.RU

ТЕМА. Особенности возникновения и развития межличностной специализированной и массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Структурные компоненты коммуникации


ТЕМА. Особенности возникновения и развития межличностной специализированной и массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Структурные компоненты коммуникации.

1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Структура межличностной, специализированной и массовой коммуникации.

Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.

2. Специализированные коммуникации. Особенности передачи информации: одновременное распространение по разным каналам, синтезирование разнородных средств коммуникации. Коммуникации в государственных, общественных и коммерческих структурах, в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни.

3. Массовая коммуникация. Сущность и функции массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений.

Средства массовой коммуникации и средства массовой информации. Система средств массовой информации.

4. Функции массовой коммуникации.

Контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях. Корреляция элементов общества и среды. Сохранение и передача социально-культурного наследия.

Средства коммуникации. Несловесные (персональные, устные и др.) Письменные (персональные, групповые и др.) средства коммуникации.

5. Структурные компоненты коммуникации: адресант (коммуникатор) адресат (аудитория), сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция (эффективность).

^ 1. Межличностные коммуникации

В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды.

Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между субъектами общения. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение.

Психологический аспект общения существенно обогащает процесс коммуникации. В одних случаях само участие в коммуникации имеет доминирующую ценность, в других случаях коммуникация формализована в своих проявлениях, содержание и форма определяется ролевыми функциями сторон в общении. Такая форма коммуникации играет главную роль в формировании и социализации личности. Межличностная форма коммуникации в противовес массовым формам носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер.

Среди информационной, экспрессивной, прагматической и социальной функции межличностной коммуникации социально значимые функции имеют наибольшее значение.

Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации является теория речевой деятельности. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев эту теорию разработали на основе общепсихологической теории деятельности.

Ключевыми факторами речевой коммуникации они считают мотив и цель.

Мотив соотносится с коммуникативной деятельностью. Мотив выполняет функцию побуждения субъекта к активности.

Цель почти всегда является осознанной, в то время как мотив может осознаваться, но может быть и неосознанным.

Мотив и цель при достижении замысла могут совпадать. В процессе осуществления межличностной коммуникации важно уметь разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний неясен.

Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее восприятие в межличностном общении, в результате чего могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к рекламируемому товару или политическому имиджу лидера.

*Социальным основанием мотивов являются общественные отношения, выступающие их системообразующим фактором.

В социальной коммуникации главным принципом является мотивационная сущность и функции межличностных взаимодействий, в рамках которых реализуется межличностная коммуникация, раскрывают мотивационные теории. Их можно разделить на:

- мотивационные теории равновесия

- и мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Наиболее рельефно теорию равновесия раскрывает теория Ф. Хайдера о когнитивном балансе. Одним из аспектов исследования американского ученого Ф. Хайдера (так же как и Т. Ньюкома) было изучение влияния групповой жизни на поведение людей. Допущения этой теории основаны на общечеловеческой обреченности к совместимости и общей судьбы и на человеческой реакции, которая изменяется в рамках позитивного и негативного. Такая так называемая трехчастная модель, рассматривает взаимодействие в системе «я – другой – третий». Третьей стороной является кто-либо или что-либо. Не учитываются постоянно видоизменяющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.

Отдельные аспекты психоаналитических теорий изучали Л. Фестингер, Д. Креч, Р. С. Кретчфилд. Так называемая когнитивная теория диссонанса (теория Фестингера) рассматривает несогласованности когнитивных структур коммуникантов. Для согласования межличностных отношений рекомендуются специальные коммуникативные действия, направленные на локализацию или даже устранение конфликтной ситуации.

Американские социологи И. Гоффман, К. Берк, X. Данкен развили примыкающее к символическому интеракционизму направления («управление впечатлением»), объясняющее социальную жизнь как реализацию «драматической» метафоры. Согласно этому направлению учения социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают скорее драматические спектакли, где имеются «актеры», «маски», «сцена», «сценарии», с помощью чего люди в обществе стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Такое сравнение вызвано тем, что межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих собой нечто наподобие мини-сценария. В реальной жизни за людьми закреплены коммуникативные роли, которую они исполняют в соответствии со своим с социальным статусом.

Мотивационную теорию американского социолога А. Маслоу можно отнести ко второй группе (мотивационные теории удовлетворения потребностей). В основе всех этих теорий лежит тенденция к росту удовлетворения личных потребностей. По Маслоу, базовые потребности человека постоянны, располагаются по принципу иерархии от низших материальных до высших духовных, а производные постоянно изменяются. Причем процесс возвышения потребностей протекает как замена низших потребностей высшими.

В конечном счете эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей.


^ 2. Специализированные коммуникации. Коммуникации в организациях

Свою специфику имеют коммуникации в малых группах.

В отличие от массовых коммуникаций члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия потенциальных способностей.

При обсуждении информации в малой группе руководитель с целью повышения эффективности коммуникации должен поощрять аргументированные высказывания и ценные предложения, добиваться точности и объективности информации.

Критикуя идеи и утверждения, нельзя переносить критику на личности, тем более обсуждать их личные качества, нужно уважать мнения других лиц, а также групп, если они содержат ценные предложения и рекомендации.

В организациях коммуникации осуществляются одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально.

Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно осуществляются сверху вниз. Информационное воздействие, которое преобладает в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специфическим принципам и правилам, предполагающим их знание, умение ими пользоваться и приобретение соответствующего опыта.

Наиболее правильно организована система коммуникаций в тех организациях, в которых все сотрудники участвуют в организационных коммуникациях. При этом не имеется в виду, что все участники коммуникационных процессов в равной степени управляют информационными потоками.

Руководитель должен учитывать настроенность как своей, так и противоположной стороны, взаимные ожидания, уметь сопереживать. Чем выше ранг руководителя, тем больше информации проходит через него. Однако руководитель должен обеспечить прохождение информации и в те звенья коммуникативных цепей, которые нуждаются в этой информации.

Руководителю важно владеть психотехникой общения, обращая внимание на мимику, жест, интонацию, свой внешний облик. Особо важно уметь сочетать навыки и умения внушать, убеждать, просить, приказывать.

Руководители, придерживающиеся либерального стиля управления, используют преимущественно неформальную многоканальную систему коммуникаций. Они поощряют расширение связей по всем направлениям. Отсюда коммуникативные связи репрезентативно отражают структуру организации, а информация доходит до получателя достаточно полной и адекватно отражает состояние дел.

Консервативный (авторитарный) стиль управления поощряет хорошо структурированную цепь команд. Ограничивается число связей, коммуникации осуществляются преимущественно сверху вниз. Качество коммуникации не всегда соответствует требованиям организации. Много информации искажается или теряется в каналах прямой и обратной связи.

Разделение труда между работниками и функций между подразделениями существенно упрощает коммуникации в организациях. Организации разрабатывают системы коммуникации, которые тщательно учитывают потоки информации и точность реализации коммуникативных процедур в каждом звене. Параллельно со структурированной сетью коммуникаций в организации вольно или невольно образуется параллельная неформальная сеть, которая может или помогать работе основной сети или, наоборот, препятствовать ей.

В авторитарной системе коммуникаций чаще всего неформальная сеть коммуникаций препятствует работе основной сети коммуникаций, а в либеральной (демократической) сети коммуникаций, наоборот, чаще всего неформальные сети становятся способствующими осуществлению оптимальной коммуникационной связи и максимально точной передачи информации.

Значение коммуникаций для руководителей заключается в том, что они являются главным инструментом выполнения руководителями функции управления по следующим причинам:

Поэтому руководители не менее трех четвертей своего времени тратят на формирование взаимодействия как внутри организации, так и вне ее.

Можно выделить четыре основные функции коммуникативности:

- контроль,

- мотивация,

- эмоциональное выражение

- передача информации.

Коммуникативность выполняет функцию контроля поведения членов группы. Иерархическая структура организаций и соподчиненность в них требует от работников придерживаться ее. Работника, нарушающего своими действиями стратегию компании, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании и таким образом коммуникативность выполняет контролирующие функции.

Коммуникативность усиливает мотивацию, повышая осознанность действий путем доведения до работников сведений о том, что должно быть сделано, почему эту работу нужно выполнить так и в указанные сроки.

Первичным источником социального взаимодействия для большинства людей является их работа. Посредством коммуникативности люди выражают свое отношение к происходящему. Коммуникативность способствует выражению эмоциональных качеств работников и позволяет реализовать их социальные потребности.

Функция коммуникативности связана с ее ролью в соединении процессов передачи информации и принятия решений, представляя информацию, которая необходима личностям и группам для принятия решений, и идентифицируя ее для оценки и последующего выбора альтернативного решения, реализуется функция коммуникативности.


^ 3. Сущность массовой коммуникации.

В системе массовой коммуникации можно выделить общие условия функционирования массовой коммуникации:

Массовая аудитория является компонентом массовой коммуникации. Массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой.

Понятие «масса» трактуется в социологии неоднозначно. Масса понимается и как толпа, и как публика, и как гетерогенная система.

* Немецкий философ и социолог Карл Маннгейм (1893–1947) рассматривал массу как продукт машинной техники и «сверхорганизованное» бюрократическое общество.

* Термин «масса» сформировался как продукт наблюдения над множествами индивидов (поведением толпы на улице, болельщиков на стадионах и т. д.). Исследователи обращали внимание на тот факт, что в каждом случае люди в массе ведут себя иначе, чем если бы они были изолированными. К. Берк называл такое скопление людей толпой, массой.

Французский социолог Г. Лебон (1841–1931), автор одной из первых концепций массового общества также отождествлял массу с толпой. Он утверждал, что в результате промышленной революции и развития средств массовой коммуникации жизнь все более становится зависимой от поведения толп, которые представляют собой слепую, разрушительную силу. Благодаря навязываемым массам идеям, лидеры «заряжают» толпу, что и приводит к общественному развитию.

Французский социолог, один из основоположников социальной психологии Г. Тард (1843–1904) считал, что нельзя смешивать толпу и публику, в первой люди физически сплочены, а во второй – рассеяны, первая – гораздо более нетерпима, вторая – более пассивна.

Американский социолог и социальный психолог Г. Блумер, один из пионеров проблематики массового общества, рассматривал массу как элементарную спонтанно возникающую коллективную группировку. Это сыграло большую роль в определении массовой коммуникации и теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Г. Блумер считает главными характеристиками массы анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности.

Американский исследователь Д. Рисмен (1909), характеризуя потребительское общество, описывает человека толпы как обезличенного, стандартизованного, являющегося объектом манипулирования, жертвой отчуждения. В массовой структуре человек нивелируется, становясь достаточно безликим, подчиняющимся «психологии толпы».

Социальная значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации, является одним из основных условий функционирования массовой коммуникации.

Индивиды включены в сеть реальных общественных отношений и связей, что способствует распространению информации.

Благодаря массовой коммуникации личности поддерживают отношения с широкой социальной средой.

Информация «интересна» массовой аудитории настолько, насколько она соответствует социальным ожиданиям массовой аудитории.

Кроме смысловой нагрузки информация должна нести в себе оценочную функцию. Массовый читатель, слушатель, зритель ждет от СМИ оценки происходящих событий, которой большинство из массы потребителей информации верит. Оценочная информация в наибольшей степени способствует формированию общественного мнения, каждый человек, получив определенную информацию, вычленяет из нее значимые для него элементы.

Массовая же информация должна иметь социальную значимость для всей аудитории. Это позволит поддержать функционирование всей системы массовой коммуникации.

Значимость информации для массовой аудитории зависит от ее общественной необходимости, т. е. насыщенности необходимыми сведениями, демократичности (обращена ко всем и каждому без ограничений), плюрализма (множественность мнений, оценок, позиций), оперативности, инновационности, активности.

Форма воздействия информации на массовую аудиторию обусловливается указанными свойствами, а также отсутствием сдерживающих факторов со стороны массовой аудитории. Средства массовой коммуникации, с одной стороны, разграничивают массовую и личностную социальную ориентацию, с другой – объединяют. Одна и та же информация может вызвать интерес одновременно и у всех, и у конкретной группы людей, и у отдельных индивидов. Или иначе, социальная ориентация информации оказывает сильное влияние и на общество, и на личность. Средства массовой информации отстаивают интересы «хозяев», поэтому государство должно регулировать процесс распределения сфер влияния на массы, прежде всего, законодательным» мерами. Монополия на СМИ не должна формироваться ни в к кой форме. Нельзя допускать монополии на СМИ ни государства, ни отдельных групп лиц.

Наличие соответствующих средств, поддерживающих процесс функционирования массовых коммуникаций. Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение. Этим и определяются ее средства. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Интернет, хотя в России законодательно причислен к средствам массовой информации, в последние год стал мощнейшим средством массовой коммуникации.

Многоканальностъ коммуникации. Массовая коммуникация характеризуется преимущественно односторонней направленностью, поскольку обратная связь практически отсутствует. В связи с расширением возможностей интерактивного телевидения, радио, более активного использования звонков в редакции, а особенно с резким расширением сетей Интернет массовые коммуникации становятся взаимно направленными. Такая двусторонняя связь влияет на организацию массовой коммуникации.

*В радио- и телепередачах возможно использование так называемой скрытой обратной связи.

Коммуникатор, прогнозируя реакцию слушателя или зрителя на отправляемую им информацию, направляет процесс коммуникации, приспосабливая информацию к условиям общения. Правильное конструирование дикторского дискурса и отбора коммуникативных средств (слов, формул общения, стереотипов речевого поведения), непосредственная адресация передач конкретным социальным слоям уменьшает дистанцию между отправителем и получателем информации.

Многоканальность массовой коммуникации обеспечивается параллельным использованием визуального, аудитивного и аудиовизуального каналов. *Самостоятельный канал массовой коммуникации представляет публичная коммуникация в массовой аудитории посредством традиционного разговорного языка. На радио и телевидении также приняты формы устной коммуникации, включающие элементы разговорной речи.

Для прессы характерен общелитературный письменный язык. Вариативность языка позволяет регулировать варианты текстов речи и одновременно разграничивать функциональные стили, обусловленные социальной дифференциацией.

Коммуникативная сфера, обусловленная тематикой информации, формирует функциональный стиль коммуникации, ориентированный на определенную социальную группу. Молодежные, женские, религиозные или профессиональные группы пользуются различным словарным запасом, по-разному выражают мысль и строят свою речь.


^ 4. Функции и характеристики массовой коммуникации

Американский политолог Г. Лассуэлл выделял три функции коммуникации:

1) обозрение окружающего его мира (информационная функция);

2) корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);

3) передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция).

В 1960 г. американский исследователь Чарльз Райт к названным добавил развлекательную функцию.

Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включает в число функций еще одну – мобилизующую.

Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую.

Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности.

Регулирующая функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля.

Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения:

*оптимизация деятельности общества;

*функция контакта;

*функция социального контроля;

*функция социализации личности»

(Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации- М, 1974. – С. 46-48.)

Л. Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации «в обществе:

1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;

2) корреляция элементов общества и среды

3) сохранение и передача социально-культурного наследия.

(3емлянова Л. Я. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. – М., 1999. – С. 215.)

Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации (Цит. по Дейян Арманд. Реклама. – М., 1993. – С. 31-33.)

Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

- оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;

- функция контакта, которая играет роль в формировании
группового сознания;

- функция социального контроля посредством социальных норм

- функция социализации личности.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы.

Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики, выделяет семь характеристик массовой коммуникации:

- массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре;

- направлена на большие аудитории;

- имеет публичный характер;

- аудитории имеют социально-культурную неоднородность;

- устанавливается одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных друг от друга;

- взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;

- коммуникация сплачивает аудиторию вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и др.


^ 5. Сеть и структура социальной коммуникации

Социальная коммуникация – это взаимодействие людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме.

*Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом специальной отрасли социологии – социологии коммуникации.

*Понятия «социология коммуникации» и «социальная коммуникация» не являются синонимами.

*Социология коммуникации посредством теоретических и эмпирических социологических исследований изучает социальный аспект коммуникации. *Социальная коммуникация представляет собой процесс общения механизм и закономерности которого обусловлены социальными и другими факторами.

*Коммуникации между людьми осуществляются в форме общения как обмен сообщениями, в которых фиксируются знания, мысли, идеи, ценностные ориентации, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, осуществляющих взаимную коммуникацию.

«Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний». (Ли Якокка. Карьера менеджера.– М.: Прогресс, 1991. – С. 79.)

*Конфигурация сетей коммуникации зависит от требований, предъявляемых к реализации заданных функций, например, от качества, объема, скорости прохождения информации.

В целом можно выделить следующие свойства наиболее распространенных видов сетей.

- Сеть коммуникаций, замкнутая в круг, является активной, не имеющей лидера, слабо формализованной, нестабильной.

- Сеть «колесо» имеет конфигурацию, в которой один из элементов (лидер) имеет связь с несколькими другими. Такая сеть менее подвижна, имеет достаточно жесткую связь с лидером, хорошо организована, более устойчива и упорядочена.

- Разновидностью «колеса» является многоканальная сеть, в которой в отличие от простого «колеса» элементы сети, подчиненные лидеру, могут иметь связь между собой.

Структура сети коммуникаций влияет на точность информации, воспринимаемой получателем. Она в то же время формирует тип взаимодействия внутри организаций, эффективность указанных сетей различна.

Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов).

В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации:

- коммуникатора, коммуникантов

- коммуникационную деятельность

- коммуникативные сообщения

- коммуникативную деятельность

Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие существуют подходы к обоснованию типов коммуникации? Назовите простейшие модели коммуникации.

  2. Чем характеризуется классическая линейная коммуникация?

  3. Чем отличаются нелинейные модели от линейных?

  4. Какие компоненты выделяются в структурных, описательных и функционально-объяснительных моделях коммуникации? В чем их достоинства и недостатки?

  5. Какими признаками характеризуется циркулярная модель коммуникации?

  6. Через кого осуществляется коммуникация в двухступенчатых моделях?

  7. Каковы особенности межличностной коммуникации?

  8. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?

  9. Какова степень структурированности в различных формах межличностной коммуникации?

  1. Как мотивационные теории объясняют сущность и функции межличностной коммуникации?

  2. Как характеризуются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности?

  3. Назовите основные семиотические модели коммуникации.

  4. Назовите основные признаки объемных коммуникаций.

  5. Назовите отличительные признаки модели социальногоатомизма.

  6. Расскажите об основных гомогенных моделях коммуникации.

  7. Почему рекламу можно рассматривать как модель, вид и канал коммуникации?

  8. Можно ли назвать коммуникации главным инструментомреализации руководителем функции управления?

  9. В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах?

  10. Какие условия обеспечивают эффективность коммуникации?

  11. Как влияют на успешность коммуникации интересы коммуникантов?

  12. Расскажите о процессе восприятия и его роли в межличностной коммуникации.

  13. Каковы способы воздействия в межличностной коммуникации?

  14. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в межличностной коммуникации?

  15. Назовите общие условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации.

  16. Перечислите основные характеристики и функции массовой коммуникации.

  17. Дайте определение социальной коммуникации.

  18. Объясните разницу в применении понятий «коммуникационный(ая)» и «коммуникативный(ая)».

  19. В чем разница между понятиями «социология коммуникации» и «социальная коммуникация»?


Литература

Основная

  1. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Междунар, ун-т бизнеса и управления, 1997. – С. 178-220.

  2. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональнойдеятельности. – СПб.: Знание, ИВЭСЭИ, 2001. – 496 с.

  3. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория. //Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

  4. Зимняя И. А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения.//Там же.

  5. Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса). // Язык и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. – М., 1989.

  6. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М., 2001. – С. 293-355.

Дополнительная

  1. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организацииях.-М., 1980.-С. 113-120.

  2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд. МГУ, 1971.

  3. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Изд. «Питер», 2000. – С. 51-76.

  4. Смелзер Н. Социология. / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

  5. Узилевский Г. Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах. – М. 1996.


РАЗДЕЛ 4. Коммуникативные процессы

ЛЕКЦИЯ 6.

ТЕМА. Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации (4ч.)


1. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации.

(Производство информации, мультипликация, кодирование, распространение, прием, декодирование, использование информации.)

2. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы

(Протекание процесса коммуникации по составным звеньям коммуникативной цепи: коммуникатор, содержание, аудитория.

3. Обеспечение процесса коммуникаций. Общение как коммуникативный процесс.

Обмен информацией, инициированный со стороны получателя. Передача информации по инициативе источника. Обмен информацией по заранее установленным правилам.

Аргументация в коммуникативном процессе. Доказательство, подтверждение, оправдание, объяснение, интерпретация, возражение как элементы коммуникативного процесса.


^ 1. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации

К сожалению, за прошедшие двадцать лет в исследовании коммуникации как процесса не появилось никаких новинок. В имеющихся публикациях не рассматриваются причинно-следственные связи между элементами, образующими процесс коммуникации.

Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема *расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Например, чтобы подготовить рекламное сообщение о каком-либо товаре, адресованное определенной аудитории, необходимо сконструировать его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную идею нужно воплотить до включения обладателя в процесс потребления. Исходя из этого, информация, предназначенная для использования в коммуникативном процессе между продавцом и покупателем, должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать вещи социальную ценность.

*Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной форм речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства.

*Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую цепь. В том случае, когда коммуникация осуществляется с помощью технических средств, обеспечивается кодирование и декодирование (шифрование и дешифрование) информации по различным каналам средств массовой коммуникации (с помощью соответствующей аппаратуры, идентичной на входе и выходе канала коммуникации).

Такие коммуникативные факторы как выбор языкового кода, правила и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций формируют коммуникативную установку.

Языковый код выбирается исходя из объема, частотности, существующих коммуникативных средств и каналов коммуникации. На выбор языкового кода также влияют тематика, жанр публикаций, тип радио- или телепередач. Выбор кода определяется реально функционирующими в прессе, радио и телевидении видами языков. Свой языковый код подбирается для людей соответствующего образовательного и культурного уровня. В национальных регионах законом предписывается необходимость использования языка коренного населения в СМИ, в образовательных, на государственных учреждениях.

Если передача информации в прямой (непосредственной) устной межличностной коммуникации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникации с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируются, и осуществляются посредством какого-либо носителя информации.

Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для дальнейшей обработки, а при ее приеме – преобразования в понятный для получателя вид.

Получатель информации должен уметь:

Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя *вводную, *основную части и *заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка) и др.

«К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:

а) осмысленность восприятия, предполагающая оценку идентичности информации, то есть соотношение между реальными и описываемыми событиями, понимание оценочного отношения к информации ее отправителя – коммуникатора и его коммуникативную установку,

б) дискретность восприятия, которая связана с особенностью человека вычленять в сообщении «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации,

в) обусловленность восприятия прошлым опытом человека, так называемая апперцепция, которая дает ему возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию,

г) опережающий характер восприятия связан с предыдущим фактором, эта способность человека предвосхищать будущее – антиципация (от лат. anticipio – предвосхищаю) основывается на законе опережающего отражения воздействия окружающей действительности, сформулированном П. К. Анохиным. Воспринимая сообщение, человек получает нужную информацию уже в его начале и на основе контекста может предвосхитить завершающую часть высказывания (дискурса)».

При подготовке информации необходимо учитывать требования, предъявляемые к радио- и телепрограммам.

Радиопередачи строго разделены на три части:

- вступление длится, как правило, не более 35 секунд и имеет не более четырех различных сообщений;

- основная часть обычно имеет продолжительность 7-8 минут и содержит не более 10 новостей;

- в заключении обобщается не более четырех основных новостей, и по длительности оно соответствует вступлению или же может на 10-20 процентов превышать его.

Лучше запоминается начало и конец любой информации, а трехкратное повторение дает максимальное запоминание.

Наиболее распространенной формой коммуникативного процесса является диалог, проводимый в публичной форме или в радио- и телепередачах.

Диалог в условиях массовой коммуникации имитирует не только межличностное общение, но и отражает во многом структуру коммуникативного процесса.

В процессе коммуникации коммуникатор стремится персонифицировать свою речь путем представления или непосредственного обращения к слушателям.

Наиболее общие синтаксические требования к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме:

*использование кратких высказываний с простой грамматической структурой

*использование прямого порядка слов

*ограничение многословных и многоуровневых оборотов

*подчеркивание его смысловых значений при помощи пауз и интонации.

Особые требования предъявляются к произношению, если же информация передается по радио- или телеканалу. Особое внимание следует обращать на нормативное произношение, распределение смыслового ударения, интонацию, тональность, темп и ритм сообщения.

Все эти нюансы передают оценочное отношение коммуникатора к информации, способствуют выразительности передаваемого сообщения. Эффективность восприятия информации существенно возрастает при совпадении темпа и ритма коммуникатора и личного темпа и ритма слушателя.

Среди эстетических требований к речевому коммуникативному процессу – *ограничение или полное исключение использования неблагозвучных и редко употребляемых форм:

*недопущений в одном высказывании слов с общим корнем и тождественным содержанием

*неоправданных повторов, пауз.

Эффективность коммуникативного процесса увеличивает обращение к известным именам, авторитетам. Люди чувствуют себя уверенней, если их мнение совпадает с точкой зрения известных личностей. Нередко в коммуникативном процессе можно заметить использование экзотических терминов, с целью введения слушателя (читателя, зрителя) в мир таинственности и неизведан ого. В то же время перенасыщенность сообщения непонятными, хотя и будоражащими воображение словами может создать барьер непонимания.

При использовании приема нарушения ожидания партнера вводится определенная тема, а когда партнер сделает прогнозы ее дальнейшего развития, сообщается, что это была только присказка, имеющая лишь далекую связь с предполагаемой темой обсуждения. Это не только не нарушает контакта, но напротив – заинтересовывает партнера.

В ряде случаев возможно использование приема ввода ложного персонажа как бы реально участвующего в описываемых событиях. Он применяется для оживления сообщений об исторических событиях.

Пользуясь приемом прямого обращения, в котором содержится побуждение к слушанию, нужно учитывать и то обстоятельство, что в зависимости от социальных отношений партнеров побуждение может восприниматься как обязательное, желательное или возможное, что, в свою очередь, может мешать установлению контакта.

Чаще всего в коммуникационном процессе можно заметить использование обращения к текущим общественным событиям, к фактам социальной значимости. Здесь используется не только актуальная информация, но и ценностная ориентация коммуниканта.

Активизации коммуникативных процессов способствует реализация и других функций коммуникации: *апеллятивной, *побудительной, *регулирующей, *волеизъявительной, *ритуальной, *перформативной, *самопрезентации.

На формирование коммуникативных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала коммуникации.

Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными (фотографии, карикатуры, графики, схемы и т. п.) значительно усиливает воздействие информации на массовую аудиторию.

Таким образом, использование различных приемов поддержания коммуникативного процесса и факторов, способствующих воздействию средств массовой коммуникации на индивидов и социальные группы, позволяет коммуниканту направлять процесс обмена информации в нужное русло и добиваться поставленных им целей.

Директор Института коммуникативных исследований Лидского университета Филипп Тейлор рассматривает коммуникативный процесс передачи идеи или мнения с особыми целями как пропаганду. При этом коммуникация направлена на то, чтобы служить интересам коммуникатора.


^ 2. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы

Среди элементов цепи коммуникации рассматриваются *кодирование, *передача сигнала, *канал (передаточный механизм), *прием и декодирование, *обратная связь,* помехи и барьеры.

Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Форма сигнала в виде набора символов выбирается в зависимости от специфики коммуникативной системы, включающей все отмеченные элементы коммуникации.

Канал является промежуточным механизмом от коммуникатора к реципиенту. Это и устное обращение, телефонная и интерактивная (двусторонняя телесвязь), это и собрания, митинги, шествия, это и офис, где происходит обмен информацией, это и уличная или любая другая реклама, посредством которой рекламодатель общается с рекламополучателем и др.

Передача сигнала осуществляется через канал коммуникации. Вид сигнала зависит от типа осуществляемой коммуникации и используемого канала.

Прием и декодирование сигнала. Каждый реципиент может полноценно функционировать в системе коммуникации, если в состоянии понять то, что ему передают. Если каналом коммуникации является звук, то лишь поняв систему звуковых символов, составляющих понятные слова и предложения, можно наладить речевую коммуникацию. При передаче сигналов в виде азбуки Морзе Реципиент должен принимать радиосигнал, состоящий из комбинаций коротких и длинных сигналов (точек и тире) и декодировать их путем распознавания набора символов, заключенных между паузами.

Дешифровку и преобразование сигнала в исходную форму, которую они имели до шифрования, осуществляют специальные устройства, называемые декодерами. Специалисты считают, это наиболее важным фактором, нарушающим «общность» в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в ее кодировании и расшифровке.

Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными. Когда эти процессы становятся разнородными, коммуникации разрушаются. Н. Винер назвал эту проблему энтропией, т. е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению. Такая тенденция возникает в том случае, когда работники организации имеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересы и т. п. в результате этого возникают барьеры для эффективных коммуникаций.

При передаче сигналов на его пути возникают барьеры и помехи.

При диалоге между людьми различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать.

В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам).

Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи.

В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного.

В коммуникациях радиотелеграфистов с помощью азбуки Морзе – это подтверждение получения всего объема сообщений (определенное количество групп, состоящих из пяти знаков).

С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.


^ 3. Обеспечение процесса коммуникаций. Общение как коммуникативный процесс

Одни процессы обмена информацией (коммуникативные процессы) специально организуются, а другие возникают стихийно. Общение становится оптимальным, если оно строится на стремлении к взаимопониманию и эффективному обмену информацией. Эффективность организованных систем коммуникации зависит от структуры системы обмена информацией. Многие недостатки, связанные с инициированием, передачей и получением информации могут существенно ослаблены при правильной организации работы коммуникативной системы.

«Поскольку коммуникация осуществляется в физическом пространстве, на нее можно смотреть и как на процесс обмена сигналами низкого уровня энергии (организации), в результате же образуется обмен сигналами высокого уровня энергии (организации)». (Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М., 2001. – С. 15.)

В процессе коммуникации на разных этапах невербальные сигналы преобразуются в вербальные и наоборот.

Выбор схемы распространения информации осуществляет или инициатор, или специально созданные для этой цели службы. И в том, и в другом случае они вынуждены считаться с наличием каналов коммуникаций и возможностями реципиента принять и осознать адресованную ему информацию.

Коммуникатор (тот, который передает информацию и организует работу коммуникационной системы) определяет, кому, какую часть информации и по какому каналу следует передать. При передаче информации конечному звену (как коммуникатору, так и реципиенту) часть информации может отсеиваться промежуточными звеньями, которым делегированы полномочия регулировать определенные потоки информации, передаваемой сверху вниз и снизу вверх. Отсеивание информации, однако, таит в себе опасность потерять важную информацию, по субъективному мнению представителя промежуточного звена. Информация может теряться и искажаться в каналах коммуникации, организованных посредством технических средств (систем).

В самом широком понимании к техническим средствам коммуникации относят все специально созданные материально-вещественные элементы, применяемые при функционировании системы коммуникации или в процессе коммуникации. К техническим средствам коммуникации относят телефон, телетайп, телеграф факсимильный аппарат, усилительная аппаратура (микрофоны, динамики), видеосвязь (телеконференция), двусторонняя радио, связь, электронная почта (Интернет). Эти технические средства обеспечивают непосредственную коммутацию сетей коммуникации между строго определенными адресатами и позволяют вести двустороннюю связь одновременно или с некоторой разноской по времени.

Другие технические средства, не предоставляют такой возможности, тем не менее обеспечивают коммуникации между субъектом и неопределенным объектом. К ним относятся, например, печать (газеты, журналы, другие печатные материалы), телевизор, радио- и киноаппаратура. С помощью этих технических средств информация транслируется на достаточно широкую аудиторию (общественность) без персонификации адресата (получателя информации).

Из аудитории (читатель, зритель), кому адресована информация, определенная часть людей, получивших информацию, реагирует на нее и передает свой ответ коммуникатору (например, редакции).

Таким образом обеспечивается процесс коммуникации с частью аудитории, кому адресована информации.

Процессы в коммуникациях, осуществляемые с помощью телевидения сильно отличаются от процессов коммуникаций, осуществляемых посредством коммуникационного канала – кинофильма.

*Коммуникатор в телекоммуникациях идентифицирован и легко узнаваем, имеет более устойчивую аудиторию, чем в кинокоммуникациях.

Различия в протекании коммуникации (процессе) имеются и между прессой (письменный канал коммуникации) и радио, или, к примеру, между телевидением и публичными каналами устной коммуникации. Динамика прохождения информации в различных каналах коммуникации также резко отличается.

*Процесс коммуникации становится более эффективным, если он включает различные популярные интервью и беседы.

*Процессы во внутриличностных коммуникациях становятся более выраженными, если они возникают с помощью предлагаемых телетекста и видеотекста. Телетекст способствует получению информации избирательным реципиентом, заинтересованным и вынужденным в получении информации через специальные адаптеры. При помощи кабельной линии передается видеотекст, заложенный в память компьютера, а также при необходимости осуществляется обратная связь с субъектом информации. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, видеодиски, использующие лазерную технику, расширяют функции технических подсистем коммуникации в коммуникативных процессах.

Выбор каналов коммуникации

Для рекламодателя, как и для любого другого коммуниканта, выбор канала, в котором протекали бы оптимальные коммуникационные процессы, является чрезвычайно ответственной задачей.

При использовании СМИ в качестве рекламного канала коммуникации должны учитываться следующие признаки:

Одним из наиболее эффективных каналов доставки информации остаются газеты, благодаря большим тиражам и «покрытию» большинства территорий жизнедеятельности человека. Журналы передают информацию заинтересованному потребителю и имеют меньшие возможности, чем газеты из-за низкой периодичности.

*Эффективность коммуникативного процесса, осуществляемого с помощью радио зависит от конкурентоспособности канала. Телевидение – эффективным каналом воздействия, на массовую аудиторию, процесс осуществления коммуникации интенсивен и интерактивен.

Телевидение в отличие от кино значительно увеличило возможности коммуникации. Каналы и передачи имеют своих постоянных зрителей, которые достаточно активно включаются в обратную связь.

Интерактивное телевидение существенно увеличило эти возможности. Многие ведущие (коммуникаторы) идентифицированы и легко узнаваемы, имеют своих зрителей, которые в то же время не привязаны жестко к коммуникатору.

Пресса, как канал письменной коммуникации, резко отличается по своим коммуникативным возможностям от радио и телевидения, являющимися каналами устной и аудиовизуальной коммуникации. Одновременное зрительное и слуховое восприятие информации в сочетании с ситуативным представлением телепередач резко увеличивает познаваемость, исключает многие «недосказанности». Печать, обеспечивая регулярность выпуска, массовый тираж и адресность (своего читателя), имеет мощный механизм воздействия на большую аудиторию. Однако период «срабатывания», обратной связи выше, чем у интерактивных радио – и телепередач. Телевидение и радио все чаще стали искать возможности использования механизма межличностных коммуникаций, приглашая на популярные интервью, «чашку чая», «беседы без галстука» и др. известных личностей, что создает эффект вовлечения в меж личностную коммуникацию и их поклонников.

Таким образом, коммуникационные процессы в различных каналах коммуникации сильно отличаются и ориентированы на аудиторию как на потребителей информации. Они представляют собой не только последовательную смену этапов протекания информации в различных направлениях, но и динамику изменения в коммуникационных системах.

*Эффективность коммуникационных процессов зависит и от возможностей сохранения информации на всех этапах осуществления коммуникации и отсутствия ее искажений во всех звеньях коммуникативной системы.

ПРИМЕР: Руководители различного уровня в производственном процессе чаще всего обращаются непосредственно к своим заместителям, передают им определенную информацию, требующую принятия определенных решений. Заместители, в свою очередь, осуществляют селекцию информации, т. е. определяют, какая часть информации должна передаваться дальше в соответствующем направлении. Например, директор предприятия информирует своего заместителя о том, что при определенных обстоятельствах со следующего года возможно сокращение в подведомственных этому заместителю подразделениях. Заместитель директора передает начальникам производств через своего помощника информацию о том, что со следующего года возможно сокращение. Начальник производства, получив информацию от заместителя директора, предупреждает начальников цехов, что им со следующего года придется работать при меньшей численности. Начальники цехов в свою очередь сообщат на очередном совещании своим заместителям и начальникам отделов о том, что скоро им придется произвести сокращение, а заведующие секторов, получив информацию, сразу же приступают к сокращению штатов.

При числе ступеней передачи информации более 5 система становится чрезвычайно громоздкой, неоперативной и достаточно сильно искажающей информацию при селекции. Поэтому на практике, число таких ступеней не должно превышать 3-4. Кроме того, информация должна дублироваться по разным формальным и неформальным каналам.

Неформальные (неиерархические) каналы используют систему личных неслужебных коммуникаций. В отдельных случаях они могут не просто дублировать официальные иерархические каналы, а существенно корректировать информацию, проходящую через них, и выполнять контрольные функции. НАПРИМЕР, дома за ужином помощник директора, общаясь со своим мужем – заведующим одним из секторов на том же предприятии, достаточно точно ретранслирует полученную во время совещания при директоре информацию о том, что со следующего года возможно сокращение на предприятии. Муж, через три недели, получив эту информацию от своего начальника цеха на совещании, заранее имея информацию о предстоящем сокращении, усомнился в правильности указания начальника цеха, что немедленно нужно начать работу по сокращению штатов. После перепроверки информации действия всех руководителей, уже приступивших к сокращению штатов, были скорректированы.

Сбой информации часто происходит и по другой причине – слишком велик объем передаваемой информации или слишком часто и слишком много передается детализированной информации по одному и тому же адресу. ПРИМЕР: Показательным в этом отношении является пример деятельности управления по трудоустройству Вашингтона, проявившего столь сильную решимость рационализовать организационную структуру и рабочие процедуры, что стали собирать и систематизировать все приказы, уведомления, инструкции, формы и организационные схемы, исходящие из этого управления. Все эти документы с коррективами вначале умещались в одной папке, затем – в двух, через полтора года – в восемнадцати, которые также со временем не смогли уместить весь объем материалов. Ежедневно курьеры данного управления обходили служебные здания в Вашингтоне и разносили последние добавления и коррективы. Материалы были столь детализированы, что для проверки правильности размещения многочисленных папок на своих местах были наняты три дополнительных работника. В противном случае невозможно было вовремя по установленной системе собрать, обобщить и распространить информацию.

Материалы становились настолько объемными, что в качестве своеобразного путеводителя были вынуждены издать к Сборнику документов тематический указатель, а позднее – дайджест «Сборника документов». Директор одного из региональных отделений Управления по трудоустройству признался, что пытался найти смысл в издаваемых в огромном количестве инструкциях, но для этого всегда не хватало времени.

*Проследив пути прохождения любой информации от ее источника до реципиента можно обнаружить кроме формальных множество неформальных каналов, что существенно усложняет систему. Так или иначе, избежать сложностей обеспечения коммуникаций многим большим и малым, простым и сложным коммуникативным системам не удается. Информация из источника ее происхождения поступает в центр, принятия решений, а оттуда дальше по указанным адресам. Эффективность обмена информацией является одним из основных критериев выбора схемы коммуникаций.

Обмен информацией можно разделить на три вида:

  1. Инициированный получателем обмен информации.

  2. Передача информации от источника по его инициативе.

  3. Стандартизированный обмен информацией по установленным заведомо правилам.

Л. Я. Аверьянов считает, что «потребность во взаимодействии есть потребность в освоении результатов деятельности объекта и субъекта, которая одновременно становится и полем их деятельности. Взаимодействие – это потребление результатов деятельности друг друга для решения каждый раз своей собственной задачи и тем самым для реализации общей задачи». (Л. Я. Аверьянов. В поисках своей идеи. Часть I. – М., 2000. – С. 2)

Далее автор в книге «В поисках своей идеи» констатирует: «Не имея возможности существовать отдельно друг от друга, они постоянно находятся в состоянии противоречия и противоборства, что и обусловливает их прогрессивное развитие». (Там же. – С. 23.)

«Полная доброжелательность и враждебность со всеми возможными градациями и нюансами – это и знаковая система, демонстрирующая другому человеку, как к нему относятся и как он должен себя вести.

Изменить отношения – прежде всего изменить либо свою концепцию, либо действия другого человека как объекта, сделать их, так или иначе, адекватными друг другу. Чаще всего и, надо сказать, гораздо выгоднее для себя, изменить свою собственную концепцию, сделать ее адекватной движению объективной реальности, т. е. движению объекта, и тем самым привести в соответствие со своими собственными интересами, а значит наилучшим образом решить свои задачи». (Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Часть I. – М., 2000. – С.24)

Процесс обмена информацией, таким образом, протекает по планируемой, формализованной или непланируемой, неформальной схеме.

В организациях существуют официальные структуры, которые информацию собирают, обрабатывают, формализуют и передают по назначению. Эта система дополняется неформальным прохождением информации по стихийным каналам.

Обмен информацией по формализованным каналам

В государственных, общественных, коммерческих структурах административные инструкции определяют, кому, с кем, в какое время и по какой форме обмениваться информацией. Чем строже формализована и закрыта структура, тем подробнее прорабатываются такие инструктивные документы, жестче организуется планирование и направление информации по строго определенным каналам, имеющим предписанные формы.

В военных организациях, например, сложные схемы передачи информации излагаются в специальных, а отдельные – в секретных инструкциях.

Одним из способов формализации информации являются бланки, формы, которые необходимо заполнять и отправлять по адресу в установленные сроки.

Указания по заполнению размещаются и на самих бланках, и в специальных руководствах. В них указываются случаи, в каких применяются данные формы; заполняемое количество экземпляров; адреса рассылки; лица, ответственные за заполнение разделов или всего бланка; дополнительная информация.

Удобство бланков как для инициаторов информации, так и для пользователей сделало их распространенными практически во всех сферах жизнедеятельности. К их недостаткам можно отнести отсутствие гибкости.

Большинство организаций разрабатывают планы обмена информацией и детализации каналов ее распространения. Такие планы, исполнение которых приобретает обязательный характер для различных подразделений, служб и должностных лиц, становятся действенным инструментом осуществления обмена информацией. Они тесно связаны формальной системой властных полномочий в организации.

Иерархическая структура, наделенная полномочиями контролировать процесс обмена информацией и регулирование каналов протекания информации, резко усиливает свои властные функции.

Формализованные схемы обмена информации «усекают» ее значительную часть и поэтому должны периодически корректироваться с учетом происходящих изменений в структуре коммуникативной системы (субъектах, каналах коммуникации), а также в окружающей ее социальной, экономической, правовой и других средах.

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованная система может существенно восполнить пробел, связанный с потерей (недополучением) части информации. Существует достаточно много способов осуществления такого обмена (продвижения) информации.

ПРИВЕДЕМ ПРИМЕР. Несколько друзей, работающих на различных участках крупного производства, регулярно по субботам ходят вместе в баню. Они во время отдыха охотно обмениваются информацией о наиболее существенных новостях в своих подразделениях. Жена одного из работников является специалистом по связям с общественностью и делится информацией с мужем, тот, в свою очередь, сообщает подробности своим друзьям. Последние сообщают информацию сотрудникам своего участка. Такой обмен информацией может сыграть как позитивную, так и негативную роль. Неформальные каналы обмена информацией играют позитивную роль, если они дополняют формальную информационную структуру и помогают организационной структуре или всей организации выполнять свои задачи быстро и качественно. Если неформальные каналы обмена информацией вносят разлад в соотношение иерархических полномочий и затрудняют их координацию, и тем более мешают выполнению основных структурных и функциональных задач, то их негативные последствия очевидны.

Линии формального построения связей и передачи по ним информации в данном случае являются неформализованными стихийными каналами коммуникаций.

При всем нежелании руководства фирмы распространять информацию по стихийным каналам, зачастую это становится неизбежностью.

*Неформальный обмен информацией происходит не только внутри структуры организации, но и вне ее. Частное общение формирует свою структуру неформальных социальных групп, в функционировании которых участвует не только межличностная коммуникация, основанная на непроизводственных (досуговых интересах, но и производственных. Это происходит из-за неумения или нежелания ограничивать включения во внеслужебные общения служебной информации. Полномочия работников, владеюших служебной информацией, должны быть определены и в части ее разглашения.

*Часто неформально переданная информация имеет «налет субъективности» и бывает, соответственно, искаженной. Когда формальная система передачи начинает давать сбои, усиливается неформальная составляющая в общей системе обмена информацией. В этом случае люди, пользующиеся неформальными каналами связи, выводящими их на верхние ступени иерархической структуры, становятся влиятельными.

Социальные коммуникации представляют собой процесс взаимодействия между индивидуумами и группами людей, при котором происходит обмен информацией.

В межличностных коммуникациях роль канала коммуникации выполняют слова и предложения.

Слово, по мнению Г. Г. Шпета, является образом, формой, обликом, идеальной плотью мысли. Услышав слово, человек различает его:

  1. как голос какого-либо человека;

  2. голос конкретного человека;

  3. знак особого состояния человека;

  4. признак принадлежности человека к определенному социуму;

  5. часть определенного языка;

  6. определенный смысл;

  7. культурную форму слова;

8) отношение человека к произносимому им. (См.: Шпет Г. Г. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – С. 384.)

Естественно, в общении собеседники так или иначе используют все семь признаков слова.

«Мысль рождается в слове и вместе с ним. Даже и этого мало – мысль зачинается в слове. Оттого-то и нет мертворожденных мыслей, а только мертвые слова; нет пустых мыслей, а только – пустые слова; нет позорных мыслей, а только позорные слова; нет потрясающих мир мыслей, а только – слова» (там же – С.403).

Слово, по Шпету, выполняет важные социальные функции, развивая и стабилизируя язык. В этом смысле слова можно разделить на слово-образ и слово-термин.

В первом случае (слово-образ) слово может в свободной форме наложено на признак, случайно бросившийся в глаза (так происходит в поэзии) и, таким образом, слово как бы регистрирует новый опыт.

Слово-термин находится в языково-понятийной системе и служит для упорядочения и сохранения культурного строя речи.

В речевой деятельности используется стройно организованная система слов.

Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека.

Речь возникла как средство координации совместной деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания.

Среди других (выражения, воздействия, мышления и пр.) наибольшее значение придается коммуникативной функции речи. Коммуникативная направленность речи ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие.

Аргументация как коммуникативная процедура

Аргументация (от лат. argumentum) процесс суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории).

Аргументация – это процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора (т. е. субъекта, который что-то обосновывает) с целью собственного понимания и/или понимания и принятия стороной, которой она адресована.

Для собственного понимания и для убеждения реципиента (стороне, которая принимает информацию) аргументатор отыскивает опоры в основаниях доводах, аргументах, в качестве которых в науке выступают истинное содержание положений. Кроме как на данные положения, на бытовом уровне тезис может опираться и на религиозную веру, и на силу традиции, и на мнение авторитета, и даже на настроение масс.

«В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса – формирование некоторого убеждения.

Аргументация достигает этой цели в том случае, если реципиент:

а) воспринял;

б) понял;

в) принял тезис аргументатора». (Логика. Логические основы общения: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – С. 217.).

В коммуникативных субьектно-обьектных отношениях процесс взаимодействия идет от первичной, аргументирующей к вторичной, принимающей стороне и связан с поиском аргументатором истинных оснований, переносом и восприятием реципиентом полученной информации.

*В коммуникативном процессе кроме аргументации может иметь место активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание реципиента посредством тематических образных, ритмических, звуковых, цветовых, обонятельных и других ассоциаций. Эффективность такой суггестии зависит от специфических особенностей (внушаемости) объекта. В коммуникативном процессе логические и суггестивные основания выступают в неразрывной связи, а объект с субъектом постоянно меняются местами.

В коммуникативном процессе участвуют все элементы структуры аргументации (компоненты логических и суггестивных действий).

*Тезис и основания являются важнейшими составляющими логического обоснования. Для того, чтобы сформулировать тезис, необходимо ответить на вопрос: «Что нужно аргументировать?». Все данные, участвующие в процессе аргументации, объединяются вокруг тезиса и служат его рассмотрению. Тезис (гр. thesis) в логике – утверждение, требующее доказательства.

В коммуникативном процессе каждая сторона может придерживаться своего тезиса.

*Любое утверждение, выдвинутое для рассмотрения реципиентом выступает в качестве тезиса.

*В качестве тезиса может быть выдвинуто и чье-то утверждение, и положение какой-то теории, которые приводятся для обоснования своей позиции. Любой тезис требует соответствующей аргументации.

Основания отвечают на вопрос: «Чем обосновывается выдвигаемое положение?». В качестве довода (основания) может использоваться строго определенное суждение. На их отбор оказывает влияние субъективизм аргументатора, поэтому аргументы, выбранные в качестве основания, не могут быть понятны всем.

В научной сфере основанием служит закон, а в бытовой им может быть и авторитет служителя культа, высказывания лидера, традиционное толкование, общественное мнение и пр.

Эффективность межличностных коммуникативных процессов во многом зависит и от правильного и своевременного применения различных видов аргументации как в отдельности, так и в их комбинации. Аргументационные процессы, рассматриваемые с точки зрения коммуникативных свойств, весьма разнообразны.

«Дело речей совещательных – склонять или отклонять... Что же касается судебных речей, то их дело – обвинять или оправдывать... Дело эпидейтической речи – хвалить или порицать». (Аристотель. Риторика. // Античные риторики. – М., 1978. – С. 25.)

Каждый вид речи имеет свою специфику аргументации и, соответственно, требует применения различных видов аргументации. Наиболее часто в диалоговых коммуникациях встречается доказательство.

Доказательство – является видом аргументации, в который приводимый тезис выводится из доказанных аргументов.

Таким образом признается истинность тезиса.

Доказательство в то же время представляет и процесс установления истинности высказывания, суждения, теории.

В прямом доказательстве из доводов непосредственно вытекает истинность тезиса. При косвенном доказательств устанавливается ложность всех имеющихся суждений о тезисе, отрицающих его, что и позволяет считать истинным данный тезис при косвенном апагогическом (лат. apagoge – уводящий, отводящий) доказательстве из принимаемого вначале за истину антитезиса выводятся следствия. При определении ложности хотя бы одного из следствий признается неправильным антитезис, а тезис, соответственно, истинным.

НАПРИМЕР, как может доказать водитель автотранспорта инспектору безопасности дорожного движения, тезис о том, что он не употребил спиртных напитков. Инспектор, допустивший, что водитель может быть выпившим, должен проверить наличие определенной концентрации алкогольных паров в выдыхаемом воздухе или же содержание алкоголя в крови водителя. Если же отмеченные показатели в норме, то это означает, что водитель не пил спиртного, т. е. антитезис (допущение о возможной выпивке) не верен, а тезис о том, что водитель трезв – истинен.

Подтверждение играет большую роль в тех случаях, когда в коммуникативных отношениях используются гипотезы. При возникновении проблемных ситуаций выдвигается гипотеза, истинность которой еще не доказана. Из гипотетического положения выводятся истинные следствия. Факты подтверждают гипотетическое положение, если они дедуктивно вытекая из гипотезы, не противоречат ей.

Оправдание некоторых практических или умственных действий заключается в приведении в качестве доводов нравственных или правовых норм, оценок, соглашений, интересов, мотивов.

Оправдание представляется в предписывающе-оценивающей форме и сопровождается словами типа «хорошо», «плохо», «равнозначно», «безразлично», «правильно».

Приемы оправдания чаще всего используются в воспитательных беседах, выступлениях на собраниях и митингах.

Оправдательные доводы, принимаемые в одной социальной среде, могут не восприниматься в другом окружении.

Объяснение осуществляется путем указания того, следствием чего является данное явление, а также с помощью демонстрации его существенных характеристик.

Отличие объяснения от доказательства состоит в том, что в начале процесса доказательства истинность тезиса еще не установлена, а при объяснении тезис с самого начала принимается как истинный, т. е. не ставится под сомнение.

Интерпретация (лат. interpretation). Интерпретация как вид аргументации ставит задачу истолкования, объяснения смысла того или иного предложения, исторического источника, смысла произведения.

Интерпретация в таком смысле является необходимым компонентом коммуникаций. Она осуществляется путем приписывания некоторого содержательного значения рассматриваемой системе.

Любая теория считается необоснованной, если не сделана интерпретация. Программа любого социологического исследования включает интерпретацию понятий, применяемых в данном исследовании. Без этого различные пользователи данного документа будут по-своему истолковывать применяемые понятия.

Опровержение устанавливает ложность тезиса путем доказательства антитезиса или ложности следствий, вытекающих из тезиса.

НАПРИМЕР, с целью опровергнуть заявление «Все известные русские социологи эмигрировали из страны» доказывается антитезис «Некоторые известные русские социологи не эмигрировали из страны». Истинность последнего тезиса может подтвердить фраза «Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, Ж. Т. Тощенко, Ю. Е. Волков не эмигрировали из страны».

Для установления ложности вытекающего из тезиса следствия делается допущение об истинности опровергаемого тезиса. Если хотя бы одно из следствий окажется ложным, то считается, что и тезис ложный.

*В процессе осуществления межличностных коммуникаций может опровергаться не только тезис оппонента, но и такие средства его обоснования как аргументы и демонстрация. Однако, несмотря на то, что опровергнуты аргументы и демонстрация, нельзя сказать, что опровергнут тезис, он лишь ослаблен. Лишь неопытный полемист, получив опровержение аргументов и демонстрации, признает поражение, а искушенный спорщик найдет новые аргументы или новые способы их применения.

Возражение (оспаривание) направлено на ослабление тезиса. Возражение как вид аргументации возможно реализовать путем:

Вопросы для самоконтроля:

  1. Можно ли рассматривать коммуникативный процесс как последовательно реализуемые этапы производства, мультипликации, распространения, приема, распознавания и использования информации?

  2. В чем сходство и различия между понятиями «коммуникативный процесс» и «коммуникация как процесс»?

  3. Какие способы передачи информации вы знаете?

  4. Каковы требования к формируемым информационным материалам?

  5. По каким каналам и звеньям коммуникативной цепи npoтекает информация?

  6. Как обеспечивается процесс протекания информации по различным каналам коммуникации? Каковы преимущества и недостатки каналов коммуникации?

  7. Какие виды обмена информацией используются в коммуникативных процессах?

  8. Можно ли общение рассматривать как коммуникативный процесс?

  9. По каким критериям можно оценивать эффективность коммуникативного процесса?

10. Какие виды аргументации используются в межличностных коммуникациях?


Литература

Основная

  1. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – С. 54-67.

  2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М., 2001. – С. 14-24.

  3. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1980. – С. 34-42.


Дополнительная

  1. Забелин П. В. Основы корпоративного управления концернами. – М., 1998. – С. 25-33.

  2. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М-| Прогресс, 1988. – С. 176-180.



РАЗДЕЛ 5. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации.

ЛЕКЦИЯ 7.


tema-dim-pil-smog-celi-planirovanie-uchebnogo-materiala-vvedenie-priroda-i-chelovek.html
tema-diplomnogo-proekta-stranica-2.html
tema-diplomnoj-raboti-osobennosti-nalogooblozheniya-bankov-rabota-sostoit-iz-treh-glav.html
tema-diskussii-informacionnij-byulleten-5-fevral-2010-g.html
tema-dissertacii-otchet-o-samoobsledovanii-napravleniya-podgotovki-080300-62-kommerciya.html
tema-dissertacionnogo-issledovaniya-regionalnaya-politika-v-usloviyah-socialno-ekonomicheskoj-differenciacii-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-volkogon-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-bankrotstva-faktori-vliyayushie-na-predpriyatiya-i-prichini-bankrotstva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gruppi-mesto-diagnostiki-v-reprodukcii-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080113strahovoe-delo-po-otraslyam.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-syllabus-disciplini-naimenovanie-disciplini-ekonomika-stran-regiona-specializacii-turciya-.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-oficialnoto-govorene-chast-paralelni-svetove.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priem-antitezi-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mozhem-li-da-prevrnem-obrazovanieto-po-bibliografiya-v-stoka-h-nacionalna-nauchna-konferenciya-7-yuni-2000-sofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vishinskij-znachit-esli-korotko-summirovat-soderzhanie-etogo-pisma-to-k-chemu-svodyatsya-osnovnie-punkti-radek.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-polyus-zoloto-kod-emitenta-stranica-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-stranica-15.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yanikogda-ne-dumal-chto-budu-rabotat-v-aviacionnoj-promishlennosti-no-vidimo-ne-zrya-govoryat-ot-sudbi-ne-ujdesh-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminaram-disciplina-administrativnoe-pravo-chast-12.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olga-anatolevna-davidova-nauchnaya-stepen.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-modelirovaniya-auditorii-a.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-n-semenov-i-n-gu-vshemoskva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlagaemij-byudzhet-podderzhki-celevogo-fonda-i-shtatnoe-raspisanie-na-2004-2005-godi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-ispolzuemoj-literaturi-i-istochnikov-aniskin-yu-p-organizaciya-i-upravlenie-malim-biznesom-m-finansi-i-statistika-2003.html
  • letter.bystrickaya.ru/nad-cherneyushimi-v-nochi-siluetami-topolej-podnyalsya-stareyushij-mesyac-blesnul-tusklim-zolotom-na-gladi-malenkih-luzhic-ostavshihsya-posle-nedavnego-dozhdya-slovno-pri.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-etoj-knigi-dat-pravoslavnomu-chitatelyu-osnovnie-svedeniya-o-tom-kak-kem-i-kogda-pisalis-knigi-svyashennogo-pisaniya-a-takzhe-vkratce-izlozhit-ih-soderzhani-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-pravovie-osnovi-programma-elektronnaya-evropa.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-aspiranturu-na-soiskatelstvo-po-specialnosti-22-00-08-sociologiya-upravleniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-makroekonmike-st-prepodavatelya-kafedri-oet-maksimenko-s-v-lekciya-vvedenie-v-makroekonomiku-predmet-makroekonomiki.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-g-sankt-peterburg-2008-g-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/-7-empedokl-ihtik-g-ufa.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-izilorda-2012-zh.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-smisle-zhizni-cheloveka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/miduej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-problemi-borbi-s-nezakonnim-oborotom-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnih-veshestv-specialnost-yurisprudenciya.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-15.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-vpo-s-uchetom-rekomendacij-i-proop-vpo-po-napravleniyu-i-profilyu-podgotovki-rabochaya-programma-disciplini-opublikovana-na-sajte-tyumgu-teoriya-chisel.html
  • school.bystrickaya.ru/james-watt-essay-research-paper-james-watt.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-patologiya-rechi-red-s-s-lyapidevskij-m1971-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glizin-dmitrij-sergeevich.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.