.RU

Тематическое планирование уроков литературного чтения в разновозрастных классах


Тематическое планирование уроков литературного чтения в разновозрастных классах.

Планирование разработано на основе «Русской азбуки» ( автор - Горецкий В.Г.) и «Родной речи» ( автор учебника - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Н.В.Голованова). М.Просвещение. 2009г.

Большинство учителей сельских школ работают по данным учебникам.

1 класс: обучение грамоте - 90 часов, литературное чтение – 36 часов

2 класс: литературное чтение-136 часов

3 класс: литературное чтение- 102 часа

4 класс: литературное чтение- 102 часа.

Уроки в первом классе проводятся либо отдельно, либо часть урока 20 минут ведется для первоклассников, 25 минут для учащихся другого класса. Первоклассники в это время работают самостоятельно, рисуют, читают, обсуждают иллюстрации к текстам в паре или группе. ФГОС НОО предусматривает работу в паре или группе на каждом уроке. Для остальных классов можно использовать принцип совмещения тем, показанный в данном планировании.



урока

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1






^ Самое удивительное чудо на свете.

Книга- великое чудо.

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги Древней Руси.

^ Летописи, былины, сказания, жития.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

2






^ Устное народное творчество.

Русские народные песни

Первопечатник Иван Федоров.

И вспомнил Олег коня своего…

3




Потешки и прибаутки.

Считалки и небылицы

Урок-путешествие в прошлое. Проверь себя!

Былины. Ильины три поездочки

4




Загадки.

Пословицы и поговорки

Устное народное творчество. Русские народные песни.

Былины. Ильины три поездочки.

5




Сказка «Петушок и

бобовое зернышко»

Докучные сказки.

Былины. Ильины три поездочки.

6




Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Житие Сергия Радонежского.

7




Сказка «У страха глаза велики».

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Житие Сергия Радонежского.

8




Сказка «Лиса и тетерев».

Иван –царевич и серый волк.

Обобщающий урок. Проверь себя!

9




Сказка «Лиса и журавль».

Иван-царевич и серый волк.

^ Чудесный мир классики.

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

10




Сказка «Каша из топора».

Сивка-бурка

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

11




Сказка «Гуси-лебеди».

Сивка-бурка.

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок».

12






Сказка «Гуси-лебеди».

Обобщающий урок.

Проверь себя!

А.С.Пушкин. Стихи. «Няне», «Туча», «Унылая пора».

13




Обобщающий урок. Проверь себя!

^ Поэтическая тетрадь

Как научиться читать стихи.

Ф.И.Тютчев

«Весенняя гроза».

А.С.Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

14




^ Люблю природу русскую. Осень.

Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

А.Фет. «Ласточки пропали…»

А.Плещеев. «Осень наступила…»

Ф.И.Тютчев «Листья».

А.С.Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

15




А Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»

С.Есенин. «Закружилась листва золотая…»

В.Брюсов. «Сухие листья, сухие листья…»

И.Токмакова. «Опустел скворечник…»

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…»

А.С.Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».



16




К.Бальмонт. «Поспевает брусника…»

И.Бунин. «Сегодня так светло кругом…»

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро».

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».

17




М.Пришвин. «Осеннее утро»,

В.Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы».

И.Никитин «Встреча зимы»

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».

18




Обобщающий урок. Проверь себя!

И. Суриков «Детство»

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».

19




^ Русские писатели.

А.Пушкин. «У лукоморья».

И. Суриков «Зима».

Л.Н.Толстой. «Детство».

20




А.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..Крестьянин, торжествуя…»


Обобщающий урок. Проверь себя!

Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень».

21




А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

^ Великие русские писатели.

А.С.Пушкин. Стихи.

А.П.Чехов. «Мальчики».

22




А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

А.С.Пушкин. Стихи.

А.П.Чехов. «Мальчики».

23




И.Крылов. «Лебедь, Рак и Щука».

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…»

Обобщающий урок. Проверь себя!

24




И.Крылов. «Стрекоза и Муравей».

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…»

^ Поэтическая тетрадь.

Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…»



25




Л.Толстой. «Старый дед и внучек».

И.А.Крылов «Мартышка и очки».

А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

26




Л.Толстой. «Правда всего дороже», «Филипок».

И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна».

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Где сладкий шепот».

27




Л.Толстой. «Правда всего дороже», «Филипок».

И.А.Крылов.»Ворона и лисица».

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».

28




Л.Толстой. «Котенок».

М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

29




Обобщающий урок. Проверь себя!

М.Ю.Лермонтов. «Утес».

Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

30




^ О братьях наших меньших.

А.Шибаев. «Кто кем становится?»

Б.Заходер. «Плачет киска в коридоре…»,

И.Пивоварова «Жила-была собака…»

В.Берестов. «Кошкин щенок».

М.Ю.Лермонтов. «Осень».

И.А.Бунин. «Листопад».

31




М.Пришвин. «Ребята и утята».

Детство Л.Н.Толстого.

Обобщающий урок. Проверь себя!



32




М.Пришвин. «Ребята и утята».

Л.Н.Толстой. «Акула».

^ Литературные сказки.

В.Ф.Одоевский.

«Городок в табакерке».

33




Е.Чарушин. «Страшный рассказ».

Л.Н.Толстой. «Прыжок».

В.Ф.Одоевский.

«Городок в табакерке».

34




Е.Чарушин. «Страшный рассказ».

Л.Н.Толстой. «Лев и собачка».

В.Ф.Одоевский.

«Городок в табакерке».



35




Б.Житков. «Храбрый утенок».

Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

В.М.Гаршин.

«Сказка о жабе и розе».

36




В.Бианки. «Музыкант».

Обобщающий урок. Проверь себя!

В.М.Гаршин.

«Сказка о жабе и розе».

37




В.Бианки. «Сова».

^ Поэтическая тетрадь

Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

В.М.Гаршин.

«Сказка о жабе и розе».

38




В.Бианки. «Сова».

Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

П.П.Бажов. «Серебряное копытце».

39




Обобщающий урок. Проверь себя!

К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»

П.П.Бажов. «Серебряное копытце».



40




^ Из детских журналов.

Д.Хармс. «Игра», «Вы знаете?», «Что это было?»

Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи», Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог…»

И.А.Бунин. «Детство», Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…».

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».


41




Д.Хармс. «Игра», «Вы знаете?..», «Что это было?»

Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи»,

Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог..»

Обобщающий урок. Проверь себя!

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

42




Ю.Владимиров. «Чудаки».

^ Литературные сказки.

Д.Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

43




А.Введенский. «Ученый Петя»

Обобщающий урок. Проверь себя!

Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Обобщающий урок. Проверь себя!

44




^ Люблю природу русскую. Зима.

И.Бунин. «Зимним холодом пахнуло...»

К.Бальмонт. «Светло-пушистая…»

В.Гаршин. «Лягушка-путешественница».

^ Делу время-потехе час.

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

45




Я.Аким. «Утром кот…»

Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…»

В.Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

46




С.Есенин. «Поет зима-аукает…», «Береза».

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

47




Сказка «Два Мороза».

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

В.Ю.Драгунский

«Главные реки»..

48




Сказка «Два Мороза».

Обобщающий урок. Проверь себя!

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка?»

49




С.Михалков. «Новогодняя быль».

А.Барто. «Дело было в январе…»

Были-небылицы.

М.Горький. «Случай с Евсейкой».

В.В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».


50




Обобщающий урок. Проверь себя!

М.Горький. «Случай с Евсейкой»


Обобщающий урок. Проверь себя».

51




Писатели-детям.

К.Чуковский. «Путаница».

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

^ Страна детства.

Б.С.Житков.

«Как я ловил человечков».

52




К.Чуковский. «Радость», «Федорино горе».

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

Б.С.Житков.

«Как я ловил человечков».

53




К.Чуковский. «Радость», «Федорино горе».

К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».

К.Г.Паустовский.

«Корзинка с еловыми шишками».

54




С.Маршак. «Кот и лодыри».

А.Куприн. «Слон».

К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками».

55






С.Михалков. «Мой секрет».

А.Куприн. «Слон».

М.М.Зощенко. «Елка».

56




С.Михалков. «Мой щенок», «Сила воли».

А.Куприн. «Слон».

Обобщающий урок. Проверь себя!

57




А.Барто. «Веревочка», «Мы не заметили жука».

Обобщающий урок. Проверь себя!

^ Поэтическая тетрадь.

В.Л.Брюсов. «Опять сон», «Детская».

58




А.Барто. «В школу», «Вовка-добрая душа».

^ Поэтическая тетрадь.

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон».

С.А.Есенин . «Бабушкины сказки».

59






Н.Носов. «Затейники».

А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка».

60




Н.Носов. «Живая шляпа».

С.Есенин. «Черемуха».

Обобщающий урок. Проверь себя!

61




Н.Носов. «Живая шляпа».

Обобщающий урок. Проверь себя!

^ Природа и мы.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

62




Н.Носов. «На горке».

Люби живое.

М.Пришвин. «Моя Родина».

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

63




Н.Носов. «На горке».

И.Соколов-Микитов. «Листопадничек».

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».

64




Обобщающий урок. Проверь себя!

И.Соколов-Микитов. «Листопадничек».

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».

65




^ Я и мои друзья.

В.Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты…»

В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

М.М.Пришвин. «Выскочка», «Звери».

66




Э.Мошковская. «Я ушел в свою обиду…».

В.Лунин. «Я и Вовка».

В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

М.М.Пришвин. «Выскочка», «Звери».

67




Н.Булгаков. «Анна, не грусти!»

В.Бианки. «Мышонок Пик».

Е.И.Чарушин. «Кабан».

68




Ю.Ермолаев. «Два пирожных».

В.Бианки. «Мышонок Пик».

В.П.Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

69




В.Осеева. «Волшебное слово».

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

В.П.Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

70




В.Осеева. «Хорошее»,

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

В.П.Астафьев.

«Стрижонок Скрип».

71




В.Осеева. «Почему?»

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

Обобщающий урок. Проверь себя!

72




Обобщающий урок. Проверь себя!

В.Л.Дуров. «Наша Жучка».

^ Поэтическая тетрадь.

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень».

73






Люблю природу русскую. Весна.

Ф.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

В.П.Астафьев. «Капалуха».

С.А.Клычков. «Весна в лесу».

74





А.Плещеев. «Весна», «Сельская песенка».

В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

Д.Б.Кедрин. «Бабье лето».

75




А.Блок. «На лугу».

Обобщающий урок. Проверь себя!

Н.М.Рубцов. «Сентябрь».

76




С.Маршак. «Снег теперь уже не тот».

^ Поэтическая тетрадь.

С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

Н.М.Рубцов. «Лебедушка».

77




И.Бунин. «Матери», А.Плещеев «В бурю».

А.Барто. «Разлука», «В театре».

Обобщающий урок. Проверь себя!

78




Е.Благинина. «Посидим в тишине»,

Э.Мошковская. «Я маму мою обидел…».

С.В.Михалков. «Если».

Родина.

И.С.Никитин. «Русь».

79




Обобщающий урок. Проверь себя!

Е.Благинина. «Кукушка», «Котенок».

С.С.Дрожжин. «Родине».

80




^ И в шутку и всерьез.

БЛ.Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям».

Обобщающий урок. Проверь себя!

А.В.Жигулин. «О, Родина!»

81




Б.Заходер. «Песенки Винни Пуха».

^ Собирай по ягодке-наберешь кузовок.

Б.Шергин. «Собирай по ягодке-наберешь кузовок».

Б.А.Слуцкий. «Лошадь в океане».

82




Э.Успенский. «Чебурашка».

А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама».

Обобщающий урок. Проверь себя!

83




Э.Успенский. «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой…», «Память».

А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама».

^ Страна Фантазия.

Е.С.Велтисов. «Приключения Электроника».

84




В.Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама».

Е.С.Велтисов. «Приключения Электроника».

85




И.Токмакова. «Плим», «В чудной стране».

М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники».

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

86




Г.Остер. «Будем знакомы».

М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники».

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

87




В.Драгунский. «Тайное становится явным».

Н.Носов. «Федина задача», «Телефон».

Обобщающий урок. Проверь себя!

88




Обобщающий урок. Проверь себя!

Н.Носов. «Федина задача», «Телефон».

^ Зарубежная литература.

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».

89




Сказки разных народов.

^ (ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ)

Украинская сказка «Колосок»

В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».

90




Белорусская сказка «Легкий хлеб»

Обобщающий урок. Проверь себя!

Г.Х.Андерсен. «Русалочка».

91




Нанайская сказка «Айога».

^ По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».

Ю.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

92




Татарская сказка «Три дочери»

Г.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

93




Обобщающий урок. Проверь себя!

Г.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Г.Х.Андерсен.

«Русалочка».

94




^ Литература зарубежных стран.

Французские, немецкие и американские песенки.

Р.Сеф. «Веселые стихи».

Г.Х.Андерсен. «Русалочка».

95




Французские, немецкие и американские песенки.

Обобщающий урок. Проверь себя!

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

96




Ш.Перро. «Красная Шапочка».

^ Зарубежная литература.

Мифы Древней Греции.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

97




Ш.Перро. «Красная Шапочка».

Мифы Древней Греции.

Сельма Лагерлеф «Святая ночь».

98




Г.Х.Андерсен. «Принцесса на горошине».

Мифы Древней Греции.

Сельма Лагерлеф «Святая ночь».

99




Э Хогарт. «Мафин и паук».

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Сельма Лагерлеф «В Назарете».

100




Обобщающий урок. Проверь себя!

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Сельма Лагерлеф «В Назарете».

101







Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Обобщающий урок. Проверь себя!

102







Обобщающий урок. Проверь себя!

Обобщающий урок.

На внеклассное чтение отводится в 1 классе 20 минут один раз в неделю, во 2-4 классах по 20 минут два раза в неделю, возможно проведение одного урока один раз в неделю.

При совмещении разных классов на уроках литературного чтения необходимо максимально использовать возможность организации совместной деятельности учащихся:

- при сходных темах – совместное обучение в течение всего занятия;

при несовпадающих темах – совместная работа на отдельных этапах (по изучению определенных литературоведческих понятий, сравнительному анализу литературных произведений.

Возможности корректировки тематического и поурочного планирования в большей мере целесообразны при изучении устного народного творчества, планировании уроков развития речи. Не исключается перестановка учебных тем и внутри разделов, в частности при изучении творчества русских классиков, современных детских писателей, допускается перестановка отдельных разделов. Главное, учитель должен следовать при этом определенному принципу: жанрово-родовому, или монографическому, или историко-литературному, или идейно-художественному.

Вариативный характер может носить планирование вводных в тему уроков или повторительно-обобщающих. С учетом возможностей учебного времени планируются уроки внеклассного чтения или их элементы.

В разработке занятий для совместной работы особое внимание должно быть уделено их комплексному характеру, требующему привлечения разнородных знаний и умений учащихся, имеющихся у них способностей, что позволяло бы каждому ребенку раскрывать свои сильные стороны, чувствовать удовлетворение от внесения своего вклада в успех общего дела. В совместном чтении по ролям основную роль играет не тот, кто читает быстрее, а тот, кто читает выразительнее. В совместном пересказе с творческими дополнениями понадобится как умение воспроизводить прочитанное, так и способность к творческому воображению, мышлению. Сочетание правописных умений и речевых, мыслительных способностей пригодятся в совместном творческом письме сочинений, стихов. На различных этапах занятия могут быть использованы и специальные способы взаимодействия детей разного возраста.

При изучении нового материала:

- старшие рассказывают новый материал младшим (при изучении литературоведческого материала, сведений о писателях) или читают за учителя литературное произведение.

- совместное составление опорных материалов в ходе изучения темы (план пересказа, значение непонятных слов). При закреплении изученного материала:

- составление и отгадывание кроссвордов, литературных викторин.

- коллективное обсуждение прочитанной дополнительной литературы.

- организация учебных игр-соревнований ( «Закончи стихотворную строку», «Я начну, а ты продолжи…»).

- просмотр, обсуждение и комментирование фрагментов фильмов, диафильмов, диапозитивов.

- индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала.

При контроле знаний:

- подготовка обобщающих занятий старшими учениками.

- разработка материалов, заданий, литературных конкурсов более старшими детьми для младших.

В условиях СМШ, где учащимся в большей мере приходится работать самостоятельно, учителю необходимо продумывать систему соответствующих упражнений, заданий, направленных на формирование навыков чтения, развитие внимания к слову и образности языка.

Навыки самостоятельного учебного труда первоклассников и второклассников в чтении и анализе текста вырабатываются в процессе выполнения постоянно усложняющихся заданий, которые должны быть освоены заранее в подобных работах с учителем или более старшими товарищами, например:

- отметить карандашом нужный отрывок в тексте;

- обозначить смысловые паузы, логические ударения.

- придумать вопросы к тексту;

- объяснить значение указанных слов.

Учащиеся должны не только привыкнуть к подобным заданиям, которые сначала даются в устной форме, но и научиться быстро прочитывать их с доски или индивидуальной карточки-инструкции.

На занятиях литературного чтения с несколькими классами всегда должно быть место чтению вслух, развитию речи. Здесь также возможно сотрудничество детей: более старшие учащиеся выступают «ведущими» в чтении, пересказе.

Специальное внимание следует уделять совместной работе по чтению так называемых «трудных» слов. Например:

- научись читать без ошибок целыми словами

- объясни значение таких слов…

Возможности по взаимопроверке в РВГ шире, чем на обычных уроках, особенно если они проводятся в парах сменного состава. Например, при проведении урока по разделу «Устное народное творчество, его виды», необходимо учесть, что учащиеся 3-4 классов уже усвоили основные виды фольклора и могут в качестве помощников учителя объяснить новый материал учащимся 1-2 классов. Из предложенных текстов они легко распределяют литературный материал по жанрам: потешки, скороговорки, считалки, загадки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, русские народные песни.

При изучении басен И.А.Крылова каждый класс на своем материале знакомится с их текстом, анализирует в совместной работе под руководством учителя особенности басни.

В качестве самостоятельной работы дети читают басни по ролям, учат их наизусть, некоторые из них инсценируют. Затем ученики сообща прослеживают творчество И.А.Крылова на разных этапах его литературного пути.

Небольшие инструкции, указания, советы, ответы на вопросы учитель дает, исходя из конкретной учебной ситуации. Важно, что учитель имеет возможность проводить общую тематическую беседу, в которой вопросы дифференцированы по классам, но имеют единую направленность, и применять общие наглядные пособия

(картины, слайды, диафильмы), использовать фонохрестоматию.

Обязательной частью занятия в РВГ являются задания, направленные на отработку выразительного чтения, перерастающие в конкурсы на «лучшего чтеца».

Благоприятными возможностями для совместной работы учащихся располагают однотемные занятия, посвященные творчеству одного и того же писателя или построенные на одном и том же литературном материале. Хотя при этом более старшим учащимся придется вернуться к произведениям, прочитанным ранее, это способствует углублению ранее полученных впечатлений, постановке новых творческих задач.

На материале читаемых произведений могут и должны решаться воспитательные задачи. Для этого используются задания, которые акцентируют внимание детей преимущественно на поступках героев произведений. Разновозрастной диалог располагает возможностями более глубоких нравственных оценок, более широких обобщений.

Возможны однотемные разновозрастные занятия по развитию связной речи учащихся. Для этого могут быть использованы такие задания как:

- деление текста на части согласно данным вопросам, плану;

- пересказ (подробный, выборочный, творческий, сжатый);

- отзыв о прочитанном.

Работа в динамических парах должна быть направлена на осуществление взаимопроверки. Выполнение этих заданий может носить дифференцированный характер, например: учащиеся 3-4 классов составляют план текста, а учащиеся 1-2 классов находят соответствующие отрывки в тексте, зачитывают их, пересказывают. Не исключена и другая логика: младшие работают лишь над одним фрагментом произведения, а старшие «дорассказывают» текст целиком, предварительно прочитав этот текст в полном объеме. В этом отношении удобно использовать для занятий в РВГ объемные произведения, чтобы иметь возможность варьировать литературный материал с учетом возраста учащихся.

Кокарева З.А., Егорова Е.Н.

^ Разновозрастное сотрудничество на уроках математики.

Уроки математики в первом классе лучше всего проводить отдельно. Если такой возможности нет, то часть урока проводится с первоклассниками (20 минут), часть урока с другим классом. Ученики 1 класса в это время продолжают работать в рабочих тетрадях, обсуждают изученный материал в парах и группах.

Во 2-4 классах возможно совмещение тем. Приводим фрагмент тематического планирования учителя Е.Н. Егоровой ( МОУ

«Лентьевская основная общеобразовательная школа Устюженского района»).


Планирование по математике для 1-4 классов (программа «Школа России», учебники «Математика» для четырёхлетней начальной школы, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М.:Просвещение. Количество часов в неделю: 4 ч.) выглядит следующим образом:

№ п/п

Тема урока

Содержание и формы совместной деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 четверть







^ Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 8 ч

Числа от 1 до 100. Нумерация – 20 ч

Числа от 1 до 100 (продолжение) – 84 ч.

Повторение – 9ч.

Числа от 1 до 1000 (продолжение) – 12 ч.




1 неделя

(уроки 1-4)

^ Счёт предметов

Числа от 1 до 20. Название, последовательность и запись чисел. Состав чисел. Сравнение чисел

Сложение и вычитание

Нумерация. Счёт предметов. Классы и разряды.

Совместное целеполагание.

Устный счёт (работа в микрогруппах).


Сравнение групп предметов, отношения «больше», «меньше», «столько же»

Повторение приёмов сложения и вычитания чисел с переходом через десяток

Сложение и вычитание

однозначных чисел с переходом через десяток

Числовые выражения.

Закрепление знаний о сложении и вычитании с переходом через десяток (смешанные пары, взаимопомощь).

Пространственные представления. Сравнение групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве

Десяток. Счёт десятками до 100

^ Выражение и его значение. Выражение с переменной


Порядок выполнения действий

Уточнение понятий «выражение», «значение выражения», «выражение с переменной», «порядок действий». Взаимопомощь.

Простейшие пространственные и временные представления

Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел

Взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания

Сложение и вычитание

Уточнение взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания (смешанные пары).

Данное планирование позволяет отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Курсивом выделены темы, при изучении которых целесообразно использовать разновозрастное сотрудничество на уроках математики в сельской малокомплектной школе; подчёркнуты темы, когда возможно проведение однотемных уроков в разных классах. (Однотемные уроки проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий; разнотемные уроки проводятся в тех случаях, когда не получается проведение однотемных занятий. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся: проведение опытов, проверка д/з, повторение материала, итоговые занятия и т.д.).

При полном совпадении тем, как, например, на уроке №1 (1-4 кл: «Путешествие в страну МАТЕМАТИКУ»), №7 (2, 3 кл: «Единицы длины») и др., можно провести эти уроки как однопредметные, объединив общей темой. Ряд тем совпадают во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы.

Режим учебной недели (расписание уроков) может быть разнопредметным и однопредметным. Однако многолетняя практика работы показала, что оправдывает себя однопредметное расписание. Конечно, не целесообразно ежедневно проводить однотемные уроки во всех классах и по всем предметам, но при частичном или полном совпадении тем, такие уроки помогают создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы, использования современных образовательных технологий.

^ Планирование конкретного учебного занятия в РВГ, на котором организуется совместное обучение детей раннего возраста, предусматривает следующие действия:

  1. Определить тему занятия;

  2. Выявить возможности для разновозрастного обучения в содержании учебного материала;

  3. Определить задачи:

- образовательные (общие для всех учащихся и по классам)

- воспитательные

- развивающие;

  1. Составить план занятия (по этапам);

  2. Составить план подготовки к занятию, предусмотрев организацию совместной деятельности детей (привлечение родителей, специалистов);

  3. Сделать план-сетку занятия по следующей схеме:

    Этап

    Время

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    совместная работа

    младшего возраста

    старшего возраста





































  4. Сделать приложения, поясняющие схему и предусматривающие не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы.

Рассмотрим схему организации разновозрастного обучения на занятии (распечатать слушателям для практикума):

Структурный компонент занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

совместная работа

младшего возраста

старшего возраста

А. Начало занятия




Организует целеполагание учебной деятельности учащихся, помогая определить задачи, общие для всех учащихся и конкретные для старших и младших

Совместное целеполагание

Определяют задачи для младшей возрастной группы

Определяют задачи для старшей возрастной группы

Б. Объяснение нового материала




Подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста с новым материалом, разбирает новый материал со старшими

Совместная учебная работа учащихся в РВГ

Под руководством старших разбирают новый учебный материал

Объясняют новый материал младшим, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за усвоением нового, под руководством учителя разбирают свой новый материал

В. Закрепление, тренировка. Отработка умений




Обеспечивает динамику количественного и качественного состава постоянных и временных микрогрупп, сменяемость ролевых позиций, наблюдает за личным успехом каждого

Работа в одновозрастных группах и РВГ постоянного и сменного состава

Отрабатывают и закрепляют новый материал

Отрабатывают и закрепляют новый материал, консультируют

Г. Повторение




Продумывает способы организации познавательной деятельности, разъясняет требования к выполнению тех или иных действий на занятии, стимулирует совместную работу

Совместная работа в РВГ

Повторяют и закрепляют материал, необходимый для усвоения новых знаний и способов деятельности

Повторяют и актуализируют изученный ранее материал, консультируют младших

Д. Контроль




Организует контроль и взаимоконтроль

Выполняют групповые и самостоятельные задания, выполняют взаимопроверку

Выполняют индивидуальные самостоятельные работы

Выполняют индивидуальные самостоятельные работы, взаимопроверку

Е. Домашнее задание




Обеспечивает возможность свободы выбора разноуровневого д/з:

-репродуктивное;

-конструктивно-аналитическое;

-творческое

Выбирают задание (при групповом д/з распределяют работу)

Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами

Выбирают д/з в соответствии со своими возможностями и интересами

Ж. Завершение занятия




Организует подведение итогов занятия, анализ и рефлексию

Совместно определяют трудности и проблемы, с которыми столкнулись на занятии

Рефлексия и анализ, взаимооценивание

Рефлексия и анализ, взаимооценивание


Из таблицы видно, что взаимодействие детей разного возраста практически возможно на разных этапах обучения:

^ На этапе проверки домашнего задания:

- Старшие школьники подбирают или составляют вопросы и задачи для младших школьников, а затем принимают участие в опросе по ним;

- Старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших, помогают им в случае затруднения; младшие привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу;

- Младшие задают вопросы старшим при объяснении нового материала.

^ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся младшего класса

Деятельность учащихся старшего класса

Проверка домашнего задания

Организует проверку д/задания; задаёт вопросы младшим ученикам

Отвечают на вопросы учителя

Проверяют д/задание у младших учеников

Слушают старших ребят, работают над ошибками

Оценивают проверенное д/задание

На этапе устного счёта:

^ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 1 класса

Деятельность учащихся 3 класса

Устный счёт, определение темы и цели урока

Задаёт вопросы, мотивируя детей на изучение предмета:

Математика – наука важная и очень нужная.

Почему она так важна и зачем она вам нужна?

Где могут пригодиться знания по математике?

Отвечают на вопросы.

Даёт задание детям, контролирует выполнение:

Вы тему урока узнать поспешите,

А ключ в этих буквах-

Примеры решите.


8 – 4 = з

6 + 3 = д

7 – 5 = а

10 – 4 = ч

12· 4 = р

22· 0 + 17 = и

(62 + 18): 8 = ш

(36 + 27): 9 = е

(40 + 16): 7 = н

Заполняют таблицу, определяют тему урока























48

7

10

7

8

17

7


















4

2

9

2

6






Чтоб задачи верно решать,

Необходимо думать, рассуждать,

И, конечно, без ошибок вычислять.

А для этого нужно внимание

И обязательно старание.

^ С какой целью вы учитесь решать математические задачи?

Слушают ст-е, настраиваются на работу, решают задачи, которые приготовили учащиеся 3 класса.

Предлагают решить задачи, которые составили сами

^ При изучении нового материала возможны следующие способы организации работы в группах:

Практические работы на уроках в начальной школе способствуют организации на таких уроках сотрудничества между учащимися разных классов. Младшим детям интересно работать под руководством старших учеников, они с удовольствием наблюдают, участвуют в проведении опытов и исследований, учатся делать выводы и обобщения. Старшие школьники пользуются карточками-инструктажами, на которых отражён ход работы, прописаны вопросы для младших ребят.

^ Единицы измерения длины, миллиметр

Этап урока

Деятельность учителя

^ Деятельность учащихся 1 класса

Деятельность учащихся 3 класса

Изучение нового материала (практическая работа по измерению и карточкам-инструктажам)

Создаёт проблемную ситуацию

Почему не получается измерить длину всех предметов? Что мешает выполнить задание 3 классу?

Измеряют длину предметов

С/р:

Вырази:

Организует работу детей в парах

Наблюдают, отвечают на вопросы

Задают вопросы

(приложение 1)




Измеряют длину предметов, записывают результаты в тетрадь

Помогают младшим, выполняют задания учебника.

Проводит сравнение результатов наблюдений

+ Как называется самая маленькая единица длины?

+ Что удобно измерять в миллиметрах?

+ Сколько мм в 1 см? сколько мм в 1 м?

Отвечают на вопросы учителя, организуют взаимопроверку.


Приложение 1:

  1. Рассмотрите линейку. Что на линейке вам знакомо?

  2. Какой длины ваши линейки?

  3. А отрезки, которые обозначают сантиметры, какие?

  4. Что на линейке вам неизвестно?

  5. Это тоже единицы длины, которые называются миллиметры. Кратко записывают: мм

  6. Сосчитайте, сколько мм в 1 см. Продолжите запись: 1 см = … мм

  7. Чтобы люди не ошибались, 10 мм разделили пополам и получили … (5 мм), и стали отмечать палочкой чуть длиннее, чем остальные.

При закреплении изученного:

При контроле знаний:

^ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся младшего класса

Деятельность учащихся старшего класса

Контроль знаний

Объясняет правила игры «Вертушка», следит за передвижениями учащихся

Выполняют задания старших учеников, передвигаясь по указанному маршруту

Объясняют задания младшим ученикам, выслушивают решения, помогают при необходимости, оценивают, заносят оценки в таблицу.


Могут быть следующие варианты обучения в РВГ: индивидуально-групповая и командно-групповая работа.

При индивидуально-групповом варианте (+ работа в паре) учащиеся разбиваются на разновозрастные группы по 3-5 человек (пары). Старший консультант объясняет новый материал, а потом предлагает закрепить его. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется учениками по очереди). При этом выполнение каждого задания ученик объясняет вслух, и его контролирует вся группа. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются, а группе объявляется общая оценка.




1











Второй подход к организации обучения в сотрудничестве – «встреча консультантов» старшего возраста. Эти учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Он необходим для объяснения младшим и актуален у сверстников при последующем получении новых знаний. Данный материал разбит на фрагменты. Каждый член экспертной группы находит материал по своей части темы. Далее они возвращаются в свои группы и объясняют его ученикам младшего возраста, потом осуществляют переход к очередной группе. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – внимательно слушать меняющихся консультантов и выполнять их задания, то дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Старшие ученики заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили своё задание, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.


1





2

3



На протяжении работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если необходимо.

Давайте посмотрим пример сотрудничества учащихся на фрагменте изучения нового материала на уроке математики во 2 и 4 классе.

Тема во 2 классе: «Прямой угол», цель – познакомить с прямым углом (урок № , с. 8);

Тема в 4 классе: «Виды треугольников», цель – познакомить с остроугольными, прямоугольными и тупоугольными треугольниками (урок № , с. 10).

Оборудование: геометрические фигуры на партах, листы бумаги, чертёжные треугольники, карточки-инструктажи для работы в группах, карточки для с/р 4 кл, записи на доске, счётные палочки.

+ Сегодня на уроке вы, ребята, будете работать в группах (парах). Как вы думаете, для чего рядом с второклассниками сел четвероклассник?

+ На партах вы видите фигуры. Разделите их на две группы и, посовещавшись, обоснуйте свой выбор.


5

+ На какие группы разделили фигуры (первая –1,3,5; вторая – 2,4)? Что общего между фигурами каждой группы?

+ Посмотрите на фигуры первой группы. Все ли углы в фигурах одинаковы?

+ Сегодня на уроке мы поговорим об углах. Что хотели бы узнать об углах второклассники? Помогут ответить на ваши вопросы ребята 4 класса.

+ Для работы в группе старшие консультанты возьмут карточки-инструктажи. Начинаем работу.

Карточка-инструктаж

1. Рассмотрите чертёж. Прочитайте и скажите, какие бывают углы?




прямой острый тупой

2. Из листа бумаги сделаем модель прямого угла. Возьмите листы. Согните лист пополам, а потом ещё раз, так, чтобы линии первого сгиба совпали друг с другом.

3. Получилась модель прямого угла. Покажите стороны прямого угла и его вершину.

4. Для того, чтобы проверить, является ли угол прямым, необходимо приложить к нему модель так, чтобы вершины и стороны углов совпали. Приложите модель к прямому углу. Совпадают вершина и стороны?

5. Приложите модель к острому углу. Что вы видите? (он меньше прямого)

6. Приложите модель к тупому углу. Расскажите о своих наблюдениях. (он больше прямого)

7. Моделью прямого угла является также прямой угол чертёжного треугольника. Найдите на нём с помощью своей модели прямой угол.

8. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника. Какие у вас получились углы? (меньше прямого, острые)

9. С помощью модели мы можем найти прямые углы на предметах, которые нас окружают. Попробуйте это сделать.

+ Завершаем работу в группах. Кто запомнил, какие бывают углы? Как узнать, является ли угол прямым? Как называются углы, которые меньше прямого? Как называются углы больше прямого?

+ С/р для 4 класса: задание на карточке:

  1. Откройте учебник, стр. 10.

  2. Рассмотрите чертёж, прочитайте запись под чертежом и заполните таблицу:

  1. Продолжи утверждения:

2. Выполни задание № 42

3. Выполни задание №43

Остроугольным называют треугольник, у которого



Остроугольные:







Прямоугольным называют треугольник, у которого



Прямоугольные:







Тупоугольным называют треугольник, у которого



Тупоугольные:







+ 2 класс: работа с учителем, закрепление изученного.

+ Какие фигуры вы видите на доске?





+ Найдите прямые углы у этих фигур. Назовите их номера (записать на доске).

+ Как проверить ваши предположения?

(проверяют ученики у доски с помощью модели прямого угла)

+ 2 класс- С/р, стр.8, № 1 (подобное задание) или с,9, № 4 (начерти четырёхугольник, в котором два угла прямые и треугольник с прямым углом); проверка задания у 4 класса:

+ Какие треугольники называются остроугольными? Назовите номера остроугольных треугольников из № 42 (1, 6).

+ Какие треугольники называются прямоугольными? Назовите номера прямоугольных треугольников из № 42 (4, 7).

+ Какие треугольники называются тупоугольными? Назовите номера тупоугольных треугольников из № 42 (2, 3, 5).

^ Взаимопроверка № 43, оценивание работ товарищей, проверка с/р у учащихся 2 класса (№ 1 - прямые углы: 2, 1, 4, 1, 5, 3).

+ Задание на смекалку группам (нестандартная ситуация):

а) положите три палочки так, чтобы получилось 3 разных угла: прямой, острый и тупой;

б) положите три палочки так, чтобы получились три острых угла.

^ Подведение итогов, рефлексия:

+ С какими видами углов познакомились сегодня второклассники? Как определить, является ли угол прямым? Для чего вы учились определять виды углов? (через несколько уроков вы познакомитесь с фигурой - прямоугольником и свойствами-особенностями этой фигуры)

+ Какие виды треугольников узнали четвероклассники? Эти знания пригодятся вам в изучении геометрии.

+ Как вы думаете, для чего (почему) сегодня на уроке вы работали в группах?

+ Какие трудности возникли во время работы у ребят 2 класса? 4 класса?

+ Что было на уроке интересно?

+ Какое задание хотели бы выполнить дома?

Дома: 2 класс – с.9, № 4 (кто не выполнял это задание на уроке) или решить головоломку;

4 класс – с. 11, № 48 или 49.


^ Практикум для слушателей-учителей

На основе предложенной темы (ксерокопии страниц учебника или учебники по математике) с помощью Схемы организации разновозрастного обучения на занятии (ксерокопии) попытайтесь разработать фрагменты урока математики, используя разновозрастное сотрудничество учащихся.

Возможные темы:

  1. 6 неделя, уроки № 21 «Ломаная»

1 класс: Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины

2 класс: Длина ломаной


  1. 6 неделя, уроки № 24 «Числовые выражения»

2 класс: Числовые выражения

3 класс: Порядок выполнения действий в выражениях


  1. 7 неделя, урок №26 «Многоугольники»

1 класс: Многоугольники

2 класс: Периметр многоугольника

3 класс: Периметр многоугольника

4 класс: Ар. Гектар. Таблица единиц площади.


  1. 12 неделя, уроки № 46 «Свойства умножения»

3 класс: Умножение любого числа на 1 и на 0; деление числа на само себя, на 1; деление 0

4 класс: Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0


Гугова Л.С.


На уроках математики обучающего, обобщающего характера целесообразно проведение разновозрастных занятий. В качестве одного из примеров приведем занятие в разновозрастном классе (2 - 3 кл. или 2 - 4 кл.) по математике, где старшие ученики сотрудничают с младшими.

( автор разработки – Л.С. Гугова).


statya-57-valyuta-nalogovogo-obyazatelstva-kirgizskoj-respubliki-2-oktyabrya-2008-goda.html
statya-6-1-konvencii-o-pravah-rebenka-pooshrenie-prav-cheloveka-i-sodejstvie-zhertvam-narushenij-chasto-yavlyaetsya.html
statya-6-byudzhetnie-polnomochiya-respubliki-saha-yakutiya-sokuon-a.html
statya-6-kratkoe-soderzhanie-doklada.html
statya-6-otvetstvennost-storon-statya-1.html
statya-6-prinuditelnij-ili-obyazatelnij-trud.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-orlovskaya-oblastmcenskij-gorodskoj-sovet-narodnih-deputatov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sredstva-individualnoj-zashiti-nadezhnost-protivogaza.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-osnovi-programmirovaniya-i-algoritmicheskie-yaziki-na-temu-arhitekturnie-osobennosti-i-tehnicheskie-harakteristiki-videoadapterov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ds-02-05-menedzhment-gostepriimstva-celi-i-zadachi-disciplini-celi-formirovanie-u-studentov-celostnogo-predstavleniya-o-turizme-i-industrii-gostepriimstva-i-ih-roli.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-zaklyucheniya-vneshneekonomicheskih-sdelok-chast-11.html
  • education.bystrickaya.ru/-attestaciya-rabochih-mest-po-usloviyam-truda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktinobakterii-iz-mnogoletnemerzlih-otlozhenij-sibiri-03-00-07-mikrobiologiya-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnij-telegraf-gorodskoj-okrug-dolgoprudnij-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-63-13-04-2012-c-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyat-svyatoj-pravednoj-glafiri-zhitiya-svyatih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/epicheskaya-filosofiya-literatura-glava-tretya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-metodicheskoj-raboti-publichnij-otchet-o-deyatelnosti-gosudarstvennogo-oblastnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-ocenka-sootvetstviya-trebovaniyam-federalnij-zakon.html
  • books.bystrickaya.ru/bitiyo-opredelyaet-soznanie-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-dlya-9-klassa-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/garantii-natoriata.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proizvedenie-iskusstva-kak-zaranee-podgotovlennoe-mesto-dlya-vstrech-s-drugim-avtor-chitatel-proizvedenie-i-drugoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-tema-podhodi-za-razpoznavane-statichni-pozi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poslednie-razmishleniya-rendi-popal-v-samoe-yablochko.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-evrejskoj-ao-s-ostrova-posredi-reki-spasateli-vizvolili-rebenka-informacionnoe-agentstvo-regnum-11042011.html
  • knigi.bystrickaya.ru/schet-kif-020134000-kassa-koncepciya-gosudarstvennogo-buhgalterskogo-ucheta.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogikani-oitu-dsteme-dujsembekova-sh-d.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspediciya-kortesa-opisanie-yukatana.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-soveta-federacii-byulleten-223-422.html
  • education.bystrickaya.ru/20-26-doklad-parisheva-yuriya-ivanovicha-glavi-umetskogo-rajona-tambovskoj-oblasti.html
  • reading.bystrickaya.ru/koshki-okonchanie-zemle-i-v-chastnosti-evolyucii-cheloveka-publikuetsya-po-knige-o-ya-bondarenko-zhizn-evolyuciya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zatrati-na-vosproizvodstvo-proizvodstvennih-fondov-4-.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-kursov-povisheniya-kvalifikacii-po-programme-teoriya-i-organizaciya-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastnikam-razmesheniya-zakazov-na-postavki-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-dlya-municipalnih-nuzhd.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-chernovogo-proekta-obrasheniya-artistov-k-sovetskomu-pravitelstvu-konec-1917-nachalo-1918-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzej-istorii-shkoli-10-naimenovanie-muzeya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-k-federalnomu-zakonu-o-sudebnih-pristavah-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/49metodika-obosnovaniya-razmesheniya-oroshaemih-predislovie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-komplekt-po-fizike-dlya-10-11-klassov-liniya-g-ya-myakisheva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-proongef-00047701-sohranenie-bioraznoobraziya-vodno-bolotnih-ugodij-nizhnej-volgi-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/dolzhnostnoj-reglament-glavnogo-gosudarstvennogo-nalogovogo-inspektora.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.