.RU

«Теплый хлеб»


Урок ( интегрированный) по православной культуре и литературному чтению).

3 класс. Учитель Ларченко И. М.

МОУ СОШ №1г. Черняховск.


Константин Георгиевич Паустовский

« Теплый хлеб».

Время Великого Поста.


  1. Прослушайте отрывок из произведения и вспомните его название и его автора.

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. …

( учитель читает отрывок из текста)

К тому же конь- раненый, пострадал от врага.


У. Как называется произведение?

^ Кто автор?

Как бы вы определили жанр этого произведения?

( сказка или рассказ? обосновать своё мнение.)


Замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых: романы и рассказы, которые внесли в нашу суровую жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: «Стальное колечко», «Теплый хлеб».

Может показаться, что они совсем не похожи на сказки, т. к.события в них происходят реальные, жизненные. Только добавлено в них чуть-чуть чего-то неуловимо волшебного, чудесного…Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Каждая из них укрепляет наш дух, силу и мудрость Божиих заповедей.

Жил К. Г. Паустовский в нашей стране в то время, когда даже слово Бог было под запретом, когда рушили Храмы Господни, уничтожали священные книги да и самих священнослужителей. И конечно, не мог писатель прямо и открыто учить детей правде Христовой. Вот он и избрал форму притчи, назвав свои произведения сказками. А мы должны докопаться до того главного, что хотел поведать нам в своих сказках автор.


^ Давайте начнем по порядку, с самого начала.

( на доске появляется табличка «Введение» )

-С какими персонажами мы знакомимся в самом начале произведения?

-Кто главный герой? ( Филька )

-Найдите в тексте и прочитайте, каким нам его представляет автор.

-Нравится вам главный герой? Почему?

-А как описывает автор зиму, стоявшую в тот год.

-Что было дальше? Что случилось между конём и Филькой? (Прочитаем ).

( на доске появляется табличка «Злой поступок»)

Как называют православные люди злой поступок?

У. Грех.


Вот он ГРЕХ . Злое, жестокое дело. Обидеть раненого коня, который только и жив-то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок. И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки! Злая энергия этих слов может много бед натворить!


^ А мы читаем дальше ( Слеза скатилась у коня из глаз….)

Дадим заглавие этой части произведения.

( на доске появляется табличка «Беда»)


Вот видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого поступка одного мальчишки.

А за что наказывать всех? Пусть бы одному Фильке было наказание за его грех. Но тут есть о чём подумать: ведь господь все так устроил, чтобы люди несли ответственность, т. е. отвечали, но не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Вы наверное замечали, что ваши хорошие поступки радуют близких, И наоборот- злое дело огорчает всех окружающих. Мы все отвечаем друг за друга, за всё, что совершается вокруг нас.

И главное: в жизни всё время происходят очень схожие события, и расплата за них всегда бывает похожая. Но, как, ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.

А о каком уроке жизни поведала Фильке бабушка?

( на доске появляется табличка «Рассказ бабушки.»)

(чтение детьми указанного отрывка)


…Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз-, говорила бабка …

…-Отчего же он помер?-хрипло спросил Филька.

( смена слайда на доске)


- от охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила:-Знать и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз…

(прервать чтение и спросить детей, как они понимают выражение « охлаждение сердца»). (высказывания детей ).


-Чего же теперь делать, бабка?- спросил Филька из-под тулупа?- Неужто помирать?

^ Да ну его, Панкрата!- сказал Филька и затих.


У. А теперь давайте разбираться, что происходит в душе маленького грешника. Дело-то ведь не шуточное – гибелью пахнет! Сначала зададимся вопросом, зачем рассказала бабушка внуку эту историю со стариком и солдатом? Догадалась ли она? Ведь она не видела, как Филька обидел коня. Кстати, история, произошедшая сто лет назад со стариком и солдатом, очень похожа на историю, которая произошла с Филькой и конём.

(высказывания детей ).

Ну а что Филька? Воспринял ли он бабушкин урок? Осознал ли он свой грех? Понял ли , что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Как вы думаете, что в бабкиной притче на него произвело наибольшее впечатление?

(высказывания детей ).


Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления. Вспомните, что сделали Адам и Ева, когда ими впервые овладел страх и стыд?

(высказывания детей ).

Да, они так же, как наш маленький грешник, спрятались от Бога. А вспомните себя: когда что-нибудь натворишь, совершишь дурное, тебе хочется, чтобы этого не заметили. Но ведь Бог всевидящ и вездесущ, т. е. он незримо присутствует рядом в виде совести, которую Он в тебя вселил. И чем дольше скрываешь свой грех, тем горше потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд. Теперь понятно, что происходило в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке?

^ И что же происходит дальше? Какое решение принимает Филька?

(исправить свою вину, попросить прощения у коня, сделать так, чтобы мороз ушёл, а мельница вновь работала. )

^ Как мы назовем эту часть рассказа?


( на доске смена слайда: «Раскаяние .»)

-У. Легко ли было Фильке это сделать?

( найдите подтверждение в тексте, как описывает автор природу, чувства мальика?)


Ночью он слез с печи…( чтение детей, затем выбор образных средств, которые использовал автор).


воздух синий, страшный; воздух замёрз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шёл, заржал и забил копытом раненый конь.

( на доске смена слайда )

У. Вот, что пережил мальчишка, пока бежал от дома до мельницы. Сколько страхов он натерпелся на своем пути к покаянию.

-А теперь давайте будем особенно внимательны. Как вы считаете: Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом? (высказывания детей ).

-Сравните, так ли повели себя Адам и Ева, когда Бог уличил их в нарушении его запрета? (высказывания детей ).

-Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде.


^ У. Давайте дадим заглавие следующей части сказки.

( на доске появляется табличка « Искупление вины .»)

У. На это мы прервем чтение и анализ рассказа и посмотрим, какой путь совершает душа человека на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступенька очищает совесть, освобождает её от гнёта вины. Давайте попробуем нарисовать эту лестницу покаяния.

- Какова будет первая ступенька? Это ОСОЗНАНИЕ. своего греха, стыд за неправедное ,дело, мысль или намерение .Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, какую заповедь Божью ты нарушил, а значит сотворил зло.

- Какова будет вторая ступенька? Это ПРЕОДОЛЕНИЕ На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания

- Какова будет третья ступенька? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ РАССКАЯНИЕ и ПОКАЯНИЕ перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения и тебе становится легко и весело.

- Какова будет четвертая ступенька? ИСКУПЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ГРЕХА. Однако не всем и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.

( на доске смена слайда )

У. Но у лестницы покаяния есть ещё одна, самая высокая ступень БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА УРОК.

^ Кто же и кого должен благодарить? Каким образом? ? (высказывания детей ).

Я надеюсь, что вы станете благодарить своих родных, близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправляться и стать лучше.


У.- А как называется в православной культуре время покаяния? (Пост)

-Какое время по церковному календарю сейчас идет? Как оно называется ?( Великий Пост)

-Почему этот пост называется Великим Постом?

-А в чем каются люди? (высказывания детей ).


- Значит, в православной культуре время покаяния называется ПОСТ, т. е. специально отведенное время, когда люди особенно вспоминают о своем предательстве Христа и стараются очистить свою душу.

-Что главное во время поста?


-самое важное - это духовное очищение. Не делать зла, не обижать людей. Подумать, что вы можете сделать хорошего для своих близких, может быть исправить какие-то свои недостатки, помочь бескорыстно кому-то, попросить прощения за что-то и т. д.


Итог урока:

какая связь между рассказом К. Г.Паустовского

«Теплый хлеб» и Великим постом?

tema-4-pravo-mezhdunarodnih-organizacij-sbornik-metodicheskih-materialov-po-kursu.html
tema-4-pravovoe-gosudarstvo-istoriya-idej-i-sovremennost-kurs-lekcij-minsk-2004-udk-34-01076-6.html
tema-4-predprinimatelstvo-i-rol-malih-organizacij-etika-menedzhmenta-i-socialnaya-otvetstvennost-organizacij.html
tema-4-primenenie-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-programma-disciplini-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost.html
tema-4-principi-prava-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
tema-4-problema-materialnoj-i-duhovnoj-kulturi-problema-zhizni-i-smerti-v-istorii-mirovoj-kulturi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-obsuzhdenie-rezultatov-konservativnoj-terapii-adenom-gipofiza-v-kompleksnom-lechenii-adenom-gipofiza.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhentlmeni-serri-moreni-i-chudesnaya-istoriya-dona-bernardo-de-sunigi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-v-gavanyah-afinskogo-porta-pirej.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oruzhie-massovogo-porazheniya-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshe-da-menshe-britanskaya-blagotvoritelnaya-organizaciya-plan-uk-razmestila-na-avtobusnih-ostanovkah-interaktivnuyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-sociologii-i-zhurnalistike-primenenie-kontent-analiza-v-sociologii-smi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovoj-status-inostrannih-grazhdan-mestnoe-samoupravlenie-v-respublike-belarus.html
  • education.bystrickaya.ru/24-metodologicheskie-osnovi-viyavleniya-zakonomernih-svyazej-v-izuchaemih-yavleniyah-i-viyavlenie-protivorechij.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhangelskie-mladenci-predlozhili-ogranichit-vlast-mera-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-hudozhestvennogo-opita-podrostkov-na-urokah-muziki-i-vneklassnih-zanyatiyah.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-149-kniga-pyataya.html
  • education.bystrickaya.ru/227-udovletvoryonnost-roditelej-kachestvom-predostavlyaemih-obrazovatelnih-uslug.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letnyaya-zanyatost-publichnij-otchet-o-rabote-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-47-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obzornaya-spravka-politicheskij-arhiv-xx-veka-voprosi-istorii-1994-10-12-1995-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-soznanie-v-dvuh-knigah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zvon-kolokolov-hatini-mi-ne-zabudem-nikogda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/idei-dzhekoba-levi-moreno-v-kontekste-razvitiya-zapadnoevropejskoj-i-severoamerikanskoj-psihologii-hh-stoletiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/transgennie-rasteniya-kak-bioproducenti-belkov-medicinskogo-naznacheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhovich-l-i-b76-problemi-formirovaniya-lichnosti-pod-redakciej-d-i-feldshtejna-vstupitelnaya-statya-d-i-feldshtejna-2-e-izd-stranica-18.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-petya-rostov-prochitat-otrivok-iz-romana-vojna-i-mir-portret-peti-rostova-pismenno-i-s-turgenev-mumu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshevoinskie-ustavi-ih-osnovnie-trebovaniya-i-soderzhanie-chast-16.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-arbitrazhnoj-praktiki-po-osparivaniyu-postanovlenij-o-privlechenii-k-administrativnoj-otvetstvennosti-predusmotrennoj-statej-15-25-koap-rf.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-po-predostavleniyu-municipalnoj-uslugi-peredacha-municipalnogo-imushestva-v-bezvozmezdnoe-polzovanie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-ekologicheskoe-vospitanie-detej-na-nravstvenno-patrioticheskoj-osnove.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sverhmetkij-vistrel-nikolaj-nepomnyashij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-postanovleniyu-verhovnoj-radi-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-francisk-i-vaclav-tanya-grotter-i-proklyatie-nekromaga.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krug-idej-i-evolyuciya-sibirskoj-prozi-nachala-xx-veka-imeet-nauchnie-raboti-po-istorii-regionalnoj-literaturnoj-tradicii-v-sibiri.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rekomendovano-smolenskim-oblastnim-ekspertnim-sovetom-k-ispolzovaniyu-v-kachestve-fakultativnogo-kursa-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-smolensk.html
  • student.bystrickaya.ru/1-mehanizmi-formirovaniya-regionalnoj-politiki-v-sfere-uslovij-i-ohrani-truda-regionalnij-doklad.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebno-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-specialnost-350800-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-irkutsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vid-obucheniya-deyatelnost-uchitelya-programma-uchebnoj-disciplini-didaktika-sevastopol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.