.RU

«Теплый хлеб»


Урок ( интегрированный) по православной культуре и литературному чтению).

3 класс. Учитель Ларченко И. М.

МОУ СОШ №1г. Черняховск.


Константин Георгиевич Паустовский

« Теплый хлеб».

Время Великого Поста.


  1. Прослушайте отрывок из произведения и вспомните его название и его автора.

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. …

( учитель читает отрывок из текста)

К тому же конь- раненый, пострадал от врага.


У. Как называется произведение?

^ Кто автор?

Как бы вы определили жанр этого произведения?

( сказка или рассказ? обосновать своё мнение.)


Замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых: романы и рассказы, которые внесли в нашу суровую жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: «Стальное колечко», «Теплый хлеб».

Может показаться, что они совсем не похожи на сказки, т. к.события в них происходят реальные, жизненные. Только добавлено в них чуть-чуть чего-то неуловимо волшебного, чудесного…Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Каждая из них укрепляет наш дух, силу и мудрость Божиих заповедей.

Жил К. Г. Паустовский в нашей стране в то время, когда даже слово Бог было под запретом, когда рушили Храмы Господни, уничтожали священные книги да и самих священнослужителей. И конечно, не мог писатель прямо и открыто учить детей правде Христовой. Вот он и избрал форму притчи, назвав свои произведения сказками. А мы должны докопаться до того главного, что хотел поведать нам в своих сказках автор.


^ Давайте начнем по порядку, с самого начала.

( на доске появляется табличка «Введение» )

-С какими персонажами мы знакомимся в самом начале произведения?

-Кто главный герой? ( Филька )

-Найдите в тексте и прочитайте, каким нам его представляет автор.

-Нравится вам главный герой? Почему?

-А как описывает автор зиму, стоявшую в тот год.

-Что было дальше? Что случилось между конём и Филькой? (Прочитаем ).

( на доске появляется табличка «Злой поступок»)

Как называют православные люди злой поступок?

У. Грех.


Вот он ГРЕХ . Злое, жестокое дело. Обидеть раненого коня, который только и жив-то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок. И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки! Злая энергия этих слов может много бед натворить!


^ А мы читаем дальше ( Слеза скатилась у коня из глаз….)

Дадим заглавие этой части произведения.

( на доске появляется табличка «Беда»)


Вот видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого поступка одного мальчишки.

А за что наказывать всех? Пусть бы одному Фильке было наказание за его грех. Но тут есть о чём подумать: ведь господь все так устроил, чтобы люди несли ответственность, т. е. отвечали, но не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Вы наверное замечали, что ваши хорошие поступки радуют близких, И наоборот- злое дело огорчает всех окружающих. Мы все отвечаем друг за друга, за всё, что совершается вокруг нас.

И главное: в жизни всё время происходят очень схожие события, и расплата за них всегда бывает похожая. Но, как, ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.

А о каком уроке жизни поведала Фильке бабушка?

( на доске появляется табличка «Рассказ бабушки.»)

(чтение детьми указанного отрывка)


…Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз-, говорила бабка …

…-Отчего же он помер?-хрипло спросил Филька.

( смена слайда на доске)


- от охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила:-Знать и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз…

(прервать чтение и спросить детей, как они понимают выражение « охлаждение сердца»). (высказывания детей ).


-Чего же теперь делать, бабка?- спросил Филька из-под тулупа?- Неужто помирать?

^ Да ну его, Панкрата!- сказал Филька и затих.


У. А теперь давайте разбираться, что происходит в душе маленького грешника. Дело-то ведь не шуточное – гибелью пахнет! Сначала зададимся вопросом, зачем рассказала бабушка внуку эту историю со стариком и солдатом? Догадалась ли она? Ведь она не видела, как Филька обидел коня. Кстати, история, произошедшая сто лет назад со стариком и солдатом, очень похожа на историю, которая произошла с Филькой и конём.

(высказывания детей ).

Ну а что Филька? Воспринял ли он бабушкин урок? Осознал ли он свой грех? Понял ли , что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Как вы думаете, что в бабкиной притче на него произвело наибольшее впечатление?

(высказывания детей ).


Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления. Вспомните, что сделали Адам и Ева, когда ими впервые овладел страх и стыд?

(высказывания детей ).

Да, они так же, как наш маленький грешник, спрятались от Бога. А вспомните себя: когда что-нибудь натворишь, совершишь дурное, тебе хочется, чтобы этого не заметили. Но ведь Бог всевидящ и вездесущ, т. е. он незримо присутствует рядом в виде совести, которую Он в тебя вселил. И чем дольше скрываешь свой грех, тем горше потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд. Теперь понятно, что происходило в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке?

^ И что же происходит дальше? Какое решение принимает Филька?

(исправить свою вину, попросить прощения у коня, сделать так, чтобы мороз ушёл, а мельница вновь работала. )

^ Как мы назовем эту часть рассказа?


( на доске смена слайда: «Раскаяние .»)

-У. Легко ли было Фильке это сделать?

( найдите подтверждение в тексте, как описывает автор природу, чувства мальика?)


Ночью он слез с печи…( чтение детей, затем выбор образных средств, которые использовал автор).


воздух синий, страшный; воздух замёрз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шёл, заржал и забил копытом раненый конь.

( на доске смена слайда )

У. Вот, что пережил мальчишка, пока бежал от дома до мельницы. Сколько страхов он натерпелся на своем пути к покаянию.

-А теперь давайте будем особенно внимательны. Как вы считаете: Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом? (высказывания детей ).

-Сравните, так ли повели себя Адам и Ева, когда Бог уличил их в нарушении его запрета? (высказывания детей ).

-Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде.


^ У. Давайте дадим заглавие следующей части сказки.

( на доске появляется табличка « Искупление вины .»)

У. На это мы прервем чтение и анализ рассказа и посмотрим, какой путь совершает душа человека на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступенька очищает совесть, освобождает её от гнёта вины. Давайте попробуем нарисовать эту лестницу покаяния.

- Какова будет первая ступенька? Это ОСОЗНАНИЕ. своего греха, стыд за неправедное ,дело, мысль или намерение .Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, какую заповедь Божью ты нарушил, а значит сотворил зло.

- Какова будет вторая ступенька? Это ПРЕОДОЛЕНИЕ На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания

- Какова будет третья ступенька? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАССКАЯНИЕ и ПОКАЯНИЕ перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения и тебе становится легко и весело.

- Какова будет четвертая ступенька? ИСКУПЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ГРЕХА. Однако не всем и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

( на доске смена слайда )

У. Но у лестницы покаяния есть ещё одна, самая высокая ступень БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА УРОК.

^ Кто же и кого должен благодарить? Каким образом? ? (высказывания детей ).

Я надеюсь, что вы станете благодарить своих родных, близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправляться и стать лучше.


У.- А как называется в православной культуре время покаяния? (Пост)

-Какое время по церковному календарю сейчас идет? Как оно называется ?( Великий Пост)

-Почему этот пост называется Великим Постом?

-А в чем каются люди? (высказывания детей ).


- Значит, в православной культуре время покаяния называется ПОСТ, т. е. специально отведенное время, когда люди особенно вспоминают о своем предательстве Христа и стараются очистить свою душу.

-Что главное во время поста?


-самое важное - это духовное очищение. Не делать зла, не обижать людей. Подумать, что вы можете сделать хорошего для своих близких, может быть исправить какие-то свои недостатки, помочь бескорыстно кому-то, попросить прощения за что-то и т. д.


Итог урока:

какая связь между рассказом К. Г.Паустовского

«Теплый хлеб» и Великим постом?

tema-4-pravo-mezhdunarodnih-organizacij-sbornik-metodicheskih-materialov-po-kursu.html
tema-4-pravovoe-gosudarstvo-istoriya-idej-i-sovremennost-kurs-lekcij-minsk-2004-udk-34-01076-6.html
tema-4-predprinimatelstvo-i-rol-malih-organizacij-etika-menedzhmenta-i-socialnaya-otvetstvennost-organizacij.html
tema-4-primenenie-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-programma-disciplini-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost.html
tema-4-principi-prava-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
tema-4-problema-materialnoj-i-duhovnoj-kulturi-problema-zhizni-i-smerti-v-istorii-mirovoj-kulturi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/naimenovanie-temi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmnie-produkti-i-sistemi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovanie-neprerivnogo-rosta-lakatos-i-metodologiya-nauchnih-issledovatelskih-programm.html
  • urok.bystrickaya.ru/post-nomer-odin-vremya-novostej-irina-belasheva-15032005-042-str-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aviapromishlennost-1932-goda-stranica-58.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-shriftov-detskoj-pechatnoj-produkcii-chast-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/diagnosticheskaya-rabota-s-detmi-publichnij-doklad-direktora-fomichevoj-m-g-za-2008-2009-uchebnij-god-moskva-2009.html
  • student.bystrickaya.ru/15-needukovanij-kirkorov-sobranie-sochinenij-v-pyati-tomah-tom-chetvertij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/partijnaya-konferenciya-8-vesti-s-fronta-10.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-formirovanie-lichnosti-a-n-leontev-izbrannie-psihologicheskie-proizvedeniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/velimir-hlebnikov-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strukturnaya-politika-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-antropogeneza-sinteticheskaya-teoriya-evolyucii-uchenie-v-i-vernadskogo-o-biosfere-i-noosfere-voprosi-k-zachetu-dlya-ii-kursa-fakulteta-doshkolnogo-vospitaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/medvedev-rasporyadilsya-provesti-antiterroristicheskie-ucheniya-po-vsej-rossii-internet-izdanie-regionsru-11022011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-5-yuridicheskaya-lichnost-nekommercheskih-organizacij-uchebno-metodicheskij-kompleks-yuridicheskie-lica-udk-bbk.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-9-j-dalnevostochnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-novie-tehnologii-v-akusherstve-i-ginekologii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-umenij-celostnogo-analiza-teksta.html
  • composition.bystrickaya.ru/orientaciya-ili-fokus-na-klienta-potrebitelya-pokupatelya-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-dohodnost-i-risk-finansovih-aktivov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-pamyatnoj-knigi-mi-pervaya-rota-kursantov-stranica-9.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geopolitika-napravleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-strukturirovanie-problemi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/svremenna-muzikalna-terminologiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-rabota-ierarhii-alisa-a-bejli-posvyashenie-chelovecheskoe-i-solnechnoe.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-glavi-16-04-2010-g-byudzhet-selskogo-poseleniya-chelutaevskoe.html
  • control.bystrickaya.ru/blejher-vm-kruk-iv-bokov-sn-oligofreniya-hrestomatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-dekabrya-uilyam-makdonald.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-chetvertaya-stranica-10.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-usilitelyu-razvetvitelyu-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-na-pravo-zaklyucheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/usloviya-prozhivaniyapitaniyatransfera-dlya-sportsmenov-v-zagorodnom-klube-romantik.html
  • write.bystrickaya.ru/evolyuciya-anglijskogo-zakonodatelstva-ob-obrazovanii-akti-o-reforme-obrazovaniya-seredini-1990h-gg-hh-v-nachala-hh-i-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-v-baeva-po-micelialnim-gribam.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sz-mdeniet-zhalpi-lt-m-denietn-ajnasi-spett-sonditan-adamdar-sjleuge-asa-zhauapkershlkpen-araulari-kerek-dep-ojlajmin.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tochechnoe-ocenivanie.html
  • school.bystrickaya.ru/10-sovershenstvovanie-upravleniya-servisnimi-kompaniyami-s-ispolzovaniem-it-tehnologij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.