Тема: “Заповедники.” - «Повышение качества образовательных результатов в начальной школе через факультативные занятия»
.RU

Тема: “Заповедники.” - «Повышение качества образовательных результатов в начальной школе через факультативные занятия»


Тема: “Заповедники.”


Цели:

  1. Познакомить учащихся с заповедными местами России. Показать их значение для сохранения природы.

  2. Прививать любовь и интерес к живой природе.

  3. Развить воображение, творчество.


Оборудование:

Карта России, листы ватмана, краски, фломастеры. ПК, мультимедийный проектор.

^ Ход занятия.


I. Постановка темы и задач занятия.


- Мы с вами совершили путешествия по природным зонам России.

- Где вам было путешествовать интереснее всего?

- Какая природная зона самая богатая растениями и животными?

- Где условия жизни живой природы самые суровые?

- Как вы думаете, нуждается ли природа в нашей защите, охране?

- Верно. Природа богата. Но если мы не будем её беречь, можем лишиться этих богатств.

И сегодня на занятии подумаем, как можно сохранить природу.


II. Подготовительная беседа.


- Как сохранить живую природу? (Учащиеся предлагают свои варианты)


III. Работа по теме.


1. Подробнее остановимся сегодня на одном из способов сохранения живой природы – создании заповедников.

В России их очень много. Заповедники есть во всех природных зонах , от Арктики до пустынь.

2. Посмотрите на карту России, где отмечены заповедники.

- Самый большой по размерам “Таймырский заповедник” находится в природной зоне тундры.

Кого же здесь охраняют?

Под охраной заповедника находятся овцебыки, дикие северные олени, редкие птицы: краснозобые казарки, соколы – сапсаны.

- Самый старый заповедник – Баргузинский.

Расположен возле озера Байкал.

Кто живёт в заповеднике?

Бурый медведь, росомаха, белка-летяга, нерпа. Самый ценный зверь – соболь.

Во всём мире ценились шкурки барузинского соболя. Их в огромном количестве вывозили из страны за границу. Зверёк был почти полностью истреблён.

Спасло его только создание заповедника, где, как вы знаете, всякая охота запрещена.

- Дарвинский заповедный край воды, край болот. Находится в зоне лесов на стыке трёх областей – Вологодской, Ярославской, Калининской. Приют здесь нашли свыше 230 видов птиц: утки, чайки, кулики, рябчики, тетерева, белые куропатки. Останавливаются на отдых при перелётах серый журавль, белолобый гусь, утки. В Красную книгу занесён: беркут, орлан – белохвост, скопа.

- В зоне смешанных лесов находится Окский государственный заповедник. В центре заповедника находится обширное болото. Флора насчитывает свыше 800 видов цветковых растений. Среди них 69 редких и 5 исчезающих видов.

Много в заповеднике летучих мышей, мышевидных грызунов, зайцев, хищных зверей, лосей. Есть бобры, ондатры, кабаны. Особое внимание обращается на охрану и изучение выхухоли, ради спасения которой и был создан заповедник.

В заповеднике гнездятся такие редкие и охраняемые птицы как чёрный аист, скопа, орлан – белохвост, чёрный коршун, ястреб – тетеревятник.

- Несколько заповедников охраняют природу зоны степей. Среди них находится самый маленький в России заповедник “Галичная гора.” Научные задачи сводятся в основном к изучению уникальных реликтовых форм растительности, к разработке методов их охраны.

- До недавнего времени пустынный заповедник был всего один – “Астраханский”. Но работа по созданию заповедных зон продолжается. В Астраханском заповеднике множество мелких озерков, мелководных заливов. В них щедро представлены плавающие растения – чилим, кувшинка, кубышка жёлтая, водяной лютик, стрелолист. Можно встретить и знаменитый каспийский лотос. В заповеднике работает Каспийская орнестологическая станция.


IV. Творческая работа в группах.


- Представьте, что вы работаете в одном из заповедников. Какие плакаты, условные знаки вы бы поставили для посетителей заповедника?

После того, как работа будет выполнена, ребята кратко рассказывают, что хотели бы сказать своими плакатами.


V. Итог урока.


Вы знаете, что редкие и исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу.

Кого же удалось спасти?

В России давно были на грани вымирания бобры, соболи. Тигры остались лишь в глухих уголках Дальнего Востока. Под защиту были взяты лоси, сайгаки, зубры, пятнистые олени, выхухоли, белая цапля, фламинго. Позднее была запрещена охота на кулана, джейрана, тигра, белого медведя.

Всех этих животных удалось сохранить.

- Сегодня мы убедились, что природа нуждается в охране. А что можем мы делать, какие выполнять правила по охране природы?

(Не ломать деревья, не рвать полевые цветы, не разорять птичьих гнёзд, не разжигать костры вблизи деревьев, не бросать мусор за городом, в речку, в озеро. Принимать участие в озеленение города.)


^ Тема: как лес лечит.


Цели: познакомить детей с лекарственными растениями лесной зоны. Формировать умения собирать лекарственные растения, рационально их использовать.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.


^ Ход занятия:

I сообщение темы урока

О чём мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, если угадаете загадки.


Загадки:


По весне в лесу высокая

На опушках и в глуши

Всех я вкусным сладким соком

Угощаю от души. (Берёза) слайд1.


Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха) слайд2.


Летом знойным зацветёт –

Сразу пчёл к себе зовёт.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар…

Кто-то дерево узнал? (Липа) слайд3.


Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина) слайд4.


Горьку ягоду в мороз

Сладкой-сладкой в дом принёс. (Калина) слайд5.


Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина) слайд6.


Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник) слайд7.


Три сестры – цветом разные,

На вкус все прекрасны. (Смородина) слайд8.


На болотце там и тут

Капли красные растут. (Клюква) слайд9.


Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила. (Черника) слайд10.


Не пихта и не ель я,

Но в родном лесном краю

Круглый год я зеленею,

холодов не признаю. (Брусника) слайд11.


Не пустили в огород,

Оттого она и жжёт. (Крапива) слайд12.


С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. (Одуванчик) слайд13.


Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог,

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник) слайд14.


На верхушке стебелька

Солнышко и облака. (Ромашка) слайд15.


Где можно встретить эти растения?

(в лесу, на лесных полянах)


Чем примечательны эти растения?

(эти растения называют лекарственными)


- Чем полезны эти растения?

- Какие ещё лекарственные растения вы знаете?


II Викторина по лекарственным растениям.


Дети называют растения изображённые на слайде и рассказывают, чем они полезны. (Слайды…)


III

- Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? слайд16.

^ Цветки собирают в начале цветения;

Листья – перед цветением или в начале цветения;

Корневища и корни – весной или осенью;

Кору заготавливают весной, в начале сокодвижения;

^ Нельзя собирать все растения, большая часть их должно остаться;

Всё сырьё заготавливают в сухую погоду, когда подсохнет роса;

Сушат под навесом, в проветриваемом помещении;

Во время просушки сырьё переворачивают


- Зачем нужно соблюдать эти правила? (Приложение: материал для учителя)


^ Тема: Лесная зона.


Цели:


  1. Обобщение и систематизация знаний о природной зоне лесов, частями зоны лесов.

  2. Прививать любовь и интерес к живой природе.


^ Ход занятия.


I. Вступительная беседа.


Сегодня у нас третье путешествие. Мы движемся от тундры к югу. Деревья встречаются всё чаще. Они становятся выше. И вот наконец мы с вами попадаем в густой хвойный лес.

- Как называется такой лес? (Тайга)

- Как будем передвигаться в этом путешествии? ( Пешком. Трудно использовать какой-либо транспорт).


II. Работа по теме.


1.Работа с картой. Посмотрите на карту России. Каким цветом обозначена зона лесов? ( Тёмно-зелёный – тайга, более светлый – смешанный лес, светло-зелёным цветом обозначены широколиственные леса).

Зона лесов самая обширная природная зона России. Леса занимают 45% территории нашей страны.

2. Растительный мир лесной зоны очень богат и разнообразен. В тайге можно встретить ели, пихты, светолюбивую сосну, лиственницу, сосну кедровую.

Также в тайге встречаются и лиственные деревья – берёза, ольха, осина.

Южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги.

Иногда ельники и сосновые боры встречаются вперемежку с лиственными породами. Под кронами основных пород вырастают низкие деревья: черёмуха, рябина, калина.

В лиственных лесах истинным властелином является дуб. Можно встретить здесь и липу, и ясень, и клён.


Загадки о растениях леса.


Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)


Хоть прячется Алёна

Под веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека. (Земляника)


Не зовет на переменку

И обратно на урок

Потому что это летний

Голубой лесной цветок. (Колокольчик)


Ножка слишком коротка,

Шляпка рыжая узка.

Прошлогодний лист прорвись.

Подрасту и вширь и ввысь. (Гриб)


Вкусна кашка,

Да мала чашка.

Чтобы кашку добыть

Нужно чашку разбить. (Орех)


Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)


3. Животный мир также намного разнообразнее и богаче, чем в тундре.

В тайге обитают крупные травоядные животные – пятнистый олень, косуля, марал, кабарга, лось (сохатый). Хозяин тайги – медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут белка, соболь, горностай, заяц, куница. Хищники – рысь, росомаха. Большое количество болот и безветрие в тайге способствуют размножению комаров, мошек, слепней. Есть в лесу также птицы, которые на зиму никуда не улетают, а остаются и кочуют в пределах тайги. Это дятлы, клесты, кедровки. Можно встретить в лесу рябчика, глухаря, тетерева.

В лиственных лесах появляются другие звери и птицы: выхухоль, чёрный хорёк, кабан, иволга, чёрный дрозд. Когда-то в лиственных лесах паслись стада зубров. Сейчас их можно встретить очень мало, потому что зубры занесены в Красную книгу и находятся под защитой государства.


Загадки о животных леса.


В стране лесной

Живёт портной.

Не сшил одёжки ни одной

А в чем секрет, какой ответ?

Иголки есть, а ниток нет. (Ёж.)


Мы лесные жители –

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)


Мать, отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду,

Чужим сбуду. (Кукушка)


То рыжая, то серая,

А прозваньем белая. (Белка)


Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит;

Кто его убьет,

Свою кровь прольёт. (Комар)


4. Давайте подумаем, какое значение имеет лес в природе? ( дом для животных, растений. Защитник воздуха, водоёмов, почв. Источник древесины. В лесу люди собирают грибы, ягоды, орехи.)


5. Творческая работа.


Вспомните пословицы, поговорки связанные с лесом, его жителями.


Волка бояться – в лес не ходить.

Лес рубят – щепки летят.

Чем дальше в лес – тем больше дров.

Волка ноги кормят.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Много леса – береги, мало леса – посади.

Лес и река – брат и сестра.


III. Итог занятия.


Кто из вас бывал в лесу? Понравилось вам?

Расскажите, за что вы любите лес.


^ Тема занятия «Мировой океан»


Цель: дать представление о Мировом океане.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.


Ход занятия:


Вступительная беседа.


-посмотрите на картинку, что здесь изображено

(это наша планета-Земля)

-Какого она цвета?

(синяя)

-Как вы думаете, почему?

(большую часть поверхности Земли занимает вода. Моря и океаны планеты занимают в два раза больше места, чем суша.)

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.


Почему везде встречается океанская вода?

(В Мировой океан входит вся вода планеты, в том числе и пресная.)


Сколько же воды в Мировом океане?

(Если бы поверхность воды была ровной, то равномерный слой всех рек, морей, океанов имел бы толщину девять метров)

*Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, что бы наша планета не замёрзла, ведь Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле.


Почему Мировой океан никогда не переполняется?

(Вода испаряется с поверхности океана, то есть происходит круговорот воды в природе.)


Исследовательская работа.


Класс делиться на три группы. Каждой группе даётся задание, которое дети выполняют используя словари, карту, справочный материал.

Задание 1.

Дать определение понятиям река, озеро, море.

Задание 2


Чем река отличается от озера?

(река - постоянный водный поток, а озеро – большое природное углубление, заполненное водой, замкнутый водоём. У озера нет устья, истока)


Задание 3

Показать самые крупные озера нашей страны.

(Байкал – самое крупное и чистое пресное озеро, его глубина 1640 метров. Байкал заполняет 336 рек, а вытекает от туда всего одна – Ангара. Аральское и Каспийское – большие солёные озёра, поэтому их ещё называют морями.)

Задание 4

В каком озере часть воды солёная, часть воды пресная?

(Балхаш – в западной части его вода пресная, т.к. в него впадает река, а в восточной солёная)


Задание 5

Сколько морей омывают нашу страну?

(Берега России омываются 12 морями, принадлежащими бассейнам 3 океанов – Атлантического (Балтийское, Черное, Азовское моря), Северного Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и бессточного Каспийского моря. Протяженность морских границ России – 38 807,5 км. Она также имеет морские границы с США и Японией)


Задание 6

Перечислить океаны. Моря какого из них не омывают берега России?

(Индийский, Тихий, Атлантический, Се верный Ледовитый. Моря Индийского океана не омывают берега России.)


Итог занятия:

Что нового узнали на занятии? Что хотели бы ещё узнать по этой теме?


^ Тема: Пустыни


Цели:


  1. Углубить знания о природной зоне пустынь

  2. Развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы


Оборудование:

Карта природных зон России. ПК, мультимедийный проектор.


^ Ход занятия.


I. Вступительная беседа


Продолжаем наше путешествие. Степи, по которым мы путешествовали на прошлом уроке, постепенно переходят в пустыню. Нам необходимо поменять транспорт.

На чём дальше сможем передвигаться? (Верно. Лучше верблюда нет способа перемещения по пустыне. Недаром его называют корабль пустыни)

Слово “пустыня” очень похоже на слово “пусто”. Давайте подумаем так ли пусто в пустыне?

  1. Что мы там можем увидеть?

  2. Кого встретить?


II. Работа по теме.


  1. Найдите на карте зону пустынь. В России она расположена на берегах Каспийского моря и занимает небольшую площадь. Пустыни бывают разные: каменистые, глинистые, даже снежные в Арктике. Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни.

  2. Природные условия в пустынях таковы, что летом там сухо и жарко. Днём температура воздуха поднимается до + 400 и выше (песок прогревается так, что в нём можно испечь яйца), ночью может упасть до 00. Дожди в пустыне бывают очень-очень редко.

  3. Труден путь через пустыню. Самая большая мечта путников – вдоволь напиться. И вдруг, о, чудо. Вдали отчётливо виден берег, вода, зелёная трава, деревья. Но через мгновение всё исчезает.

  4. - Как называется это явление природы? (Мираж)

Но такие зелёные островки можно встретить в пустыне. Они называются – оазис.

  1. Но даже и в песчаной пустыне можно встретить деревья – чёрный и белый саксаул. Листья у него в виде веточек, чтобы сохранить влагу. У песчаной акации листья превратились в колючки. Корни у растений пустыни очень длинные, чтобы добывать влагу из глубоких слоёв почвы. Растут в пустыне такие травы как: верблюжья колючка, солянки, полынь, песчаная осока. Листья у таких растений мелкие, жёсткие или в виде колючек. Не образуют сплошного покрова.

  2. Животные тоже хорошо приспособились к жизни в пустыне. Многие из них – прекрасные бегуны. Куланы, джейраны, сайгаки развивают большую скорость, чтобы пробегать огромные расстояния в поисках воды и пищи. Цветная окраска серо-жёлтого тона позволяет животным укрыться от врагов или, наоборот, незаметно подкрасться к добыче. Днём, когда очень жарко, пустыня выглядит безжизненной. Многие спрятались в норы или просто зарылись в песок. Но только солнце зайдёт за горизонт, жара спадает. И пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, пресмыкающиеся, которых здесь очень много. Это змеи, ящерицы ( самая крупная из них варан), черепахи.

И ещё одна особенность животных пустыни. В спячку они впадают не зимой, а летом, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие влаги.

7. В пустыне развито пастбищное животноводство. Земледелие возможно только с помощью орошения и практикуется в основном в долинах крупных рек. Многие пустыни богаты полезными ископаемыми.

В поймах крупных рек ( Волга, Сырдарья, Амударья) пересекающих пустыни, широко практикуется поливное земледелие.


III. Итог занятия


Давайте подведём итог и ответим на вопрос, который я задала в начале занятия.

- Пусто ли в пустыне?

- Узнали вы что-то новое об этой природной зоне?


^ Тема: Степи.


Цели:

  1. Расширить представление учащихся об особенностях животного и растительного мира степной зоны.

  2. Развивать любознательность, наблюдательность


Оборудование:

Карта природных зон России. ПК, мультимедийный проектор.


^ Ход занятия.


  1. Вступительная беседа.


Сегодня мы путешествуем по степной зоне. Какой транспорт выберем для путешествия? (Автомобиль или лошади, т.к. степь ровная, удобная для передвижения. Сплошных лесов уже нет, изредка встречаются небольшие рощицы, перелески. Да и те к югу исчезают.)


  1. Работа по ранее составленному плану.




  1. Климат степи континентальный, засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют ветры, случаются также бураны. Весна проходит быстро и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнять землю.

  2. Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут маки, тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы, фиалки, гиацинты.

  3. Посмотрите на картинки животных степи и подумайте, как приспособились эти животные к жизни на открытом пространстве.

Многие роют норы и прячутся от врагов, жары или холода. Так поступают сурки, суслики, хомяки, тушканчики. Некоторые животные хранят запасы сена на зиму. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. С наступлением холодов насекомые, пресмыкающиеся, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это антилопы, косули, лисица корсак. Все они хорошие бегуны, поэтому могут передвигаться на огромные расстояния в поисках пищи и воды. Большинство животных имеют окрас близкий к цвету сухой травы, земли, что помогает им спасаться от хищников. Чтобы выжить на открытом пространстве некоторые животные живут колониями. Так легче наблюдать за опасностью.

  1. Степь – это царство трав. В настоящее время почти всюду степи распаханы и превращены в посевные площади.


III. Работа с картой.


В России степи занимают очень большие площади – на долю степей приходится около 1/6 части всей территории страны. Зона степей расположена к югу от лесной зоны на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.


IV. Итог занятия.


- Назовите способы приспособления животных к жизни в степи.


1. Колониальность

2. Маскирующая окраска

3. Жизнь в подземном ярусе

4. Скорость передвижения

5. Запасание корма на зиму



tipi-kommunikativnoj-informacii-dlya-tolkovogo-slovarya-chast-4.html
tipi-lichnosti-v-hudozhestvennoj-literature.html
tipi-mirovozzreniya-i-miroponimaniya-tematika-i-osnovnoe-soderzhanie-lekcij-oglavlenie-vvedenie-2-lekcii-1-i-obzor.html
tipi-nkm-zadayutsya-samimi-nazvaniyami-nauk-astronomicheskaya-ekonomicheskaya-biologicheskaya-geograficheskaya-i-t-d.html
tipi-odnosostavnogo-predlozheniya-sposobi-virazheniya-glavnih-chlenov-v-odnosostavnih-predlozheniyah-chast-3.html
tipi-organizacionnih-struktur-upravleniya-osnovnie-principi-postroeniya-organizacionnih-struktur.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualna-potomu-chto-gosudarstvennaya-registraciya-eto-registraciya-individualnogo-predprinimatelya-upolnomochennim-gosudarstvennim-organom-mestnoj-administraciej-i-vidacha-svidetelstva-o-gosudarstvennoj-registracii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-8-mezhdunarodnaya-organizacionnaya-struktura-otchet-komissii-po-pravam-na-intellektualnuyu-sobstvennost-london-2003-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/823-kombinirovannie-himicheskie-porazheniya-uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi-zapasa-uchastnik-likvidacii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yuridicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-3-kvartal-2010-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-sbalansirovannost-i-ustojchivost-byudzhetnoj-sistemi-rossijskoj-federacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glavnoe-uchastie-vremya-novostej-19022009-novosti-17.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-regulirovanie-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/propavshij-malchik-propavshaya-devochka.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-i-srednyaya-shkola-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-imeni-antonini-ivanovni-isaevoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-ob-obshestvennoj-palate-respubliki-kareliya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-3-zapadnoevropejskaya-pravovaya-tradiciya-i-sociokulturnie-problemi-srednevekovya-fakultet-istoricheskij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-rassmotreni-i-odobreni-na-zasedanii-uchenogo-soveta-fakulteta-opticheskogo-priborostroeniya-miigaik-2006-goda-protokol.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-b-malih-d-psih-n-professor.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ii-organizacionno-metodicheskie-meropriyatiya-nachalnik-departamenta-obshego-obrazovaniya-rektor-toipkro.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sroki-ohrani-avtorskih-prav-na-proizvedeniya-nauki-literaturi-i-iskusstva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-podgotovki-i-provedeniya-delovih-besed-i-peregovorov-chast-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/diapazon-prosmotra-rukovodstvo-po-ekspluatacii-11-076-062001-06-no-01-01-re.html
  • essay.bystrickaya.ru/drgerlerd-blktlgn-zhetldru-fakultet-zhanindai-kolledzhd-stomatologiya-kafedrasi-ortodontiya-zhne-stomatologiyali-ortopediyali-negz.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodavch-akti-ta-specalna-lteratura-tamozhennoe-zakonodatelstvo-ukraini-v-nachale-hh-stoletiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-1-kursa-ippuo-v-1-semestre-po-specialnosti-pedagogika-i-psihologiya-srok-obucheniya-4-goda-.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-specialnost-12-00-02-konstitucionnoe-pravo-municipalnoe-pravo-moskva-2011.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-vossozdanie-okruzhayushej-sredi-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-prezhde-vsego-tem-kto-interesuetsya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-upravlencheskaya-komanda-uchebnoe-posobie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-literature-dlya-1-go-kursa-napisat-referat-po-tvorchestvu-odnogo-iz-pisatelej-poetov-19-20-veka.html
  • klass.bystrickaya.ru/ameriki-v-opite-rossijskih-studentov-izuchayushih-anglijskij-yazik-bili-predstavleni-takim-obrazom-1-pervie-desyat-mest.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-semejnogo-kodeksa-ukraini-semejnij-kodeks-ukraini-s-izmeneniyami-ot-11-01-2011.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-geroinovoj-zavisimosti-materi-na-razvitie-ploda-rebenka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-13-poryadok-mesto-dati-nachala-i-okonchaniya-sroka-podachi-zayavok-na-uchastie-v-aukcione.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublika-kareliya-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-60-tisyach-rublej.html
  • report.bystrickaya.ru/k-osnovnim-operaciyam-s-neproizvedennimi-aktivami-sleduet-otnesti-operacii-po-koncepciya-gosudarstvennogo-buhgalterskogo-ucheta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-molodie-uchenie-v-reshenii-aktualnih-problem-nauki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-dlya-specialnosti-050401-65-istoriya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-050402-65-yurisprudenciya-razrabotano-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/etapi-razrabotki-parallelnih-algoritmov-lekciya-1-principi-postroeniya-parallelnih-vichislitelnih-sistem-puti.html
  • student.bystrickaya.ru/2-virabotka-uslovij-torgovogo-dogovora-i-strukturi-dogovornih-svyazej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnostej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.