.RU

Тема: Знакомство с эмоцией злость (в основе идея Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Цель


Тема: Знакомство с эмоцией злость (в основе идея Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Цель: Обучение распознаванию эмоции злость и адекватным способам реагирования. Задачи:

  1. Обучение позитивным способам разрешения гнева.

  2. Стабилизация нервных процессов.

  3. Развитие саморегуляции.

  4. Расширение представления детей об эмоциях.

  5. Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические со­
    стояния.

  6. Сплочение группы.

  7. Развитие творческих способностей.

Используемые методы и техники — мультимодальный подход:

Категория участников: Дети и подростки с проблемами развития, а также дети дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Этап

Назначение

Содержание этапа

^ Материалы и оборудование

Хроно­метраж

1. Ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение «Волшебное покрывало»

Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку

Все дети прячутся под покрывало и по команде его сбрасывают, после чего оказываются в сказочной стране

Большая блестящая шаль

2-3 мин.

2. Повторение. Проверка домашнего задания

Припоминание того, что было на прошлом занятии и какие выводы дети сделали для себя, какой опыт приобрели,чему научились

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.




До 5 мин.

3. Знакомство со слугой-чувством Злость

Расширение представлений детей об эмоциональном состоянии злости

Знакомство со слугой-чувством Злость с опорой на все модальности: • слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги-чувства; когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий, низкий, тихий, громкий?); • обонятельный анализатор (чем пахнет слуга-чувство: приятный запах или нет, природа этого запаха); • вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга-чувство: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов); • тактильно-кинестетический анализатор (какое прикосновение этого слуги-чувства, какие он совершает движения, какие танцы он танцует). Дети исполняют танец «Тумба-Юмба»; • зрительный анализатор (рисование на тему «Злость» с последующим обсуждением)

Фигурка (плос­костное изобра­жение) слуги-чувства Злости. Ритмичная музыка к танцу «Тумба-Юмба». Листы бумаги, цветные карандаши. Фло­мастеры, краски, кисти

15 мин.



4. Игры

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка, закрепление знзнии. полученных на занятии

1. Игры, позволяющие детям приобрести новый опыт. Проигрывание различных способов разрешения гнева: вылепить из теста «Злую рожу» и дать по ней; лопнуть шары. 2. Приход Меры. Проговаривание, как нам служит слуга-чувство Злость, в каких ситуациях она приносит пользу, в каких - вред. 3. Игра «Закончи сказку». Ведущий рассказывает начало сказки, а каждый ребенок придумывает продолжение сказки и разыгрывает свой вариант перед остальными. Время на подготовку - 3 минуты. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы

Музыкальное сопровождение; воздушные шары; соль, мука, вода. Фигурка (плоскос­тное изображе­ние) слуги-чувства Меры. Карточка с зачином сказки «Канцелярская кнопка»(см. При­ложение 35)

10 мин.

5. Интеграция

Соединение нового опыта с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня




До 5 мин.

6. Резюмирование

Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт




Змин.

7. Ритуал «выхода» из сказки. Коллективное упражнение «Волшебное покрывало»

Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Большая блестящая шаль

2-3 мин.

^ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

ЗАНЯТИЙ

Метод экспертной оценки

Дети с особенностями психофизического развития испытывают сложности с рефлексией, анализом собс­твенного эмоционального состояния, его изменений. И, кроме того, потенциал ребенка невозможно оценить за 1-2 занятия. Работоспособность «особых» детей во мно­гом зависит от их настроения, отношения к незнакомой обстановке, новым людям и, наконец, от погоды. В связи с этим, наиболее эффективный путь обследования — это метод экспертной оценки, который предполагает оцени­вание состояния ребенка разными специалистами (пси­хологами, дефектологами, учителями, воспитателями) и родителями, то есть теми, кто имеет возможность посто­янного наблюдения за ребенком. Наблюдение и экспер­тиза происходят в контексте обучающих и развивающих занятий, а также вне занятий (уроков).

Эксперты оценивают преобладающее эмоциональное состояние детей на занятиях (уроках) и вне занятий (уро­ков) накануне реализации коррекционно-развивающей программы и, ими же, после ее завершения. Для этого используются основные эмпирические индикаторы эмо­циональной сферы, выделенные А.Б.Леоновой (1984): «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональ­ный фон», «мотивация».

Для регистрации наблюдений применяется протокол коррекционного занятия, который разработан сотрудни­ками Института сказкотерапии Санкт-Петербурга [3] и позволяет решать следующие задачи:




Протокол состоит из 2-х частей: качественной и коли­чественной.

В таблице качественного анализа эксперты фиксируют: имя участника группы; цвет, которым будут рисовать его график; психоэмоциональное состояние на начало занятий; героев, которых он выбирал для проигрывания; краткую ха­рактеристику этих персонажей; особенности поведения и реагирования ребенка с особенностями психофизического развития.

Протокол количественного анализа построен по прин­ципу семантического дифференциала и состоит из 10 шкал, включающих в себя полярные качества.

Экспертам предлагается поставить оценку от 0 до 10 бал­лов. Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности ка­чества. Баллы 0,1 и 9,10 задают систему отсчета, символизи­руют гипервыраженность качества.

Описание шкал

/. Агрессивность — Миролюбие.

Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, переби­вает, кусается, обзывается, унижает, — можно поставить «X» (крест или точку) рядом с одной из цифр — 2, 3 или 4. Баллы «5» и «6» показывают ситуативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы «7» и «8» символизируют

натуру миролюбивую, готовность уладить конфликт. Ре­бенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, без­защитность.

2. Конформизм — Лидерство.

Шкала отражает тенденцию ребенка быть ведомым или лидером. Баллы «2, 3, 4» символизируют степень за­висимости от мнения окружающих, тенденцию к подчине­нию, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы «5» и «6» соответствуют ситуативному проявлению тех или иных качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия ребенок проявляет черты лидера. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы «7» и «8» отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, продвигать свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл «9» или даже «10» можно поставить только в том случае, если у ребенка черты «деспота», упрямо, иногда истерично, навязывающего свою волю и взрослым, и детям.

3. Безучастность — Увлеченность.

Шкала показывает уровень мотивации ребенка по от­ношению к занятиям, его интерес к работе группы, пас­сивность или активность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то можно поставить в этой шкале знак «X» рядом с одной из цифр — 2 или 3 (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, мо­жет говорить о том, что для него малоэффективен дан­ный подход или задания сложны, или это его личностная особенность.

Если ребенок больше склонен наблюдать за процес­сом, чем участвовать, но вместе с тем чувствуется его определенный интерес, можно поставить баллы «4, 5».

Балл «6» отражает достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (активность проявляется, но не­много осторожно).

Если видно, что ребенок очень активно участвует в ра­боте группы, быстро подхватывает идеи, стремится мно­гое делать сам, то можно поставить знак «X» около цифр 7 или 10.

Шкала является одним из серьезных показателей эф­фективности работы. Если в начале коррекционной про­граммы у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере работы они повышались — это означает, что ре­бенку стало интересно и занятия пошли ему на пользу.

4. Индивидуализм — Сотрудничество.

Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится быть обособленным, неохотно участ­вует в совместной деятельности, предпочитает индивиду­альные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее дело или при «покушении на его территорию», можно присвоить баллы «2, 3». Если он «тянется» к дру­гим, но все же неохотно сотрудничает— баллы «4» или «5». Балл «6» показывает тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы «7» и «8» символизиру­ют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.

5. Неэмоциональность — эмоциональность.

Шкала отражает степень эмоционального реагирова­ния ребенка на волнующие ситуации.

Если очевидно отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, бедность выразительных средств речи, мо­нотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд— можно присвоить баллы «2» или «3». Проявление чрезмерного оживления средств выражения эмоций с оби­лием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов, плач по незначительному поводу, беспричинный смех, хихи­канье, переходящее в гоготанье, — соответствует 7, 8 бал­лам (в зависимости от степени выраженности). Баллы «5», «6» показывают умеренную эмоциональность: адекватность

и контролируемость эмоционального реагирования на кон­кретную ситуацию.

6. Возбудимость — спокойствие.

Шкала характеризует уровень эмоциональной возбу­димости.

Если ребенок при всяком ничтожном поводе «вспы­хивает как порох», волнуется, кипятится, раздражается, приходит в состояние восторга или изумления, выражает готовность к агрессии и т. д. — можно поставить 2, 3, 4 балла.

Баллы «5» и «6» показывают, что ребенок достаточно спокоен в своих действиях, старается соотносить свои действия с увиденным, целесообразно себя ведет в экс­тремальных ситуациях. Можно поставить «X» рядом с цифрами 7 или 8, если чувства, свойственные ребенку, начинают проявляться лишь в том случае, когда влияние условий достигает значительной интенсивности: только какие-нибудь необычайные события способны нарушить его обычное равнодушие и привести в состояние некото­рого возбуждения. Гиперспокойствие — уже сродни эмо­циональной «тупости».

7. Плохое настроение — хорошее настроение.
Шкала характеризует преобладающее внутреннее ду­
шевное состояние.

Полюс «плохое настроение» отражает склонность пес­симистично воспринимать окружающий мир, уходить в себя или раздражаться по пустякам, «кислое» выражение лица, готовность заплакать и т. д. — такое или подобное господс­твующее состояние можно оценить в 2, 3 балла. Баллы «4, 5, 6» отражают ситуативное настроение, то есть состояние, соответствующее происходящим событиям. Если домини­рует мажорный тон, светлый, радостный настрой воспри­ятия жизни, ожидания будущего и готовность к действию в любой ситуации, то можно отметить цифры 7 или 8.

8. Мрачность — жизнерадостность.

Шкала характеризует тенденцию к угрюмому или ра­достному состоянию.

Если ребенок безрадостный, необщительный, ти­хий, исполнен печали, грусти, наблюдается преобла­дание торможения, склонность к тревожности — можно оценить такое состояние в 2, 3 балла. Баллы «4, 5, 6» можно поставить, когда ребенок проявляет умеренное чувство радости, оптимистическое отношение к жизни, бодрость. Чрезмерное чувство радости, преобладающее состояние «не знающий уныния», выражение отношения к действию, ликование, веселость — можно оценить в 7, 8, 9 баллов (в зависимости от степени выраженности признака).

9. Грусть — веселье.

Шкала отражает тенденцию к проявлению чувств грусти и веселья.

Если ребенок достаточно часто испытывает чувство уныния, легкой печали, душевной горечи, наблюдается торможение моторики, то можно поставить 3, 4 балла. Легкая печаль — это грусть, безнадежная печаль — это уныние.

Такая эмоция печали может привести к депрессии. Только тогда можно поставить 1 или 2 балла.

Беззаботно радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху, состояние большого ду­шевного удовлетворения по поводу сбывшихся желаний оценивается в 7, 8, 9 баллов. Баллы «5» и «6» соответс­твуют ситуативному проявлению тех или иных качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настрое­ния, самочувствия ребенок проявляет различную степень чувства грусти или веселья.

10. Несчастье — счастье.

Шкала отражает степень удовлетворенности жизнью.

Если ребенок переживает неудовлетворенность жиз­нью, пессимистически настроен, преобладает негатив­ное восприятие происходящего в жизни — можно пос­тавить 2, 3, 4 балла. Если же ребенок испытывает чувство и состояние наибольшей внутренней удовлетвореннос­ти, оптимистический настрой — 7, 8 баллов. Баллы «5» и «6» символизируют зависимость счастья ребенка от

чувственных удовольствий «диктата судьбы» (внешних обстоятельств).

Отметки на шкалах можно соединить ломаной лини­ей. Эта линия — личностный профиль ребенка на данный момент времени.

Обработка результатов

  1. Обработка полученных результатов наблюдений
    требует большой осторожности и такта. Важно помнить о
    ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка
    с особенностями развития; например, незнакомая обста­новка, недомогание, плохое настроение, перенесенное
    из предыдущей ситуации дома или в школе, настроение
    ведущего, его состояние, которое не всегда может отсле­дить сам ведущий.

  2. Важно отделить личностные качества (те, которые
    проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от
    ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать,
    сравнив несколько личностных профилей протокола. Если
    видно, что отметки по какой-либо одной шкале из про­
    граммы в программу сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это лич­ностное качество, которое будет проявляться не только на занятиях, но и в других ситуациях, в которые включен ребенок (дома, в школе, в гостях и т. д.).

  3. Если же поставлены оценки «О, 1» и «9, 10» — это
    означает явную выраженность качества. Если такие оцен­ки по одной и той же шкале повторяются из занятия в за­нятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание.
    Например, подобрать такие сказочные игры, ситуации и
    задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе.
    Можно поместить такого ребенка в группу детей с про­тивоположными или средними отметками по этой шкале.
    Важно подсказывать ему альтернативные способы пове­дения (можно подобрать сказки, где действуют герои с
    альтернативными формами поведения, которые успешно
    разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие
    ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют

работу группы — порекомендуйте им (и их родителям) ин­дивидуальные занятия.

4. Сравнение личностных профилей покажет дина­мику внутренних изменений ребенка с особенностями психофизического развития. Можно проследить, как от программы к программе меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутрен­них изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие, от программы к програм­ме. Есть дети, у которых на протяжении нескольких за­нятий, программ будет наблюдаться одинаковый личнос­тный профиль. И только при неоднократном повторении программ, занятий произойдут изменения (может быть, даже скачок). Изменения личностного профиля «особо­го» ребенка в процессе занятий отражают качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отно­шения и поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта.

Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы и ее влияние на личность ребенка с особенностями психофизического развития.

Образец протокола наблюдения коррекционных сказкотерапевтических занятий

Условные обозначения: разным цветом отмечаются результаты в начале и конце программы (занятия).

^ Фамилия, имя ребенка

Агрессивность 012345678910 Миролюбие

Конформизм 01 2345678910 Лидерство

Безучастность 012345678910 Увлеченность

Индивидуализм 012345678910 Сотрудничество

Неэмоциональность 012345678910 Эмоциональность

Возбудимость 01 2345678910 Спокойствие

Плохое настроение 012345678910 Хорошее настроение

Мрачность 012345678910 Жизнерадостность

Грусть 0123456789 10 Веселье

Несчастье 0123456789 10 Счастье

Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»

Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткин-дом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагности­ки. Следует отметить, что метод цветовых выборов Люшера успешно применялся при изучении групп людей, больных шизофренией, невротическими расстройствами.

Цветодиагностика эмоциональных состояний [10] мо­жет применяться с 3-4-летнего возраста с целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмо­циональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка, а также для выяснения влияния на эмоциональное самочувствие учащегося воз­действий разных педагогов.

В нашем случае методику возможно применять для изучения общего эмоционального состояния детей в ходе занятий как одного из показателей эффективности кор-рекционной программы.

Теоретической основой данной методики является представление о том, что отношение к тем или иным лю­дям, событиям, объектам или явлениям отражается в цве­товых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:

агностики является дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон. Цвето-матрица заполняется в начале и в конце каждого кор-рекционно-развивающего занятия. В инструкции ребенку

предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время.

Интерпретация результатов производится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые син­дромы, дающие картину настроений во всей группе, и зональные (групповые) цветовые синдромы. По своему содержанию синдромы могут оцениваться следующим образом:

  1. позитивно-стимулирующие (цвета верхней части
    спектра);

  2. умеренные, стабилизирующие (цвета средней час­
    ти спектра);

  3. негативные, астеничные (нижняя часть спектра);

  4. напряженные (представлены противоположные по
    значению цвета);

  5. «ковровые» (пестрота цветов, отсутствие единства
    в настроениях).

Более глубокий анализ— вторичная обработка цве-томатрицы — требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок. Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний:

красный +3 балла оранжевый +2 балла желтый +1 балл зеленый 0 баллов синий -1 балл фиолетовый -2 балла черный -3 балла белый 0 баллов

Таким образом, каждый цвет в цветоматрице можно заменить числовыми данными.

Анализ полученных данных возможен в нескольких вариантах:

1. Исследуется вертикальный столбец в цветоматри­це. Он символизирует эмоциональное состояние перед началом занятия (в конце занятия). Условный его показа­тель «А» высчитывается по каждому вертикальному стол­бцу в матрице по формуле:



А= £((+) - (-)) х п,

где "/_.(+) — сумма всех положительных баллов, V (-) — сумма всех отрицательных баллов, п — количество человек.

Данный показатель служит определенным критерием деятельности психолога. Он отражает общее эмоциональ­ное настроение группы детей. По нему взрослый может в некоторой степени судить о том, смог ли он своим воз­действием на детей вызвать у них чувство эмоционального благополучия, которое отражается в хорошем настроении у детей («А» со знаком «+»). Либо, наоборот, следствием общения психолога и группы стало чувство эмоциональ­ного дискомфорта, выражающееся в неудовлетворитель­ном, тревожном настроении («А» со знаком «-»).

  1. Исследуется представленность цветов у всех чле­нов Т-группы в течение определенного периода времени
    (на протяжении реализации программы). В этом случае
    можно говорить об общих цветовых синдромах, то есть
    о преобладании определенных настроений у детей за
    данный период. Таким образом, исследуется влияние на
    эмоциональную атмосферу в группе макрофакторов — ка­ких-либо значимых событий, наиболее понравившихся за­
    нятий. Динамика эмоциональных состояний детей в про­
    цессе реализации программы представлена графически.

  2. Проводится анализ горизонтального столбца цве-
    томатрицы — смена настроений отдельного ребенка. Учи­
    тывается представленность цветов, словесные пояснения
    ученика. Это дает возможность психологу (педагогу) глуб­же узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы,
    влияющие на его эмоциональное состояние, а следова­тельно, найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка.

Применение методики выполняет исследовательскую функцию. Методика рекомендуется для практических пси­хологов, учителей, воспитателей.

Литература

  1. Гнездилов А. В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотера-
    пии. СПб.: Речь, 2000.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как по­мочь особому ребенку. СПб., 1998.

  4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. /-/.,
    Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в спе­циальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред, и
    высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Ака­демия», 2001.

  5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.
    СПб.: Речь, 2005.

  6. Специальная педагогика / Под. ред. Н. М. Назаровой. М„ 2000.

  7. Тихомирова Л. Ф., Нижегородцева Н. В. Упражне­ния на каждый день: развитие внимания и воображения
    дошкольников. Ярославль, 2002.

  8. Фон Франц М. Л. Психология сказки. СПб., 1998.

  9. Харин С. С, Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональ­ных взаимоотношений педагогов и детей. Методические
    рекомендации. Мн., 1995.

'\0.ХвойницкаяВ. 4. Технология эмоционального воспи­тания школьников с интеллектуальной недостаточностью / Жур. Дэфекталопя, 2004, № 1.

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

  2. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996.

Набойкина Елена Леонидовна Сказки и игры с «особым» ребенком

Главный редактор И. Авидон

Ведущий редактор О. Гончукова

Художественный редактор П. Борозенец

Технический редактор А. Каретин

Директор Л. Янковский

Подписано в печать 30.08.2006

Формат 60x90 '/i6. Печ. л. 9 Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 551

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"» тел. (812) 323-76-70, 323-90-63

sales@rech.spb.ru Интернет-магазин: www.rech.spb.ru

Представительство в Москве: (495) 502-67-07, rech@online.ru

За пределами России вы можете заказать наши книги в Интернет-магазине www.internatura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГУЛ «Типография „Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, д. 12

Другие книги ИЗДАТЕЛЬСТВА «РЕЧЬ»

Детская психология

' Осорини М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 228 с. Эпдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и се­мейная психотерапия. 336 с.

I ^ Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизнен­ные трудности и совладание с ними. 240 с.

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология се­мейных кризисов. 360 с.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. 288 с.

j Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. 196 с.

Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. 96 с.

Прекоп И. Маленький тирам. Как дети манипулируют родителями. 192 с.

^ Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. 192 с.

Лютова Е. К, Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. 136 с.

Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. 160 с.

^ Никольская И. М.. Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе. 208 с.

Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня... Сомнения и пережива­ния самых младших школьников. 208 с.

Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос­тью. 208 с.

Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессив­ности. 144 с.

^ Шевченко Ю. С, Добридень В. П. Радостное взросление: личностный рост

ребенка. 192 с.

Регуш Л. А. Психология современного подростка. 400 с. Яничева Т. Г. (ред.) Книга для хороших родителей. 136 с.

Диагностика

Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. 160 с. Чередннкова Т. В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. 240 с.

^ Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического разви­тия ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. 384 с.

Баранова Э. А, Диагностика познавательного интереса у младших школьни­ков и дошкольников. 128 с.

^ Туник Е. Е.. Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. 104 с.

[Виноградова А. Д., Коновалова И. Л., Михаленкова И. А., Лосохова С. Т., Ши-

' пицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. 48 с.

\Чередникова Т. В. Психодиагностика нарушений интеллектуального разви-

' тия у детей и подростков. 352 с.

Велиева С. В, Диагностика психических состояний детей дошкольного воз­раста. 240 с.

Ромицына Е. Е. Многомерная оценка детской тревожности. 112 с.

Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. 196 с.

Вассерман Л. И., Горькоеая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. 256 с.

^ ГоловейЛ. А., Рыбалко Е. Ф. (ред.) Практикум по возрастной психологии. 688 с.

Вы можете заказать книги нашего издательства любым удобным для Вас способом:

  1. По телефону: (812) 323-76-70

  2. По электронной почте: rech-spb@mail.ru

  3. На сайте издательства: www.rech.spb.ru

  4. По почте: 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, Издательство «Речь».

От Вас требуется: Сделать заказ, указав:

Мы высылаем Вам книги в течение 3-х дней после принятия заказа!

Для Вас от издательства «Речь» самые низкие цены на книги! Действует система скидок для постоянных покупателей!

tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-31-03-02-mehanika-po-napravleniyam.html
tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-51-01-01-geologiya-i-razvedka-mestorozhdenij-poleznih-iskopaemih.html
tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-1-21-05-02-russkaya-filologiya.html
tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-1-31-02-01-geografiya-1-33-01-02-geoekologiya.html
tipovaya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam.html
tipovaya-uchebnaya-programma-obrazovanie-visshee-professionalnoe-bakalavriat-ekonomika-otrasli-eso401-po-specialnosti-050717-teploenergetika-3-kredita-135-chasov.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-popast-v-carstvo-kayaputa-obichno-qs-stavyat-v-receptah-naprotiv-veshestva-opredelyayushego-formu-konsistenciyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhrnatar-zhalanu-zholmen-zhasalan-tuindi-szder.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-russkoyazichnoj-i-angloyazichnoj-kulturi-v-obyavleniyah-i-prizivah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/h-nachale-hh-v-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbrannoe-velichie-i-nisheta-metafiziki-stranica-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saleri-k-zritelyam-ya-ne-uspel-podnyatsya-a-uzh-teper-ne-vstanesh-mocart-piter-sheffer.html
  • tasks.bystrickaya.ru/331vidi-optimizacionnih-zadach-pri-reshenii-kotorih-mozhet-ispolzovatsya-metod-principa-mah-pontryagina.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-materializm-i-mehanicizm-materiya-prostranstvo-vremya-gravitaciya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/radio-rossii-28052004-vesti-140000-bogdanova-marina-tv-8-1-kanal-28-05-2004-novosti-12-00-00-agoshkov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/akkreditiv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-zakon-oma-dlya-uchastka-cepi-metodicheskie-rekomendacii-i-sbornik-zadach-po-elektrodinamike-dlya-uchashihsya-8-h-klassov.html
  • education.bystrickaya.ru/1-naznachenie-celi-i-funkcii-asutp.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mordovskij-gosudarstvennij-universitet-im-np-ogareva-saransk-v-d-krevchik-penzenskij-gosudarstvennij-universitet-g-penza.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-prostranstvennih-dannih-dlya-resheniya-zadach-gosudarstvennogo-upravleniya-pri-ispolzovanii-vodnih-obektov-na-territorii-sankt-peterburga.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-poyasnitelnoj-zapiski-k-uir-obshie-rekomendacii.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-chast-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-kondicionirovaniya-vozduha-skv-sluzhit-dlya-obespecheniya-normalnih-zhiznennih-uslovij-dlya-ekipazha-i-passazhirovkotorie-opredelyayutsya-osnovnimi-fiziologo-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoj-konkurs-2011-goda-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond-rgnf-obyavlyaet-konkursi-nauchnih-proektov-2011-g-po-sleduyushim-oblastyam-znanij-gumanitarnih-nauk-01-istoriya-arheologiya-etnografiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-e-klassi-doklad-municipalnoe-obrazovanie.html
  • control.bystrickaya.ru/dostizheniya-uchashihsya-mkou-sosh-5-goroda-baksana-v-olimpiadah-nauchno-prakticheskih-konferenciyah-konkursah-sportivnih-sorevnovaniyah-v-2012-2013-uchebnom-godu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologii-dlya-uchashihsya-7-klassa-uchitel-biologii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-vospitatelnaya-deyatelnost-2-set-obrazovatelnih-uchrezhdenij-municipalnogo-obrazovaniya-poselok-zavolzhskij-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-v-kotoroj-plevna-i-varya-viderzhivayut-osadu-boris-akunin.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologii-programmirovaniya-web-chast-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/ikonopis-i-ee-osobennosti-ikonopisnie-shkoli-drevnej-rusi-chast-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicii-krediti-kazahstan-pristupil-k-sozdaniyu-programmi-remonta-energoobektov-na-2012-god-16-vmeste-vsegda-luchshe-17.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-uchashihsya-shkoli-poluchivshih-mezhdunarodnie-federalnie-gorodskie-i-okruzhnie-nagradi-v-kachestve-pobeditelej.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-programma-finansiruetsya-ministerstvom-zanyatosti-i-obshestvenogo-strahovaniya-evropejskogo-soyuza-evropejskaya-obshestvennaya-kassa-razvivaet-sotrudnichestvo-dlya-ravnopravnoj-obshestvennoj-splachyonosti.html
  • report.bystrickaya.ru/imidzh-delovoj-zhenshini-6.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-gosudarstvennoj-politiki-na-razvitie-rossijsko-ukrainskih-torgovo-ekonomicheskih-otnoshenij.html
  • books.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-desyat-lekcij-prochitannih-v-dornahe-s-5-po-28-sentyabrya-1924-g-virter-band-das-geistige-leben-der-gegenwart.html
  • essay.bystrickaya.ru/cambridge-university-potrebitelskoj-kooperacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moej-raboti-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-i-iniciativi-na-urokah-inostrannogo-yazika.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vi-zakon-kaliningradskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nikolaj-polevoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.