.RU

Тема V. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА - Учебное пособие Рекомендовано Министерством...


^ Тема V. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Социально-практический способ решения жизненных проблем обусловил собой становление человека и существенно повлиял на его биологические качества. Но что собой представляет социально практический способ бытия и какое место в нем занимает общественное производство, которое невозможно без технологии и экономики, общественного разделения труда и управления? И наконец, каковы связи общественного сознания с этим миром — второй природой?
^ 1. Бытие человека и общественное производство
Существование животных непосредственно определяется природой, вместе с которой изменяется и животный мир. Человек рвет с естественным образом жизни и создает свой, социально-практический способ существования, в процессе которого он изменяет природу и меняется сам.

Как же сформировался социально-практический способ бытия, какое место в нем занимает общественное производство и какую роль оно играет в жизни людей?

Исходный рубеж и животного, и социально-практического образа жизни образуют потребности. Это часто приводит к выводу о тождественности потребностей животного и человека. Так, Гольбах полагал, что потребности людей заложены в их opганизме и они не в состоянии уйти от этого. «Что бы ни предпринимал человек, какие бы учреждения он не изобретал, какие бы средства ни применял, чтобы улучшить свой удел, – ему никогда не выйти за пределы своей природы» (24. Т. 2. С. 109).

Гегель разъясняет, что потребности человека принципиально отличаются от потребностей животного. «Животное находит не­посредственно в готовом виде то, что ему нужно для удовлетворения потребностей; человек же, напротив, относится к средствам удовлетворения своих потребностей как к чему-то порожденному и сформированному им» (21. Т. 1. С. 130).

Гегель, конечно, преувеличивает, когда утверждает, что человек абсолютно свободно творит средства удовлетворения своих потребностей. Но он прав в том отношении, что люди, несомненно, выходят за пределы своей природы, биологических (витальных) потребностей. Если потребности животного коренятся в его организме, то потребности человека формируются трудовой дея­тельностью и поддерживаются всем богатством культурных ценностей. Даже витальные потребности, уходящие корнями в его биологические влечения, социально оформлены, облагорожены и окультурены. Так, удовлетворение потребности в пище достигает­ся соответствующим ее приготовлением и сервировкой стола.

Социально-практический способ бытия человека формируется за счет становления у него целого ряда общественных потребнос­тей и прежде всего потребности в труде и средствах производства. Трудности жизни сплачивают людей в трудовые коллективы, дик­туя им определенные нормы социальных отношений. Только в рамках сообщества, путем напряжения психических и физичес­ких сил люди могут наладить относительно сносную и устойчи­вую жизнь. Таким образом, социально-практический способ бы­тия формируется как единственно возможная форма регулирова­ния отношений человека с природой.

Противоречие между общественными потребностями и средст­вами их удовлетворения лежит в основе проблемных ситуаций, хозяйственных задач, которые определяют характер трудовых усилий, выбор способов их решения. Например, проживание на берегу рек, периодически меняющих свой уровень, ставило земле­дельцев в трудное положение. Им приходилось строить дамбы и плотины, чтобы оградить себя от затопления и регулировать сток вод. Даже отдельное поселение не в состоянии собственными си­лами возводить такие сооружения. Нужна кооперация усилий ряда деревень. Своим следствием это имеет формирование обществен­ных органов, представители которых берутся за организацию работ, порядок на стройках, питание строителей и т.д. Характер хозяйственной задачи определяет и социально-практический спо­соб ее решения и содержание трудовых усилий коллектива земле­дельцев.

Природа образует естественную основу для хозяйственных за­дач, но проблемы ставят люди. Они могут покинуть берега негос­теприимной реки. Но могут и втянуться в борьбу со стихийными силами природы, и тогда у них появляется опыт строительных работ, организация труда и управления населением. Такой опыт закрепляется общественными учреждениями и появлением соци­альной группы распорядителей.

В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство. Оно выделяется в относитель­но обособленную сферу общественной жизни В ней прежде всего развивается система орудий, в которой закрепляется разделение труда между работниками производства и аккумулируется их про­изводственный опыт.

Общественное производство – это прежде всего реальное воз­действие человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи. В своих усилиях человек полагается на ору­дия труда. Они известны ему, и поэтому он может судить о пос­ледствиях своего воздействия на природу.

По мере усложнения общественных потребностей растут мас­штабы преобразования природного вещества и удлиняется сама цепь последовательных операций по изготовлению средств их удов­летворения. Но как бы ни усложнялся процесс производства (само­лета, телевизора и т.п.), в конечном счете — это переформирова­ние природного вещества в полезные для общества вещи.

Для понимания того места, которое занимает общественное производство в жизни людей, важно осмысление их формообразующей деятельности.

К. Маркс писал: «Человек в процессе производства может дей­ствовать лишь так как действует сама природа, т е. может изме­нять лишь формы веществ» (44. Т. 23. С. 51—52).

В конечном счете человек, действительно, не может не действо­вать по законам природы. Но для понимания социальной сущнос­ти его производственной деятельности важнее иное. Человек про­рывает узкий для него горизонт природы, его не удовлетворяет стихийное, естественное формирование веществ. И он организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свой­ствам веществ добавлять искусственные, делая природный мате­риал социально полезным. Человек продолжает формообразующий процесс в материальном мире, но вместо естественных форм творит искусственные, создавая культурно полезные вещи.

Для Маркса дерево как природный материал приобретает «чув­ственно-сверхчувственное» свойство лишь в тот момент, когда сде­ланный из него, например, стол становится товаром. «Форма де­рева изменяется, например, когда из него делают стол. И тем не менее, стол остается деревом — обыденной, чувственно восприни­маемой вещью. Но как только он делается товаром, он превраща­ется в чувственно-сверхчувственную вещь» (44. Т. 23. С. 81).

Конечно, превращение стола в товар добавляет к его свойствам еще одно — экономическое, но тем не менее, стол и до того, как стать товаром, обладал социальным качеством. Форма стола — это та принципиальная добавка к природному материалу, которая делает дерево качественно новым объектом материального мира. И эта новизна обнаруживается в том, что под влиянием стола как важного условия работы и быта у людей формируется определен­ная потребность, которая в совокупности с другими делает их культурными существами. В потреблении созданных ими вещей развиваются сами люди, возвышается их духовно-культурный облик.

Еще раз возвращаясь к вопросу о месте общественного произ­водства в социально-практическом способе бытия, следует под­черкнуть, что именно оно, начинаясь под влиянием нужды, в силу своего характера окультуривает и облагораживает витальные и порождает новые, чисто культурные потребности. Не потребность, а общественное производство занимает ведущее место в жизни человека. Сформированное в общественном производстве богатст­во материальных ценностей – основа общественных потребнос­тей. Каждая такая ценность (кузнечный молот, швейная машин­ка, жилой дом, стадион и т.д.) — составная часть общественной культуры и в силу этого она стимулирует не животную, а соци­альную активность. В производимых человеком вещах материа­лизуются, объективируются его намерения и замыслы. В матери­альных ценностях духовная жизнь работников производства ста­новится как бы открытой книгой для всего общества. Представле­ния и понятия отдельных людей приобретают общезначимый, об­щественный характер. В потреблении материальных вещей не просто удовлетворяются потребности, но и вырабатывается об­щепринятый стиль поведения, расширяется кругозор и растет куль­турный уровень населения.

Переходя к вопросу о роли общественного производства в жиз­ни человека, прежде всего следует отметить, что как в потребле­нии шлифуются и расширяются потребности, так в труде форми­руются и развиваются его способности.

Общественные способности многообразны. Общественная жизнь требует от людей способности работать в коллективе, понимать как самого себя, так и окружающих, выполнять те обязанности (трудовые, гражданские, семейные и т.д.), которые налагает общество на индивидов. Особое значение имеет способности произ­водительно трудиться.

Производственные способности, навыки к труду лежат в осно­ве рабочей силы и являются результатом развития общества. Они образуют внутреннее условие производственной деятельности и свидетельствуют о готовности к ней.

Производственные способности не падают в готовом виде с неба. Они — результат целенаправленной работы общества. В целях развития производства оно организует подготовку высококвали­фицированных работников. И пока общество сознает приоритет производства над потреблением, расширяется круг способностей человека, повышается его творческий потенциал. Тем самым при­умножается духовное богатство личности.

Крайне ошибочно отрывать способности от потребностей и тем более противопоставлять их друг другу. Общественные потреб­ности без способности людей их удовлетворять — мечта, пустое желание, каприз и произвол. С другой стороны, и способность без цели, без смысла и значимости — слепа.

Общественная способность высокопроизводительно трудиться давно уже стала важнейшей потребностью общества. Наряду с потребностью в труде и орудиях труда, в общении и нравственных нормах, красоте и истине потребность во всестороннем разви­тии своих способностей входит органической частью в предмет­ность человека как социокультурного существа.

Производственная деятельность — основополагающий фактор в развитии человека. Именно здесь природа человека обогатилась социокультурными свойствами, совокупность которых и выража­ет его предметность, или определяет его как особый предмет материального мира. Если физические тела отличаются физическими свойствами, а биологические существа – биологическими потреб­ностями, лежащими в основе их активности, то гордостью челове­ка являются его культурные потребности, его способности совер­шенствовать себя и преобразовывать природу и нести за это ответ­ственность как перед собой, так и перед природой.

Завершая вопрос о роли общественного производства в соци­альном бытии человека, нужно отметить следующее. Во-первых, преобразуя природу, люди вместе с этим меняют условия своего существования, совершенствуя свои способности и возвышая по­требности. А это открывает перед ними новые горизонты в освое­нии природного мира. Общественное производство лишает человека возможности отложить в сторону свой рабочий инструмент и почить на лаврах. Социально-практический способ бытия обрека­ет людей на вечное беспокойство.

Во-вторых, чем значительнее прогресс в общественном производстве, тем разительнее контраст между биологическим и социокультурным существованиями, между индивидуальной конечностью и социокультурной бесконечностью. Природе индивида невыносима мысль, что созданное его рукой сохранится и переживет его.

Общественный, культурно развитый человек думает иначе. Хотя Гольбаху и не посчастливилось раскрыть социальную сущность труда, он высказал замечательно правдивые слова о его значении для человека: «Человек создан для деятельности. Этого требуют его собственные интересы. Праздность повергает человека в со­стояние расстройства и недомогания, которое называется скукой. Поэтому человеку необходима жизнь, полная труда. Только жизнь, посвященная труду на пользу общества, делает его достойным уважения в глазах других людей» (24. Т. 2. С. 81).

И в-третьих, сформированная натура человека такова, что ей претит равновесие с окружающим миром. Потребности пробужда­ются и не могут не пробуждаться лишь тогда, когда отсутствуют необходимые для них средства удовлетворения. Поиск этих средств – в социальной натуре человека. «В том, что известно, подчеркивал И. Гёте, - пользы нет, одно неведомое нужно».

test-5-funkcii-upravleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-01-osnovi-menedzhmenta-kod-i-nazvanie.html
test-5-svobodnoe-padenie-testi-po-fizike-9-klass-testi-prednaznacheni-dlya-tematicheskogo-testovogo-kontrolya.html
test-57-ajris-press.html
test-6-vash-uroven-obshitelnosti-uchebnik-psihologiya-i-etika-delovogo-obsheniya.html
test-7-kodifikator-elementov-soderzhaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-sostavleniya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-kim.html
test-73-vipolnite-zadaniya-a1-a7-k-dannomu-tekstu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnijpla-n-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vitalij-korotich-sila-protiv-nasiliya-sergej-antropov-nash-drug-saddam.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-istorii-yurisprudencii-metodicheskie-razrabotki-po-russkomu-yaziku-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/218-arabskaya-mifologiya-uchebnik-istorii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-vipolnenie-opitno-konstruktorskih-rabot-dlya-gosudarstvennih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otvetstvennost-po-vakcinam-i-ih-bezopasnost.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-34-opasnie-proizvodstvennie-obekti-i-obespechenie-promishlennoj-bezopasnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-specializirovannij-kurs-po-servisnomu-obsluzhivaniyu-i-programmirovaniyu-sistem-simatic.html
  • college.bystrickaya.ru/2poluchenie-i-primenenie-nanoporistih-materialov-kurs-lekcij-nanomateriali-i-nanotehnologii-razdel-intellektualnie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsego-publichnij-otchet-mou-sangarskaya-gimnaziya-za-2009-2010-uchebnij-god-sangar-2010-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-ot-26-marta-2010-g-n-84-o-strategii-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vibori-deputatov-soveta-deputatov-verh-yazvinskogo-selskogo-poseleniya-tretego-soziva.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-nanotehnologii-v-mashinostroenii-1-uchebnij-plan-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnoe-normotvorchestvo-i-obrazovatelnie-pravootnosheniya-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-sfere-obrazovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanicheskij-fakultet-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-sostavlenie-proekta-byudzheta-goroda-chelyabinskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/312-specialnost-08010965-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tipi-monitorov-ih-osnovnie-harakteristiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-problema-peresmotra-soderzhaniya-i-i-veselovskog-o.html
  • znanie.bystrickaya.ru/553-pozhara-proizoshlo-v-orenburge-internet-izdanie-orenru-01042011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-4-aprelya-2011-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-1903-godu-v-zheneve-naibolee-ekonomicheski-razvitimi-dopuskaetsya-k-zashite-zav-kafedroj-k-e-n-diplomnaya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konsultantplyus-novoe-v-rossijskom-zakonodatelstve.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7normativno-metodicheskoe-obespechenie-sistemi-ocenki-kachestva-osvoeniya-obuchayushimisya-magisterskoj-programmi-1504006801-metallovedenie-i-termicheskaya-obrabotka-metallov-i-splavov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnim-principom-organizacii-marketingovoj-deyatelnosti-predpriyatiya-yavlyaetsya-orientaciya-na-potrebitelya.html
  • student.bystrickaya.ru/1-soderzhanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti-3-stranica-15.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavlovskij-posad-6-pankova-i-pitevaya-voda-odin-iz-vazhnejshih-zhiznennih-resursov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-rekomendacii-po-viboru-form-i-sposobov-ocenki-i-podtverzhdeniya-sootvetstviya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sdelki-s-nedvizhimim-imushestvom-v-novih-ekonomicheskih-usloviyah-grazhdansko-pravovie-sposobi-zashiti-prav-dobrosovestnih-priobretatelej.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-str-21.html
  • books.bystrickaya.ru/chem-otlichaetsya-sobstvennik-kvartiri-ot-nanimatelya-reforma-zhkh-v-voprosah-i-otvetah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-16-tehnologiya-fizkulturno-sportivnoj-deyatelnosti-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini-stranica-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-k-kotorim-pribegayut-zhenshini-chtobi-izmenit-muzhchin-a-b-kodak-izdatelskaya-licenziya-lr-030808-ot-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nitti-buttal-hhullijh-g-yu-gasanov-chelovek-slova-i-dela.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rastirushilar-krkem-oldanbali-ner-zhne-ksptk-blm-beru-kafedrasini-oitushisi-muhtarova-a-m.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdeleniya-uchrezhdeniya-celevoj-programmi-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-nyagan-energosberezhenie-i-povishenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.