрыть значимость того или иного события, его благоприятность или неблагоприятность для достижения цели и удовлетворения потребности.

Эмоциональные процессы прочно связаны с работой нервной системы и с соматическими состояниями. Научные исследования и жизненный опыт показывают взаимосвязь эмоций с мимикой, напряжением или расслаблением мускулатуры тела, определённой позой и жестами, другими физиологическими изменениями. Доказано, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциональным состояниям. Так Джемс – один из исследователей связи эмоциональных состояний с мышечными усилиями, писал: «Мы опечалены потому, что плачем, приведены в ярость потому, что бьём другого, боимся, потому что дрожим». При всей парадоксальности этого взгляда, данная теория не только получила распространение в начале XX века, но и частично подтверждена современными исследованиями.

На сегодня признан нейрогуморальный механизм управления эмоциями, то есть участие нервной системы и желёз внутренней секреции. Экспериментально доказана роль адреналина (гормона надпочечников) в повышении энергетики организма и тем самым в усилении аффективности поведения живых существ в экстремальных ситуациях.

Большинство современных учёных склоняется к мнению, что существует несколько уровней развития эмоциональной сферы человека. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях, принадлежащих к числу врождённых реакций. Но в ходе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и приобретают двойную обусловленность: с одной стороны – потребностями и мотивами, с другой – особенностями ситуаций. Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая при этом более или менее устойчивые переживания – эмоциональные состояния.

Можно выделить следующие эмоциональные состояния: настроения, аффекты, страсть, стресс.

А) Настроение

– это относительно устойчивое эмоциональное состояние. В определённом настроении человек может пребывать достаточно долго. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения: жизне-радостное, мрачное, подавленное, агрессивное и т.п. Настроение не предметно, а личностно. Поэтому, несмотря на то, что настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение.

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляется внешне. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаём его другим людям. По существу, от настроения каждого человека зависит настроение окружающих. Это особенно актуально для трудовых коллективов, где эмоциональный фон может благоприятствовать качеству и эффективности профессиональной деятельности или препятствовать этому.


Б) Аффекты

– бурные, кратковременные эмоциональные вспышки. В состоянии аффекта человек может потерять самоконтроль, полностью отдаться переживанию. Появление аффекта связано с возникновением в коре головного мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля. Состояние аффекта возникает большей частью внезапно, продолжается всего несколько минут, но может оставлять после себя длительный след в виде общего нервного потрясения… Важно не доводить себя до состояния аффекта, проявлять выдержку и самообладание. Главное в предупреждении аффективного состояния – чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.


В) Страсть

– самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта – это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых момен-тов. Она выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель – предмет страсти. Поэтому важно, на что страсть направлена. Цель же страсти может быть как великой, так и преступной (жажда мести, стремление к наживе и т.п.). И всё же, ничто значительное на свете не совершалось без великой страсти – ни в науке, ни в труде, спорте, искусстве, литературе.., ни в любви.


Г) Стресс

– это эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических

и психических перегрузках, то есть в необычно трудных ситуациях.

В состоянии стресса человек может совершить действия невозможные в обычном состоянии (например, в случае опасности перепрыгнуть через 2-х метровый забор). Стресс сопровождается сильным нервным напряжением, при этом в кровь происходит выброс адреналина – гормона надпочечников. Это позволяет мобилизовать внутренние ресурсы человека, но оказывает вредное воздействие на психическое и соматическое здоровье, преждевременный «износ» организма. Поэтому увлечение экстримальными видами спора, действиями, провоцирующими выборс адреналина в кровь – скорее всего вредно, нежели полезно.

В то же время умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменами.

Человеку, как уже говорилось, присущи высшие чувства. Это:

- нравственные чувства. К ним относятся: любовь, дружба, товарищество, патри-отизм, чувство долга, стыд, чувства симпатии и антипатии, привязанности, уважения, признательности, презрения, ненависти, трусости, жадности, зависти и др.;

- интеллектуальные чувства, возникающие в процессе умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят: любознательность, чувство удивления, стремление к новому и т.д. Кроме того, чувство юмора, ирония.., цинизм – это тоже интеллектуальные чувства. Но если чувство юмора и ирония – в основе свой позитивные чувства, цинизм – издёвка, насмешка, основанные на озлобленности человека против того, кто лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не создавать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, но главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности;

- эстетические чувства (чувства прекрасного) проявляется при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Прекрасное, как писал Д.Кабалевский, порождает доброе. Красота, прекрасное – многообразны, но не многолики. Поэтому наряду с прекрасным существует и безобразное. Безобразное, как и прекрасное может быть талантливым. Но, в отличие от прекрасного, безобразное несёт «отрицательную энергетику», безобразное как в жизни, так и в искусстве, порождает зло, ненависть, агрессию. К сожалению, сегодня очень часто безобразное выдают за прекрасное. Последствия на лицо: агрессия, вражда, ненависть и т.п. – становятся нормой нашего бытия. А поэтому воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического чувства и вкуса – задача, решив которую, мы одновременно сможем решить проблемы и нравственности, и патриотизма, и демографии, и, что несомненно, экономического роста…

^ Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность – непроизвольная или произвольная. Непроизвольная актив-ность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами: холод, страх, голод и т.д. Непроизвольная активность не требует сознательного усилия.

Произвольная активность возникает по нашему намерению с заранее поставленной целью, она связана с нашим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых действий. Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Всякому волевому действию, поступку предшествует постановка цели. Успех нашей деятельности зависит от ясного представления этой цели и степени её желательности для нас. Таким образом, воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

^ Внешние препятствия связаны с затруднениями при выполнении действия, необходимость выполнения которого, не вызывает сомнения у субъекта (например, независимо от погоды необходимо быть на рабочем месте). В любом случае субъекту приходится преодолевать препятствия, что требует решительности, терпения, умения выстраивать контакты с окружающими, но не вести борьбу с самим собой. Последнее может возникнуть при преодолении внутренних препятствий, так называемой борьбе мотивов, которые возникают в случае совмещения двух различных потребностей одинаково актуальных для человека: например, хочу идти в гости, но и в театр тоже; хочу гулять, а не готовиться к экзаменам, но надо и т.п. В каждом из возможных вариантов внутреннего противоречия, человеку необходимо выстроить в своём сознании картину дальнейшего развития ситуации, эмоционально оценив последствия при реализации каждого из противоборствующих мотивов. Такой анализ придаёт дополнительную притягательность какому-то из них, либо вскрывает негативные последствия от невыполнения одной из конкурирующих между собой деятельностей (гулять или готовиться к экзаменам). Волевым действие является то, которое связано с сознательным принятием решения, чаще всего связанного с преодолением препятствий, моральных и физических нагрузок.

Таким образом, воля может рассматриваться как сверхмотивация, как эмоциональное напряжение, придающее дополнительную энергию мотиву, встречающему трудности на пути своего удовлетворения.

Волевые действия имеют следующую структуру:

- постановка цели;

- мысленное планирование;

- исполнение задуманного.

На этом этапе человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними препятствиями, которые мешают достижению цели. Именно в этой ситуации и выявляется сила или слабость воли человека.

Волевые качества личности формируются в онтогенезе. До годовалого возраста волевые качества практически отсутствуют. Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчётливые признаки проявления волевого поведения обнаруживаются между вторым и третьим годами жизни. Это означает, что в данный период у детей уже есть воля и они могут её демонстрировать. Таким образом, можно предположить, что начало формирования воли относится ко времени, когда у ребёнка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые наблюдаемыми за детьми взрослыми людьми. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребёнка. Признаком того, что у ребёнка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие от успешного преодоления препятствия, является самостоятельное повторение ребёнком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. В возрасте 2-х – 3-х лет формируются так называемые первичные волевые качества. Это, в первую очередь, – упорство и упрямство, то есть сравнительно невысокий уровень волевого развития.

О начале формирования вторичных волевых качеств возможно говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребёнка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит от пяти до шести лет.

Воля человека активно продолжает развиваться в течение всего детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для большинства подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности… К концу подросткового – началу юношеского возраста волевые качества личности можно считать сформировавшимися. За пределами юношеского возраста, то есть после 25 – 30 лет, воля у человека, по-видимому, уже не развивается. Однако перемены волевого характера происходят и после 25 – 30 лет. Проявляется это в том, что волевое поведение человека приобретает более разумный, сознательный и взвешенный характер. Иными словами, воля человека по мере его психического развития перестаёт быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем его разуму.


Вопросы для самоконтроля:

1. Почему ощущения называют источником познания?

2. Какие виды ощущений бывают?

3. Определите о каких закономерностях ощущений идёт речь в примерах:

а) при виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого,

б) музыкант услышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона,

в) когда человек начинает носить жёсткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестаёт их замечать,

г) обычные люди видят в радуге 7 цветов, в то же время китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цвета,

д) почему человек не ощущает пылинок, попадающих ему на лицо?

е) почему люди, которые длительное время прожили в экологически загрязнённой местности, при въезде в чистые природные зоны испытывают головокружение и даже головную боль?

ж) почему, когда человек прислушивается, он прикрывает глаза?

з) почему чай после остывания кажется более сладким, чем горячий?

4. Каково строение анализатора?

5. Что общего и различного между ощущениями и восприятием?

6. В чём проявляется активность ощущения и восприятия?

7. Какие существуют основания для классификации типов и видов памяти?

8. Пронаблюдайте за тем как вы запоминаете. К какому типу можно отнести вашу память?

9. Какие приёмы мнемотехники вы используете, чтобы быстрее и надёжнее запом-нить:

- номер телефона,

- определение научного понятия,

- фамилию, имя и отчество нового знакомого,

- необходимость чего-то сделать дома после работы (учёбы)

и т.п.?

Какими ещё приёмами мнемотехники вы пользуетесь?

10. Прокомментируйте афоризм К.Д.Ушинского: «Пустая голова не мыслит».

11. Что общего и различного между восприятием, памятью и мышлением?

12. В чём проявляются индивидуальные особенности мышления?

13. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем, нахождение выхода из нестандартных ситуаций, отгадывания загадок, шарад и т.п.?

14. Чем принципиально различаются мышление и воображение?

15. Как взаимодействуют мышление и воображение в процессе решения задач?

16. Что значит словосочетание «Больное воображение»? Может ли быть вообра-жение «больным»?

17. Каким образом эмоции влияют на процесс воображения?

18. Что выступает качественной характеристикой основных психических процес-сов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения?

19. От чего зависит развитие внимания человека?

20. Что такое эмоции?

21. Как эмоции связаны с соматическими изменениями и деятельностью нервной системы?

22. Какие научные основания позволили К.Д.Ушинскому сказать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовётся его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце издаст звук весёлый, то можно заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренне любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о своём сердце и о своём отношении к друзьям»11)?

23. Как эмоции связаны с мотивами?

24. Можно ли предотвратить состояние аффекта? Следует ли это делать?

25. Как влияют занятия экстримальными видами спорта на физическое и психи-ческое состояние человека?

26. Что такое высшие чувства человека?

27. Как влияют прекрасное и безобразное на эмоционально-ценностное развитие личности?

28. Всегда ли полезно проявлять силу своей воли?


__________________________________________________________________________________________________________________11) Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 32 т. – М., 1953. – Т.1. – С. 390.


starec-siluan-afonskij-chast-i-zhizn-i-uchenie-starca-siluana-2007.html
starevshik-novogo-vremeni-reshenie-zadach-47-poisk-informacii-v-seti-internet-49.html
starie-druzya-rasskazi-o-prirode-dlya-detej-i-vzroslih.html
starie-levie.html
starie-oshibki-na-novom-etape-yu-g-felshtinskogo-i-g-i-chernyavskogo.html
starie-veshi-s-novimi-imenami-avtor-posvyashaet-etot-trud.html
  • education.bystrickaya.ru/1-predostavlenie-sceni-48-h-72-h-08-s-pavilonom-komplektom-zvukovogo-oborudovaniya-dlya-provedeniya-meropriyatiya-i-repeticij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-razvivat-umenie-uchashihsya-stroit-svyaznoe-soobshenie-na-zadannuyu-temu-sovershenstvovat-naviki-prakticheskogo-vladeniya-yazikom-povisit-interes-k-izucheniyu-inostrannogo-yazika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-vidi-integracii-oblasti-hudozhestvennoe-tvorchestvo-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-ekzistencialnim-osnovaniyam-sobstvennosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/plehanova-t-f-tekst-kak-dialog-monografiya-t-f-plehanova-mn-mglu-2003-251-s-stranica-7.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saz-raldari-pnn-ataui-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-ponyatie-kachestva-doklad-komu-hvatit-v-konce-kursa-voprosi-po-propushennim-lekciyam.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkaya-spravka-o-nauchno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-kozlyakova-v-v.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-izmeneniya-proizoshedshie-v-spiske-affilirovannih-lic-za-period-spisok-affilirovannih-lic-otkritoe-akcionernoe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-yavlyaetsya-obemnim-dokumentom-vklyuchayushim-bolshoe-chislo-svyazannih-s-bezopasnostyu-mer-napravlennih-na-dostizhenie-celej-programmi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-himii-eta-udivitelnaya-himiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dilemma-polkovnika-sandlersa-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-ocherkov-o-naibolee-tyazhelih-katastrofah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-rasprostranenie-hristianstva-do-100-goda-predislovie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-finansovij-analiz-effektivnosti-organizacii-oplati-truda.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-patologicheskoe-vibuhanie-stenok-aorti-naibolee-chastoj-prichinoj-vozniknoveniya-anevrizmi-aorti-yavlyaetsya-ateroskleroz-anevrizma-aorti-opasnoe-zabolevanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnaya-celevaya-programma-povishenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-salehard-v-2007-2012-godah-pasport-programmi.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-postupayushij-v-aspiranturu-po-napravleniyu-podgotovki-44-06-01-obrazovanie-i-pedagogicheskie-nauki-profil-13-00-05-teoriya-metodika-i-organizaciya-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vokrug-ploshadi-farneze-01-10-veshej-kotorie-nado-sdelat-v-rime-10-veshej-kotorie-nado-sdelat-v-rime.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovie-formi-strahovaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-provedeniya-obzornih-lekcij-gak-i-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-yurisprudenciya-na-2011-g.html
  • school.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-tema-osnovi-informatizacii-obshego-srednego-obrazovaniya-cel-lekcii-poznakomit-s-osnovami-informatizacii-srednego-obrazovaniya-stranica-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-istoriya-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-proizvodstva-tehnologiya-energonasishennih-materialov-i-izdelij-vseh-form.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-shkolnika-fizika-m-1995.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-bankovskaya-sistema-rossii-reshenie-nasushnih-problem-put-k-uspeshnomu-razvitiyu-bankov-25.html
  • literature.bystrickaya.ru/blm-beru-salasi-bojinsha-indikatordi-toltiru-tslder.html
  • essay.bystrickaya.ru/diagnoz-grafomanii-galina-shekina1-o-polze-egoizma-yazika-literaturnaya-artel-stupeni.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-ispolzovanie-cifrovih-sredstv-obucheniya-i-robototehniki-v-obshem-i-professionalnom-obrazovanii-opit-problemi-perspektivi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-ohrani-prirodi-chast-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-parshev-pochemu-rossiya-ne-amerika-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/boi-bez-pravil-nakazanie-detej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zamorskij-gost-scenarij-novogodnego-prazdnika-dlya-detej-4-5-let.html
  • desk.bystrickaya.ru/pesticidi-groza-vreditelyam-sornyakam-i-boleznyam.html
  • composition.bystrickaya.ru/polusvoboda-obedinenij-s-8-blagotvoritelnij-fond-advita-u-dvadcati-chelovek-mogut-konchitsya-dengi-u-dvuhsot.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-perioda-01-01-2005-31-12-2005-g-sglasno-zakona-za-upravlenie-na-otpadcite-sa-izvrsheni-343-br-proverki-izdadeni-sa-133-br-predpisaniya-i-sa-sstaveni.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-dochernih-kompanij-oao-dgk-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-6-aprelya-2011-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.