.RU

Тема Введение в ядерное нераспространение 7 Тема Ядерное оружие и средства доставки 8




Оглавление



Методические указания студентам 3

Описание курса 3

Содержание курса 4

Тема 1. Введение в ядерное нераспространение 7

Тема 2. Ядерное оружие и средства доставки 8

Тема 3. Международный режим ядерного нераспространения 9

Тема 4. Международное агентство по ядерной энергетике (МАГАТЭ) 10

Тема 5. Государства, обладающие ядерным оружием (ЯОГ) 11

Тема 6. Региональные аспекты нераспространения 12

Тема 7. Региональные проблемы нераспространения (семинар) 13

Тема 8. Зоны свободные от ядерного оружия 14

Тема 9. СССР и его приемники. Проблемы нераспространения 15

Тема 10. Международная система экспортного контроля 16

Тема 11. Процесс сокращения стратегических вооружений: обзор 17

Тема 12. Химическое и биологическое оружие 18

Тема 13. Нетрадиционные вызовы ядерному нераспространению. Ядерный терроризм. 19

19

Тема 14. Вопросы, оставшиеся за рамками курса 20

Тема 15. Вопросы, оставшиеся за рамками курса 20

Тестирование 20

Контрольные мероприятия 21

Правила выполнения презентации и письменных работ 21

Академическая этика 23

График контрольных мероприятий по курсу 24

Примерные темы для презентаций 24

Примерный тест: 24

Вопросы к зачету 25

Основные источники и литература по курсу 25


ВВЕДЕНИЕ

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Методические указания студентам

Курс состоит из лекционных и практических занятий (лекций – 24 часов, практических занятий – 8 часов). По итогам курса – зачет.


Преподаватель: Арсланова Екатерина Борисовна

Кафедра теории и истории международных отношений (каб. 390 А)

^ Группа: 301; 303

Время проведения: 10.30-11.50

Место: ауд. 376

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

Пятница 15:00-16:30 (или по назначению и договоренности)

Телефон: +7922 1576 428

E-mail: arslanova@mail.ru

^ Описание курса

Цель курса:

Раскрыть и проанализировать все основные процессы ядерного нераспространения и показать режим ядерного нераспространения в его движении и развитии.

Задачами курса являются:
^ Содержание курса



№№

ТЕМА

Вид занятия

Количество часов



Введение в ядерное нераспространение. Ядерное оружие и атомная энергетика

Лекция

2



Ядерное оружие – история создания. Средства доставки

Лекция

2



Международный режим ядерного нераспространения: история, эволюция,

договор

Лекция

2



Международное агентство по ядерной энергетике (МАГАТЭ)

Лекция

2



Государства, обладающие ядерным оружием (ЯОГ)

Лекция

2



Региональные аспекты нераспространения

Лекция

2



Региональные аспекты нераспространения

Практическое занятие

2



Зоны, свободные от ядерного оружия

ЗСЯО

Лекция

2



Ядерная инфраструктура СНГ

Лекция

2



Международная система экспортного контроля

Лекция

2



Процесс сокращения стратегических

вооружений: обзор

Лекция

2



Химическое и биологическое оружие




2



Нетрадиционные вызовы международному режиму ядерного нераспространения

Лекция

2



Вопросы, оставшиеся за рамками курса

Практическое занятие

2



Вопросы, оставшиеся за рамками курса

Практическое занятие

2



Тестирование




2




ВСЕГО




32



^ Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется посещение лекций, семинарских занятий, выполнение всех заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение поддержать дискуссию, пояснить мысль ярким примером, поставить интересный вопрос, привести веский аргумент), а также качество (творческий подход, аналитическая стройность) тезисов презентации, контрольных работ и др.


^ Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 15 баллов

Активная работа на семинаре (3) – 10 баллов

Подготовка тезисов презентации – 15 баллов

Рецензирование-оппонирование тезисов презентации – 10 баллов.

Внутрисеместровые аттестации (1 в семестре ) – 15 баллов

(в виде тестирования по пройденному материалу)

Зачет (итоговый) – 25 баллов

Всего – 100 баллов


^ Шкала оценок:

Отлично – 87-100 баллов

Хорошо – 75-86 баллов

Удовлетворительно – 51-74 баллов

Неудовлетворительно – 50 и меньше баллов – недопуск к зачету

^ Организационно-методическое построение курса. Темы лекций и семинарские задания


II СЕМЕСТР (февраль – июнь 2009 г.)

График работы:


К каждому практическому занятию предлагаются материалы к курсу для чтения, а также примерная тематика вопросов для обсуждения.


Неделя 1

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 1. Введение в ядерное нераспространение

Цель: изучение истории создания ядерного оружия; основ ядерной физики


Материалы к лекции:


Литература

  1. Ядерное нераспространение, изд. 2-е под. Ред. Орлова В.А. М: ПИР-Центр,

2002. В двух томах.


^ Интернет-ресурсы на русском языке


http://www.junior.ru/students/metelsky/abomb.html

http://hirosima.scepsis.ru/weapon/index.html


^ Основные термины и понятия:


Атом

Водород

Дейтерий

Тритий

цепная реакция

уран

плутоний

ядерный топливный цикл

ядерные реакторы

АЭС


Неделя 2

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 2. Ядерное оружие и средства доставки

Цель: ознакомить студентов с основными видами ядерного оружия и средствами доставки


Материалы к лекции:

1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start-11.htm

2. МЕМОРАНДУМ о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений

// http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/ishdan.txt

3. Строение атомной бомбы // http://hirosima.scepsis.ru/weapon/structure_1.html#1

4. Нейтронная бомба http://nuclear-weapons.nm.ru/theory/neutron_bomb.htm
5. Средства доставки http://nuclear-weapons.nm.ru/delivery/index.htm


Дополнительные материалы


1. Крамник И. Без страха и сомнения. Умер американский пилот, сбросивший ядерную бомбу на Хиросиму // http://www.lenta.ru/articles/2007/11/02/hiroshima/


^ Основные термины и понятия:


Атомная бомба

термоядерное оружие

средства доставки

БРПЛ

ТЯО

ТБ

ПРО

ПВО

Неделя 3

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 3. Международный режим ядерного нераспространения

Цель: ознакомить студентов с основными этапами становления режима ядерного нераспространения. Договор о нераспространении ядерного оружия.


Материалы к лекции:

1. Договор о нераспространении ядерного оружия.

http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/npt.htm

2. Тексты лекций

 Договор о нераспространении ядерного оружия (В.С. Слипченко, 2004 г.)

 Договор о нераспространении ядерного оружия (А.Ю. Малов, 2003 г.)

 Режим нераспространения ядерного оружия (В.И. Рыбаченков, 2002 г.)


Дополнительные материалы



^ Основные термины и понятия:


Ядерный романтизм

Неприсоединившиеся.

ДНЯО

Ядерный клуб


Неделя 4

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 4. Международное агентство по ядерной энергетике (МАГАТЭ)

Цель: ознакомить студентов с историей создания МАГАТЭ; основными направлениями деятельности.


Материалы к лекции:

1. Международное агентство по ядерной энергетике // http://www.un.org/russian/ga/iaea/

2. Все материалы раздела МАГАТЭ // Российская газета // http://www.rg.ru/org/international/atomenergia/index.html

3. Рыбаченков В.И. Нераспространение ядерного оружия и запрет на ядерные испытания. Режим инспекций МАГАТЭ (лекция) // http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/vir30325a.htm


Дополнительные материалы


^ Основные термины и понятия:


МАГАТЭ

Международные гарантии

Виды гарантий

Неделя 5

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 5. Государства, обладающие ядерным оружием (ЯОГ)

Цель: ознакомить студентов с основными представителями «Ядерного клуба», состоянием ядерных арсеналов.


Материалы к лекции:


1.Глава IV. Развитие ядерных арсеналов // Ядерное разоружение, нераспространение и национальная безопасность// http://www.iss.niiit.ru/book-2/glav-4-2.htm

2. Российский сайт ядерного нераспространения // http://nuclearno.ru/text.asp?11091


Дополнительные материалы


  1. Арбатов А.Г. Ядерное сдерживание и ядерное распространение (лекция) // http://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/aga030917.htm

  2. Nuclear Notebook, последние по времени материалы из этой подборки:

Основные термины и понятия:


Доктрины применения ЯО

ЯО США

ЯО Великобритании

ЯО Франции

ЯО Китая

Неделя 6

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 6. Региональные аспекты нераспространения

Цель: ознакомить студентов с основными представителями неофициального «Ядерного клуба», состоянием ядерных арсеналов, новыми вызовами международной безопасности.


Материалы к лекции:


  1. Ядерная программа Ирана (все ссылки) // http://www.regnum.ru/dossier/494.html

  2. Зобов А.И. Ядерная программа Ирана – миф или реальность // http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aiz30311.htm

  3. Часто задаваемые вопросы о ядерной программе Ирана // http://www.iranatom.ru/faq/faq1.htm

  4. Чдерная программа Северной Кореи (все ссылки) // http://www.regnum.ru/dossier/1059.html

  5. Шилин А.А. Состояние, перспективы развития и возможные параметры ядерных сил Индии и Пакистана // http://www.armscontrol.ru/course/lectures04a/aas040414.htm


Дополнительные материалы


  1. Зобов А.И. Нераспространение ядерного оружия как актуальная проблема начала третьего тысячелетия: региональные и глобальные аспекты (лекция) // http://www.armscontrol.ru/course/lectures02b/aiz_021011.htm



^ Основные термины и понятия:


Государства – пролифераты

Классификация государств-пролифератов

Типы военных программ

Ближний и Средний Восток

Южная Азия: факторы военно-политической обстановки

Неделя 7

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 7. Региональные проблемы нераспространения (семинар)

Цель: предоставить возможность студентам проанализировать современные угрозы в рамках режима ядерного нераспространения


Материалы к семинару:


  1. Ядерная программа Ирана (все ссылки) // http://www.regnum.ru/dossier/494.html

  2. Зобов А.И. Ядерная программа Ирана – миф или реальность // http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/aiz30311.htm

  3. Часто задаваемые вопросы о ядерной программе Ирана // http://www.iranatom.ru/faq/faq1.htm

  4. Чдерная программа Северной Кореи (все ссылки) // http://www.regnum.ru/dossier/1059.html

  5. Шилин А.А. Состояние, перспективы развития и возможные параметры ядерных сил Индии и Пакистана // http://www.armscontrol.ru/course/lectures04a/aas040414.htm


Основные вопросы для обсуждения:


  1. Насколько высока угроза распространения ядерного оружия в современных условиях?

  2. Какие государства вызывают наибольшую обеспокоенность в рамках режима нераспространения ядерного оружия? Почему?

  3. Как Вы оцениваете вероятность создания ядерного оружия в ряде государств, например, Иран или КНДР?

  4. Какие меры принимает мировое сообщество для предотвращения горизонтального распространения ядерного оружия?

  5. Какие меры необходимы для содействия режиму нераспространения ядерного оружия?



Неделя 8

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 8. Зоны свободные от ядерного оружия

Цель: ознакомить студентов с понятием «зона, свободная от ядерного оружия» (ЗСЯО), дать представление о современных ЗСЯО


Материалы к лекции:

  1. Глава VI. Зоны свободные от ядерного оружия // Ядерное разоружение, нераспространение и национальная безопасность // http://www.iss.niiit.ru/book-2/glav-6-4.htm

  2. Безъядерные зоны: от морского дна до Луны // http://www.washprofile.org/ru/node/455


Основные термины и понятия:


Определение ЗСЯО

Первые переговоры по созданию ЗСЯО

Эволюция концепции ЗСЯО

Договор Тлателолко

Договор Раротонга

Бангкокский договор

Договор Пелиндаба


Неделя 9

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 9. СССР и его приемники. Проблемы нераспространения

Цель: ознакомить студентов основными вопросами и проблемами правопреемственности ядерного наследия СССР.


Материалы к лекции:

  1. В ЦНИИАтоминформе подведут итоги работ по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР// http://www.minatom.ru/News/Main/viewPrintVersion?id=54550&idChannel=358

  2. Митрофанов А. Ядерная дилемма России // Шаги новой геополитики // http://www.alexeymitrofanov.ru/books_geopolit13.html


Дополнительные материалы


  1. Глава IV.Глобализация // НОФМО / Системная история международных отношений // http://www.obraforum.ru/lib/book3/section4.htm#%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F


^ Основные термины и понятия:


Проблемы распада СССР

Правопреемственность

Ядерная инфраструктура Армении

Ядерная инфраструктура Грузии

Ядерная инфраструктура Киргизии

Ядерная инфраструктура Таджикистана

Ядерная инфраструктура Узбекистана

Неделя 10

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»
^ Тема 10. Международная система экспортного контроля

Цель: ознакомить студентов основными вопросами и проблемами экспортного контроля (ЭК).


Материалы к лекции:


  1. Кириченко Э.В. Режим экспортного контроля // http://www.armscontrol.ru/course/lectures05a/evk050421.htm


Дополнительные материалы


  1. Основные законодательные и нормативные акты по вопросам экспортного контроля // http://www.sbras.nsc.ru/exp/


^ Основные термины и понятия:


Понятие ЭК

Система ЭК в ядерной области

Комитет Цангера

ГЯП




Неделя 11

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

^ Тема 11. Процесс сокращения стратегических вооружений: обзор


Цель: ознакомить студентов с понятием стратегических вооружений, ОСВ-1, ОСВ-2, СНВ-1, СНВ-2, СНП


Материалы к лекции:


  1. Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор ПРО // http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p4.htm

  2. Договор ОСВ-2 // http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p6.htm

  3. Документы, связанные с СНВ-1 // http://www.armscontrol.ru/start/Rus/docs/start-11.htm


Дополнительные материалы


  1. Россия и США спорят о СНВ-1 в Мюнхене // http://www.nr2.ru/policy/219398.html

  2. СНВ-2: История вопроса // Русская служба ВВС // http://www.bbc.co.uk/russian/0411_2.shtml


Основные термины и понятия:


Понятие стратегических вооружений

ОСВ-1

ОСВ-2

СНВ-1

СНВ-2

СНВ-3


Неделя 12

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

^ Тема 12. Химическое и биологическое оружие

Цель: ознакомить студентов с историей создания, особенностями, видами химического и биологического оружия; основными конвенциями по запрещению этих видов вооружений.


Материалы к лекции:


  1. Пикаев А.А Конвенция о запрещении химического оружия // http://www.armscontrol.ru/course/lectures06a/aap060316.htm

  2. ^ КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА, НАКОПЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И О ЕГО УНИЧТОЖЕНИИ // http://www.opcw.org/ru/konvencija-o-khimicheskom-oruzhii/

  3. Калинина Н.И. Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние // http://www.armscontrol.ru/course/lectures05a/nik050317.htm

  4. Конвенция о запрещении разработки, производства
    и накопления запасов бактериологического (биологического)
    и токсинного оружия и об их уничтожении // http://www.un.org/russian/documen/convents/bacweap.htm


^ Дополнительные материалы


  1. Химическое оружие // http://www.arms.ru/xim/index.htm

  2. Химическое оружие // Оружие массового поражения // http://www.soldiering.ru/omp/omp_cemistry.php

  3. История создания химического оружия // http://www.chemicaldisarmament.ru/article/16/325.html

  4. Биологическое оружие. Искусственные эпидемии // http://www.washprofile.org/ru/node/619


Основные вопросы:

  1. История ХО, особенности ХО: первое поколение,

второе, третье, отравляющие вещества и их свойства

  1. БО – общая информация

  2. Конвенции о запрещении ХО и БО



Неделя 13

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

^ Тема 13. Нетрадиционные вызовы ядерному нераспространению. Ядерный терроризм.


Цель: ознакомить студентов с новыми вызовами режиму нераспространения; понятие и виды ядерного терроризма.


Материалы к лекции:

  1. Сергей КАРАГАНОВ // НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
    И ЯДЕРНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ В НОВОМ ВЕКЕ (тезисы доклада) // http://www.ieras.ru/journal/journal2.2001/4.htm

  2. Новиков А.П. СНГ: ядерный терроризм реален // © "Россия в глобальной политике". № 2, Март -Апрель 2007 // http://www.globalaffairs.ru/numbers/25/7299.html

  3. Арбатов А.Г. Распространение ядерного оружия и терроризм // http://www.armscontrol.ru/course/lectures02b/aga_021004c.htm


Основные термины и понятия:


Технологический терроризм

Грязная бомба

Виды угроз в рамках нарушения режима ядерного нераспространения



Неделя 14

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

^ Тема 14. Вопросы, оставшиеся за рамками курса
Цель: обсудить темы и проблемы, не вошедшие в лекционную тематику курса


Примерная тематика:

  1. Ядерные программы ряда государств (Иран, Северная Корея, Израиль).

  2. Ядерные арсеналы государств, не являющимися официальными членами ядерного клуба (Индия, Пакистан)

  3. Ядерные материалы и расщепляющиеся материалы на территории бывшего СССР.


Неделя 15

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

^ Тема 15. Вопросы, оставшиеся за рамками курса
Цель: обсудить темы и проблемы, не вошедшие в лекционную тематику курса


Примерная тематика:

  1. Вертикальное распространение ядерных технологий – перспективы и прогнозы?

  2. Сокращение стратегических наступательных вооружений – СНВ-2, СНВ-3? Проблемы и перспективы.

  3. Ядерный ренессанс – перспективы и угрозы развития мирных атомных технологий


Неделя 16

Наименование курса: «Нераспространение оружия массового уничтожения и проблемы нераспространения»

Тестирование


^ Контрольные мероприятия

Контроль в образовательном процессе по курсу «Нераспространение оружия массового уничтожения и процессы разоружения» заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала. Контроль за качеством освоения теоретического материала осуществляется в двух формах:


Внутрисеместровые аттестации в виде участия в практических занятиях, подготовке презентации и написании теста по пройденному материалу составляют – от 10 до 60 баллов итоговой аттестации. Дополнительные баллы – 15 – за посещение курса и 10 – за оппонировании и обсуждении презентаций. Таким образом, максимальное количество баллов за работу на семинаре может составить 80 баллов. В этом случае студент освобождается от зачета.


Зачет (итоговый) – 20 баллов.
^ Правила выполнения презентации и письменных работ
Тематика для выполнения презентации дается студентам непосредственно в начале лекционного курса. Темы докладов в виде презентаций (5-7 на выбор) в предлагаются в рамках вопросов курса.


Выполнение презентации проходит в группе от 3 до 4 человек. Презентация выполняется в формате PowerPoint – не менее 15 слайдов. Презентация является непосредственным визуальным сопровождением доклада.


Форматные требования ко всем набранным на компьютере текстам: двойной межстрочный интервал; кегль – 14; цитирование, сноски, библиография – в соответствии с принятыми стандартами. В случае затруднений, связанных с оформлением письменных работ, студент может проконсультироваться у преподавателя, ведущего семинарские занятия. Текст тезисов не должен превышать 3 страниц.


Тестирование – одна из форм внутрисеместровой аттестации. Тестирование – открытое, то есть не содержит вариантов ответов. Студенту предлагается из 8 терминов выбрать 6 и в течение часа (60 минут) – дать в 3-4 предложениях определение и основные моменты, связанные с данным термином.

От студентов требуется внимательное отношение к орфографии, пунктуации и стилю изложения, так как погрешности в языке влияют, и существенно, на чистоту аргументации, а, следовательно, и на общую оценку.


Зачет – основная форма итогового контроля в обучении, главная цель которого состоит в проверке степени и глубины усвоения теоретического материала обучаемыми, их умение применять теоретические знания на практике, использовать навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Зачет может проходить в двух формах – эссе или устный ответ по экзаменационным вопросам.
^ Академическая этика
Все имеющиеся в письменной работе сноски необходимо снабжать “адресами”. Случаи плагиата должны быть исключены. Плагиат есть не что иное, как присвоение авторства. Более конкретно, к плагиату относится:


а) включение в свою работу выдержек из работ других авторов без указания на это (в виде соответствующей ссылки);

б) близкий к тексту пересказ какого-то “места” из чужой работы без отсылки к ней;

в) использование чужих идей без указания первоисточника.


Данное требование относится также и к источникам, найденным в Интернете. Ничего принципиально нового здесь нет – нужно просто указать полный адрес сайта (сайтов). Студенты должны писать работы своими словами, упоминая все использованные источники информации. Прямое цитирование должно быть сведено к минимуму и не превышать 15-50 слов (наименьшее количество относится к тестированию). В конце письменной работы обязательно дается список всех использованных источников.

В случае зачетного эссе, а тем более контрольной работы, ссылки на первоисточники не могут удовлетворять всем названным выше требованиям, но и там они нужны.


^ График контрольных мероприятий по курсу



Тема 7. Региональные аспекты нераспространения

Практическое занятие

Неделя 7

Тема 8. Зоны свободные от ядерного оружия

Презентации

Неделя 8

Вопросы, оставшиеся за рамками курса

Практическое занятие

Неделя 14, 15

Тестирование




Неделя 16

Зачет




Неделя 17



^ Примерные темы для презентаций



  1. Зоны, свободные от ядерного оружия – определение, виды, особенности режима.

  2. Первые переговоры по созданию ЗСЯО

  3. Особенности Договора Тлателолко

  4. Особенности Договора Раротонга

  5. Особенности Бангкокский договора

  6. Особенности Договора Пелиндаба.
^ Примерный тест:
Задание. Выберите любые 6 терминов или аббревиатур из 8 предложенных ниже и охарактеризуйте их в 3-4 предложениях:


  1. Государство, обладающее ядерным оружием (ЯОГ)

  2. Договор Тлателолко

  3. МАГАТЭ

  4. ГЯП

  5. ОСВ-1

  6. СНВ-2

  7. Государство-пролиферат

  8. БРПЛ
^ Вопросы к зачету



  1. Понятие международного режима. Договор о нераспространении ОМУ как международный режим.

  2. Распространение атомных технологий в 1950-60-х гг.

  3. История создания, устав МАГАТЭ, основные направления деятельности.

  4. Доктрины применения ядерного оружия.

  5. Региональные аспекты ядерного нераспространения.

  6. История создания зон, свободных от ядерного оружия.

  7. Проблема ядерной инфраструктуры бывшего СССР.

  8. Понятие и история экспортного контроля. Комитет Цангера. Группа ядерных поставщиков.

  9. ОСВ-1, ОСВ-2.

  10. СНВ-1, СНВ-2, СНП.

  11. История создания и особенности химического оружия.

  12. Особенности биологического оружия.

13. Технологический терроризм.

^ Основные источники и литература по курсу
Источники:


  1. Национальная безопасность Российской Федерации. Сборник Документов. – Екатеринбург: УрГУ, 2003 – 112 с.

  2. Ядерное нераспространение. – М: ПИР-Центр, 2002. Документы

Литература


  1. Инновационные направления современных международных отношений: Учебное пособие для студентов вузов/ А.В. Бирюков, Е.С. Зиновьева, А.В. Крутских и А.В. Бирюкова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 295 с.

  2. Кулагин В.М. Международная безопасность: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. – 319 с.

  3. Современные международные отношения / под ред. проф. А.В. Торкунова. М., 2000

  4. Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945-1968 – М.: Наука, 1999.

  5. Ядерное нераспространение. В 2-х т. / под ред. В.А. Орлова М: ПИР-Центр, 2002.

  6. Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2009. – 383 с.


Периодические издания


  1. Индекс безопасности

  2. Россия в глобальной политике

  3. Pro et contra


Электронные ресурсы


  1. Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies // www.armscontrol.ru

  2. Интернет портал по безопасности // http://sec.ru

  3. Центр политических исследовании России // www.pircenter.org

  4. Энциклопедия вооружений // www.arms.ru/nuclear

  5. Ядерное оружие // www.nuclear.ru

tezisi-vistupleniya-na-konferencii-advokatskaya-tajna.html
tezisi-vistupleniya-saul-svetlani-nikolaevni-nachalnika-yuridicheskogo-upravleniya-federalnogo-kaznachejstva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-federalnogo-kaznachejstva.html
tezisi-voblasti-voennogo-mishleniya-v-rossii-carit-intellektualnaya-anarhiya.html
tezisi-vstupitelnogo-slova-chistaya-voda-i-sovremennie-tehnologii-praktika-realizacii-v-krupnom-gorode-.html
tezisnij-plan-vvedenie-istoricheskie-usloviya-predprinimatelstva-v-rossii-usloviya.html
tf-381-2-22-46-08-nauka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-po-nemeckomu-yaziku-klassi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/so-svoim-hlebom-aromatnie-buhanki-sobstvennoj-vipechki-teper-mogut-vkushat-zhiteli-ryada-sel-kirovskogo-rajona.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zavershenie-intervyu-s-a-belanovskij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ivusloviya-obucheniya-i-effektivnost-ispolzovaniya-resursov-1-obshaya-socialno-ekonomicheskaya-harakteristika-rajona.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visshego-arbitrazhnogo-suda-rossijskoj-federacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-f-tpu-1-21-utverzhdayu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ria-novosti-29042011-vozrast-pensii-pomeha-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-3-maya-2011-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-formirovanie-universalnih-uchebnih-dejstvij-slavnovskaya-oosh-soglasovanooosh-ot-ot.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-mezhregionalnie-i-vneshneekonomicheskie-svyazi-tyumenskoj-oblasti-koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovka-problemi-evolyucii-v-rabote-zh-b-a-lamarka-filosofiya-zoologii-prisutstvuet-v-3-yoh-biletah.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-ocherka-po-teorii-seksualnosti-zigmund-frejd-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-dissertacii-na-soiskanie-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-na-1-yanvarya-2002g-80-80.html
  • bukva.bystrickaya.ru/operacionnaya-sistema-windows-i-eyo-sluzhebnie-prilozheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-ix-klassov-2007-2008-uchebnij-god.html
  • lesson.bystrickaya.ru/odnoetazhnoe-karkasnoe-zdanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-izmenenie-metodov-vozdejstviya-na-lyudej-tekst-lekcij-po-discipline-upravlenie-personalom-prepodavatel-yarceva-s-i.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/absorbciya-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-proektami-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacii-v-rossii-i-za-rubezhom-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-formi-poperechnogo-secheniya-na-povrezhdennost-komponentov-kompozita-elektrotehnicheskogo-naznacheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya-isklyuchitelno-dlya-oznakomitelnih-celej-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-voprosam-priobreteniya-pechatnoj-ili-elektronnoj-versii-dannoj-knigi-obrashajtes-neposredstvenno-k-zakonnim-izdatelyam-ih-predstavitelyam-libo-v-sootvetstvuyushie-organizacii-torgovli-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-diplomaticheskij-ceremonial-i-protokol-avtor-sostavitel-k-yu-n-docent-v-a-sokirkin.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-25-01-08.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannie-po-medicinskim-pokazatelyam-publichnij-doklad.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-po-istorii-tema-obshestvennoe-dvizhenie-60-70-h-gg.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-planirovanie-truda-i-kadrov-planirovanie-na-predpriyatii-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu.html
  • university.bystrickaya.ru/generalnij-plan-mo-pesochenskoe-chast-1-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-soderzhit-rekomendatelnij-bibliograficheskij-spisok-vo-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xii-moya-chuzhaya-doch.html
  • report.bystrickaya.ru/heminguej-l-h37-ernest-heminguej-obrechennij-pobeditel-per-s-angl-v-i-zasorina-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smi-rossii-smi-i-obshestvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-nablyudenie-kak-metod-nauchnih-issledovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.