.RU

тематика 2003 г - Введение


тематика

2003 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

в % по сравнению с 2008 г.

защита прав и свобод лиц, содержащихся в ИК, СИЗО, ИВС и др.

64

229

320

512

160

соблюдение жилищных прав

247

469

398

774

194,5

нарушение прав граждан отдельных территорий при решении вопросов местного значения

4

27

21

269

12,8раз

защита прав участников долевого строительства

-

-

-

21




соблюдение прав иностранных граждан и лиц без гражданства

42

109

301

116

38,5

содействие в обеспечении пенсионных прав граждан

81

101

87

107

123

проблемы реализации прав инвалидов

15

14

13

227

17,5раз

содействие в обеспечении прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

29

58

46

85

184,8

соблюдение прав граждан при оказании психиатрической помощи

-

2

9

64

7,1раза

содействие в обеспечении трудовых прав граждан

77

131

146

658

4,5 раза

проблемы обеспечения прав ребенка

21

68

47

93

197,9

содействие реализации прав военнослужащих и военнообязанных

37

33

21

46

2,2 раза

нарушения прав граждан при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом

2

9

6

57

9,5 раз

содействие в обеспечении прав граждан, пострадавших от деятельности организаций, привлекающих денежные средства физических лиц

-

-

-

119




содействие в обеспечении прав граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства

-

-

-

33




вопросы, не вошедшие в перечень

221

453

166

110

66,3

всего

840

1711

1685

3291

195,3


Не приняты к рассмотрению 114 (3,5%) обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного ввиду отсутствия адреса заявителя, неясности постановки вопроса о нарушении прав, невозможности определить, каким государственным или иным органом власти нарушены права гражданина. При этом всем указанным заявителям были даны подробные разъяснения компетенции и порядка обращения к Уполномоченному.

Кроме того, значительное место в деятельности (20%) Уполномоченного и сотрудников аппарата занимала работа по разъяснению гражданам возможностей самостоятельной защиты своих прав в каждом конкретном случае, осуществлялось юридическое консультирование и практическая помощь по значительному спектру проблем, порой не связанных напрямую с нарушением прав человека. Это вызвано тем, что граждане, в большинстве случаев, не обладают даже минимальными юридическими знаниями, а инфраструктура оказания бесплатной юридической помощи в области развита крайне слабо.

Среди обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2009 году, были и жалобы на то, что граждане длительное время не могут попасть на личный прием к тому или иному руководителю; по своим обращениям заявители не всегда получают ответы о результатах их рассмотрения, а многие ответы содержат лишь формальные отписки. Это свидетельствует о том, что нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» применяются органами управления не в полной мере, а нарушения не всегда являются предметом серьезного анализа и принятия действенных мер по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.

Следует отметить, что количество зарегистрированных служебных писем составило 6517. С учетом количества обращений, по которым велась переписка с органами государственной власти и местного самоуправления, на каждое обращение приходилось в среднем по 4 служебных документа. При этом средняя продолжительность переписки с каждым органом государственного и местного управления по обращению граждан составила 35 дней. Это серьезно осложняет процесс восстановления прав граждан.


^ Содействие правовому просвещению в области прав

и свобод человека и гражданина


В соответствии со статьей 1 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области» содействие правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина входит в перечень основных задач Уполномоченного.

Анализ поступивших в адрес Уполномоченного обращений позволяет говорить о состоянии правового просвещения и как о серьезной проблеме. Уровень базовых правовых знаний различных категорий граждан остается достаточно низким. В этих условиях особое значение имеет оказание бесплатной юридической помощи жителям области, в первую очередь, малоимущим категориям граждан в целях восстановления и защиты их прав. Потребность в этом велика, особенно с учетом того, что сложившаяся правоприменительная практика предполагает разрешение многих возникающих в сфере защиты прав граждан вопросов исключительно в судебном порядке. Следует отметить также, что в большинстве своем ведомства и учреждения, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также выполняющие функции по реализации прав граждан и призванные в силу этого предоставлять необходимую бесплатную консультативную помощь, подходят к данной проблеме излишне формально, что существенно снижает эффективность данной деятельности.

Таким образом, проблема доступности квалифицированной бесплатной юридической помощи для таких категорий как инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, малоимущие граждане является достаточно острой. Разрешить ее в определенной степени позволила бы реализация областного закона от 26 ноября 2008 года № 615-31-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа». Однако в связи с вынужденным сокращением расходной части областного бюджета, финансирование в 2009 году на эти цели не осуществлялось.

Вместе с тем, нормы указанного областного закона содержат значительные ограничения по составу лиц, которым может предоставляться бесплатная юридическая помощь, а также по перечню рассматриваемых вопросов. В этой связи заслуживает внимание опыт создания государственных юридических бюро, подобных тем, которые уже действуют в 10 субъектах Российской Федерации в рамках создания государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

В целях реализации задачи по правовому просвещению граждан в 2009 году аппаратом Уполномоченного кроме постоянных консультаций были подготовлены специальные информационные материалы: «Права человека, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления», «Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Архангельской области», «В помощь гражданам по порядку обращения в Европейский Суд по правам человека», «Приобретение гражданства Российской Федерации», «Памятка осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы», «Права осужденных, подозреваемых и обвиняемых на медицинское обеспечение», «Как защитить жилищные права», «Как исполнить судебное решение», «Дети имеют право», «Какие выплаты могут получать федеральные льготники», «Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» - которые направлялись непосредственно заявителям, а также заинтересованным ведомствам.

Большое внимание в своей деятельности Уполномоченный уделяла работе с детьми и молодежью. В рамках правового просвещения этой категории граждан Уполномоченный и сотрудники аппарата Уполномоченного систематически проводили беседы в ходе посещений детских домов, школ и гимназий, а также различных конференций, «круглых столов», обучающих семинаров, таких как:

- «Развитие межведомственного и межрегионального взаимодействия в сфере выявления детей-жертв коммерческой сексуальной эксплуатации и оказания им всесторонней помощи»;

- «Права человека в России: пустые слова или реальный механизм»;

- «Динамический механизм: сокращение применения мер, связанных с ограничением/лишением свободы, в отношении подростков и молодежи, преступивших закон»;

- «Молодежь на предприятии»;

- «Путешествие в библиотеку»;

- «Отец - ответственная должность».

Уполномоченным был организован и проведен конкурс рисунков для воспитанников Архангельской воспитательной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области «Дети рисуют право».

Кроме того, на сайте Уполномоченного по правам человека в Архангельской области систематически размещаются информационные материалы, разъясняющие способы и порядок защиты прав граждан.

^ Содействие совершенствованию законодательства


Одной из задач Уполномоченного является содействие совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Исходя из компетенции Уполномоченного данная задача в 2009 году решалась путем подготовки специальных докладов, рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления, непосредственного обращения в министерства Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию института гражданского общества и правам человека с предложениями по совершенствованию действующего законодательства.

В течение истекшего года были подготовлены следующие специальные доклады: «О нарушениях прав граждан на вознаграждение за труд при несостоятельности (банкротстве) муниципальных унитарных предприятий», «Нарушение прав граждан отдельных территорий при решении вопросов местного значения», «Неисполнение судебного решения как нарушение права на судебную защиту», «Нарушения прав граждан при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом». В этих докладах содержатся рекомендации по совершенствованию законодательства, основанные на анализе проблем, связанных с реализацией различных норм действующего законодательства, обеспечивающих защиту прав граждан. Доклады в соответствии с установленным порядком были направлены Архангельскому областному Собранию депутатов, Губернатору Архангельской области, председателю Архангельского областного суда, прокурору Архангельской области, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также заинтересованным органам государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, Уполномоченным были направлены руководителю Центра мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в сферах:

- реализации жилищных прав граждан;

- уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

- законодательства, регулирующего разработку и реализацию федеральных целевых программ;

- социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- защиты трудовых прав работников при несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций.

В 2009 году Уполномоченный приняла участие в работе Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на тему: «Об обеспечении прав участников образовательного процесса в Российской Федерации». В рамках заседания состоялась встреча с Министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко. Уполномоченным совместно с администрацией Архангельской области и Архангельским областным Собранием депутатов предварительно был подготовлен ряд вопросов, требующих решения на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации.

Также были подготовлены материалы к заседанию Координационного совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на тему: «О нарушениях прав граждан в ходе реализации Жилищного кодекса Российской Федерации», прошедшего в конце 2009 года. Данные материалы переданы в ходе заседания Министру регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргину.


^ Сотрудничество Уполномоченного в целях защиты прав граждан


Важное значение в укреплении и развитии института Уполномоченного по правам человека имеет взаимное сотрудничество и обмен информацией с органами государственной власти и местного управления, правоохранительными органами, общественными организациями, региональными Уполномоченными по правам человека. С этой целью в 2009 году впервые было заключено соглашение о сотрудничестве между двумя региональными Уполномоченными: Уполномоченным по правам человека в Архангельской области и Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе.

В 2009 году получило дальнейшее развитие взаимодействие с различными органами государственной власти и правоохранительными органами. Были заключены соглашения об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина с:

- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области;

- Региональным Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области;

- Региональным Управлением Федеральной службы безопасности по Архангельской области;

- Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Исходя из компетенции и правового положения Уполномоченного по правам человека в Архангельской области, его эффективная работа невозможна без тесного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. В 2009 году такое постоянное взаимодействие осуществлялось с Губернатором и администрацией Архангельской области, с Архангельским областным Собранием депутатов. Следует отметить, что практически всегда это взаимодействие было результативным, направленным на решение важных вопросов, касающихся жителей Архангельской области.

Уполномоченный в 2009 году вошла в состав межведомственной комиссии по погашению задолженности по заработной плате в организациях Архангельской области, Координационного совета Архангельской области по контролю качества медицинской помощи, а также в состав рабочих групп созданных:

- при департаменте социальной защиты населения Архангельской области по решению вопросов социального обслуживания граждан, страдающих психической патологией, утративших социальные связи и подлежащих выписке из психоневрологических учреждений системы здравоохранения;

- по вопросам совершенствования социально-экономического и этно-культурного развития прибрежных территорий Белого моря в границах образования Архангельской области, созданной распоряжением Губернатора Архангельской области в целях выработки комплекса мер по решению проблем населения прибрежных территорий Белого моря в границах образования Архангельской области.

Принимала активное участие в работе заседаний комиссий:

- при Главе администрации Архангельской области по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- при Главе администрации Архангельской области по вопросам защиты прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Архангельской области;

- при департаменте социальной защиты населения Архангельской области по решению вопросов обеспечения условий для профессионального обучения детей-инвалидов в системе начального и среднего профессионального образования, созданной решением координационного комитета по делам инвалидов при Главе администрации Архангельской области.

В декабре 2009 года Губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук совместно с Уполномоченным провели прием граждан по личным вопросам в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район».

Важное место в деятельности Уполномоченного занимает совместная работа с представительными и исполнительными органами местного самоуправления, которые рассматривают и практически решают вопросы, поднятые в обращениях Уполномоченного в интересах жителей соответствующих муниципальных образований, а также оказывают значительную помощь в организации приема граждан Уполномоченным в муниципальных образованиях области.

В прошедшем году продолжалось активное и конструктивное взаимодействие в рамках заключенных ранее соглашений об основных формах взаимодействия и сотрудничества в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина с Прокуратурой Архангельской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, Управлением внутренних дел по Архангельской области, Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области».

Также продолжалось эффективное и результативное сотрудничество со Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной миграционной службы по Архангельской области и Государственной инспекцией труда в Архангельской области.

Только благодаря такому взаимодействию удалось оказать содействие в восстановлении и защите прав значительного количества граждан.

Уполномоченный в 2009 году вошла в состав Координационно-методического Совета Управления внутренних дел по Архангельской области по воспитательной работе и культуре, Общественного Совета по взаимодействию Прокуратуры области с общественными организациями, Общественного Совета при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области. А также принимала участие в заседаниях:

- Правительственной комиссии коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- Правительственной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений;

- президиума Архангельского областного суда и Совета судей Архангельской области;

- Общественного Совета при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;

- проводимых различными ведомствами коллегий, совещаний, семинаров, «круглых столов», пресс-конференций.

В 2009 году по инициативе Уполномоченного состоялась рабочая встреча на тему «Проблемы пребывания (проживания), условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых Минюстом России вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации», в которой принимали участие руководители администрации Архангельской области, Архангельского областного суда, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области, Управления внутренних дел по Архангельской области и Регионального Управления Федеральной службы безопасности по Архангельской области. В ходе встречи был обозначен круг вопросов, требующих разрешения, с учетом компетенции органов государственной власти, а также была вынесена на обсуждение необходимость внесения изменений в действующее законодательство на федеральном уровне.

В истекшем году был сформирован и начал работать обновленный состав Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Архангельской области. В его состав вошли руководители органов государственной власти, депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, представители муниципальных образований Архангельской области и общественных организаций Архангельской области.

2009 год стал для Уполномоченного достаточно продуктивным в области взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации.

По инициативе неправительственных общественных организаций были заключены соглашения и продолжено активное взаимодействие с:

- общественной организацией «Союз юристов Архангельской области»;

- Архангельской региональной общественной благотворительной организацией «Рассвет»;

- региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

- региональным благотворительным общественным движением Архангельской области «Подари ребенку праздник»;

- а также негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебный центр Федерации профсоюзов Архангельской области».

В 2009 году было опубликовано более 20 статей, материалов, комментариев в различных средствах массовой информации. Уполномоченный и сотрудники аппарата участвовали в теле- и радиопередачах по вопросам, касающимся соблюдения прав человека в Архангельской области.


^ СОБЛЮДЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН


Обращения граждан к Уполномоченному за защитой жилищных прав в 2009 году традиционно занимают лидирующее место. В 2009 году обращения касались нарушений при постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, длительного непредоставления жилья, в том числе льготным категориям граждан по вступившим в законную силу решениям суда. Много жалоб поступило на неисполнение управляющими организациями условий договора управления многоквартирным домом и, как следствие, несвоевременное проведение ремонтных работ, ненадлежащее содержание жилищного фонда, а также на некачественное предоставление коммунальных услуг.


^ Проблемы предоставления гражданам жилых помещений

по договорам социального найма


Часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Вместе с тем, практика показывает, что граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, состоят в списках очередников годами.

Несмотря на то, что в части строительства социального жилья в регионе принята долгосрочная целевая программа «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2009-2012 годы», очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий всех нуждающихся. Кроме того, в настоящее время в условиях острого дефицита бюджетных средств финансирование данной программы временно приостановлено.

В 2009 году строительство социального жилья в регионе осуществлялось только в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», направленных на расселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в областном бюджете 2009 года предусмотрено 33,2 миллиона рублей. В бюджетах муниципальных образований соответственно 28,5 миллионов рублей. Уменьшение федерального софинансирования привело к значительному сокращению числа участников подпрограммы: с 536 до 166.

В областном центре принята городская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)» (далее – Программа), предполагающая предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

По сообщению мэрии города Архангельска, в рамках реализации Программы в 2009 году было выдано 20 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Программы 2008 года. До сентября 2010 года свои жилищные условия улучшат еще 20 молодых семей.

Из-за недостаточных объемов финансирования Программы осталось необеспеченными социальными выплатами на приобретение жилья 170 семей, ставших участниками Программы в 2009 году.


^ Нарушения при постановке на учет граждан,

нуждающихся в предоставлении жилых помещений


В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.


Между тем, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни областной закон от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» не содержат в качестве обязательного условия постановки на учет требования регистрации по месту жительства.

Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» со ссылкой на пункт 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Данное обращение было направлено Уполномоченным в Прокуратуру Архангельской области. По результатам проверки отказ мэрии города в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признан неправомерным, Прокуратурой области мэру города Архангельска внесено представление.

^ Нарушение органами местного самоуправления

права граждан на предоставление жилых помещений вне очереди


Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Однако зачастую на практике складывается ситуация, когда органы местного самоуправления вместо внеочередного предоставления жилья формируют из лиц указанных категорий «очередь внеочередников».

Сложная ситуация складывается с предоставлением жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в регионе разработаны и реализуются три программы: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2008 год, «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2009 год, «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2009 год.

По данным департамента строительства Архангельской области, на реализацию этих программ всего было направлено 787 113,97 тысяч рублей, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 489 659,94 тысяч рублей, за счет средств областного бюджета - 163 386,93 тысяч рублей, за счет местных бюджетов - 134 067,10 тысяч рублей.

В рамках указанных программ ведется строительство (в том числе участие в долевом строительстве) двадцати многоквартирных жилых домов, в которые планируется переселить 1 134 гражданина из 88 аварийных многоквартирных домов общей площадью 19,6 тысяч квадратных метров.

Адресной программой Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2009 год было предусмотрено расселение 190 человек из 12 аварийных домов.

Несмотря на принимаемые по реализации перечисленных программ меры, расселение ветхого и аварийного жилищного фонда идет крайне медленно.

Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, не обеспеченные жилыми помещениями вне очереди, вынуждены обращаться за защитой своего права в суд. Но и в случае вступления в законную силу решения суда его исполнение также затягивается на годы. По проблеме исполнения судебных решений о предоставлении благоустроенных жилых помещений в 2009 году подготовлен специальный доклад Уполномоченного «Неисполнение судебного решения как нарушение права на судебную защиту», который направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, главному Федеральному инспектору в Архангельской области управления по работе с органами власти субъектов Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, в Архангельское областное Собрание депутатов, Губернатору Архангельской области, председателю Архангельского областного суда, прокурору Архангельской области, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, региональным Уполномоченным по правам человека, в муниципальные образования Архангельской области.

Европейский суд по правам человека обязал Россию до середины октября 2009 года создать эффективное средство внутригосударственной защиты или комплекс таких средств, которые обеспечили бы быстрое и адекватное восстановление нарушенных прав, включая возмещение ущерба в случае неисполнения или задержек в исполнении национальных судебных решений.

Россия также должна до апреля 2010 года позаботиться о восстановлении прав, включая и возмещение ущерба, всех пострадавших от невыплаты или чрезмерных задержек в выплате государственными властями долгов по судебным решениям во всех делах, поданных в суд до вынесения постановления Бурдов против России и направленных российскому правительству для подготовки пояснений.

Привлекая внимание к данной проблеме, Уполномоченный считает необходимым направить усилия государственных и муниципальных органов власти различных уровней на выработку эффективного механизма исполнения судебных решений, исключающего неисполнение решений самим государством.

Актуальность данной проблемы для Архангельской области обусловлена большим количеством исполнительных производств рассматриваемой категории, которое из года в год увеличивается.

Так, по данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, за 11 месяцев 2009 года в структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области на исполнении находилось 827 исполнительных производств указанной категории (в аналогичном периоде прошлого года на исполнении находилось 437 исполнительных производств). Окончено за 11 месяцев 2009 года 157 исполнительных производств.

По двум исполнительным производствам судами удовлетворены заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Вместе с тем, обращение взыскателя в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения как способ защиты права при исполнении решений о предоставлении жилья используется гражданами относительно редко.

Не исполняя в установленный законом срок решения суда о предоставлении жилья, муниципальные образования области ссылаются на отсутствие муниципального жилищного фонда, малые темпы, а иногда и полное отсутствие строительства социального жилья.

Тем не менее, необходимость обеспечения жилищных прав граждан предполагает включение в расходную часть бюджета муниципальных образований Архангельской области дополнительных статей расходов на исполнение судебных решений о предоставлении жилья гражданам.

Следует отметить, что Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 9 декабря 2009 года № 339 «Об областном законе «Об областном бюджете на 2010 год» Правительству Архангельской области рекомендовано:

- в ходе исполнения областного бюджета на 2010 год изыскать возможность оказания бюджетам муниципальных образований Архангельской области финансовой помощи в виде субсидий на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, с которыми заключены договоры социального найма жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с внесением соответствующих дополнений в перечень мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2009 - 2012 годы» и увеличением ассигнований по названной программе;

- разработать методику распределения указанных средств бюджетам муниципальных образований Архангельской области, а также порядок их предоставления и расходования;

- представить Архангельскому областному Собранию депутатов в отчетах за полугодие, девять месяцев и годовом отчете об исполнении областного бюджета за 2010 год информацию об использовании средств субсидий, выделяемых муниципальным образованиям Архангельской области на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, с которыми заключены договоры социального найма жилых помещений, признанных непригодными для проживания.


stavropol-stranica-8.html
stavropolskaya-pravda-stavropol-290-27122008-pomenshe-trevozhnih-dnej.html
stavropolskij-gosudarstvennij-agrarnij.html
stavropolskij-gubernator-poprosilsya-v-otstavku-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-aprelya-2008-g.html
stavropolskij-kraj-s-maya-2010-goda-po-aprel-2011-goda.html
stavropolskoe-otdelenie-rossijskoj-associacii-lingvistov-kognitologov-g-n-manaenko-informacionno-diskursivnij-podhod-k-analizu-oslozhnennogo-predlozheniya-stavropol-2006-stranica-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-primer-oformleniya-listov-diplomnogo-proekta-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-vipusknoj-kvalifikacionnoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/citata-vipivka-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhitelnie-chelovecheskie-otnosheniya-v-prosvetitelnih-organizaciyah-motivaciya-i-upravlenie-chast-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nu-i-dela-zakon-rossii-65.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-proekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-kompyuternaya-geometriya-i-grafika-po-specialnosti-230201-65-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-tarabarinskoj-selskoj-territorii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroenie-bani-metodika-provedeniya-bannoj-proceduri-7-veniki-9-dejstvie-bani-na-mishechnuyu-sistemu-11-fiziologicheskoe.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-itogovoj-attestacii-za-kurs-osnovnoj-shkoli-itogi-raboti-mou-bolsheuchinskoj-srednej-shkoli-v-2009-2010.html
  • studies.bystrickaya.ru/izmerenie-uskoreniya-svobodnogo-padeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskie-svidetelstva-o-voskresenii-hrista-nevmeshatelstvo-gosudarstva-v-regulirovanie-ekonomicheskih-processov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-39.html
  • write.bystrickaya.ru/glossarij-a-yu-v-kurnosov-p-yu-konotopov.html
  • student.bystrickaya.ru/3-vkidd-eriksona-v-psihoterapiyu-o-miltone-eriksone.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoki-stanovleniya-nacizma-vejmarskie-issledovaniya-v-universitete-g-ivanovo-b-s-orlov-problematika-osmisleniya-proshlogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-danii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora-stranica-23.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-gosudarstvennogo-komiteta-po-nauke-i-tehnologiyam-respubliki-belarus-i.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-reka-aheloj-aleksandr-dmitrievich-prozorov-aleksej-zhivoj.html
  • klass.bystrickaya.ru/ah-zachem-net-chehova-na-svete.html
  • shkola.bystrickaya.ru/semejnij-krizis-krizis-demograficheskij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-dissertacii-i-avtoreferata-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-ritualnih-uslug-i-soderzhanie-mest-zahoroneniya-o-prognoze-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-polevskogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-poyavlenie-cheloveka-so-strannostyami-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-izo-2-klass-uchitelya-nachalnih-klassov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-po-gomiletike-i-vvedenie-propoved-propovednichestvo-imeet-v-zhizni-cerkvi-ogromnoe-znachenie-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-13-klassifikaciya-izobretenij-promishlennih-obrazcov-i-tovarnih-znakov-lekciya-ocenka-kachestva-internet-resursa-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-kartografiya-v-dopetrovskoj-rossii-v-t-zhukov-socialno-ekonomicheskaya-kartografiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lazer-vikoristannya-lazera-v-tehnologyah-obrobki-materalv.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekzamen-forma-provedeniya-pismennaya-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-obekt-predmet-i-zadachi-psihologii-upravleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskie-svyazi-chast-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/interfaks-23032012-o-pensionnoj-reforme-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-marta-2012-goda.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakazchikispolnitel-dannij-dokument-po-viboru-ispolnitelya-proekta-dlya-razrabotki-i-sozdaniya-korporativnoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.